Театральная культура 20 века.
методическая разработка по мхк (11 класс) на тему

Щеблыкина Ольга Владимировна

Театральная культура XX века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Вид урока: урок – игра.

Цель: знакомство с основными театральными школами. Творчество Станиславского и Мейерхольда. Сопоставительный анализ двух театральных школ.

Задача: Воспитание театрального зрителя, знающего общие признаки национальных театральных школ, умение рассуждать о театральных постановках, игре актеров.

Найти общие точки соприкосновения двух театральных школ.

Проблема: найти общее в театральных школах Станиславского и Мейерхольда.

Межпредметные связи: литература.

Для учителя: презентация «Театральное искусство. Творчество Станиславского и Мейерхольда».

Для учащихся: раздаточный материал с памяткой о театральных школах, фрагмент пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор».

План урока:

1.Вступительное слово учителя;

2. Подготовка учащихся к игре в спектакле;

3. Игра фрагмента из пьесы Гоголя; обсуждение игры «актеров»;

4. Беседа с использованием презентации;

4. Решение проблемы; подведение итога урока;

5. Домашнее задание.

Эпиграф: Жизнь - как пьеса;

не то важно, длинна ли она,

а то, хорошо ли сыграна.
Луций Сенека

Ход урока: Сегодня мы познакомимся с театральным искусством России конца 19 века.

Это время было насыщено предреволюционными событиями, народными волнениями. Театр предлагал новые подходы к искусству, возникали смелые подходы к постановкам, появились молодые актеры и режиссеры, стремившиеся показать новый театр. Так, в 1898 году возник Московский Художественный театр (МХТ). Его основатели – Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович – Данченко, выдающиеся деятели и теоретики режиссерского театра. Они создали театр демократической направленности, высокой этики, живо откликавшиеся на вопросы, волнующие русское общество. Ученик Станиславского, В.Э. Мейерхольд отошел от системы своего учителя и создал свою школу, основанную на биомеханике. Что это такое. Вы почувствуете, и расскажите после участия в спектакле по системе Станиславского и по системе Мейерхольда.

Игровая часть: учащиеся делятся на две группы: одна защищает систему Станиславского, другая - систему Мейерхольда. Предлагается текст из комедии Гоголя «Ревизор», учащиеся готовятся к премьере. К тексту дается памятка с указанием основных требований той или иной системы. Не участвующие в пьесе учащиеся – независимое жюри. У них имеется текст пьесы и памятки. Они имеют право высказывания на ошибки в игре, свою интерпретацию диалога или монолога.

Учитель подходит к учащимся готовящим фрагмент спектакля по системе Станиславского и тихо говорит: ответьте сами на вопрос: почему была такая резкая реакция чиновников на слова городничего «К нам едет ревизор»? И когда вы поймете первопричину, у вас получиться роль естественной, идущей от внутренней эмоции к внешнему ее проявлению».

Учитель подходит к учащимся, готовящим фрагмент спектакля по системе Мейерхольда, и тихо говорит: ответьте сами на вопрос: почему была такая резкая реакция чиновников на слова городничего «К нам едет ревизор»? И когда вы поймете первопричину, у вас получиться роль естественной. Доведите эту ситуацию до символического мультика: в спящий курятник вваливается медведь с пренеприятнейшим известием. Как куры перепугаются?

Раздаточный материал.

Памятка. К.С. Станиславский:
Основоположник «школы переживания», где главный принцип – от внутреннего к внешнему.
Создатель системы воспитания актера, включающей 3 основных элементов:
1. жизненная правда (играть, как бы ты действовал в жизни, окажись в такой ситуации);
2. действие и активность;
3. перевоплощение;
Задача: создание органической жизни на сцене в образе действующего лица. Путь решения заключается в раскрытии внутреннего мира человека.

Памятка. В. Э.Мейерхольд:

Методы работы: полное слияние с образом.

В действии никаких пауз психологии и «переживаний» на сцене.

Готовность вынести театр на открытое пространство. Игра актеров основывалась на принципе биомеханики, которая утверждала эффект очищения чувств.
Творчество актера, есть творчество пластических форм в пространстве.
Путь к образу и к чувству надо начинать не с переживаний и осмыслений, не «изнутри», а «извне», с движения.
Умение правильно использовать выразительные средства своего тела.
Музыкальная и ритмическая организованность пластического и словесного рисунка роли.
Общий методологический «ключ» биомеханики – от внешнего к внутреннему.
Преувеличение (гиперболизация) образов до масок, символика.

Содержание игрового текста. Фрагмент из комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя:

Городничий. Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.

Аммос Федорович. Как ревизор?

Артемий Филиппович. Как ревизор?

Городничий. Ревизор из Петербурга, инкогнито. И еще с секретным предписаньем.

Аммос Федорович. Вот те на!

Артемий Филиппович. Вот не было заботы, так подай!

Лука Лукич. Господи Боже! еще и с секретным предписаньем!

Городничий. Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! пришли, понюхали — и пошли прочь.

На подготовку отводится примерно,10 мин. После этого – показывают театральную игру.

После игры на сцене, каждой команде учащиеся показывают таблички «верю» или «не верю».

Учащиеся открывают тетради, записывают тему урока, условно делят тетрадный лист на две части и записывают, что характерно для системы Станиславского в одну колонку, и в другую, что характерно для системы Мейерхольда. В процессе просмотра Презентации, учащиеся записывают в колонки новые данные о творчестве двух режиссеров.

Показ презентации.

К.С.Станиславский разработал теорию театральной драматургии, которая основывается на реалистической работе актера. Актер должен говорить на сцене так, как говорит в жизни, его психологические реакции на те или иные события должны рассматриваться актером тоже, как в жизни. Станиславский первый поднял вопрос о раскрытии психологического портрета в драматургии. Он отвергал чрезмерную жестикуляцию и переигрывания. Главное на сцене – это реальный человек со своей психологией, которую актер должен понять в постановочной пьесе и донести до зрителя. Станиславский смотрел на игру актеров с точки зрения публики и, если чувствовал, что публика не поверит в реалистичность образа, он говорил: «Не верю». Для актера это означало, что он плохо стравляется со своей ролью и надо еще много работать, чтобы погрузиться в тот или иной образ. Свои высказывания и творческие находки он записывал в книжечку, пока не сложилась целая система образования, которая стала называться «Системой Станиславского».

Система Станиславского стала образцом театрального образования не только в России, но и мире. Его книга «Работа актера над собой» вышла в 1938 году.

Для создания реалистических спектаклей нужны были и достойные декорации. МХТ привлекал талантливых художников.

В. Э. Мейерхольд

Всеволод Эмильевич Мейерхольд начинал свою творческую деятельность в МХТ, но вскоре у него возникли творческие расхождения со Станиславским, и он ушел с целью развить свою сценическую школу. Станиславский и Мейерхольд стали по разные стороны театральной школы. Впрочем, Мейерхольд признавался, что они роют одну траншею, только с разных сторон. 

Станиславский в своей системе главным выдвигал психологизм актера, Мейерхольд на первый план ставил биомеханику. Например, чтобы выстрелить из лука, актер вначале должен вообразить, что он античный стрелок, за этим образом следуют его движение, осанка, речь. Если в образе героини есть что-то величавое, то она вначале должна представить себя в образе, допустим, египетской жрицы, далее следуют жесты, походка, поведение героини на сцене.

Так, режиссер создал спектакль «Ревизор», где на основе биомеханики он добился максимального комизма гоголевских героев.

Учитель: Что театральные системы у двух режиссеров разные, мы убедились, а вот, что их объединяет? Еще раз повторюсь: Мейерхольд признавался, что они (со Станиславским) роют одну траншею, только с разных сторон. Какие это стороны?

Учащийся (предположительно): это разные школы театральной постановки. У Станиславского актеры играют, как в жизни, у Мейерхольда – биомеханически.

Учитель: А что они копали? Неужели траншею? Или это метафора?

Учащийся (предположительно): Копать траншею – это работать в театре.

Учитель: Что же их объединяет в этой общей работе? Какой вид искусства? И для кого это искусство предназначено?

Учащийся (предположительно): Театральное искусство для народа.

Учитель открывает предпоследний слайд: На слайде мы видим комикс, где указано: «Все дело в гвозде». Подумайте, что означает этот гвоздь? Его забил сам Автор – великий Гоголь…

Ученик (предположительно): Это идея автора…

Учитель: Верно, гвоздь – это та идея, которую вложил в комедию Гоголь и которая неизменна, какую бы театральную школу не применяли. Какая это идея? Вспомните, я подходила к одной и другой команде и нашептала вам, не поверите, одни и те же слова! Вспомните их.

Учащиеся вспоминают, формируют текст для записи.

Учащийся: Высмеивание русского чиновничества, которое погрязло в казнокрадстве.

Станиславский и Мейерхольд высмеивают пороки среднего класса России 19 века.

Учитель: А теперь посмотрим, решили мы проблему урока?

Итог урока учитель показывает на последнем слайде:

Творческое наследие деятелей театрального искусства Станиславского и Мейерхольда стало народным достоянием. 
Их объединяло:
Принципы народности в искусстве. Но каждый по-разному решал эти общие задачи по - разному.

Домашнее задание:

Подготовить сообщение о биографии Станиславского и трагической судьбе Мейерхольда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История театрального искусства с 17 века

Презентация посвящена истории развития мирового театра. Может использоватьмя на уроках МХК, литературы, истории...

«Весь мир – театр» Концепция мира как театрального действия в поэзии «Серебряного века»

Статья рассматривает концепцию мира как театрального действия в поэзии "Серебряного" века...

Русская театральная и музыкальная культура первой половины XIX века

Абубакирова Н.Ш.Русская театральная и музыкальная культура первой половины XIX векаОдна из важнейших задач преподавания истории  - совершенствование эстетического восприятия действительности. Оче...

Многоканальная модель освоения культурного пространства. «Музыкально-театральная культура XIX века. Развитие классического оперного искусства в России»

Сегодня мы предлагаем вам погрузиться в атмосферу музыкального театра    XIX века через образы, воплощенные в искусстве. Для этого вы можете использовать различные культурные «тек...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Маленький оратор. Мастерская искусства речи» с элементами театральной культуры.

Программа решает одну из важных проблем – развитие культуры речевого поведения ребенка в современном обществе.Цель программы:Развитие связной  речи детей  дошкольного возраста....

«Основы театральной культуры. Культура поведения в театре.»

С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только ...