Рабочая программа по Искусству (Музыка и ИЗО) для 8 класса 2016-2017гг
рабочая программа по мхк (8 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету Искусство (Музыка и ИЗО) для 8 класса
на 2016-2017 учебный год
Рабочую программу составила:
Федосеева Г.Ф.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по искусству 8 класс (авторы программы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, И Кашекова, издательство. «Просвещение», 2007 г.)
Методической основы программы являются современные концепции в области эстетики, культурологи, психологии художественного творчества, развивающего обучения, художественного образования. Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.
Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Содержание программы дает возможность реализовать основные
цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
— развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
— воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
— формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
— приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
— овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
— культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
— воспитание художественного вкуса;
— приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
— формирование умений и навыков художественного самообразования.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Результаты освоения программы «Искусство»
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
- освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
- знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
- устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Учащиеся научатся:
• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
- сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Межпредметные связи.
В программе рассматриваются разнообразные явления муз. искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций, театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа, творческая работа, викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный, текущий, итоговый, индивидуальный, письменный, контроль учителя
Формы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, тест
Требования к уровню подготовки учащихся:
Выпускники научатся:
• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Личностными результатами изучения искусства являются:
- развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
- оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
• участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Содержание программы
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 7 часов.
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.
Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
№ | Кол-во часов | Тип урока | Разделы и темы урока | Музыкальный и художественный репертуары | Знания, умения, навыки. |
1 | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Искусство в жизни современного человека. Искусство вокруг нас. | Произведения художественной культуры.(архитектуры, живописи, скульптуры, музыки) | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
2 | 1 | Комбинирован. | Художественный образ – стиль – язык. | Произведения художественной культуры.(архитектуры, живописи, скульптуры, музыки) | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
3 | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. | Предметы материальной культуры в контексте разных стилей) | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
4 | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Искусство открывает новые грани мира. Искусство рассказывает о красоте земли. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. | Иллюстрации к сказкам И Билибин, Т Маврин. Хужожественные произведения А.Саврасова, И.Левитана. Муз.произведения М.Мусоргского, А.Бородина. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
5 | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Зримая музыка. | Музыкальные произведения В.Моцарта, И.Баха. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
6 | 1 | Урок комплексного применения | Человек в зеркале Искусства: жанр портрета. | Произведения П.И.Чайковского, С.Прокофьева, И Стравинского. Скульптуры Древнего Египта. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
7 | 1 | Урок комплексного применения | Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников. | Произведения художников И Вишнякова,В Серова. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
8 | 1 | Урок комплексного применения | Как начиналась галерея. | Произведения К.Петрова-Водкина, Г.Климт, Х.Бидструп. Музыкальные произведения Г.Свиридова. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
9 | 1 | Комбинирован. Закрепление. | Портрет композитора в литературе и кино. Закрепление материала.. | Произведения четверти(Художественные и музыкальные) | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
№ | Кол-во часов | Тип урока | Разделы и темы урока | Музыкальный репертуар | Знания, умения, навыки. |
1. | 1 | Урок комплексного применения | Искусство как универсальный способ общения. Мир в зеркале искусства. | Произведения художников П.Клас, В Хеда, Ж.Брак. Музыкальные произведения М.Глинка, М.Мусоргского. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
2. 3. | 2 | Урок комплексного применения | Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения, как происходит передача сообщений в искусстве? | Художественные произведения В.Борисов–Мусатов, М.Врубель. Музыкальные произведения А.Хачатуряна. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
4 | 1 | Урок комплексного применения | Искусство – проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства. | Художественные произведения М.Чюрлёниса., рисунки А.Матиса, В.Ван Гога. Музыкальные произведения Д.Шостаковича. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
5 | 1 | Комбинирован. | Художественные послания предков. Разговор с современником. | Художественные произведения В.Серова. Скульптуры: Ника Саофракийская, О.Родена. Музыкальные произведения А.Скрябина. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
6 | 1 | Урок комплексного применения | Символы в жизни и искусстве. | Архитектура: Успенский собор Московского Кремля. Музыкальные произведения Шнитке. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
7 | 1 | Урок комплексного применения | Музыкально-поэтическая символика огня. | Графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси. Музыка А.Скрябина. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
8 | 1 | Урок-закрепление. | Закрепление четверти. | Произведения четверти | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
№ | Кол-во часов | Тип урока | Разделы и темы урока | Музыкальный репертуар | Знания, умения, навыки. |
1 | 1 | Урок комплексного применения | Красота в искусстве и жизни. Что есть красота? | Скульптурный портрет Нефертити. Скульптура Афродиты Милосской Музыкальные произведения Д.Каччини. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
2. 3. | 2 | Урок комплексного применения | Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка. | Икона Владимирской Богоматери. «Мона Лиза» Леонардо да Винчи Музыка Э.Грига. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
4. 5. | 2 | Урок комплексного применения | Есть ли у красоты свои законы? | Скульптурные и живописные композиции: «Весна» О.Родена, «Весна» С.Боттичелли. Музыка Ф.Шопена. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
6. 7. | 2 | Комбинирован. | Всегда ли люди одинаково понимали красоту? | Художественные произведения И.Левитана, А.Куинджи. Музыка И.Штрауса, Ж.Бизе. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
8. | 1 | Урок комплексного применения | Великий дар творчества: радость и красота созидания. | Живопись Ф.Васильева, У.Тернер. Музыка В.Гавриллина, М.Равеля. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
9 | 1 | Урок комплексного применения | Как соотносится красота и польза? Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. | Женские образы В произведениях Ф.Рокотова, Б.Кустодиева. Музыка В.Кикта, М Глинка.,П.Чайковский. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
10 | 1 | Урок-закрепление. | Закрепление четверти. | Произведения (художественные и музыкальные) четверти | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
№ | Кол-во часов | Тип урока | Разделы и темы урока | Музыкальный репертуар | Знания, умения, навыки. |
1. 2. 3. 4. | 4 | Урок комплексного применения | Прекрасное пробуждает доброе. Преобразующая сила искусства. | В.Моцарт «Реквием». Художественные произведения Малевича, Леонардо да Винчи. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
5. 6. | 2 | Урок комплексного применения | Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа» Весенняя сказка «Снегурочка» | Музыка Римского – Корсакова. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
7. 8. | 2 | Урок-закрепление. | Закрепление четверти. Обобщение года | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по искусству (музыке) для 5-7 классов
Данная программа предназначена для учителей музыки. работающих по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской " Музыка. 5-7 класс" и соответствует требованиям Федерального государственного обра...