Рабочая программа факультативного курса "Поэзия"
рабочая программа по мхк (10 класс) на тему
Рабочая программа факультативного курса "Поэзия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2016_l.a.poeziya.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Артемовского городского округа
Рассмотрено на заседании МО учителей-предметников Протокол от «25» августа 2016 г. № 1 Руководитель методического объединения __________ Л.В. Лютова подпись расшифровка подписи | Согласовано зам. директора по УВР ________ Л.И. Сова подпись расшифровка подписи «29» августа 2016 г. | Утверждаю и.о. директора МБОУ СОШ № 9 __________ С.В. Ходова подпись расшифровка подписи Приказ от «31» августа 2016 г. № 35 |
Рабочая программа
факультативного курса
«В мире поэзии»
Составитель: учитель русского
языка и литературы МБОУ СОШ № 9
первой квалификационной категории
Старовойтова Л.А.
Артемовский городской округ
2016 – 2017 уч. год
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Знание поэзии обогащает духовный мир человека, создаёт условия для формирования и реализации его творческих возможностей. Изучение поэзии предполагает систематическое чтение поэтических произведений, а также знакомство с другими видами искусства, ведёт к эмоциональному восприятию текста, раздумью над поставленными авторами проблемами. А, кроме того, формирует культуру речи и в целом культурный уровень учащихся, что является необходимым в будущем и в деловом общении, и в приобретении навыков для работы на литературном поприще.
Цели данного курса:
учебные:
- научить учащихся анализировать поэтическое произведение;
- оперировать литературоведческими терминами;
- научить стихосложению, культуре речи, работе со словарями.
развивающие:
- расширить кругозор учащихся в области поэзии;
- развить мышление, исследовательские и творческие способности;
- сориентировать в выборе будущей профессии.
воспитательные:
- воспитание у учащихся чувство прекрасного, более тонкого восприятия мира, духовности, чувство гордости за культурное наследие страны, родного края;
- воспитание культуры общения с другими людьми.
Основные задачи курса:
- Сформировать у учащихся представление о поэтическом творчестве.
- Научить основам стихосложения, анализировать текст поэтического произведения.
- Привить интерес к художественному творчеству.
После изучения данного курса учащиеся должны
знать:
а) о наиболее существенных особенностях литературных направлений классицизма, романтизма, реализма, символизма, акмеизма, футуризма;
б) поэзию «Серебряного века»;
в) творчество артёмовских поэтов и поэтов Приморского края;
г) основы теории литературы, основы стихосложения.
уметь:
а) анализировать поэтический текст;
б) работать со словарями;
в) самостоятельно работать с произведениями;
г) выявлять функциональную роль выразительно - изобразительных средств языка (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
д) определять стихотворные размеры, рифму, ритм, особенности построения строфы);
е) читать выразительно наизусть.
Содержание тем учебного предмета, курса
- Рабочая программа факультативного курса «В мире поэзии» составлена на основании учебного плана МБОУ СОШ № 9 на 2016 / 2017 учебный год.
- Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
- Программой предусмотрено проведение практикумов (анализ поэтических произведений) – 14.
- Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекта, в который входят:
- Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М.: Просвещение, 1970.
- Аксёнова В. Прикосновение. Владивосток, 2004.
- Александренко Е. Одинокое небо. «Дюма», Владивосток, 2002.
- Анна Ахматова. Сочинение в двух томах. М.: Правда, 1990.
- Бальмонт К. Стихотворения. М.: Художественная литература, 1990.
- Беренштейн Е.П. «…Поэт божьей милостью». // Литература в школе. 1987. № 5.
- Беренштейн Е.П. «Я говорю за всех с такою силой…». Мир поэзии Осипа Мандельштама // Литература в школе.1989. № 6.
- Бершадская Н.Р. Литературное творчество учащихся в школе. М.: Просвещение, 1989.
- Брюсов В. Стихотворения. М.: Молодая гвардия, 1989.
- Гундарева В. Солнечные ветры. Владивосток, 2003.
- Дементьев В. Грани стиха. М.: Просвещение, 1988.
- Егоров А. Треугольник. Владивосток, 2001.
- Живопись и поэзия М.Волошина // Литература в школе.1996. № 4.
- Литвин В. Трагедия души. Владивосток, 2004.
- Марина Цветаева. Издательство ДВГУ, Владивосток, 1990.
- Матвеев М. Как жаль, что рано птицы улетели…, «Дюма», Владивосток, 2002.
- Павловский А. Марина Цветаева. // Литература в школе.1991. № 3.
- Пособие по литературе под редакцией Е.И. Богомоловой, М.: Высшая школа, 1985
- Пушкин А.С. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1990.
- Русская литература XVIII век под редакцией О.В. Орлова, В.И. Фёдорова, М.: Просвещение, 1973.
- Русская советская поэзия. М.: Художественная литература, 1990.
- Русский фольклор. М.: Художественная литература, 1985.
- Словарь синонимов. М., 2000.
- Статьи об А.А.Ахматовой. // Литература в школе.1989. № 3.
- Цветаева М.И. Анализ текста. М.: Дрофа, 2001.
- Чудное мгновенье. М.: Художественная литература, 1988.
- Шаповалов М.А. «Король поэтов». Путь Игоря Северянина. // Литература в школе.1990. № 5.
- Якунина Г. Городская сумасшедшая. Владивосток, 1999.
Учебно-тематическое планирование
№ | Название раздела | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | практические | |||
1 | Тема № 1 Введение | 4 | 4 | |
2 | Тема № 2 Основы теории литературы | 4 | 2 | 2 |
3 | Тема № 3 Поэзия «Серебряного века» | 11 | 6 | 5 |
4 | Тема № 4 Полвека русской поэзии | 10 | 4 | 6 |
5 | Тема № 5 Поэзия приморских писателей | 4 | 4 | |
6 | Тема № 6 Заключение | 1 | 1 | |
Всего: | 34 | 20 | 14 |
Учебно (календарно) - тематическое планирование
Наименование раздела учебной программы по предмету | № урока | Тема урока | К-во час. | Тип урока | Требования к уровню подготовки (знать, уметь) | Вид контроля | Дата прове-дения |
Тема № 1. Введение (4 часа) | Русский фольклор: обрядовые песни, былины. | 1 | Комбинированный урок | Знать: образную природу словесного искусства; содержание былин и обрядовых песен Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать художественное произведение | опрос | ||
Роль устной литературы в жизни народа, её глубокое содержание, связь с «трудом, природой, почитанием отцов и дедов» | 2 | лекция | Знать: содержание изучаемых литературных произведений, основные закономерности историко-литературного процесса Уметь: анализировать эпизод изученных произведений | опрос | |||
беседа | |||||||
Традиции, новаторство русской поэзии от Державина до Пушкина | 1 | Комбинированный урок | Знать: содержание изучаемых произведений, традиции, новаторство русской поэзии Уметь: анализировать стихотворения, используя изобразительно-выразительные средства языка | опрос | |||
Тема № 2 Основы теории литературы (4 часа) | Особенности стихотворного языка. | 1 | лекция-беседа | Знать: основные теоретико-литературные понятия Уметь: выразительно читать лирические произведения, анализировать стихотворения | опрос | ||
Основы стихосложения. | 1 | практикум | Знать: основы стихосложения Уметь: сопоставлять лирические произведения | «проба пера» | |||
Литературные направления: классицизм, романтизм, реализм. | 1 | Комбинированный урок | Знать: литературные направления: классицизм, романтизм, реализм Уметь: определять черты литературных направлений | опрос | |||
Литературные направления: символизм, акмеизм, футуризм | 1 | практикум | Знать: литературные направления: символизм, акмеизм, футуризм Уметь: определять черты литературных направлений, анализировать лирическое произведение | анализ лирического произведения | |||
Тема № 3 Поэзия «Серебряного века» (11 часов) | Традиции, новаторства, связи. | 1 | лекция-беседа | Знать: основные закономерности историко-литературного процесса Уметь: соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой | опрос | ||
А. А. Ахматова. Книга женской души. | 1 | практикум | Знать: основные факты жизни А.А. Ахматовой Уметь: анализировать лирическое произведение, выявлять авторскую позицию | анализ лирического произведения | |||
Лирика Н.С. Гумилёва. | 1 | лекция-беседа | Знать: основные факты жизни и творчества Н.С. Гумилёва, М.И. Цветаевой, содержание изученной лирики Уметь: анализировать лирическое произведение, используя сведения по теории литературы; выявлять авторскую позицию | опрос | |||
М.И. Цветаева "Если душа родилась крылатой". | 1 | практикум | анализ лирического произведения | ||||
М.А. Волошин "Певец Киммерийской земли". | 1 | Знать: образную природу словесного искусства, содержание лирических произведений, основные факты жизни и творчества М.А. Волошина Уметь: выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения, анализировать лирическое произведение | |||||
Мир поэзии Осипа Мандельштама. | 1 | Знать: основные факты жизни и творчества Мандельштама, образную природу словесного искусства Уметь: анализировать стихотворения, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | анализ стихотворения | ||||
Игорь Северянин. Король поэтов. | 1 | Комбинированный урок | Знать: основные факты жизни и творчества поэта, образную природу словесного искусства Уметь: выразительно читать лирические произведения, соблюдая нормы литературного произношения | опрос | |||
«Поэт Божьей милостью». Судьба и стихи Константина Бальмонта. | 1 | практикум | Знать: основные факты жизни и творчества поэта, закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений Уметь: анализировать лирическое произведение, используя сведения по теории литературы (тематика, проблематика, изобразительно - выразительные средства языка) | анализ лирического произведения | |||
Валерий Брюсов. Жизнь и творчество. | 1 | Комбинированные уроки | Знать: основные факты жизни и творчества поэтов, теоретико-литературные понятия Уметь: выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произведения, выявлять авторскую позицию | опрос | |||
Жизнь и творчество И. Анненского | 1 | ||||||
М. Лохвицкая. Лирика | 1 | Знать: образную природу словесного искусства, теоретико-литературные понятия Уметь: аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению | опрос | ||||
Тема № 4 Полвека русской поэзии (10 часов) | Общий обзор "Традиции русской литературы в поэзии 50-90-х годов". | 1 | Знать: основные закономерности историко-литературного процесса Уметь: соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений, выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы | опрос | |||
Творчество поэтов с 50 гг. до наших дней. Р.Рождественский | 1 | лекция-беседа | опрос | ||||
Жизнь и творчество Е.А. Евтушенко | 1 | практикум | Знать: основные факты жизни и творчества поэта; содержание изученных произведений Уметь: соотносить произведение с литературным направлением эпохи; анализировать стихотворения | анализ стихотворения | |||
Поэзия А.А. Вознесенского | 1 | Знать: образную природу словесного искусства; основные теоретико-литературные понятия Уметь: анализировать лирическое произведение, выявлять авторскую позицию | анализ лирического произведения | ||||
Поэзия В.Д. Федорова | 1 | лекция-беседа | Знать: содержание изученных лирических произведений Уметь: раскрывать конкретно историческое содержание изученных произведений; выявлять авторскую позицию | опрос | |||
Ю. Левитанский. Жизнь и творчество. | 1 | практикум | Знать: основные факты жизни и творчества поэта; образную природу словесного искусства Уметь: анализировать лирическое произведение (изобразительно-выразительные средства, художественная деталь) | анализ лирического произведения | |||
Лирика В.М. Тушновой | 1 | Знать: основные факты жизни и творчества поэта; содержание изученных лирических произведений Уметь: анализировать произведение, выявлять тематику, нравственный пафос, художественную деталь | анализ художественного произведения | ||||
Ю.В. Друнина. Лирика | 1 | лекция-беседа | Знать: основные факты жизни и творчества поэта; основные закономерности историко-литературного процесса Уметь: соотносить художественную литературу с общественной жизнью, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание лирических произведений | опрос | |||
А.Д. Дементьев. Жизнь и творчество | 1 | практикум | Знать: основные факты жизни и творчества поэтов; содержание произведений, образную природу словесного искусства Уметь: анализировать произведение, выразительно читать стихотворения; выявлять авторскую позицию, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | анализ произведения | |||
Жизненный и творческий путь Н.М. Рубцова. | 1 | ||||||
Тема № 5 Поэзия приморских писателей (4часа) | Поэзия В.Я. Гундаревой. | 1 | Лекция - беседа | Знать: образную природу искусства; содержание изученных произведений Уметь: сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию | опрос | ||
О. С.Губанов. Лирика. М.М. Матвеев. Лирика. | 1 | Знать: основные факты жизни и творчества поэтов; содержание произведений, образную природу словесного искусства Уметь: выразительно читать стихотворения; выявлять авторскую позицию, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | опрос | ||||
Творчество Г.А. Якуниной, Е.А. Александренко | 1 | опрос | |||||
Творчество В.В. Литвина, А.И. Егорова. Творчество А. Киреева, В. Аксеновой | 1 | опрос | |||||
Тема № 6 Заключение (1 час) | Подведение итогов пройденного курса. Сдача творческих работ | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Знать: содержание изученных произведений, основные теоретико-литературные понятия Уметь: писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения на литературные темы | творческие работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов
Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...
Рабочая программа факультативных занятий по математике для учащихся 5 - 7 классов
Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...
Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «Занимательная физика» 5-6класс
По данной программе, ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить на ранней ступени изучения физики.Основные задачи курса.1. Знакомство учащихся с эмпирическим э...
Рабочая программа факультативных занятий по математике
Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...
Рабочая программа факультативного курса "Культура речи"
Цель курса:сделать процесс межличностной коммуникации уч-ся более успешным;научить использовать в речи нормативные языковые факты;Указанные цели реализуются решением следующих задач:познакомить уч-ся ...
Рабочая программа факультативного курса по алгебре и началам анализа в 10 классе
Рабочая программа факультативного курса по алгебре и началам анализа в 10 классе...