Программа учебного предмета "ИСКУССТВО. 8-9 классы" (ФГОС) Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова,
рабочая программа по мхк (8 класс) на тему

Кириллова Оксана Анатольевна

Рабочая программа основана на авторской про­грамме «Искусство 8-9 классы» под редакцией:  Г.П.Сергеева, И. Э. Кашекова, Е.Д.Критская.

Программа предполагает непрерывное изучение Мировой художественной культуры в 8-9-х классах в объеме 70 часов, из них: 35 часов в 8 классе (1 час в неделю); 35 часов в 9 классе (1 час в неделю).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr._uch._predm_mhk_8-9_kl._2016-17redakt.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по МХК ( предметная область Искусство) составлена в соответствии со следующими правовыми и нормативными документами:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) с изменениями от 31.12.2015г.

- Примерная основная образовательная программа НОО (fgosreestr.ru)

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №87 «О внесении изменений в № 3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 08.06.2015, от 28.12.2015, от 26.01.2016)

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2009 г. №729 с изменениями от 13.01.2011 г. №2 об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допущены к использованию в образовательной деятельности.

Программа по предмету «Мировая художественная культура» для 8 и 9 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и пауки Российской Федерации от 05.03.2004, №1089) и примерными программами по искусству для основного общего образования (Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по МХК, рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263).

Рабочая программа основана на авторской программе «Искусство 8-9 классы» под редакцией:  Г.П.Сергеева, И. Э. Кашекова, Е.Д.Критская. Программа образовательных учреждений «Искусство. 8-9 классы» - М.: «Просвещение»,  20014г.,  рекомендованной МО и Н РФ (авторская).

Программа предполагает непрерывное изучение Мировой художественной культуры в 8-9-х классах в объеме 70 часов, из них: 35 часов в 8 классе (1 час в неделю); 35 часов в 9 классе (1 час в неделю).

Учебно-методический комплект

"ИСКУССТВО. 8-9 классы" (ФГОС)

Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова,  Издательство "Просвещение" 2016 год.

Дополнительная литература:

       

1. Аудиокассеты, СD, фонохрестоматии.

2.Видео учебного материала.

3.История мировой культуры.

4.Энциклопедии.

5.Дж.Вазари. Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей, зодчих.

6.Альбомы по искусству, репродукции.

7.Собрание "Великие художники".

8.Сборники "Беседы о художниках".

9.Библиографический словарь "Музыканты и композиторы".

10.Дж. Холл Словарь сюжетов и символов в искусстве.

11.Пособия для учителя "Искусство  в школе".

12. Методические рекомендации по работе с УМК.

13. Интернет ресурсы.

Текущий контроль осуществляется с помощью проверочных работ (5-10 минут), творческих работ, индивидуальных ответов, музыкальных викторин, разбора и характеристики музыкального произведения.

 Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, творческой работы,  музыкальной викторины, самостоятельных ответов на тематические вопросы, урока-экскурсии.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста, творческой работы, музыкальной викторины, защиты проекта и/или презентации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно – творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают:

  • сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимания ценностей культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;
  • присвоение художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, обогащение на этой основе собственного духовного мира;
  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
  • оценивать  художественно-творческие возможности; умение вести диалог, аргументировать свою позицию;
  • наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;
  • расширение и обогащение опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
  • коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, в процессе творческой деятельности.

Метапредметные результаты

характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной  практической деятельности учащихся:

  • сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
  • работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
  • культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
  • адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения;
  • осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;
  • устанавливать причинно – следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы;
  • владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникаций для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры;
  • пользоваться ИКТ – компетентности;
  • эстетически относиться к окружающему миру.

Предметные результаты 

  • освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений;
  • понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека;
  • уважение культуры другого народа;
  • знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
  • устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие;
  • устойчивые потребности в общении с искусством в качестве зрителя, слушателя, читателя;
  • развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти;
  • осознанного применения специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства;
  • воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владения практическими умениями и навыками, способами художественной деятельности;
  • использование знаний и умений . навыков в изучении других предметов, межличностном общении, создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

Раздел программы

Выпускник научится:

8 класс

9 класс

  • представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
  • наблюдать (воспринимать) объекты и явления искусства, воспринимать смысл (концепцию) художественного образа, произведения искусства;
  • усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства;
  • различать изученные виды и жанры искусств;
  • описывать явления искусства, используя специальную терминологию;
  • классифицировать изученные объекты и явления культуры;
  • структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников;
  • воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
  • понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

  • представлять систему

общечеловеческих ценностей;

  • осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства;
  • уважать культуру другого народа, осваивать духовно - нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
  • формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;
  • использовать методы эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
  • развивать в себе индивидуальный  художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;
  • воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
  • проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;
  • понимать условность языка различных видов искусства, создавать условные изображения, символы;

  • определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
  • реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале.

                  ВЫПУСКНИК ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ

  • структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
  • аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства);
  • чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
  • использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
  • участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
  • ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
  • организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;
  • мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
  • воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности. 
  • воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства; 
  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

                Содержание учебного предмета «Искусство 8-9 класс»

                                                                    8 класс

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 11 часов.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков)  человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов.

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Исследовательский проект.

                                                                 9 класс

Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов.

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция  - 11 часов.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя  - 8 часов.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства -  новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства. Специфика восприятия временных и пространственных искусств.

Исследовательский проект « Мы любим театр   » - способствует раскрытию личности обучающегося, его индивидуальности, творческого потенциала. Театр – один из самых доступных и демократичных видов искусства. Создание компьютерной презентации, театрализованной постановки, видео- и фотокомпозиции, участие в виртуальных и реальных путешествиях по театральным подмосткам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.

                                УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

8 класс

1

Искусство в жизни современного человека.

3

2

Искусство открывает новые грани мира.

7

3

Искусство как универсальный способ общения.

           7

4

Красота в искусстве и жизни.

11

5

Прекрасное пробуждает добро.

8

Всего

35 часов

                                                            9 класс

1

Воздействующая сила искусства.

9

2

Искусство предвосхищает будущее.

7

3

Дар созидания. Практическая функция.

11

4

Искусство и открытие мира для себя

8

Всего

35

Всего

70 часов

                                                            Программа учебного предмета « Искусство 8-9 класс»

                                                                             составлена учителем Кирилловой О.А.

                                                                                       2016- 2017 уч. год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ» 5 класс. ФГОС Составитель: учитель географии Коптяева Ольга Александровна, первая квалификационная категория

Рабочая программаПо курсу «География. Начальный курс. 5 класс»(35 часов, 1 час в неделю).Общая характеристика учебного предмета и курса Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтичес...

Рабочая программа по математике для 5 класса ФГОС ООО на 2014-2015 учебный год

Настоящая программа по математике для 5 класса составлена на основе: 1) Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.2) Примерной программы для общеобразо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ЛИТЕРАТУРА 5 класс ФГОС

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:·         Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:·...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика" 5 класс (ФГОС)

Программа включает следующие разделы:пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, результаты изучения курса (личностные, межпредметн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика" 5 класс (ФГОС)

Программа включает следующие разделы:пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, результаты изучения курса (личностные, межпредметн...

Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС, авторы Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская

В программе прописаны универсальные учебные действия....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « Математика» 6 класс ФГОС к учебнику Виленкина Н.Я.

Класс: 6 класс. Уровень изучения учебного материала: базовыйРабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образова...