Проект «Традиции русской народной культуры».
проект по мхк на тему
«Чтобы воспринять культурные ценности во всей их полноте,
необходимо знать их происхождение,
процесс их созидания и исторического изменения,
заложенную в них культурную память».
Д.С. Лихачев.
Социально-экономические условия развития нашего общества требуют от выпускников школы умения предвидеть проблемы и находить пути их решения, искать информацию, продумывать и выбирать варианты действий. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулированы важнейшие задачи современной школы, одна из которых – это формирование «личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Таким образом, необходимо с первых лет обучения закладывать у детей такие качества, которые бы дали им возможность в дальнейшем активно строить свою жизнь. С другой стороны, внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий уменьшает возможность формирования многих практических навыков у обучающихся, необходимых для деятельности в конкурентном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_traditsii_proekt.docx | 47.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в школе.
«Традиции русской народной культуры».
«Чтобы воспринять культурные ценности во всей их полноте,
необходимо знать их происхождение,
процесс их созидания и исторического изменения,
заложенную в них культурную память».
Д.С. Лихачев.
Социально-экономические условия развития нашего общества требуют от выпускников школы умения предвидеть проблемы и находить пути их решения, искать информацию, продумывать и выбирать варианты действий. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулированы важнейшие задачи современной школы, одна из которых – это формирование «личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Таким образом, необходимо с первых лет обучения закладывать у детей такие качества, которые бы дали им возможность в дальнейшем активно строить свою жизнь. С другой стороны, внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий уменьшает возможность формирования многих практических навыков у обучающихся, необходимых для деятельности в конкурентном мире.
Мы, молодое поколение, должны приобщаться к национальной культуре, т.к. наше сегодня, как когда-то наше прошлое, также творит традиции и обычаи будущего. .А нужно ли нам, современному поколению, знать обычаи, которыми руководствовались наши далёкие предки? Да, это нам необходимо. «Мы ничего не должны растерять из нашего великого наследия», - говорил Д.С. Лихачев. Мы должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции и обычаи национальной культуры; осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой, например, русские национальные обычаи.
Культуру России невозможно представить себе без народного творчества, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являются частью его истории. Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества – одно из главных условий развития его художественно-творческих способностей.
Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. Реализация данного проекта позволит интегрировать урочную и внеурочную деятельность, использовать интерактивные формы работы с обучающимися, обеспечит тесное сотрудничество с родителями воспитанников и окружающим социумом. В процессе реализации проекта обучающиеся будут осваивать навыки поисковой деятельности, учиться общаться со сверстниками и взрослыми, создавать своими руками предметы декоративно – прикладного творчества и т. п. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.
Тема данной работы : «Традиции русской народной культуры». Обращение к духовным ценностям русской культуры достаточно актуально в современном обществе. Обряд, традиция, обычай являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они являются могучим средством национального воспитания и сплочения народа в единое целое.
Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что общество вновь и вновь оборачивается к своим истокам. Страна переживает духовный подъём, начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, позабытое, и оказывается, что обряд, обычай направлен на сохранение вечных человеческих ценностей:
- мира в семье,
- любви к ближнему,
- сплочённости,
- нравственного добра,
- скромности, красоты, истины,
- патриотизма.
Проблема в том, что в зависимости от того, насколько мы осознаём ценности своей культуры, умеем их хранить, бережно передавая из поколения в поколение, настолько определяется и благополучие нашего народа. В этой связи становится понятным мой интерес к обычаям русского народа.
Цель: Воспитывать нравственные качества личности, формировать коммуникативные компетенции в процессе освоения культуры и традиций русского народа. (Создание оптимальных условий для развития личности ребёнка через творческое самовыражение)
Задачи:
- ознакомиться с русскими национальными обычаями и обрядами как важнейшим блоком в системе духовной культуры русского народа;
- исследовать современное знание обычаев русского народа среди учеников;
- Развивать познавательную сферу: внимание, мышление, память.
- Развивать навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми моральными и нравственными нормами;
- Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру;
- Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся должны знать и уважать такие традиции своего народа, как любовь к Отечеству, к родной земле и своему дому, любовь к ближним и уважение к старшим.
- Должны осознать роль труда в жизни россиян, знать и хранить историко-духовную память, культуру и быт своего народа, традиции защитников нашей Родины, уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни.
Сроки реализации проекта: февраль-март
Этапы реализации проекта:
Первый этап
Содержание деятельности учащихся | Функции и ключевые задачи педагога |
| Оказание организационной и консультативной помощи. Организация посещения музея, библиотеки. Привлечение к совместной деятельности родителей и партнеров. |
Второй этап
Содержание деятельности учащихся | Функции и ключевые задачи педагога |
| Совместно с детьми распределить роли, организовать репетиции. Привлечь родителей к оформлению декораций, костюмов. Подготовить выставку детского творчества. |
Третий этап
Содержание деятельности учащихся | Функции и ключевые задачи педагога |
| Помочь в художественном оформлении выставки. Распределение обязанностей и назначение ответственных Привлечение родителей. Организация диалога по обсуждению результатов совместной деятельности. |
План мероприятий.
№ | класс | Мероприятия | Задачи | Ожидаемый результат |
1 | 5 класс. | Экскурсия в природу. Первые приметы весны | Развивать эмоциональное восприятие окружающего мира. Расширять словарный запас, связную речь. Воспитывать навык правильного поведения в природе( лесу, парке) | Умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи. Способность составлять краткие описательные рассказы, используя образные средства родного языка. Способность бережно относиться к природе. |
2 | 5 класс. | Изобразительная деятельность по теме ”Весенние напевы ”(рисование, аппликация) | Формировать навыки работы с изобразительными материалами. Учить четко определять свои творческие замыслы, доводить начатое дело до конца. Развивать чувство композиции, цвета. Воспитывать эстетическое восприятие. | Умение работать кистью, красками, добиваться аккуратности, доводить начатое дело до конца. Способность воплощать свои впечатления в рисунке. Интерес к изобразительной деятельности. |
3 | 6 класс | Чтение литературных произведений о весне и русских народных сказок Конкурс чтецов. | Знакомить с творчеством русских писателей и поэтов. Развивать память (слуховую, эмоциональную). Развивать правильную дикцию, интонационную сторону речи. Воспитывать интерес к поэзии, умение понимать образный язык поэзии. | Способность на слух воспринимать поэтические произведения. Владеть дикцией и выразительными средствами речи. Проявлять интерес к чтению русской литературы. |
4 | 7 класс | Беседа-диалог “Труд крестьян весной. Народный календарь” | Познакомить с историей создания календаря. Развивать познавательную активность, слуховое восприятие, внимание. Воспитывать интерес к традициям русского народа. | Способность внимательно слушать, вступать в диалог с педагогом, давать полный ответ на поставленный вопрос. Уважительно относиться к труду, традициям русского народа. |
5 | 6-7 классы | Прослушивание музыкальных произведений о весне ( П.И.Чайковский, А.Вивальди) и русских народных песен. | Знакомить детей с творчеством П.И.Чайковского, А.Вивальди. Учить детей внимательно слушать музыку. Знакомство с русскими народными песнями. Развивать слуховое восприятие, способность эмоционально откликаться на музыку. | Стремление к прослушиванию музыки. Интерес к классической и народной музыке . |
6 | 6 класс | Рисование по теме прочитанных сказок. Конкурс детского творчества. | Учить детей определять содержание рисунка в соответствии с содержанием сказки. Формировать навыки общения и способность активно включаться в совместную деятельность. Учить получать новые цвета и оттенки способом смешивания красок. | Умение определять сюжетное содержание, находить цветовое решение, работать аккуратно. Умение адекватно оценивать свою работу и работу товарищей. |
5-8 классы | Экскурсия в городской краеведческий музей. “Традиции встречи весны в Сибири” | Познакомить с традиционными весенними русскими праздниками. Развивать умение воспринимать и усваивать информацию. Воспитывать культуру поведения в общественных местах. | Умение внимательно слушать и рассматривать музейные экспонаты. Способность проявлять интерес к традициям русского народа. Знание правил поведения в общественных местах. | |
7 класс | Беседа – диалог “Старинные обычаи встречи весны” | Рассказать о старинных обычаях встречи весны на Руси. Развивать познавательный интерес, диалогическую речь. Учить понимать образность русских пословиц и поговорок. Воспитывать интерес к традициям русского народа. | Способность внимательно слушать собеседников, владеть навыками культурной речи. Умение понимать образность русского языка. Проявлять уважение к традициям русского народа. | |
8 класс | Интегрированное занятие «Художественные промыслы России» | Уточнить и расширить знания детей промыслах России Развивать познавательную активность, обогащать словарный запас, развивать связную речь. Воспитывать бережное отношение традициям русского народа. | Умение слушать собеседника, точно и ясно выражать свои мысли. Уметь работать различными материалами и представить работы на ярмарке. Защита работ. | |
8 класс | Практическое занятие по изготовлению разделочных досок, подносов, лавок. | Развивать умение планировать и выполнять работу в логической последовательности. Развивать навыки самоконтроля при выполнении работы. Развивать навыки взаимодействия, сотрудничества, взаимопомощи. | Умение планировать свою работу. Способность доводить начатое дело до конца, умение адекватно оценивать результат своего труда. Умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми, оказывать необходимую помощь. | |
7 класс | Знакомство с русским народным праздником “Сороки”. Выпекание печенья в форме жаворонков. | Развивать познавательный интерес, произвольное внимание. Развивать связную речь, умение обращаться с вопросами к окружающим. Формировать практические навыки обращения с тестом. Воспитывать интерес к традициям русского народа. | Умение внимательно слушать и вступать в диалог. Практические навыки по кулинарии. Интерес к традициям русского народа. | |
5-8 классы | Участие в городской выставке детского творчества. | Развивать творческие способности. Воспитывать целеустремленность, настойчивость при достижении поставленной цели. Формировать адекватную самооценку. | Увлеченность художественным творчеством. Способность доводить начатое дело до конца. Умение адекватно оценивать результат своего труда и труда своих товарищей. | |
Подготовка к празднику «Широкая масленица»
| Формировать навыки планирования, умение распределять содержание работы между участниками совместной деятельности. Воспитывать навыки сотрудничества. Развивать творческие навыки. Воспитывать интерес к русским народным традициям. | Умение планировать работу и доводить начатое дело до конца. Навыки работы с различными материалами. Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения коллективной работы. Ответственность за порученное дело. | ||
Проведение праздника «Широкая масленица»
| Формировать у детей мотивацию на совместную творческую деятельность. Развивать у детей навыки взаимодействия и сотрудничества. Воспитывать активность, желание принимать участие в коллективных мероприятиях. | Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, оказывать необходимую помощь. Потребность участвовать в общественной жизни. | ||
Подведение итогов проекта. | Развивать навыки диалогической речи, умение давать оценку своим действиям и действиям партнёров. Формировать адекватную самооценку, чувство уверенности в своих возможностях. Формировать умение использовать приобретённые навыки в других практических ситуациях. | Умение внимательно слушать, вступать в диалог. Умение адекватно оценивать результаты своей деятельности. Умение переносить практические навыки с одной ситуации на другую. |
Заключение.
Мы должны бережно хранить русские традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений. Например, среди них был и остается наш древний обычай жить честным и полезным трудом, работая не только для себя, но и для общества, не только ради денег или славы, но и ради победы и возрождения Отечества
Православные обычаи – это вера, преобразившая быт, это обычаи, в которых отразились основные стороны жизни. Мы увидели на примере русских национальных обычаев, почитаемых и ныне, что они помогают сплачивать народ в единое целое.
Православные обычаи народа – это сформированный веками уклад его жизни, в пределах которого каждому человеку открывается путь правильного развития природных способностей, путь к жизненному успеху.
Главная задача русского человека сегодня – сделать духовный выбор: соединиться со своим народом в его тысячелетней судьбе, в его благодатных православных обычаях и традициях, идущих из глубины веков, обрести спасительную веру, отвечающую на все насущные вопросы жизни, и навсегда приобщиться к историческим обычаям и нормам жизни нашего народа.
Сегодня многие из нас понимают, что очень важно не утратить духовные ценности русского народа (доброту, религиозность, патриотизм, сплоченность), способствовать их передаче следующим поколениям путём приобщения к богатой русской национальной культуре.
Исторические обычаи русского народа уникальны. Народные обычаи и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно необходимыми в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.
Список источников и литературы:
- Домострой / Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В. В. Колесова: Подгот. текстов В. В. Рождественской, В. В. Колесова и М. В. Пименовой: Худож. А. Г. Тюрин. – М.: Сов. Россия, 1990. – 304 с.
- Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях / Н. И. Костомаров. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях / И.Е. Забелин. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. – Смоленск: «Русич», 2002. – 560 с.
- Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. / Авт.: О. Г. Баранова, Т. А. Зимина и др. – СПб.: Искусство – СПБ, 2001. – 672 с.
- Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собранное М. Забылиным репринтное воспроизведение издания 1880 г. М.: «Книга-Принтшоп» 1990 - 519 с.
- Народные праздники на Святой Руси. Н.П.Степанов. М.: Российский раритет. 1992.
- Полная энциклопедия быта русского народа. И. А. Панкеев. Тт. 1,2. М.: ОЛма-Пресс, 1998
- http://www.prostranstvo.ru.
- http://folklorus.narod.ru/
- http://www.slavya.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Традиции русской народной и православной культуры в педагогической системе"
Проект "Традиции русской народной и православной культуры в педагогической системе" был реализован в ДОУ на занятиях кружка как иксперемент. Результаты проекта отражены в мониторинге....
Авторская программма по изучению традиций,обрядов,праздников русской народной культуры на уроках по развитию речи,чтению,на внеклассных занятиях "Чем дальше в будущее входим,тем больше старым дорожим".
Данная программа разработана в целях речевого и эстетического развития умственно-отсталых школьников при обучении предметам - чтение,развитие речи, а также во внеклассной работе воспитателей и педагог...
Рабочая программа курсов по выбору «Традиции русской народной культуры»
Программа курса по выбору «Традиции русской народной культуры» в рамках реализации школой предпрофильной подготовки, представляет собой надпредметный курс, предназначенный для обучающихся 8 клас...
Проект Традиции русского народного костюма
Цель проекта: изучить особенности русского народного костюма;разобраться в элементах костюма;выявить различия между женским и мужским костюмамиЗадача проекта:познакомиться с культурой русского ко...
Календарно-тематическое планирование кружка "Традиции русской народной культуры"9 класс
Кружок "Традиции русской народной культуры" рассчитан на 34 часа для обучающихся 9-ых классов. Он содержит интересный материал для учителя и обучающихся....
Проект "Развитие духовности детей школьного возраста через приобщение к русской народной культуре"
ПАСПОРТ ПРОЕКТАПамять о минувшем, уважение к минувшему – вот отличающая черта образованности.А.С. Пушкин...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская горница»
В нашей школе активно действует творческое объединение «Русская забава», где мы поем народные песни, проводим фольклорные праздники и, конечно же, наряжаемся в русские народные костюмы. Но для проведе...