Рабочая программа по Искусству (Музыка и ИЗО) для 8 класса 2016-2017гг
рабочая программа по мхк (8 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _rabochaya_programma_8_klass.docx34.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету Искусство (Музыка и ИЗО)  для 8 класса

на 2016-2017 учебный год

Рабочую программу составила:

Федосеева Г.Ф.

                                             Пояснительная записка

      Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по искусству 8 класс (авторы программы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, И Кашекова, издательство. «Просвещение», 2007 г.)

  Методической основы программы являются современные концепции в области эстетики, культурологи, психологии художественного творчества, развивающего обучения, художественного образования. Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.

  Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
  Содержание программы дает возможность реализовать основные

цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

—  воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

—   приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

—   овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

—   актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

—   культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

—   формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

—  воспитание художественного вкуса;

—  приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

— формирование умений и навыков художественного самообразования.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Результаты освоения программы «Искусство»

Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:

  • освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
  • знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
  • устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

 Учащиеся научатся:

•  воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

•  понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

•  описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

•  структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  • сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
  • работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
  • культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Отличительные особенности программы

     Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

      Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Межпредметные   связи.

      В программе рассматриваются разнообразные явления муз. искусства и их взаимодействие  с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций, театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.

Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа, творческая работа, викторина

    Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный, текущий, итоговый, индивидуальный, письменный, контроль учителя

    Формы контроля: наблюдение,  самостоятельная работа, тест

Требования к уровню подготовки учащихся:

Выпускники научатся:

•                             ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

•                            организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

•                             мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

•                        воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Личностными результатами изучения искусства являются:

  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
  • оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

 Выпускники научатся:

•                      аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

•                                        использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

•                     участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.

Общеучебные  умения, навыки  и  способы  деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

       Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Содержание программы

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков)  человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 7 часов.

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.

Кол-во часов

Тип урока

Разделы и темы урока

Музыкальный и художественный репертуары

Знания, умения, навыки.

1

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Искусство в жизни современного человека.

Искусство вокруг нас.

Произведения художественной культуры.(архитектуры, живописи, скульптуры, музыки)

Представление  о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

2

1

Комбинирован.

Художественный образ – стиль – язык.

Произведения художественной культуры.(архитектуры, живописи, скульптуры, музыки)

Представление  о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

3

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

Предметы материальной культуры в контексте разных стилей)

Представление  о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

4

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Искусство открывает новые грани мира.

Искусство рассказывает о красоте земли. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.

Иллюстрации к сказкам И Билибин, Т Маврин.

Хужожественные произведения А.Саврасова, И.Левитана.

Муз.произведения М.Мусоргского, А.Бородина.

Представление  о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

5

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Зримая музыка.

Музыкальные произведения В.Моцарта, И.Баха.

Представление  о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

6

1

Урок комплексного применения

Человек в зеркале

Искусства: жанр портрета.

Произведения П.И.Чайковского, С.Прокофьева, И Стравинского.

Скульптуры Древнего Египта.

Представление  о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

7

1

Урок комплексного применения

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.

Произведения художников И Вишнякова,В Серова.

Представление  о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

8

1

Урок комплексного применения

Как начиналась галерея.

Произведения К.Петрова-Водкина, Г.Климт, Х.Бидструп.

Музыкальные произведения Г.Свиридова.

Представление  о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

9

1

Комбинирован.

Закрепление.

Портрет композитора в литературе и кино. Закрепление материала..

Произведения четверти(Художественные и музыкальные)

Представление  о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

Кол-во часов

Тип урока

Разделы и темы урока

Музыкальный репертуар

Знания, умения, навыки.

1.

1

Урок комплексного применения

Искусство как универсальный способ общения.

Мир в зеркале искусства.

Произведения художников П.Клас, В Хеда, Ж.Брак.

Музыкальные произведения М.Глинка, М.Мусоргского.

Представление  о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

2.

3.

2

Урок комплексного применения

Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения, как происходит передача сообщений в искусстве?

Художественные произведения В.Борисов–Мусатов, М.Врубель.

Музыкальные произведения А.Хачатуряна.

Представление  о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

4

1

Урок комплексного применения

Искусство – проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

Художественные произведения М.Чюрлёниса., рисунки А.Матиса, В.Ван Гога.

Музыкальные произведения Д.Шостаковича.

Представление  о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

5

1

Комбинирован.

Художественные послания предков. Разговор с современником.

Художественные произведения В.Серова.

Скульптуры: Ника Саофракийская, О.Родена.

Музыкальные произведения А.Скрябина.

Представление  о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

6

1

Урок комплексного применения

Символы в жизни и искусстве.

Архитектура: Успенский собор Московского Кремля.

Музыкальные произведения Шнитке.

Представление  о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

7

1

Урок комплексного применения

Музыкально-поэтическая символика огня.

Графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси.

Музыка А.Скрябина.

Представление  о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

8

1

Урок-закрепление.

Закрепление четверти.

Произведения четверти

Представление  о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

Кол-во часов

Тип урока

Разделы и темы урока

Музыкальный репертуар

Знания, умения, навыки.

1

1

Урок комплексного применения

Красота в искусстве и жизни.

Что есть красота?

Скульптурный портрет Нефертити.

Скульптура Афродиты Милосской

Музыкальные произведения Д.Каччини.

Представление  о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

2.

3.

2

Урок комплексного применения

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.

Икона Владимирской Богоматери.

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи

Музыка Э.Грига.

Представление  о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

4.

5.

2

Урок комплексного применения

Есть ли у красоты свои законы?

Скульптурные и живописные композиции: «Весна» О.Родена, «Весна» С.Боттичелли.

Музыка Ф.Шопена.

Представление  о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

6.

7.

2

Комбинирован.

Всегда ли люди одинаково понимали красоту?

Художественные произведения И.Левитана, А.Куинджи.

Музыка И.Штрауса, Ж.Бизе.

Представление  о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

8.

1

Урок комплексного применения

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

Живопись Ф.Васильева, У.Тернер.

Музыка В.Гавриллина, М.Равеля.

Представление  о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

9

1

Урок комплексного применения

Как соотносится красота и польза? Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

Женские образы В произведениях Ф.Рокотова, Б.Кустодиева.

Музыка В.Кикта, М Глинка.,П.Чайковский.

Представление  о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

10

1

Урок-закрепление.

Закрепление четверти.

Произведения (художественные и музыкальные) четверти

Представление  о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

Кол-во часов

Тип урока

Разделы и темы урока

Музыкальный репертуар

Знания, умения, навыки.

1.

2.

3.

4.

4

Урок комплексного применения

Прекрасное пробуждает доброе.

Преобразующая сила искусства.

В.Моцарт «Реквием».

Художественные произведения Малевича, Леонардо да Винчи.

Представление  о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

5.

6.

2

Урок комплексного применения

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа» Весенняя сказка «Снегурочка»

Музыка Римского – Корсакова.

Представление  о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

7.

8.

2

Урок-закрепление.

Закрепление четверти.

Обобщение года

Представление  о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.