Рабочая программа по искусству (музыке) для 5-7 классов
рабочая программа по музыке (5 класс) по теме

Войнова Наталья Олеговна

 Данная программа предназначена для учителей музыки. работающих по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской  " Музыка. 5-7 класс" и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Рассмотрена и согласована                                                                                                  УТВЕРЖДАЮ:

методическим объединением                                                                         Директор МБОУ «СОШ №4»

             Протокол №_____                                                                          _____________ Т.Н. Бирюкова

от «____» __________ 2012 г.                                                                         «____»_____________ 2012 г.

Принята на методическом

(педагогическом) совете

          Протокол № ___

от «____» _________ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по   искусству (музыке)

для  5 - 7 классов

                   или название курса__________________________________

                (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования)

базовый уровень


    (уровень: базовый, профильный, общеобразовательный, специального коррекционного обучения)

Учитель   Войнова Н.О.

Квалификационная категория   высшая

Ефремов

2012

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе примерной программы  по искусству              5-7 классы, авторской  программы              Г.П. Сергеевой,    Е.Д.Критской   «Музыка.         5-7  классы», М.: Просвещение, 2009)  и соответствует  требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена в соответствии с важнейшими положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского.

В данной программе нашли отражение изменившиеся  социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности в модернизации содержания музыкального образования, новые педагогические технологии.

В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

Рабочая программа предназначена для обучающихся 5-7классов общеобразовательных учреждений, рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю. Срок реализации программы - 3 года.

Цель  программы:

  1. формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
  2. развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления,  творческого воображения певческого голоса,;
  1. освоение музыки и знаний о музыке, ее  интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
  1. овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
  2. воспитание устойчивого интереса к музыке,  музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры обучающихся.

В рабочую   программу были внесены изменения при подборе вокального репертуара, т.к. творческий подход учителя – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.  Рабочая программа составлена с учётом тульского регионального компонента образования школьников, в котором возрастает роль художественных ценностей Тульской области, появляется возможность широкого использования на музыкальных занятиях событий и фактов из истории области, нашедших своё выражение в художественных образах русской музыки.  Программа  была дополнена  тематикой спортивного и олимпийского  характера в рамках реализации олимпийского содержания.

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы и темы

Количество часов

5 класс (35 ч)

I

Музыка и литература.

17

1.

Что роднит музыку с литературой.

1

2.

Вокальная музыка.

1

3.

Фольклор в музыке русских композиторов.

2

4

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

1

5

Вторая жизнь песни.

2

6

«Всю жизнь мою несу Родину в душе…».

1

7

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

2

8

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

2

9

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

2

10

 Музыка в театре, кино, на телевидении

1

11

Тула – родина моя!

1

12

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл .

1

II

Музыка в изобразительном искусстве

18

1

Родство музыки и изобразительного искусства

1

2

Небесное и земное в звуках и красках

1

3

Звать  через прошлое к настоящему

2

4

Музыкальная живопись и живописная музыка

2

5

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

1

6

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1

7

Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве

2

8

Застывшая музыка

1

9

Полифония в музыке и живописи

1

10

Музыка на мольберте

1

11

Импрессионизм в музыке и живописи

1

12

О подвигах, о доблести, о славе

1

13

Музыка в названиях улиц

1

14

Мир композитора. С веком наравне.

1

15

Обобщающий урок на тему: «Музыка и изобразительное искусство»

1

35

№ п/п

Разделы и темы

Количество часов

6 класс (35 ч)

I

Мир образов вокальной и инструментальной музыки.

17

1.

Удивительный мир музыкальных образов

1

2.

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня – романс.  Мир чарующих звуков.

2

3.

Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

1

4

«Уноси моё сердце в звенящую даль…»

1

5

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

1

6

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

1

7

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

1

8

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»

1

9

Образы русской народной и духовной музыки. Народное  искусство Древней  Руси

1

10

Образы русской народной  духовной музыки. Духовный концерт

1

11

«Фрески Софии  Киевской»

1

12

«Перезвоны». Молитва

1

13

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуги. Хорал.

1

14

История Тульского края в музыке

1

15

Авторская песня: прошлое и настоящее

1

16

Джаз – искусство XX  века

1

17

Обобщающий урок на тему: Мир образов вокальной и инструментальной музыки.

1

II

Мир образов камерной и симфонической музыки

18

1

Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

2

2

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт»

2

3

«Космический пейзаж». Картинная галерея

1

4

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

2

5

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен

2

6

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»

2

7

Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта»

2

8

Мир музыкального театра

2

9

Образы киномузыки

1

10

А.Даргомыжский. Творческое  наследие композитора

1

11

Обобщающий урок на тему: Мир образов камерной и симфонической музыки

1

35

№ п/п

Разделы и темы

Количество часов

7 класс (35 ч)

I

Особенности драматургии сценической музыки

17

1.

Классика и современность.

1

2.

В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля

2

3.

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера.  Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.

2

4

В музыкальном театре. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Земли русской. Первая битва с половцами.  Плач Ярославны. Молитва.

1

5

Героическая тема в русской музыке.  Галерея героических  образов

2

6

В музыкальном театре. Первая американская национальная опера.  «Порги и Бесс». Развитие традиций оперного спектакля.

2

7

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.  Образ Кармен. Образы Хозе  и Эскамильо. Балет «Кармен-сюита».  Новое прочтение  оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе.  Образы «масок» и Тореодора.

2

8

Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса.  «От страдания к радости». Всенощное бдение.  Музыкальное  зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени»

1

9

Рок – «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.

2

10

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта».  Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь – сюиты».  «Музыканты – извечные маги…»

2

11

Обобщающий урок на тему: Особенности драматургии сценической музыки

1

II

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

18

1

Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

2

2

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.

2

3

Циклические формы инструментальной музыки. Концерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.

2

4

 Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен. Соната №2 С.Прокофьев. Соната  №11 В.-А.Моцарт

2

5

Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдн. Симфония №40 В. – А.Моцарт. Симфония №1 («Классическая») С.Прокофьев.  Симфония №5 Л.Бетховен. Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберт. Симфония №1 В.Калинниников. Симфония №5 П.Чайковского.  Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостакович.

5

6

Симфоническая картина. «Празднества» Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром.А.Хачатурян. Рапсодия в стиле блюз. Дж.Гершвин.

3

7

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит.

2

35

СОСТАВ УМК:

Программа  «Музыка. 5-7 классы» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., М: Просвещение, 2009;

Критская Е.Д. Уроки музыки: 1-7 класс., пособие для учителя, М.: Просвещение, 2005;

Учебник  для 5 класса, Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., М: Просвещение, 2009;

Учебник  для 6 класса, Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., М: Просвещение, 2009;

Учебник  для 7 класса, Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., М: Просвещение, 2009;

Рабочая тетрадь «Музыка.5 класс» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., М: Просвещение, 2009;

Рабочая тетрадь «Музыка.6 класс» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., М: Просвещение, 2009;

Рабочая тетрадь «Музыка.7 класс» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., М: Просвещение, 2009;

Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику "Музыка 5  класс"; Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С

Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику "Музыка 6 класс"; Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С

Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику "Музыка 7 класс"; Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С

Основное содержание программы

5 класс (35 часов)

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными фразами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство».

Тематическое планирование  (35 ч)

Название разделов программы:

Раздел 1.  Музыка и литература (17 ч)

Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и цокольной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке  и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет,  мюзикл.  Музыка в театре, кино, на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих  и   заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Перечень музыкального материала:

Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова.

Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана.

Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.

Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Но поле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплется плетень; Уж ты, поле мое; Не одна-то ли во поле дороженька; Ах ты, ноченька и др., русские народные песни.

Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.

Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова.

Песенка о словах. С. Старобинский, слова В. Вайнина.

Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.

Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.

Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты). А. Лядов.

Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Вокализ. С. Рахманинов.

Вокализ. Ф. Абт.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент). Г. Свиридов.

Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена; года». П. Чайковский.

Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Баркарола.   Ф. Шуберт,   слова   Ф. Штольберга,   перевод

A.        Плещеева.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты)

B.        Гаврилин.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.

Веснянка, украинская народная песня.

Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.

Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова] Э. Фарджен, перевод М. Бородицкой и Г. Кружкова.

Зима. Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.

Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт.

Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.

Dona nobis расет. Канон. В.-А. Моцарт.

Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Dignare. Г. Гендель.

Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

«Сказка о царе Салтане...» Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.

Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке  «Буратино». Музыка и стихи Б. Окуджавы.

Сэр, возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в стране чудес». Слова и музыка В. Высоцкого.

Хлопай в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.

Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина.

Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского

Перечень литературных произведений

Из Гёте. М. Лермонтов.

Деревня. Стихотворение в прозе. И. Тургенев.

Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского народа», записанных И. Сахаровым.

Венецианская ночь. И. Козлов.

Осыпаются листья в садах... И. Бунин.

Скучная картина... А. Плещеев.

Осень и грусть на всей земле... М. Чюрленис.

Листопад. И. Бунин.

О музыкальном творчестве. Л. Кассиль.

Война колоколов. Дж. Родари.

Снег идет. Б. Пастернак.

Слово о Мастере (о Г. Свиридове). В. Астафьев.

Горсть земли. А. Граши.

Вальс. Л. Озеров.

Тайна запечного сверчка. Г. Цыферов.

Моцарт и Сальери. Из «Маленьких трагедий» (фрагмены) А. Пушкин.

Руслан и Людмила. Поэма в стихах (фрагменты). А. Пушкин.

Былина о Садко. Из русского народного фольклора.

Щелкунчик. Э.-Т.-А. Гофман.

Миф об Орфее. Из «Мифов и легенд Древней Греции».

Музыкант-чародей. Белорусская сказка.

Перечень произведений изобразительного искусства

Натюрморт с попугаем и нотным листом. Г. Теплов. Книги и часы. Неизвестный художник. На Валааме. П. Джогин. Осенняя песнь. В. Борисов-Мусатов.

 Стога. Сумерки; Вечер. Золотой плес; Над вечным покоем. И. Левитан.

Золотая осень. И. Остроухов.

Осень. А. Головин.

Полдень. К. Петров-Водкин.

Итальянский пейзаж. А. Мордвинов.

Ожидание. К. Васильев.

Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин.

      Осенний сельский праздник. Б. Кустодиев.

Дворик в Санкт-Петербурге. М. Добужинекий.

Песня без слов. Дж. Г. Баррабл.

Вальсирующая пара. В. Гаузе.

Моцарт и Сальери. В. Фаворский.

Садко. И. Репин.

Садко. Палех. В. Смирнов.

Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев.

Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация. В. Лукьянец.

Садко. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина. И. Билибин.

Волхова. М. Врубель.

Новгородский торг. А. Васнецов.

Песнь Волжского челна. В. Кандинский.

Иллюстрация к сказке «Снегурочка». В. Кукулиев.

Раздел 2.  Музыка и изобразительное искусство (18 ч)

Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роли дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка! Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи! Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Перечень музыкального материала:

Знаменный распев.

Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть) С. Рахманинов.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Фе дор Иоаннович». Г. Свиридов.

Авеу Мария. Дж. Каччини.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.

      Аве, Мария. И.-С. Бах — Ш. Гуно.

Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.

Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелди).

Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.

Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шуберта, русский текст   Костомарова.

Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.

Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов

Соната для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с  оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С. Бах.

Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах.

Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классическая  и современные интерпретации).

Сoncerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленнго фортепиано и струнных (фрагмент). А. Шнитке.

Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов. Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.
Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах.
Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.

Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрленис.

Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». К. Дебюсси.

Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с волосами  цвета льна.  Прелюдии. К Дебюсси.

Кукольный кэк-уок.   Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси.

Мимолетности № 1,   7,  10 для  фортепиано.   С. Прокофьев

Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р.Рождественского.

Рассвет  на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина»   Мусоргский.

Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский (классические современные интерпритации).

       Рисунок. А. Куклин, слова С. Михалкова.

Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова Степанова.

Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова.

Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.

Тишина  Е. Адлер, слова Е. Руженцева.

Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой.

Увертюра к фильму «Вратарь» Дунаевский

Марш из к/ф «Вратарь» Дунаевский

Г. Свиридов«Время, вперед!»

А.Пахмутова «Герои спорта»

     А. Пахмутова. «Ах, футбол».

     О. Газманов. «Футбол»

Перечень произведений изобразительного искусства

Чувство звука. Я. Брейгель. Сиверко. И. Остроухое. Покров Пресвятой Богородицы. Икона. Троица. Л  Рублев.

Сикстинская мадонна, Рафаэль.

Боеородица Донская, Ф. Грек.

Святой князь Александр Невский. Икона.

      Александр Невский Нестеров,

Алексанор Невский, Триптих «Северная баллада»,  «Александр Невский», «Старинный сказ»  

П.Корин

Весенний этюд; Весна! Цветущие вишни; Дама в кресле; Водоем. В, Борисов  - Мусатов

Пейзаж, Д. Бурлюк.

Бурный ветер. Д. Рылов.

Формула весны. П. Филонов.

Весна. Большая вода. И. Левитан.

Фрески собора Святой Софии в Киеве.

Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа.

Н. Паганини. С. Коненков.

Антракт. Р. Дюфи.

Ника Самофракийская.

Восставший раб. Микеланджело.

Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа.

Скрипка. Р. Дюфи.

Скрипка. И. Пуни.

Скрипка. К. Петров-Водкин.

Скрипка. Е. Рояк.

Симфония (скрипка). М. Меньков.

Оркестр. Л. Мууга.

Три музыканта. П. Пикассо.

Православные храмы и их внутреннее убранство.

Готические соборы и их внутреннее убранство.

Фуга. Триптих; Сотворение мира; Сказка. Путешествие королевны. Триптих; Зима; Соната моря. Триптих. М. Чюрленис.

Впечатление. Восход солнца. К. Моне

Руанский собор в полдень. К. Моне

Морской пейзаж. Э. Maне

Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин, В. Кандинский.

Композиция. Казаки. В. Кандинский.

Реквием. Цикл гравюр. С. Красаускас

Вечно живые. Цикл гравюр  С. Kpacaускас

Перечень литературных произведений:

Мадонна Рафаэля. А. К.Толстой.

Островок. К. Бальмонт.

Весенние воды. Ф. Тютчев.

Мне в душу повеяло жизнью и волей... А. Майков.

По дороге зимней, скучной... А. Пушкин.

Слезы. Ф. Тютчев.

И мощный звон промчался над землею... А. Хомяков.

Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова.

Звуки пели, дрожали так звонко... А. К. Толстой.

Струна. К. Паустовский.

Не соловей то скрипка пела... А. Блок.

Березовая роща. В. Семернин.

Под орган душа тоскует... И. Бунин.

Я не знаю мудрости, годной для других... К. Бальмонт.

Реквием. Р. Рождественский.

Не привыкайте к чудесам... В. Шефнер.

6 КЛАСС (35ч)

В программе 6  класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ — живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.

Раздел 1.  Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17ч)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония

Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Взаимодействие различных видов искусства и раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Перечень музыкального материала

Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова.

Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.

Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.

Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.

Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкина.

Вальс-фантазия для симфонического оркестра. М. Глинка.

Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

Здесь хорошо. С. Рахманинов, слова Г. Галиной.

Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.

Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.

На море утушка купалася, русская народная свадебная песня.

Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

Иван Сусанин. Опера (фрагменты) М. Глинка.

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Песня венецианского гондольера (№ 6) для фортепиано. Ф. Мендельсон.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Серенада. Ф. Шуберт, слова Л. Релынтаба, перевод Н. Огарева.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.

Фореллен-квинтет (4-я часть). Ф. Шуберт.

Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев.

Лесной   царь.   Ф. Шуберт,   слова   В. Гёте,   русский  текст

B.        Жуковского.

Огромное небо. О. Фельцман, стихи Р. Рождественского

. Шестопсалмие (знаменный распев).

Свете тихий. Гимн (киевский распев).

Да исправится молитва моя. П. Чесноков.

 Не отвержи мене во время старости. Духовный концерт (фрагмент). М. Березовский.

Концерт №3 для фортепиано с оркестром  (1-я  часть).C.        Рахманинов.

Русские народные инструментальные наигрыши.

Во кузнице; Комара женить мы будем, русские народные песни.

Во кузнице. Хор из 2-го действия оперы «В бурю». Т. Хренников.

Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо (фрагменты). В. Гаврилин.

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

Весна, слова народные; Осень, слова С. Есенина. Из вокального цикла «Времена года». В. Гаврилин.

В горнице. И. Морозов, слова Н. Рубцова.

Молитва Франсуа Виньона. Слова и музыка Б. Окуджавы.

Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.

В минуту скорбную сию. Слова и музыка иеромонаха Романа.

Органная токката и фуга ре минор (классические и современные интерпретации). И.-С. Бах.

Хоралы № 2, 4. Из «Рождественской оратории». И.-С. Бах.

Stabat mater (фрагменты № 1 и № 13). Д. Перголези.

Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Кармина Бурана. Мирские песнопения для солистов, хора, оркестра и для представления на сцене (фрагменты). К. Орф.

Гаудеамус. Международный студенческий гимн.

Из вагантов. Из вокального цикла «По волне моей памяти». Д. Тухманов, русский текст Л. Гинзбурга.

Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.

Глобус. М. Светлов, слова М. Львовского.

Песенка об открытой двери. Слова и музыка Б. Окуджавы.

Нам нужна одна победа. Из художественного фильма «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы.

Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.

Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого.

Милая моя (Солнышко лесное). Слова и музыка Ю. Визбора.

Диалог у новогодней елки. С. Никитин, слова Ю. Левитан -ского.

Атланты. Слова и музыка А. Городницкого.

Снег. Слова и музыка А. Городницкого.

Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича.

Вечер бродит. Слова и музыка А. Якушевой.

Мы свечи зажжем. С. Ведерников, слова И. Денисовой.

Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко.

Багульник. В. Шаинский, слова И. Морозова.

Бог осушит слезы. Спиричуэл и др.

Город Нью-Йорк. Блюз и др.

Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской.

Любовь вошла. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод С. Болотина и Т. Сикорской.

Старый рояль. Из художественного фильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова.

Караван. Д. Эллингтон (сравнительные интерпретации).

Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

Острый ритм; Хлопай в такт. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.

     А. Пахмутова. «До свиданья, Москва!»

    А. Пахмутова. Диалог (Фуга) из к\ф «О, спорт, ты - мир!».

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)

Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.

Перечень музыкального материала:

Прелюдия № 24; Баллада № 1 для фортепиано. Ф. Шопен.

Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. ЛевитансКОГО.

Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский.

 Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен.

 Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.

 Вопрос,  оставшийся без ответа («Космический пейзаж»)   Пьеса для камерного оркестра. Ч. Айвз

Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.

Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.

Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов.

Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN.

Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.

Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди.

Итальянский концерт (фрагменты) для клавира. И.-С. Бах.

Симфония № 4 (2-я часть). П. Чайковский.

Симфония № 2 («Богатырская») (1-я часть). А. Бородин.

Симфония № 3 («Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен.

Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.

Ave, verum. В.-А. Моцарт.

Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский.

Эгмонт. Увертюра. Л. Бетховен.

Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.

Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский.

Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра. Д. Кабалевский.

Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Бернстайн.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Димитрина.

Слова любви. Из художественного фильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. Подэльского.

Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из художественного фильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.

Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р. Рождественского.

Звуки музыки; Эдельвейс. Из художественного фильма-мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберезского.

Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского.

Моя звезда. А. Суханов, слова И. Анненского.

Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского.

Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко.

Как здорово. Слова и музыка О. Митяева.

7 КЛАСС (35 ч)

Содержательный стержень программы — «Классика и современность». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях разных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки.

Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров —- опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам.

Раздел 1.  Особенности драматургии сценической музыки (17 ч)

Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.

Перечень музыкального материала:

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка. Порги и Бесс. Опера (фрагменты). Дж. Гершвин. Князь Игорь. Опера (фрагменты). А. Бородин. Ярославна. Балет (фрагменты). Б. Тищенко. Высокая месса си минор (фрагменты). И.-С. Бах. Всенощное бдение (фрагменты). С. Рахманинов. Иисус Христос суперзвезда.   Рок-опера  (фрагменты), Э.-Л. Уэббер.

Кармен. Опера (фрагменты). Ж. Бизе.

Кармен-сюита. Балет (фрагменты). Ж. Бизе — Р. Щедрин.

Празднества. Из симфонического цикла «Ноктюрны». К. Дебюсси.

Гоголь-сюита. Музыка к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя. А. Шнитке.

Родина моя. Д. Тухманов, слова Р. Рождественского.

Дом, где наше детство остается. Ю. Чичков, слова М. Пляцковского.

Дорога добра. Из телевизионного фильма «Приключения маленького Мука». М. Минков, слова Ю. Энтина.

Небо в глазах. С. Смирнов, слова В. Смирнова.

Рассвет-чародей. В. Шаинский, слова М. Пляцковского.

Только так. Слова и музыка Г. Васильева и А. Иващенко.

Синие сугробы. Слова и музыка А. Якушевой.

Ночная дорога. С. Никитин, слова Ю. Визбора.

Исполнение желаний. Слова и музыка А. Дольского.

Тишь. Слова и музыка А. Загота.

Наполним музыкой сердца. Слова и музыка Ю. Визбора.

Спасибо, музыка. Из кинофильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова.

Песенка на память. М. Минков, слова П. Синявского.

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).

С. Прокофьев. Оркестровая сюита, посвященная первой общесоюзной Спартакиаде в Москве.

М. Блантер, М. Вольгин. «Марш физкультурников»

М. Блантер. Футбольный марш

Раздел 2.  Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18 ч)

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно-симфониче-ском цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.

Перечень музыкального материала

Соната № 11 для фортепиано. В.-А. Моцарт. Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано.

Л. Бетховен.

Соната № 2 для фортепиано (1-я часть). С. Прокофьев.

Симфония № 1 (1-я часть). В. Калинников.

Симфония № 103 («С тремоло литавр») (фрагменты). Й. Гайдн.

Симфония № 1 («Классическая») (фрагменты). С. Прокофьев.

Симфония № 40 (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Симфония № 5 (фрагменты). П. Чайковский.

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

Симфония № 8 («Неоконченная») (фрагменты). Ф. Шуберт.

Симфония № 7 («Ленинградская») (фрагменты). Д. Шостакович.

Этюды по каприсам Н. Паганини. Ф. Лист.

Чакона. Из Партиты № 2 ре минор. И.-С. Бах — Ф. Бузони.

Лесной царь. Ф. Шуберт — Ф. Лист.

Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано. А. Шнитке.

Рапсодия в стиле блюз. Дж. Гершвин.

Концерт для скрипки с оркестром. А. Хачатурян.

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).

Россия, Россия. Ю. Чичков, слова Ю. Разумовского.

Журавли. Я. Френкель, слова Р. Гамзатова.

Сыновья уходят в бой. Слова и музыка В. Высоцкого.

День Победы. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.

Вот солдаты идут. К. Молчанов, слова М. Львовского.

До свидания, мальчики. Слова и музыка Б. Окуджавы.

Баллада о солдате. В. Соловьев-Седой, слова М. Матусовского.

Фантастика-романтика. Слова и музыка Ю. Кима.

За туманом; Маленький гном. Слова и музыка А. Кукина.

Следы. Слова и музыка В. Егорова.

Весеннее танго. Слова и музыка В. Миляева.

Я бы сказал тебе. Слова и музыка В. Вихарева.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

По окончании VII класса школьники должны  научиться:

— наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;

— понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

— выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;

— раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;

— понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

— осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и кон курсом, фестивалей и др.;

— разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

— определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;

— применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.