Рабочая программа факультативного курса "Поэзия"
рабочая программа по мхк (10 класс) на тему

Старовойтова Любовь Александровна

Рабочая программа факультативного курса "Поэзия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2016_l.a.poeziya.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»

        Артемовского городского округа        

Рассмотрено

на заседании МО учителей-предметников

Протокол от «25» августа 2016 г. № 1

Руководитель методического

объединения

__________        Л.В. Лютова

          подпись              расшифровка подписи

Согласовано

зам. директора по УВР

 ________    Л.И. Сова

   подпись         расшифровка подписи                           

«29» августа 2016  г.

Утверждаю

 и.о. директора МБОУ СОШ № 9

 __________   С.В. Ходова

     подпись             расшифровка подписи                           

Приказ  

от «31» августа 2016 г.  № 35

Рабочая программа

факультативного курса

«В мире поэзии»

Составитель: учитель русского

языка и литературы  МБОУ СОШ № 9

первой квалификационной категории

Старовойтова Л.А.

Артемовский городской округ

2016 – 2017 уч. год

 Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Знание поэзии обогащает духовный мир человека, создаёт условия для формирования и реализации его творческих возможностей. Изучение поэзии предполагает систематическое чтение поэтических произведений, а также знакомство с другими видами искусства, ведёт к эмоциональному восприятию текста, раздумью над поставленными авторами проблемами. А, кроме того, формирует культуру речи и в целом культурный  уровень учащихся, что является необходимым в будущем и в деловом общении, и в приобретении навыков для работы на литературном поприще.

Цели данного курса:

учебные: 

  • научить учащихся анализировать поэтическое произведение;
  • оперировать литературоведческими терминами;
  • научить стихосложению, культуре речи, работе со словарями.

развивающие: 

  • расширить кругозор учащихся в области поэзии;
  • развить мышление, исследовательские и творческие способности;
  • сориентировать в выборе будущей профессии.  

воспитательные:

  • воспитание у учащихся чувство прекрасного, более тонкого восприятия мира, духовности, чувство гордости за культурное  наследие страны, родного края;
  • воспитание культуры общения с другими людьми.

Основные задачи курса:

  1. Сформировать  у учащихся  представление о поэтическом  творчестве.
  2. Научить основам стихосложения, анализировать текст поэтического произведения.
  3. Привить интерес к художественному творчеству.

После изучения  данного курса учащиеся должны

знать:

а) о наиболее существенных особенностях литературных направлений классицизма, романтизма, реализма, символизма, акмеизма, футуризма;

б) поэзию «Серебряного века»;

в) творчество артёмовских поэтов и поэтов Приморского края;

г) основы теории литературы, основы стихосложения.

уметь:

а) анализировать поэтический текст;

б) работать со  словарями;

в) самостоятельно работать с произведениями;

г) выявлять функциональную роль выразительно - изобразительных средств языка    (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);

д) определять стихотворные размеры, рифму, ритм, особенности построения  строфы);  

е) читать выразительно наизусть.

Содержание тем учебного предмета, курса

  1. Рабочая программа факультативного курса «В мире поэзии» составлена на основании учебного плана МБОУ СОШ № 9  на 2016 / 2017 учебный год.
  2. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
  3. Программой предусмотрено проведение практикумов (анализ поэтических произведений) – 14.
  4. Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекта, в который входят:

  1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М.: Просвещение, 1970.  
  2. Аксёнова В. Прикосновение. Владивосток, 2004.
  3. Александренко Е. Одинокое небо. «Дюма», Владивосток, 2002.
  4. Анна Ахматова. Сочинение в двух томах. М.: Правда, 1990.  
  5. Бальмонт К. Стихотворения. М.: Художественная  литература, 1990.
  6. Беренштейн Е.П. «…Поэт божьей милостью». // Литература в школе. 1987. № 5.
  7. Беренштейн Е.П. «Я говорю за всех с такою силой…». Мир поэзии Осипа Мандельштама // Литература в школе.1989. № 6.
  8. Бершадская Н.Р. Литературное творчество учащихся в школе. М.: Просвещение, 1989.
  9. Брюсов В. Стихотворения. М.: Молодая гвардия, 1989.
  10. Гундарева В. Солнечные ветры. Владивосток, 2003.
  11. Дементьев В. Грани стиха. М.: Просвещение, 1988.  
  12. Егоров А. Треугольник. Владивосток, 2001.
  13. Живопись и поэзия М.Волошина // Литература в школе.1996. № 4.
  14. Литвин В. Трагедия души. Владивосток, 2004.
  15. Марина Цветаева. Издательство ДВГУ, Владивосток, 1990.
  16. Матвеев М. Как жаль, что рано птицы улетели…, «Дюма», Владивосток, 2002.
  17. Павловский А. Марина Цветаева. // Литература в школе.1991. № 3.
  18. Пособие по литературе под редакцией Е.И. Богомоловой, М.: Высшая школа, 1985
  19. Пушкин А.С. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1990.
  20. Русская литература XVIII век под редакцией О.В. Орлова, В.И. Фёдорова, М.: Просвещение, 1973.
  21. Русская советская поэзия. М.: Художественная литература, 1990.
  22. Русский фольклор. М.: Художественная литература, 1985.
  23. Словарь синонимов. М., 2000.  
  24. Статьи об А.А.Ахматовой. // Литература в школе.1989. № 3.
  25. Цветаева М.И. Анализ текста. М.: Дрофа, 2001.
  26. Чудное мгновенье. М.: Художественная литература, 1988.
  27. Шаповалов М.А. «Король поэтов». Путь Игоря Северянина. // Литература в школе.1990. № 5.
  28. Якунина Г. Городская сумасшедшая. Владивосток, 1999.  

Учебно-тематическое планирование

Название раздела

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

1

Тема № 1

Введение

4

4

2

Тема № 2

Основы теории литературы

4

2

2

3

Тема № 3  

Поэзия «Серебряного века»

11

6

5

4

Тема № 4

Полвека русской поэзии

10

4

6

5

Тема № 5

Поэзия приморских писателей

4

4

6

Тема № 6

Заключение

1

1

Всего:

34

20

14


Учебно (календарно) - тематическое планирование

Наименование раздела учебной программы по предмету

№ урока

Тема урока

К-во час.

Тип урока

Требования к уровню подготовки (знать, уметь)

Вид контроля

Дата прове-дения

Тема № 1.

 Введение

(4 часа)

Русский фольклор: обрядовые песни, былины.

1

Комбинированный урок

Знать: образную природу словесного искусства; содержание былин и обрядовых песен

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать художественное произведение

опрос

Роль устной литературы в жизни народа, её глубокое содержание, связь с «трудом, природой, почитанием отцов и дедов»

2

лекция

Знать:  содержание изучаемых литературных произведений, основные закономерности историко-литературного процесса

Уметь: анализировать эпизод изученных произведений

опрос

беседа

Традиции, новаторство русской поэзии от Державина до Пушкина

1

Комбинированный урок

Знать: содержание изучаемых произведений, традиции, новаторство русской поэзии

Уметь: анализировать стихотворения, используя изобразительно-выразительные средства языка

опрос

Тема № 2

Основы теории литературы

(4 часа)

Особенности стихотворного языка.

1

лекция-беседа

Знать: основные теоретико-литературные понятия 

Уметь: выразительно читать лирические произведения, анализировать стихотворения

опрос

Основы стихосложения.

1

практикум

Знать: основы стихосложения

Уметь: сопоставлять лирические произведения

«проба пера»

Литературные направления: классицизм, романтизм, реализм.

1

Комбинированный урок

Знать: литературные направления: классицизм, романтизм, реализм

Уметь: определять черты литературных направлений

опрос

Литературные направления: символизм, акмеизм, футуризм

1

практикум

Знать: литературные направления: символизм, акмеизм, футуризм

Уметь: определять черты литературных направлений, анализировать лирическое произведение

анализ лирического произведения

Тема № 3  

Поэзия «Серебряного века»

(11 часов)

Традиции, новаторства, связи.

1

лекция-беседа 

Знать: основные закономерности историко-литературного процесса

Уметь: соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой

опрос

А. А. Ахматова. Книга женской души.

1

практикум

Знать: основные факты жизни А.А. Ахматовой

Уметь:  анализировать лирическое произведение, выявлять авторскую позицию

анализ лирического произведения

Лирика Н.С. Гумилёва.

1

лекция-беседа

Знать: основные факты жизни и творчества Н.С. Гумилёва, М.И. Цветаевой, содержание изученной лирики

Уметь: анализировать лирическое произведение, используя сведения по теории литературы; выявлять авторскую позицию

опрос

М.И. Цветаева "Если душа родилась крылатой".

1

практикум

анализ лирического произведения

М.А. Волошин "Певец Киммерийской земли".

1

Знать: образную природу словесного искусства, содержание лирических произведений, основные факты жизни и творчества  М.А. Волошина

Уметь: выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения, анализировать лирическое произведение

Мир поэзии Осипа Мандельштама.

1

Знать: основные факты жизни и творчества  Мандельштама, образную природу словесного искусства

Уметь: анализировать стихотворения, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

анализ стихотворения

Игорь Северянин. Король поэтов.

1

Комбинированный урок

Знать: основные факты жизни и творчества  поэта, образную природу словесного искусства

Уметь: выразительно читать лирические произведения, соблюдая нормы литературного произношения

опрос

«Поэт Божьей милостью». Судьба и стихи Константина Бальмонта.

1

практикум 

Знать: основные факты жизни и творчества  поэта, закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений 

Уметь: анализировать лирическое произведение, используя сведения по теории литературы (тематика, проблематика, изобразительно - выразительные средства языка)

анализ лирического произведения

Валерий Брюсов. Жизнь и творчество.

1

Комбинированные  уроки

Знать: основные факты жизни и творчества  поэтов, теоретико-литературные понятия

Уметь: выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произведения, выявлять авторскую позицию

опрос

Жизнь и творчество И. Анненского

1

М. Лохвицкая. Лирика

1

Знать: образную природу словесного искусства,  теоретико-литературные понятия

Уметь: аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению

опрос

Тема № 4

Полвека русской поэзии

(10 часов)

Общий обзор "Традиции русской литературы в поэзии 50-90-х годов".

1

Знать:  основные закономерности историко-литературного процесса

Уметь: соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений, выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы

опрос

Творчество поэтов с 50 гг. до наших дней. Р.Рождественский

1

лекция-беседа

опрос

Жизнь и творчество Е.А. Евтушенко

1

практикум

Знать: основные факты жизни и творчества  поэта; содержание изученных произведений

Уметь: соотносить произведение с литературным направлением эпохи; анализировать стихотворения

анализ стихотворения

Поэзия А.А. Вознесенского

1

Знать: образную природу словесного искусства; основные теоретико-литературные понятия

Уметь: анализировать лирическое произведение, выявлять авторскую позицию

анализ лирического произведения

Поэзия В.Д. Федорова

1

лекция-беседа 

Знать: содержание изученных лирических произведений

Уметь: раскрывать конкретно историческое содержание изученных произведений; выявлять авторскую позицию

опрос

Ю. Левитанский. Жизнь и творчество.

1

практикум

Знать: основные факты жизни и творчества  поэта; образную природу словесного искусства

Уметь: анализировать лирическое произведение (изобразительно-выразительные средства, художественная деталь)

анализ лирического произведения

Лирика В.М. Тушновой

1

Знать: основные факты жизни и творчества  поэта; содержание изученных лирических произведений Уметь: анализировать произведение, выявлять тематику, нравственный пафос, художественную деталь

анализ художественного произведения

Ю.В. Друнина. Лирика

1

лекция-беседа

Знать: основные факты жизни и творчества  поэта; основные закономерности историко-литературного процесса

Уметь: соотносить художественную литературу с общественной жизнью, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание лирических произведений

опрос

А.Д. Дементьев. Жизнь и творчество

1

практикум

Знать: основные факты жизни и творчества  поэтов; содержание произведений, образную природу словесного искусства

Уметь: анализировать произведение, выразительно читать стихотворения; выявлять авторскую позицию,  аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

анализ произведения

Жизненный и творческий путь Н.М. Рубцова.

1

Тема № 5

Поэзия приморских писателей

(4часа)

Поэзия В.Я. Гундаревой.

1

Лекция - беседа

Знать: образную природу искусства; содержание изученных произведений

Уметь: сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию

опрос

О. С.Губанов. Лирика. М.М. Матвеев. Лирика.

1

Знать: основные факты жизни и творчества  поэтов; содержание произведений, образную природу словесного искусства

Уметь: выразительно читать стихотворения; выявлять авторскую позицию,  аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

опрос

Творчество Г.А. Якуниной, Е.А. Александренко

1

опрос

Творчество В.В. Литвина, А.И. Егорова. Творчество А. Киреева, В. Аксеновой

1

опрос

Тема № 6

Заключение

(1 час)

Подведение итогов пройденного курса. Сдача творческих работ

1

Урок контроля и оценки знаний

Знать: содержание изученных произведений, основные теоретико-литературные понятия

Уметь: писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения на литературные темы

творческие работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов

Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Рабочая программа факультативных занятий по математике для учащихся 5 - 7 классов

Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «Занимательная физика» 5-6класс

По данной программе, ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить  на ранней ступени изучения физики.Основные задачи курса.1. Знакомство учащихся с эмпирическим э...

Рабочая программа факультативных занятий по математике

Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...

Рабочая программа факультативного курса "Культура речи"

Цель курса:сделать процесс межличностной коммуникации уч-ся более успешным;научить использовать в речи нормативные языковые факты;Указанные цели реализуются решением следующих задач:познакомить уч-ся ...

Рабочая программа факультативного курса по алгебре и началам анализа в 10 классе

Рабочая программа факультативного курса по алгебре и началам анализа в 10 классе...