МХК 11 класс. «Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи».
план-конспект урока по мхк (11 класс) на тему

 «Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи». Урок представляет собой виртуальное путешествие, совершаемое с привлечением материалов интернет-ресурсов www.school-cоllection.edu.ru и http://www.museum-online.ru/.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_mhk_-_impressionizm.zip22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  на тему: «Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи»

Автор: Чернова Наталья Александровна, учитель МХК МБОУ Николо-Берёзовская СОШ.

Уровень образования:  среднее  общее образование.

Целевая аудитория:  учащиеся.

Класс:  11 класс.

Предмет:  Мировая художественная культура.

Описание урока: урок представляет собой виртуальное путешествие, совершаемое с привлечением материалов интернет-ресурсов www.school-cоllection.edu.ru и http://www.museum-online.ru/. Для организации занятия необходимо наличие в классе компьютера и мультимедийного проектора. 

Цель урока: знакомство с историей таких художественных направлений, как импрессионизм и постимпрессионизм, а также выявление особенностей художественного языка представителей этих направлений.

Задачи урока:

- сформировать у учащихся представление о художественных направлениях рубежа19-20 вв. (импрессионизм и постимпрессионизм);

- сформировать у учащихся навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;

- привить нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству через знакомство с работами художников-импрессионистов и постимпрессионистов;

- усилить творческую и познавательную активность учащихся с помощью нетрадиционных форм урока.

Ожидаемый результат: наличие у учащихся сформированного представления об импрессионизме и постимпрессионизме, знание основных художников данных направлений и их работ.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с использованием ИКТ, поисковый.

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Межпредметные связи:  история.

Оборудование и материалы:

- полноэкранная слайдовая презентация, созданная в программе Microsoft Office Power Point;

- учебник: Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс. Базовый уровень.8-е изд., стер. - М.: 2012 — 368 с.;

- ПК;

- мультимедийный проектор.

Продолжительность урока: 45 минут.

Структура урока:

- организационный момент (3 минуты);

- введение в тему (5 минут);

- виртуальное путешествие (30 минут);

- подведение итогов, обобщение полученных знаний (5 минут);

- домашнее задание (2 минуты).

План урока:

1.        Художественные искания импрессионистов.

2.        Пейзажи впечатления К.Моне, К. Писсарро и А.Сислея.

3.        Жизнь и Человек в произведениях  О. Ренуара.

4.         Постимпрессионизм В. ван Гога, П. Сезанна.

Ход урока:

1.        Организационный момент.

Выяснение присутствующих и отсутствующих, постановка темы урока, целей и задач.

2.        Введение в тему.

Слово учителя: Сегодня нам предстоит знакомство с направлениями в живописи рубежа 19-20 вв. – импрессионизмом и постимпрессионизмом. Импрессионизм — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX в., представители которого стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, правдиво передать мгновения жизни. Импрессионизм зародился в 1860-х гг. во Франции, когда живописцы Э. Мане, О. Ренуар и Э. Дега внесли в искусство многообразие, динамику и сложность современного городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира. Вслед за импрессионизмом во французской живописи конца XIX — начала XX в. возникли течения, получившие общее название «постимпрессионизм». Постимпрессионизм повысил интерес к философским и символическим началам искусства, к закономерной организации художественной формы  -  построению пространства, объема, к декоративной стилизации. В постимпрессионизме отразилась атмосфера сложных, противоречивых поисков нравственных ценностей, которая характеризует период начинающегося кризиса европейской культуры. Чтобы подробнее познакомиться  с основными представителями этих направлений в живописи, их творчеством и художественными манерами, я предлагаю вам совершить увлекательное виртуальное путешествие.

3.        Виртуальное путешествие в мир живописи

Слайд №1: Тема урока, информация о составителе презентации.

Слайд №2: Полотна Э.Мане «Завтрак на траве» и «Олимпия».

Учитель рассказывает о Салоне Отверженных, где впервые были представлены картины импрессионистов; описывает представленные работы Э. Мане; приводит высказывание Э. Золя, который назвал Мане «классиком современной живописи» и, к бешенству чиновников, предсказал, что творения Эдуарда Мане со временем войдут в Лувр — сокровищницу Франции.

Слайд №3: картина К.Моне «Впечатление. Восход солнца».

Учитель описывает полотно; обращает внимание учащихся на то, что по названию данной картины было названо художественное направление – импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление); рассказывает об особой технике передачи света; выделяет главную цель импрессионизма – подвижность и изменчивость мира.

Слайд №4:Э. Дега «Голубые танцовщицы».

Учитель обращает внимание на  особенности передачи цвета, возможности для которой открывала техника пастели.

Слайд №5: пейзажи-впечатления А.Сислея «Наводнение в Порт-Марли» и К.Писсарро «Оперный проезд в Париже».

Учитель рассказывает о характерных особенностях творчества каждого из этих художников, подчеркивает, что для них не столь был важен сам сюжет, сколько его чувственное восприятие. Также учитель дает информацию о последовательной  системе пленэра, которая выработали  К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей.

Слайд №6: Работа О. Ренуара «Качели» и «Бал в Мулен де ла Галлет».

Учитель обращает внимание учащихся на технику передачи света в первой работе и на подход к повседневности и человеку в искусстве во второй работе.

Слайд №7: О. Ренуар. Три портрета актрисы театра «Комеди Франсез» Жанны Самари.

Учитель описывает полотна, подчеркивает очаровательность женских образов, снова заостряет внимание на особенностях изображения повседневной жизни.

Слайд №9: «Персики и груши» П.Сезанн.

Учитель рассказывает о появлении нового направления – постимпрессионизме, о его сходствах и различиях с импрессионизмом; говорит об особенностях написания натюрмортов П. Сезанна.

Слайд №10: Полотно В. ван Гога «Звездная ночь» и цитата: «Глядя на звезды, я всегда начинаю мечтать <…>. Я спрашиваю себя: почему яркие точки на небосклоне должны быть менее доступны нам, чем черные точки на карте Франции?» В. ван Гог, 1888г.

Учитель описывает полотно, рассказывает историю его создания; затем подводит итоги урока, обобщает изложенный материал.

Слайд №11: Домашнее задание: на сайте http://www.museum-online.ru/  выбрать понравившуюся картину художника-импрессиониста или постимпрессиониста (не представленную в презентации учителя), и описать её по следующим вопросам: 1. Как называется картина?

2. Кто её автор?

3. В каком году была написана?

4. Что изображено на этой картине?

5. Почему она привлекла ваше внимание?

6. Присутствие каких характерных особенностей позволяет отнести её к направлению импрессионизм/ постимпрессионизм?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по МХК в 11 кл "Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи"

проверочный тест по теме "Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи"...

Самостоятельная, проверочная работа по МХК. Тема "Импрессионизм и постимпрессионизм"

Проверьте свои знания! Предлагаю Вашему вниманию небольшой мини - опрос по теме: "Импрессионизм"....

Урок музыки в 5 классе Импрессионизм в музыке и живописи

Урок музыки в 5 классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой на тему: "Импрессионизм в музыке и живописи"...

Обухович В.В. Презентация к уроку МХК "Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи"

Обухович В.В. Презентация к уроку МХК "Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи"...