Символ и миф в поэзии, живописи и музыке. Урок – презентация
план-конспект урока по мхк (11 класс) на тему

Вашкевич Раиса Михайловна

Урок по МХК в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvolizm.docx26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока : Символ и миф в поэзии, живописи и музыке.

Урок – презентация

Цели урока:

  • Раскрыть особенности  « освобождения духовной культуры» в творчестве поэтов , художников, музыкантов серебряного века
  • Дать характеристику основных периодов творчества А.Н. Скрябина и С.В. Рахманинова.
  • Воспринимать искусство  как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Музыкальный материал:

  • « Божественная симфония» А.Н. Скрябина
  • « Прелюдия соль мажор» С.В. Рахманинов
  • « Прелюдия №4» А.Н. Скрябина
  • « Этюд № 12» А.Н. Скрябина
  • « Второй концерт»  ( вступление) С.В. Рахманинова
  • « Второй концерт»  ( 1 часть) С.В. Рахманинова
  • « Соната №3» А.Н. Скрябина
  • « Вокализ» С. В. Рахманинова
  •  Видео – клип романса « Уж сколько их упало в эту  бездну…»

Дополнительный материал:

Слайды:

  • Портрет С.В. Рахманинова
  • Портрет А.Н. Скрябина
  • Портрет А. Ахматовой
  • Портрет Ф. Шаляпина
  • Портрет Забелы Врубель
  • « Петр 1» Серова
  • « Небесный бой» Рериха
  • « Портрет Горького» Серова
  • Портреты Ермоловой, Мейерхольда, Блока.
  • Картины Врубеля : « Демон сидящий», « Пан», « К ночи», « Царевна Лебедь»

     Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Прочитайте эпиграф  к уроку. Как вы его понимаете?

В ночи, когда уснет тревога

И город скроется во мгле,

О, сколько музыки у Бога,

Какие звуки на земле! ( запись на доске)

  1. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы  попытаемся ответить на вопрос о том, могли  ли  поэты, художники и композиторы отразить в своем творчестве суть вещей и явлений, дать им « названье», « удержать в полете» красоту и гармонию мира на рубеже 19 – 20 веков.

  1. Работа по теме урока.

Звучит « Божественная симфония» А.Н. Скрябина

На экране портрет А.Н. Скрябина

- Индия…горы…Берег озера… Грандиозный храм с огромным куполом… Все собрались  на  сборное действо. Нет публики, нет сцены. Все собравшиеся здесь люди « посвященные». « Белые одежды»… Поют хоры… Звуки и краски слились в одно целое.  Отныне лишь всепобеждающая сила Духа будет царить на земле.

Музыка замолкает.

- Что это? Откровения Иоанна Богослова о конце света? Или вариация на мотивы индийской религиозной литературы?  Гадать не стоит. Автор  известен – великий русский композитор Александр Николаевич Скрябин. А текст, приведенный выше – пересказ проекта таинственной « Мистерии», к созданию которой Скрябин шел всю свою сознательную  жизнь.

Звучит « Прелюдия соль мажор» С.В. Рахманинова.  

- Музыка Рахманинова – это жажда духовного обновления, в чем – то схожая с взглядами поэтов – символистов. Подобно И. Левитану, он был влюблен в каждую травинку на русской земле; как Нестеров, воспевал Русь, светлую и молящуюся; как  Гумелев, предчувствовал ее трагический путь.

На экране портрет С.В. Рахманинова.

-Александр Скрябин и Сергей Рахманинов родились в 19 веке. Их пути пересеклись в 1885 году в фортепианном классе знаменитого педагога Зверева. В число « зверят» - питомцев частного пансионата Зверева  - попадали самые  талантливые. В доме Зверева они прожили более 4-х лет .

В 1888 году Скрябин и Рахманинов поступили в Московскую консерваторию, где учились на двух специальностях: пианисты и композиторы. Оба закончили консерваторию с золотыми медалями. Рахманинов получил специальности пианиста и композитора. Ему на выпускном экзамене по композиции Чайковский поставил 5 с плюсом. Скрябин закончил  консерваторию только как пианист.  Класс  композиции  не  окончил  из – за  конфликта  с профессором  Аренским.  У Скрябина были и другие неприятности. Мечтая стать  пианистом – виртуозом, он  « переиграл» правую руку. Рука была полупарализована.

Звучит « Прелюдия №4» Скрябина.

Состоянию музыканта созвучны стихи Анны Ахматовой:

Так беспомощно грудь холодела.

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

- Страстное желание играть, огромная сила воли и самодисциплина вернули Скрябина к инструменту. В период болезни он создает произведения для левой руки.

Звучит « Этюд №12» Скрябина.

Проецируются слайды: « Петр 1» Серова. « Небесный бой» Рериха, « Портрет Горького» Серова.

Там , на скале, веселый царь

Взмахнул зловонное кадило,

И ризой городская гарь

Фонарь манящий облачила!

Он будет город свой беречь,

И, заалев перед денницей,

В руке простертой вспыхнет меч

Над затихающей столицей. А. Блок.

На экране слайд портрета « Петр 1»

Неясный луч знакомого блистанья,

Чуть слышный отзвук песни неземной,

И прежний мир в немеркнувшем сиянье

Встает опять пред чуткою душой.

Один лишь сон – и в тяжком пробужденье

 Ты будешь ждать с томительной тоской

Вновь отблеска нездешнего виденья,

Вновь отзвука гармонии святой.  В. Соловьев.

На экране слайд картины « Небесный бой» Рериха

- Вот он носится как демон, гордый, черный демон бури, и  смеется и рыдает.. Он над тучами смеется, он от радости рыдает! В гневе грома, чуткий демон, он давно усталость слышит, он уверен. Что не скроют тучи солнца. Нет, не скроют. М. Горький.

На экране слайд портрета М. Горького

- Что объединяет все эти произведения?

- Сила воли, духа, стремление к победе…

- Творческий путь Скрябина и Рахманинова никогда не был безоблачным. Рахманинов мучительно, почти болезненно воспринимал каждое слово критиков. Нервный срыв произошел после неудачи с Первой симфонией .

Звучит вступление второго концерта.

Премьера  Второго фортепианного  концерта была принята зрителями с восторгом. Эта музыка является художественным памятником знаменательной эпохи русской жизни.

Звучит первая часть второго концерта. На экране слайды : портрет Ермоловой, Шаляпина, Забелы Врубель, Мейерхольда, Блока.

Как звуки райского напева

Он ловит быстрые слова:

« Она живет, святая дева…

О ней уже гремит молва..

Она пришла к твоим владеньям,

Она теперь у этих стен,

Ее народ встречает пеньем

И преклонением колен. Гумелев.

На экране слайд портрета Ермоловой.

Звенит гармоника. Летят качели.

« Не шей мне ,матушка, красный сарафан».

Я не хочу вина. И так я пьян.

Я песню слушаю под тенью ели,

Мне грустно, друг. Поговори со мной.

В моей России холодно весной.

Твоя лазурь стирается и вянет.

Лежит Москва. И смертная печаль

Здесь семечки лущит, да песню тянет,

И плечи кутает в цветную шаль. Адамович.

На экране  слайд портрета  Шаляпина.

Я знаю женщину: молчанье.

Усталость горькая от слов

Живет в таинственном мерцанье

ЕЕ расширенных зрачков.

Неслышный и неторопливый.

Так странно плавен шаг ее,

Назвать нельзя ее красивой,

 Но в ней все счастие  мое.  Гумелев.

На экране слайд Забелы Врубель.

Видео клип « Уж сколько их упало в бездну…»

На экране слайд портрета Блока.

- Кто эти люди? Какое отношение они имеют к эпохе символизма?

Ответы учащихся.

- подобно многим символистам, Скрябин с юности пытался « проникнуть  в суть вещей».  Постоянно он создавал учение о человеке, искусстве. Он сделал вызов миру, показал трагизм одинокой личности.

На экране слайд « Демон сидящий» Врубеля.

Звучит « Божественная симфония» Скрябина.

- « Божественная симфония» - одно из лучших творений Скрябина, которое отражает его идею преображения человеческого духа.

Я в этот мир пришел,

Чтоб видеть Солнце и синий кругозор.

Я в этот мир пришел,

Чтоб видеть Солнце и выси гор.

Я в этот мир пришел

Чтоб видеть Море и пышный цвет долин.

Я заключил мир в едином взоре,

Я властелин.  Скрябин.

На экране слайды картин « Пан», « К ночи». « Царевна Лебедь» Врубеля.

- С каким цветом сопоставим колорит « Божественной симфонии» и стихов Скрябина?

( Сине – лиловые, тревожно – фиолетовые)

- Наступил 1915 год. Скрябин создает проект « Мистерии».

О дивный образ Божества,

Гармоний чистое искусство!

 Царит всевластно на земле

Твой дух, свободный и могучий

 Тобой поднятый человек

Свершает словно подвиг лучший,

Придите, все народы мира,

Искусству славу воспоем!  Скрябин.

-14 апреля  1915 года от заражения крови умер  великий композитор  А.Н. Скрябин. Смерть его была мистической. Вячеслав Иванов  написал сонет, посвященный тяжелой утрате.

Осиротела Музыка.

И с ней поэзия осиротела,

 Потух цветок волшебный у предела

 Их смежных царств, и пала ночь темней

 На взморие, где  новозданных дней

Всплывал ковчег таинственный. Истлела

От тонких молний духа риза тела,

Отдав огонь источнику огней.

Звучит « Соната №3» Скрябина.

- Скрябин не дожил до революции 1917 года. С.В. Рахманинов не принял идеи большевизма. В декабре 1917 года он уехал в США. На протяжении 10 лет жизни в Америке он не написал ни одного музыкального произведения.  Рахманинов писал: « Лишившись Родины, я потерял себя». Однако в годы ВОВ он присылал денежные средства для  победы над гитлеровской Германией. Рахманинов похоронен на самом известном кладбище США в Беверли Хилз.  И сегодня за могилой композитора, пианиста, Человека ухаживают как русские эмигранты , так и простые американцы.

Звучит « Вокализ» Рахманинова.

  1. Итог урока.

- Продолжая традиции романтизма, символизм выразил стремление к духовной свободе. Трагическое предчувствие надвигавшихся социальных катастроф и  сомнения в духовных ценностях. Для открытия  особой

« скрытой» реальности символистам потребовались теоретические программа и новые художественные средства.

Домашнее задание: написать эссе на тему « Символы и звуки серебряного века, взяв  в качестве эпиграфа  строки А. Блока:

В ночи, когда уснет тревога

И город скроется во мгле,

О, сколько музыки у Бога,

Какие звуки на земле!

Вашкевич Раиса Михайловна . Учитель МХК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопоставление произведений искусств разных эпох в соответствии с сюжетной линией. Пейзаж в поэзии, живописи и музыке. Зима и лето.

Интегрированный открытый урок с учащимся 4-го класса школы искусств, посвящённый истории пейзажа в поэзии, живописи и музыке. Состоит из конспекта урока, презентации и самоанализа. Предназначен для ат...

Изображение времен года в искусстве. Взаимодействие поэзии, живописи, музыки. Знакомство с циклом А.Вивальди «Времена года»

Коассный час, показывающий взаимодействие урочной и внеурочной деятельности. На занятии используются игровые технологии, ИКТ, интегрированное обучение, работа в группах...

Природа в музыке, поэзии, живописи

Представляю нестандартный тип урока – урок творчества. Такая форма проведения помогает мне активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию творчества и экологического мышлен...

Природа в музыке, поэзии, живописи

Представляю нестандартный тип урока – урок творчества. Такая форма проведения помогает мне активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию творчества и экологического мышлен...

Конспект открытого урока развития речи в 7 классе с использованием ЭОР : «Особенности изображения зимнего пейзажа языком поэзии, живописи, музыки»

Урок развития речи в 7 классе с использованием ЭОР: : «Особенности изображения зимнего пейзажа языком поэзии, живописи, музыки» средствами классической музыки, живописи, поэзии....

Урок литературы в 6 классе "Времена года в русской поэзии, живописи, музыке".

Цели урока:    -воспитание  любви к родной природе...

Конспект урока «Богородице Дево, радуйся! Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!» 3 класс

Конспект урока «Богородице Дево, радуйся! Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!» 3 класс...