Художественная культура второй половины 19 века
картотека по мхк (10 класс) на тему

Пояснительная записка.

  1. Раздел «Художественная культура второй половины 19 века»

  2. «Мировая художественная культура» (9-11 кл.) Автор Л.М. Предтеченская

  3. 10 класс

  4. Цели и задачи урока

  • Способствовать развитию умения ориентироваться в музейном пространстве.

    • Развивать умение применять полученные знания, анализировать, сопоставлять информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_muzee.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

  1. Раздел «Художественная культура второй половины 19 века»
  2. «Мировая художественная культура» (9-11 кл.) Автор Л.М. Предтеченская
  3. 10 класс
  4. Цели и задачи урока
  • Способствовать развитию умения ориентироваться в музейном пространстве.
  • Развивать умение применять полученные знания, анализировать, сопоставлять информацию.
  • Развивать умение интерпретировать …..

Данное занятие является

Показать неразрывность процесса…

Закономерности отображения  мира в неразрывной связи с изменениями в мировоззрении художника.

Позволяет Проследить Взаимосвязь времен…

 Дать толчок к изучению( подготовить к восприятию) литературы реализма.

Поскольку цель занятия – выход на идеологию реализма, пейзаж взят как наиболее понятный на начальном этапе изучения жанр.

Далее последует урок по портретам, как более сложному, но дающему больший         простор для развития тем ….

Ход занятия.

1. Переход от классицизма к романтизму.

1.Классицизм - идеи, законы, идеалы в искусстве (беседа)

2. Пройдите в зал № 16. Картины № 333, 334. Щедрин.

  • Впишите названия картин

• Попытайтесь мысленно соединить эти 2 пейзажа. Что получается?

• Ответьте на вопросы:

1.  Симметрична ли композиция? Докажите.

2. Есть ли границы пейзажа? Укажите.

3. Выберите  утверждение, отражающее мировоззрение Классицизма:

• «Стихия всесильная, бурная, ничем не ограниченная. Человек бессилен, как щепка в океане жизни»

• «Разумный человек способен добиться всего. Его разум может подчинить и успокоить даже сильное море»

  • «Отобразить жизнь во всем ее многообразии, обнажить правду жизни, создать реальный образ в реальной обстановке».

4. Вспомните другие классицистические пейзажи в различных видах искусств и ответьте на вопрос: Какова роль пейзажа в классицизме?

2. Романтизм (повторение)

1. Идеи, законы, идеалы в искусстве (беседа)

2. Пройдите в зал № 14. Выберите любую картину Айвазовского. • Впишите название.

3. Ответьте на вопросы:

1. Симметрична ли композиция? Докажите.

2. Есть ли границы пейзажа? Укажите.

3. Выберите  утверждение, отражающее мировоззрение Романтизма :

• «Стихия всесильная, бурная, ничем не ограниченная. Человек бессилен, как щепка в океане жизни»

• «Разумный человек способен добиться всего. Его разум может подчинить и успокоить даже сильное море»

  • «Отобразить жизнь во всем ее многообразии, обнажить правду жизни, создать реальный образ в реальной обстановке».

4. Посмотрите на другие картины в этом зале, вспомните другие романтические пейзажи в различных видах искусств и  ответьте на вопрос: Какова роль пейзажа в романтизме?

3. Реализм (новая тема)

1. Пройдите в залы № 33, 34. Выберите любую картину, в которой присутствует пейзаж.

• Впишите название.

2. Попытайтесь по аналогии с предыдущей работой выявить и объяснить роль пейзажа в реализме.

1.Выберите  утверждение, отражающее мировоззрение Реализма.

• «Стихия всесильная, бурная, ничем не ограниченная. Человек бессилен, как щепка в океане жизни»

• «Разумный человек способен добиться всего. Его разум может подчинить и успокоить даже сильное море»

  • «Отобразить жизнь во всем ее многообразии, обнажить правду жизни, создать реальный образ в реальной обстановке».

2. Ответьте на вопросы

В чем вы видите основные отличия реалистического пейзажа от классицистического и романтического?

Несет ли пейзаж в Реализме идейную нагрузку? Если да, то какую.

Как связан пейзаж с сюжетом картины?

3. Сделайте вывод о роли пейзажа в реалистической  живописи.

4. Реализм. Продолжение работы.

1. Пройдите в зал № 30. Рассмотрите картину Маковского «Ночлежный дом»

Ответьте на вопросы:

Что такое ночлежный дом (групповая работа)

Какие цвета преобладают?

Какая стоит погода, время года?

 Каково общее настроение картины?

3. Попытайтесь коротко проговорить сюжет этой картины (групповая работа)

Что делают здесь эти люди? Чего они хотят? Какое чувство, какое желание мы видим в их лицах?

4. Присмотритесь внимательно к отдельным персонажам и скажите (групповая работа):

• Кем они были в «прежней», более успешной жизни?

• По каким признакам вы это определяете?

• Есть ли здесь благополучный персонаж?

5. Есть ли сейчас в нашей жизни такое явление, как нищета? Кто, по-вашему, в этом виноват?

6. Пропишите, как вы понимаете выражение: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся»

7. Напишите, как вы понимаете слова Христа из Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное»?

4 часть можно использовать как отдельный маршрутный лист. При изучении «Преступления и наказания» Достоевского (Литература, 10 класс) Тема урока в музее «Бедность – не порок, нищета – порок» (анализ картины Маковского «Ночлежный дом»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Художественная культура второй половины XVIII века"

урок комбинированного типа с использованием мультимедийной презентации и театрализации...

Контрольная работа по теме «Художественная культура XVII – XVIII веков», 10 класс

Контрольная работа по теме «Художественная культура XVII – XVIII веков» поможет проверить знания учащихся по темам "Маньеризм", "Бароко".  Для заданий 2-3 использованы фрагменты учебных статей из...

Конспект урока по теме "Культура второй половины XX - начала XXI в.

Конспект урока составлен по учебнику для 9 класса по новейшей истории авторов О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. В конспекте урока  содержится презентация по параграфу 33 по теме " Культура...