Символ и миф в поэзии, живописи и музыке. Урок – презентация
план-конспект урока по мхк (11 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока : Символ и миф в поэзии, живописи и музыке.
Урок – презентация
Цели урока:
- Раскрыть особенности « освобождения духовной культуры» в творчестве поэтов , художников, музыкантов серебряного века
- Дать характеристику основных периодов творчества А.Н. Скрябина и С.В. Рахманинова.
- Воспринимать искусство как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Музыкальный материал:
- « Божественная симфония» А.Н. Скрябина
- « Прелюдия соль мажор» С.В. Рахманинов
- « Прелюдия №4» А.Н. Скрябина
- « Этюд № 12» А.Н. Скрябина
- « Второй концерт» ( вступление) С.В. Рахманинова
- « Второй концерт» ( 1 часть) С.В. Рахманинова
- « Соната №3» А.Н. Скрябина
- « Вокализ» С. В. Рахманинова
- Видео – клип романса « Уж сколько их упало в эту бездну…»
Дополнительный материал:
Слайды:
- Портрет С.В. Рахманинова
- Портрет А.Н. Скрябина
- Портрет А. Ахматовой
- Портрет Ф. Шаляпина
- Портрет Забелы Врубель
- « Петр 1» Серова
- « Небесный бой» Рериха
- « Портрет Горького» Серова
- Портреты Ермоловой, Мейерхольда, Блока.
- Картины Врубеля : « Демон сидящий», « Пан», « К ночи», « Царевна Лебедь»
Ход урока:
- Организационный момент.
-Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
В ночи, когда уснет тревога
И город скроется во мгле,
О, сколько музыки у Бога,
Какие звуки на земле! ( запись на доске)
- Сообщение темы урока.
- Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос о том, могли ли поэты, художники и композиторы отразить в своем творчестве суть вещей и явлений, дать им « названье», « удержать в полете» красоту и гармонию мира на рубеже 19 – 20 веков.
- Работа по теме урока.
Звучит « Божественная симфония» А.Н. Скрябина
На экране портрет А.Н. Скрябина
- Индия…горы…Берег озера… Грандиозный храм с огромным куполом… Все собрались на сборное действо. Нет публики, нет сцены. Все собравшиеся здесь люди « посвященные». « Белые одежды»… Поют хоры… Звуки и краски слились в одно целое. Отныне лишь всепобеждающая сила Духа будет царить на земле.
Музыка замолкает.
- Что это? Откровения Иоанна Богослова о конце света? Или вариация на мотивы индийской религиозной литературы? Гадать не стоит. Автор известен – великий русский композитор Александр Николаевич Скрябин. А текст, приведенный выше – пересказ проекта таинственной « Мистерии», к созданию которой Скрябин шел всю свою сознательную жизнь.
Звучит « Прелюдия соль мажор» С.В. Рахманинова.
- Музыка Рахманинова – это жажда духовного обновления, в чем – то схожая с взглядами поэтов – символистов. Подобно И. Левитану, он был влюблен в каждую травинку на русской земле; как Нестеров, воспевал Русь, светлую и молящуюся; как Гумелев, предчувствовал ее трагический путь.
На экране портрет С.В. Рахманинова.
-Александр Скрябин и Сергей Рахманинов родились в 19 веке. Их пути пересеклись в 1885 году в фортепианном классе знаменитого педагога Зверева. В число « зверят» - питомцев частного пансионата Зверева - попадали самые талантливые. В доме Зверева они прожили более 4-х лет .
В 1888 году Скрябин и Рахманинов поступили в Московскую консерваторию, где учились на двух специальностях: пианисты и композиторы. Оба закончили консерваторию с золотыми медалями. Рахманинов получил специальности пианиста и композитора. Ему на выпускном экзамене по композиции Чайковский поставил 5 с плюсом. Скрябин закончил консерваторию только как пианист. Класс композиции не окончил из – за конфликта с профессором Аренским. У Скрябина были и другие неприятности. Мечтая стать пианистом – виртуозом, он « переиграл» правую руку. Рука была полупарализована.
Звучит « Прелюдия №4» Скрябина.
Состоянию музыканта созвучны стихи Анны Ахматовой:
Так беспомощно грудь холодела.
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
- Страстное желание играть, огромная сила воли и самодисциплина вернули Скрябина к инструменту. В период болезни он создает произведения для левой руки.
Звучит « Этюд №12» Скрябина.
Проецируются слайды: « Петр 1» Серова. « Небесный бой» Рериха, « Портрет Горького» Серова.
Там , на скале, веселый царь
Взмахнул зловонное кадило,
И ризой городская гарь
Фонарь манящий облачила!
Он будет город свой беречь,
И, заалев перед денницей,
В руке простертой вспыхнет меч
Над затихающей столицей. А. Блок.
На экране слайд портрета « Петр 1»
Неясный луч знакомого блистанья,
Чуть слышный отзвук песни неземной,
И прежний мир в немеркнувшем сиянье
Встает опять пред чуткою душой.
Один лишь сон – и в тяжком пробужденье
Ты будешь ждать с томительной тоской
Вновь отблеска нездешнего виденья,
Вновь отзвука гармонии святой. В. Соловьев.
На экране слайд картины « Небесный бой» Рериха
- Вот он носится как демон, гордый, черный демон бури, и смеется и рыдает.. Он над тучами смеется, он от радости рыдает! В гневе грома, чуткий демон, он давно усталость слышит, он уверен. Что не скроют тучи солнца. Нет, не скроют. М. Горький.
На экране слайд портрета М. Горького
- Что объединяет все эти произведения?
- Сила воли, духа, стремление к победе…
- Творческий путь Скрябина и Рахманинова никогда не был безоблачным. Рахманинов мучительно, почти болезненно воспринимал каждое слово критиков. Нервный срыв произошел после неудачи с Первой симфонией .
Звучит вступление второго концерта.
Премьера Второго фортепианного концерта была принята зрителями с восторгом. Эта музыка является художественным памятником знаменательной эпохи русской жизни.
Звучит первая часть второго концерта. На экране слайды : портрет Ермоловой, Шаляпина, Забелы Врубель, Мейерхольда, Блока.
Как звуки райского напева
Он ловит быстрые слова:
« Она живет, святая дева…
О ней уже гремит молва..
Она пришла к твоим владеньям,
Она теперь у этих стен,
Ее народ встречает пеньем
И преклонением колен. Гумелев.
На экране слайд портрета Ермоловой.
Звенит гармоника. Летят качели.
« Не шей мне ,матушка, красный сарафан».
Я не хочу вина. И так я пьян.
Я песню слушаю под тенью ели,
Мне грустно, друг. Поговори со мной.
В моей России холодно весной.
Твоя лазурь стирается и вянет.
Лежит Москва. И смертная печаль
Здесь семечки лущит, да песню тянет,
И плечи кутает в цветную шаль. Адамович.
На экране слайд портрета Шаляпина.
Я знаю женщину: молчанье.
Усталость горькая от слов
Живет в таинственном мерцанье
ЕЕ расширенных зрачков.
Неслышный и неторопливый.
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое. Гумелев.
На экране слайд Забелы Врубель.
Видео клип « Уж сколько их упало в бездну…»
На экране слайд портрета Блока.
- Кто эти люди? Какое отношение они имеют к эпохе символизма?
Ответы учащихся.
- подобно многим символистам, Скрябин с юности пытался « проникнуть в суть вещей». Постоянно он создавал учение о человеке, искусстве. Он сделал вызов миру, показал трагизм одинокой личности.
На экране слайд « Демон сидящий» Врубеля.
Звучит « Божественная симфония» Скрябина.
- « Божественная симфония» - одно из лучших творений Скрябина, которое отражает его идею преображения человеческого духа.
Я в этот мир пришел,
Чтоб видеть Солнце и синий кругозор.
Я в этот мир пришел,
Чтоб видеть Солнце и выси гор.
Я в этот мир пришел
Чтоб видеть Море и пышный цвет долин.
Я заключил мир в едином взоре,
Я властелин. Скрябин.
На экране слайды картин « Пан», « К ночи». « Царевна Лебедь» Врубеля.
- С каким цветом сопоставим колорит « Божественной симфонии» и стихов Скрябина?
( Сине – лиловые, тревожно – фиолетовые)
- Наступил 1915 год. Скрябин создает проект « Мистерии».
О дивный образ Божества,
Гармоний чистое искусство!
Царит всевластно на земле
Твой дух, свободный и могучий
Тобой поднятый человек
Свершает словно подвиг лучший,
Придите, все народы мира,
Искусству славу воспоем! Скрябин.
-14 апреля 1915 года от заражения крови умер великий композитор А.Н. Скрябин. Смерть его была мистической. Вячеслав Иванов написал сонет, посвященный тяжелой утрате.
Осиротела Музыка.
И с ней поэзия осиротела,
Потух цветок волшебный у предела
Их смежных царств, и пала ночь темней
На взморие, где новозданных дней
Всплывал ковчег таинственный. Истлела
От тонких молний духа риза тела,
Отдав огонь источнику огней.
Звучит « Соната №3» Скрябина.
- Скрябин не дожил до революции 1917 года. С.В. Рахманинов не принял идеи большевизма. В декабре 1917 года он уехал в США. На протяжении 10 лет жизни в Америке он не написал ни одного музыкального произведения. Рахманинов писал: « Лишившись Родины, я потерял себя». Однако в годы ВОВ он присылал денежные средства для победы над гитлеровской Германией. Рахманинов похоронен на самом известном кладбище США в Беверли Хилз. И сегодня за могилой композитора, пианиста, Человека ухаживают как русские эмигранты , так и простые американцы.
Звучит « Вокализ» Рахманинова.
- Итог урока.
- Продолжая традиции романтизма, символизм выразил стремление к духовной свободе. Трагическое предчувствие надвигавшихся социальных катастроф и сомнения в духовных ценностях. Для открытия особой
« скрытой» реальности символистам потребовались теоретические программа и новые художественные средства.
Домашнее задание: написать эссе на тему « Символы и звуки серебряного века, взяв в качестве эпиграфа строки А. Блока:
В ночи, когда уснет тревога
И город скроется во мгле,
О, сколько музыки у Бога,
Какие звуки на земле!
Вашкевич Раиса Михайловна . Учитель МХК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сопоставление произведений искусств разных эпох в соответствии с сюжетной линией. Пейзаж в поэзии, живописи и музыке. Зима и лето.
Интегрированный открытый урок с учащимся 4-го класса школы искусств, посвящённый истории пейзажа в поэзии, живописи и музыке. Состоит из конспекта урока, презентации и самоанализа. Предназначен для ат...
Изображение времен года в искусстве. Взаимодействие поэзии, живописи, музыки. Знакомство с циклом А.Вивальди «Времена года»
Коассный час, показывающий взаимодействие урочной и внеурочной деятельности. На занятии используются игровые технологии, ИКТ, интегрированное обучение, работа в группах...
Природа в музыке, поэзии, живописи
Представляю нестандартный тип урока – урок творчества. Такая форма проведения помогает мне активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию творчества и экологического мышлен...
Природа в музыке, поэзии, живописи
Представляю нестандартный тип урока – урок творчества. Такая форма проведения помогает мне активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию творчества и экологического мышлен...
Конспект открытого урока развития речи в 7 классе с использованием ЭОР : «Особенности изображения зимнего пейзажа языком поэзии, живописи, музыки»
Урок развития речи в 7 классе с использованием ЭОР: : «Особенности изображения зимнего пейзажа языком поэзии, живописи, музыки» средствами классической музыки, живописи, поэзии....
Урок литературы в 6 классе "Времена года в русской поэзии, живописи, музыке".
Цели урока: -воспитание любви к родной природе...
Конспект урока «Богородице Дево, радуйся! Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!» 3 класс
Конспект урока «Богородице Дево, радуйся! Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!» 3 класс...