МХК 11 класс. «Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи».
план-конспект урока по мхк (11 класс) на тему
«Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи». Урок представляет собой виртуальное путешествие, совершаемое с привлечением материалов интернет-ресурсов www.school-cоllection.edu.ru и http://www.museum-online.ru/.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_mhk_-_impressionizm.zip | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему: «Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи»
Автор: Чернова Наталья Александровна, учитель МХК МБОУ Николо-Берёзовская СОШ.
Уровень образования: среднее общее образование.
Целевая аудитория: учащиеся.
Класс: 11 класс.
Предмет: Мировая художественная культура.
Описание урока: урок представляет собой виртуальное путешествие, совершаемое с привлечением материалов интернет-ресурсов www.school-cоllection.edu.ru и http://www.museum-online.ru/. Для организации занятия необходимо наличие в классе компьютера и мультимедийного проектора.
Цель урока: знакомство с историей таких художественных направлений, как импрессионизм и постимпрессионизм, а также выявление особенностей художественного языка представителей этих направлений.
Задачи урока:
- сформировать у учащихся представление о художественных направлениях рубежа19-20 вв. (импрессионизм и постимпрессионизм);
- сформировать у учащихся навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;
- привить нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству через знакомство с работами художников-импрессионистов и постимпрессионистов;
- усилить творческую и познавательную активность учащихся с помощью нетрадиционных форм урока.
Ожидаемый результат: наличие у учащихся сформированного представления об импрессионизме и постимпрессионизме, знание основных художников данных направлений и их работ.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с использованием ИКТ, поисковый.
Тип урока: формирование новых знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Межпредметные связи: история.
Оборудование и материалы:
- полноэкранная слайдовая презентация, созданная в программе Microsoft Office Power Point;
- учебник: Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс. Базовый уровень.8-е изд., стер. - М.: 2012 — 368 с.;
- ПК;
- мультимедийный проектор.
Продолжительность урока: 45 минут.
Структура урока:
- организационный момент (3 минуты);
- введение в тему (5 минут);
- виртуальное путешествие (30 минут);
- подведение итогов, обобщение полученных знаний (5 минут);
- домашнее задание (2 минуты).
План урока:
1. Художественные искания импрессионистов.
2. Пейзажи впечатления К.Моне, К. Писсарро и А.Сислея.
3. Жизнь и Человек в произведениях О. Ренуара.
4. Постимпрессионизм В. ван Гога, П. Сезанна.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Выяснение присутствующих и отсутствующих, постановка темы урока, целей и задач.
2. Введение в тему.
Слово учителя: Сегодня нам предстоит знакомство с направлениями в живописи рубежа 19-20 вв. – импрессионизмом и постимпрессионизмом. Импрессионизм — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX в., представители которого стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, правдиво передать мгновения жизни. Импрессионизм зародился в 1860-х гг. во Франции, когда живописцы Э. Мане, О. Ренуар и Э. Дега внесли в искусство многообразие, динамику и сложность современного городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира. Вслед за импрессионизмом во французской живописи конца XIX — начала XX в. возникли течения, получившие общее название «постимпрессионизм». Постимпрессионизм повысил интерес к философским и символическим началам искусства, к закономерной организации художественной формы - построению пространства, объема, к декоративной стилизации. В постимпрессионизме отразилась атмосфера сложных, противоречивых поисков нравственных ценностей, которая характеризует период начинающегося кризиса европейской культуры. Чтобы подробнее познакомиться с основными представителями этих направлений в живописи, их творчеством и художественными манерами, я предлагаю вам совершить увлекательное виртуальное путешествие.
3. Виртуальное путешествие в мир живописи
Слайд №1: Тема урока, информация о составителе презентации.
Слайд №2: Полотна Э.Мане «Завтрак на траве» и «Олимпия».
Учитель рассказывает о Салоне Отверженных, где впервые были представлены картины импрессионистов; описывает представленные работы Э. Мане; приводит высказывание Э. Золя, который назвал Мане «классиком современной живописи» и, к бешенству чиновников, предсказал, что творения Эдуарда Мане со временем войдут в Лувр — сокровищницу Франции.
Слайд №3: картина К.Моне «Впечатление. Восход солнца».
Учитель описывает полотно; обращает внимание учащихся на то, что по названию данной картины было названо художественное направление – импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление); рассказывает об особой технике передачи света; выделяет главную цель импрессионизма – подвижность и изменчивость мира.
Слайд №4:Э. Дега «Голубые танцовщицы».
Учитель обращает внимание на особенности передачи цвета, возможности для которой открывала техника пастели.
Слайд №5: пейзажи-впечатления А.Сислея «Наводнение в Порт-Марли» и К.Писсарро «Оперный проезд в Париже».
Учитель рассказывает о характерных особенностях творчества каждого из этих художников, подчеркивает, что для них не столь был важен сам сюжет, сколько его чувственное восприятие. Также учитель дает информацию о последовательной системе пленэра, которая выработали К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей.
Слайд №6: Работа О. Ренуара «Качели» и «Бал в Мулен де ла Галлет».
Учитель обращает внимание учащихся на технику передачи света в первой работе и на подход к повседневности и человеку в искусстве во второй работе.
Слайд №7: О. Ренуар. Три портрета актрисы театра «Комеди Франсез» Жанны Самари.
Учитель описывает полотна, подчеркивает очаровательность женских образов, снова заостряет внимание на особенностях изображения повседневной жизни.
Слайд №9: «Персики и груши» П.Сезанн.
Учитель рассказывает о появлении нового направления – постимпрессионизме, о его сходствах и различиях с импрессионизмом; говорит об особенностях написания натюрмортов П. Сезанна.
Слайд №10: Полотно В. ван Гога «Звездная ночь» и цитата: «Глядя на звезды, я всегда начинаю мечтать <…>. Я спрашиваю себя: почему яркие точки на небосклоне должны быть менее доступны нам, чем черные точки на карте Франции?» В. ван Гог, 1888г.
Учитель описывает полотно, рассказывает историю его создания; затем подводит итоги урока, обобщает изложенный материал.
Слайд №11: Домашнее задание: на сайте http://www.museum-online.ru/ выбрать понравившуюся картину художника-импрессиониста или постимпрессиониста (не представленную в презентации учителя), и описать её по следующим вопросам: 1. Как называется картина?
2. Кто её автор?
3. В каком году была написана?
4. Что изображено на этой картине?
5. Почему она привлекла ваше внимание?
6. Присутствие каких характерных особенностей позволяет отнести её к направлению импрессионизм/ постимпрессионизм?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по МХК в 11 кл "Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи"
проверочный тест по теме "Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи"...
Самостоятельная, проверочная работа по МХК. Тема "Импрессионизм и постимпрессионизм"
Проверьте свои знания! Предлагаю Вашему вниманию небольшой мини - опрос по теме: "Импрессионизм"....
Урок музыки в 5 классе Импрессионизм в музыке и живописи
Урок музыки в 5 классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой на тему: "Импрессионизм в музыке и живописи"...
Тест по теме "Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи"
Вопросы по теме "Импрессионизм"...
Обухович В.В. Презентация к уроку МХК "Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи"
Обухович В.В. Презентация к уроку МХК "Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи"...
Конспект урока в 5 классе «Импрессионизм в музыке и живописи»
Конспект урока в 5 классе...