Урок: В поисках античного идеала
план-конспект урока по мхк на тему
Тема урока: «В поисках античного идеала»
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы и виды учебной деятельности: лекция с элементами самостоятельных работ
Цель урока:
· Систематизировать знания учащихся о мифологии Древней Греции;
· Познакомить учащихся со скульптурой Древней Греции;
· Познакомить учащихся с философией Древней Греции;
· Развивать способности учащихся к анализу;
· Воспитывать интерес к культуре другого народа.
Задачи урока:
· Знакомство со скульптурами Древней Греции;
· Знакомство с идеями Древнегреческих философов;
· Развитие умений и навыков обработки информации.
Оборудование: компьютер; презентация «В поисках античного идеала»; кроссворд; таблицы; раздаточный материал о древнегреческих скульпторах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_poiskah_antichnogo_ideala.docx | 38.64 КБ |
v_poiskah_antichnogo_ideala.ppt | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «В поисках античного идеала»
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы и виды учебной деятельности: лекция с элементами самостоятельных работ
Цель урока:
- Систематизировать знания учащихся о мифологии Древней Греции;
- Познакомить учащихся со скульптурой Древней Греции;
- Познакомить учащихся с философией Древней Греции;
- Развивать способности учащихся к анализу;
- Воспитывать интерес к культуре другого народа.
Задачи урока:
- Знакомство со скульптурами Древней Греции;
- Знакомство с идеями Древнегреческих философов;
- Развитие умений и навыков обработки информации.
Оборудование: компьютер; презентация «В поисках античного идеала»; кроссворд; таблицы; раздаточный материал о древнегреческих скульпторах.
Структура урока:
Этапы урока | Стратегия этапов урока | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся |
1. Введение в тему урока | Сформулировать тему и цели урока | Подводит учащихся к теме и целям урока | Отвечают на вопросы преподавателя |
2. Решение кроссворда | Систематизировать знания учащихся | - ставит цель; - объясняет задание для работы; - корректирует и обобщает представленный учащимися материал; - подводит итоги на данном этапе урока. | - выполняют задание (заполняют кроссворд); - представляют результаты работы. |
3. Лекция с элементами самостоятельной работы | Выделить главное в учебном элементе | - ставит цель; - объясняет задание для индивидуальной работы; - объясняет новый материал; - корректирует и обобщает представленный учащимися материал; - подводит итог на данном этапе. | - выполняют задание (заполняют таблицу); - представляют результаты работы. |
4. Работа в группах, заполнение таблицы «Так оживает камень». | - выделить главное в учебном элементе; - реализовать личностно-ориентированный подход в работе над учебным элементом. | - ставит цель; - объясняет задание для работы в группах; - контролирует работу учащихся в группах; - корректирует и обобщает представленный учащимися материал; - подводит итог на данном этапе урока. | - выполняют задание в группах (при помощи раздаточного материала); - представляют результаты работы. |
5. Подведение итогов и рефлексия. | Выявить результативность поставленных задач и их необходимость. | - подводит итог урока; - оценивает работу учащихся; - проводит рефлексию. | - отвечают на вопросы; - проводят рефлексию. |
Ход урока
Добрый день! Садитесь.
У нас сегодня пройдет необычный урок. И эпиграфом к нему будут слова Древнегреческого философа Софокла:
Много есть славных сил в природе, но славней человека нет ничего.
1.Введение в тему урока
Античность… Сколько нитей тянется от нее через века и расстояния в иные эпохи и цивилизации! Художественное творчество античности было тем же живительным и неиссякаемым источником, из которого черпало вдохновение все позднейшее искусство. Что привлекало художников античности? Почему художественная культура античности в течении многих столетий, начиная с эпохи Возрождения и до сих пор, считается колыбелью мирового искусства? Античность… Это был поистине небывалый взлет, выразившийся в прекрасных творениях литературы и философии, архитектуры и театра, скульптуры и живописи. Хотя античной культуре были известны достижения Египта и Древнего Востока, в создании выдающихся произведений искусства она пошла своим, неповторимым путем.
Полноценное восприятие произведений искусства невозможно без знания сюжетов и образов, используемых художниками и музыкантами, поэтами.
Сможете ли вы мне ответить, почему, например, Леда на полотне Леонардо да Винчи и на картине Сальвадора Дали изображена с Лебедем? На что устремлен взгляд Данаи на полотнах Тициана и Рембрандта? Что вдохновляло В. Серова, когда он писал «Похищение Европы»?
И как вы уже поняли тема нашего сегодняшнего урока – в Поисках античного идеала, а именно искусство Древней Греции.
Давайте обратимся к нашей памяти и вспомним некоторые имена древнегреческих богов и героев. Сейчас вы решите кроссворд. Каждое задание будет появляться на экране, на ответ дается 30 секунд.
2. Решение кроссворда.
1). Один из самых любимых древнегреческих героев, которому пришлось совершить 12 подвигов. (Геракл)
2). Лёгкая билась волна о колено,
Белый кружился над ней голубок,
Тихо стекала жемчужная пена
С кресел богини на гладкий песок. (Р. Рождественский. Афродита)
3). Одна из главных божеств древних греков, богиня мудрости, богиня-воительница, покровительница наук и ремесел. (Афина)
4). Прекрасный юноша, сын царя Кипра от собственной дочери, возлюбленный Афродиты. Согласно Овидию, во время охоты был растерзан диким кабаном. (Адонис)
5). (гор.) Греческая горная нимфа, которой постоянно домогался Аполлон, и которая в ответ на мольбу о помощи была превращена Матерью-Землёй в лавровое дерево. (Дафна)
5). (вер.) Второе его имя Вакх, сын Зевса и фиванской царицы Семелы, бог виноградства и виноделия. (Дионис)
6). Сын Зевса и Латоны, брат-близнец Артемиды, бог света, солнца, покровитель искусств. (Аполлон)
7). Одно из 7 чудес света, главное божество греческого Олимпа. (Зевс)
8). Это певец, нежно любивший нимфу Эвридику. И когда она умерла, ужаленная змеёй, он отправился за ней в Аид. (Орфей)
ПРОВЕРКА КРОССВОДА
3. Лекция с элементами самостоятельной работы
Мы знаем, что создание мифологии приписывают 2 великим поэтам древности Гомеру и Гесиоду. Эмоционально переживая мифологию и подвиги любимых героев, греки всё окружающее соотносили с человеком.
Понятие «человек» было и в центре философской мысли древнегреческих мудрецов. Определить, каким предстает понятие человек в философии, - наша следующая задача. Вам нужно будет заполнить таблицу и соотнести образы, иллюстрирующие его взгляд на человека с именем философа и выделить основные черты философии каждого философа.
Первым учителем европейского человечества называют Сократа. Сократ принципиально не занимался никакими науками о природе, утверждая, что все тайны мира человек может открыть внутри себя. Он говорил, что мудрый человек никогда не делает ошибок: то есть, если человек усомнился в очевидных вещах, продумывал все последствия своих поступков, пересмотрел все возможные варианты и только после этого совершил поступок, скорее всего, он не ошибся. Мудрость – это как бы образующаяся с годами способность всегда поступать правильно. Образ Сократа показывает, что такие невидимые вещи, как добро, зло, мужество, честь, на самом деле составляют вторую, подлинную, природу человека. Это и есть материал из которого человек строится.
У Сократа и после смерти было много последователей. Под влиянием его моральной философии сложилось несколько школ, выдвинувших различные теории мудрой, нравственной жизни. Одна из таких школ – киники, то есть философы, ведущие «собачий» образ жизни. Они получили такое название за то, что пренебрегали удобствами и часто опускались в своем личном быте до грубой «естественности». Наиболее известен из них Диоген из Синопа. Идеалом мудрой жизни Диогена была автаркия – внутренняя самодостаточность, безразличие ко всему внешнему.
Цинизм в такой мягкой, как у Диогена, форме с пренебрежительным отношением ко всем внешним благам – комфорту, богатству, славе – до сих пор находит своих последователей (хиппи).
Эпикурейцы получили название своей школы по имени основателя – Эпикура. Он развил теорию наслаждения жизнью. У человека, полагал он, есть 2 врага: страх и надежда. Бывает страх перед богами и страх смерти. Но богов бояться глупо, боги слишком высоко и никогда на вмешиваются в человеческую жизнь. Смерти также бояться глупо, поскольку мы с ней никогда не сталкиваемся. Пока мы живы, смерти еще нет, а когда смерть пришла – нас уже нет.
Надежда – более сильный враг. Человек надеется на то, что жизнь завтра станет лучше; что новый правитель будет мягче и умней; что люди перестанут быть такими жестокими и глупыми. Ничего в этом мире не изменится, считал Эпикур, все останется таким как было всегда. Изменится должен сам человек. Он должен достичь невозмутимого спокойствия, и тогда ему не будет дела до умных или глупых правителей, до богатства или глупости других людей.
Учение греческих и римских стоиков – это еще одно понимание умной и правильной жизни. Идеалом подлинно моральной жизни он считал апатию, то есть полное безразличие. Человеку нужно лишь одно: мужественно переносить удары судьбы, не плакать, не унижаться, не опускаться ниже человеческого достоинства при любых испытаниях и страданиях. Все остальное болезнь или здоровье, БОГАТСТВО И НИЩЕТА, свобода или тюрьма, глубоко безразличные для мудреца. Слова стоицизм, стоический характер благодаря стоикам вошли в плоть и кровь жизненной философии человечества. Родоначальником стоической философии признан Зенон из Китиона. Самым известным философом-стоиком является Сенека.
Развивались и школы скептиков – философов, отрицавших наши чувства и знания; академиков – последователей Платона; перипатетиков – последователей Аристотеля.
Величайшим философом-идеалистом древности, учеником Сократа, учителем Аристотеля, создателем Академии был Платон, известный прежде всего своим учением об идеях и учением об идеальном государстве.
В учениях об идеях Платон исходил из того, что человек в своей сознательной деятельности идет от идей к вещам (сначала идеи как образцы, затем вещи, воплощающие их), что в голове человека возникает много идей, которые не имеют материального воплощения, и неизвестно, получат ли они это воплощение когда-нибудь.
В теории идеального государства Платон отобразил эту умственную иерархию. Согласно указанной теории человеческое общество в лице государства довлеет над отдельной личностью. Личность считается чем-то ничтожным по от ношению к целому, то есть к обществу-государству. От Платона тянется нить к тоталитарным идеологиям, нацистской и коммунистической, в которых человек рассматривается только как частица целого, как нечто, которое целиком должно подчиняться целому.
Для объяснения своих взглядов Платон приводил такой образ: мы люди, находимся в пещере и не видим дневного света, как не видим и того что находится за пределами пещеры. Но откуда-то идет свет, отражаясь на стене, и по этой стене ходят стены. Мир вещей – это тени, которые мы непосредственно видим, а мир идей – то, что находится за пределами пещеры. Так Платон объяснял свою теорию идей. Он был прав, когда отделял идеи от вещей, духовное от материального и даже противопоставлял их друг другу. Правда он слишком абсолютизировал это противопоставление. В какой-то мере его можно понять: на раннем развитии философской и человеческой мысли людям непросто было выразить эти противоречия в жизни – грубо обрубая одно, они утверждают другое. Для Платона общее – важнее, истиннее, реальнее частного, единичного. Он почти буквально понимал общность имущества, считая, что даже жены должны быть общими. Он также считал, что люди должны жить большими группами – коммунами. Все социалисты, коммунисты последующих веков черпали основные идеи у Платона. Негативная сторона платоновского идеализма – принижение телесного, физического по сравнению с духовным, представлением тела, ка темницы души, в конечном счете, принижение жизни по сравнению со смертью.
Отдельно хочется сказать о Пифагоре и пифагорейцах – создателях количественной концепции бытия. «Все есть число» - утверждал Пифагор. Все количественно определенно, то есть любой предмет не только качественно, но и количественно определен (или, иначе, каждому качеству соответствует свое количество). Это стало величайшим открытием. Вся экспериментирующая и наблюдающая наука опирается на это положение. Не случает тот факт, что именно эксперимент с музыкальными струнами (один из первых в истории науки) привел к открытию, котрое укрепляло веру Пифагора во всемогущество чисел, подтверждало принцип зависимости качества от количества.
Нельзя не отметить и негативную сторону пифагорейского учения, выражающуюся в абсолютизации количества, числа. На основе этой абсолютизации выросли пифагорейский математический символизм и полная суеверий мистика чисел, которая сочеталась с верой в переселение душ.
ПРОВЕРКА ТАБЛИЦЫ.
4. Работа в группах. Заполнение таблицы.
Послушайте высказывание Ю.Колпинского и скажите о чем пойдет речь дальше.
Пластика Древней Греции телесна, но это, прежде всего, одухотворенная телесность, исполненная огромного этического и эстетического содержания.
Прежде чем достичь совершенства, искусство скульптуры Древней Греции прошло долгий путь, в котором познание законов изображения в камне сопровождалось одновременно и познанием человека.
Известные нам древнейшие греческие скульптуры датируются еще 7 веком до н.э. По легенде, первым создателем скульптур был Дедал. Археологами найдено более 100 статуй обнаженных юношей – куросов – и одетых в ниспадающие свободными складками одежды девушек – кор. Их позы неподвижны: руки плотно прижаты к телу, для сохранения равновесия одна нога выдвинута вперед, взгляд устремлен вперед, лица оживляет таинственная улыбка – архаическая.
А как складывалась дальнейшая судьба скульптуры, вы узнаете, познакомившись со статьями из «Художественной энциклопедии зарубежного классического искусства» и заполнив таблицу.
ПРОВЕРКА ТАБЛИЦЫ.
А теперь обратимся к последнему этапу развития древнегреческой культуры – эллинистической.
Архитектура и скульптура этого периода отличалась грандиозными размерами. Самая знаменитая из колоссальных статуй, вошедшая в 7 чудес света, - это статуя бога солнца Гелиоса, сделанная учеником Лисиппа Харесом. По-другому она называется Колос Родосский.
Пожалуй, ярче всего дух этой эпохи, полный страстной патетики и огромного эмоционального напряжения, выразился в мраморной статуе богини победы, которая когда-то стояла на высокой отвесной скале над морем на острове Самофракия. Это Ника Самофракийская.
В час моего ночного бреда
Ты возникаешь пред глазами,
Самофракийская Победа
С простертыми вперед руками.
Спугнув безмолвие ночное,
Рождает Головокруженье
Твое крылатое, слепое,
Неудержимое стремленье.
В твоем Безумно0светлом згляде
Смеется что-то пламенея,
И наши тени мчатся сзади,
Поспеть за ними не умея.
Так свои чувства от встречи с этим шедевром описывал известный русский поэт Н.Гумилёв. А что вы чувствуете когда смотрите на эту богиню?
Если скульпторы классической эпохи изображали человека в период его расцвета, то в эпоху эллинизма стали появляться темы старости и детства, скорби и даже смерти. Это можно увидеть в скульптуре «Лаокоон» Агесандра.
Хотя новое искусство утратило спокойное величие классики, оно доказало, что умеет ценить красоту во всех проявлениях, и осталось верным идеалам, сформированным в период высшего расцвета классики. Таковы «Аполлон Бельведерский» Леохара и «Венера Милосская» Агесандра.
Как вы считаете, что отличает эту фигуру от того, что мы видели? (человечность, душевная теплота, совершенство).
Лучше всего о шедевре эллинистического периода Венере Милосской сказал великий русский поэт А.Фет в 1856г.:
И целомудренно и смело,
До чресл сияя наготой,
Цветет божественное тело
Неувядающей красой.
Под этой сенью прихотливой
Слегка приподнятых волос
Как много неги горделивой
В небесном лике разлилось!
Вся млея пеною морской
И все победной вея властью,
Ты смотришь в вечность пред собой.
Итак, мы видим, что искусство в полной мере отразило новое мировосприятие греков, особенно ясно выражено это было в скульптуре.
Попытайтесь ответить на вопрос: Как решалась проблема красоты и проблема человека в греческой скульптуре? От чего к чему пришли греки?
(От гармоничных, красивых, обнаженных юношей-атлетов (куросов), стройных девушек (кор) в период архаики через классическую красоту идеальных героев в классический период (Мирон, Поликлет) и интерес к передаче внутреннего мира человека в поздней Классике (Скопас, Пракситель, Лисипп) к грандиозности и преувеличенности образов, любопытству к житейским подробностям и разнообразию повседневности.
КРОССВОРД.
|
Таблица 1.
ФИЛОСОФЫ | СОКРАТ | ДИОГЕН | ЭПИКУР | СТОИКИ | ПЛАТОН |
ОБРАЗЫ | |||||
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ |
Таблица 2.
ИМЕНА СКУЛЬПТОРОВ | НАЗВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ | ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ МАНЕРЫ |
1. Классический период (5-4 вв. до н.э.) | ||
Мирон | ||
Поликлет | ||
2. Поздняя классика (рубеж 4 в. до н.э.) | ||
Скопас | ||
Пракситель | ||
Лисипп |
Информация о скульпторах
(из Художественной энциклопедии зарубежного классического искусства)
МИ́РОН — греческий скульптор середины V в. до н. э. из Елевфер, на границе Аттики и Беотии. Скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (конец VI — начало V в.). Произведения Мирона (исполненные главным образом в бронзе) не сохранились и известны лишь по свидетельствам античных авторов и римским мраморным копиям. Древние характеризуют его как величайшего реалиста и знатока анатомии, не умевшего, однако, придавать лицам жизнь и выражение. Он изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы, выделяя в гармонии человеческого тела динамически-напряженное начало, показывал красоту атлетического усилия («Дискобол») или разумной воли, сдерживающей безудержный порыв (группа «Афина и Марсий»). Мирон был также мастером торевтики (исполнял кубки с рельефными изображениями)
ПОЛИКЛЕТ – наряду с Фидием один из двух лучших мастеров греческой скульптуры эпохи классики. Поликлет родился, вероятнее всего, на острове Аргосе (на это указывает Платон в своем Протагоре); там же и учился (у скульптора Агелада Аргосского, который, по преданию, учил и Фидия). Период его активного творчества приходится на 440–410-е годы до н. э. Ни одно из его подлинных произведений не сохранилось, однако лучшие из них (и чаще всего упоминаемые в античных источниках, прежде всего, в Естественной истории, или Естествознании, Плиния Старшего, 1 в. н.э.) известны по достаточно качественным и достоверным римским копиям. Это, в первую очередь, знаменитейшая его скульптура, Дорифор (Копьеносец, ок. 440-435 до н.э.), а также Диадумен (юноша, завязывающий повязку победителя; ок. 423-419 до н.э.); до нас дошло более 30 римских копий каждой из них. При явной разнице в характерах, - по словам Плиния, Поликлет создал Диадумена «изнеженным юношей», а Дорифора «мужественным мальчиком», - оба проникнуты строгой гармонией, выраженной как в общей компоновке стоящих фигур (по принципу хиазма, то есть такого изображения, где тяжесть тела перенесена на одну ногу, - с поднявшимся плечом, соответствующим опущенному бедру другой половины тела и наоборот), так и во взаимной соразмерности различных членов, мускулов и аксессуаров. К числу шедевров Поликлета принадлежит также Раненая амазонка (или Амазонка Эфесская, ок. 430 до н.э.).
При всей своей жизненности Дорифор представляет собою и образцовую модель (по свидетельству Плиния, «художники называют его Каноном») - тот эстетический идеал, которому мастер посвятил и специальный трактат; от последнего сохранилось лишь несколько цитат и ссылок у Плиния Старшего, Галена, Лукиана и других авторов. В нем Поликлет разработал систему «симметрий», то есть оптимальных для художественного произведения соотношений между частями и целым. Поскольку источником этих модулей явилась человеческая фигура, принцип всеобщей, по-своему космической телесности, характерной (согласно А. Ф.Лосеву) для античной классики в целом, выразился здесь с максимальной полнотой, оказав - как и само искусство Поликлета - огромное влияние на европейскую культуру (несмотря на отрывочность сведений о Каноне и тот факт, что математическая его основа до сих пор с исчерпывающей точностью не определена).
Поликлет создал значительную школу, по сути первую достаточно хорошо документированную личную школу-традицию в истории искусства (известно около 20 имен его учеников).
СКО́ПАС (около 395 до н.э., Парос — 350 до н.э.) — древнегреческий скульптор и архитектор 4 века до н.э., представитель поздней классики. Из произведений Скопаса сохранился фриз Мавзолея в Галикарнасе с изображением битвы греков с амазонками (мрамор, около 350 года до н. э.). Искусство Скопаса отличают драматический пафос борьбы, страстность, выразительность поз и жестов. Одним из совершенных творений мастера является статуя «Менады», движение которой передано в сложном круговор ракурсе. Почти все произведения Скопаса уничтожены временем.
Скопас родился на острове Парос, работал в малоазиатских городах Тегее и Галикарнасе. Как архитектор он принимал участие в восстановлении уничтоженного в 395 году де н.э. храма Афины Алеи в Тегее (350-340 до н.э.), для которого он также исполнил две фронтонные группы, изображавшие «Охоту на каледонского вепря» и «Битву Ахилла с Телефом», а также в сооружении и мавзолея в Галикарнасе (середина 4 века до н. э.). Среди дошедших подлинных произведений Скопаса важнейшим является фриз мавзолея в Галикарнасе с изображением амазономахии; фрагменты фриза с 1857 года хранятся в Британском музее. Амазономахия Скопаса отличается смелостью композиции и исполнения, отдельные эпизоды просты и жизненны, позы фигур, облеченных в легкие и развевающиеся от сильных движений одеяния, соответствуют характеру действия. Над фризами Галикарнасского мавхолея Скопас трудился совместно с Бриаксисом, Леохароми Тимофеем. Скульптуры Скопаса известны по римским копиям: «Аполлон Кифаред», вывезенный из Греции императором Августом в Рим и поставленный на Палатинском холме (копия находится в Ватиканском музее); изваянная для Элиды «Афродита Пандемос» в виде женщины, сидящей на козле; «Геракл Сикионский»; «Арес» (позднейшая копия известна под названием Ареса Людовизи); «Менада»; «Мелеагр»; «Эрот с его спутниками Гимеросом и Потосом».
Отказавшись от свойственного искусству 5 века до н.э. гармонического спокойствия образа, Скопас обратился к передаче сильных душевных переживаний, борьбы страстей. Для их воплощения скульптор использовал динамическую композицию и новые приемы трактовки деталей, особенно черт лица: глубоко посаженные глаза, складки на лбу, приоткрытый рот. Насыщенное драматическим пафосом творчество Скопаса оказало воздействие на скульпторов эллинистической культуры, в частности на произведения мастеров 3-2 веков до н.э., работавших в Пергаме.
ПРАКСИТЕЛЬ – (4 в. до н.э.), древнегреческий скульптор, родился в Афинах ок. 390 до н.э. Пракситель работал в родном городе в 370-330 до н.э., а в 350-330 до н.э. ваял также в Мантинее и в Малой Азии. Его произведения, в основном в мраморе, известны главным образом по римским копиям и свидетельствам античных авторов. Наилучшее представление о стиле Праксителя дает статуя Гермес с младенцем Дионисом (Музей в Олимпии), которая была найдена при раскопках в храме Геры в Олимпии. Несмотря на высказывавшиеся сомнения, это почти наверняка оригинал, созданный ок. 340 до н.э. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Мастеру удалось усовершенствовать трактовку мотива человека с ребенком на руках: движения обеих рук Гермеса композиционно связаны с младенцем. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Позы героев еще больше удалились от скованной выпрямленности, наблюдаемой у более ранних мастеров. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично намеченными волосами и шерстистой поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены. Раскраска статуй у Праксителя преследовала не только декоративный эффект: он считал ее чрезвычайно важным делом и поручал известным художникам, например Никию из Афин и др.
Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только лучшим творением Праксителя, но и вообще лучшей статуей всех времен. Как пишет Плиний Старший, многие прибывали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть. То было первое в греческом искусстве монументальное изображение полностью обнаженной женской фигуры, и поэтому она была отвергнута жителями Коса, для которых предназначалась, после чего ее купили горожане соседнего Книда. В римское время изображение этой статуи Афродиты чеканилось на книдских монетах, с нее делались многочисленные копии (лучшая из них находится сейчас в Ватикане, а лучшая копия головы Афродиты - в коллекции Кауфмана в Берлине). В древности утверждали, что моделью Праксителя была его возлюбленная, гетера Фрина.
Пракситель был непревзойденным мастером в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Чаще всего он изображал богов, и даже сатиров, молодыми; в его творчестве на смену величественности и возвышенности образов 5 в. до н.э. приходят изящество и мечтательная нежность. Искусство Праксителя нашло свое продолжение в произведениях его сыновей и учеников, Кефисодота Младшего и Тимарха, которые работали по заказам Птолемеев на острове Кос и перенесли стиль скульптора на Восток. В александрийских подражаниях Праксителю свойственная ему нежность оборачивается слабостью и вялой безжизненностью.
ЛИСИПП – древнегреческий скульптор IV в. до н. э. Крупнейший представитель поздней классики. Родился в Сикионе. Произведения Лисиппа, выполненные преимущественно в бронзе, известны главным образом по описаниям античных авторов, эллинистическим и римским копиям. Предвосхитив эллинистическое искусство, Лисипп отошёл от идеальных канонов Поликлета, стремясь к большей жизненной непосредственности изображений. Творчеству Лисиппа свойственно ощущение драматической сложности и изменчивости жизненных явлений. В отличие от спокойной гармонической уравновешенности статуй Поликлета, Лисипп изображал фигуры в сложных, неустойчивых, как бы мгновенно уловленных многоплановых движениях. Его главная работа – статуя "Апоксиомен" (изображает атлета, очищающего тело скребком после борьбы; римская копия, Ватиканские собрания), внутренне напряжённая по композиции, является одним из первых произведений античнойскульптуры, рассчитанным на круговой обзор. Среди наиболее прославленных работ Лисиппа: колоссальная статуя Зевса в Таренте, статуя Гелиосана колеснице на острове Родос, многочисленные изображения Геракла и его подвигов, неоднократно копировавшиеся в древности ("Геракл Фарнезский", "Геракл со львом", римская копия, ГЭ), "Отдыхающий Гермес" (Национальный музей, Неаполь), Лисипп создавал также монументальные группы (например, конных дружинников Александра Македонского, павших в битве при Гранике), одним из первых в античном искусстве обратился к искусству портрета. Созданный им идеализированный портрет Александра Македонского (эллинистическая копия, Археологический музей, Стамбул) воплотил стремление к раскрытию сложной, напряжённой внутренней жизни человека.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в сборнике "1001 идея интересного занятия с детьми" , урок математики в 8 классе по теме "Арифметический корень из степени" (2013 г.)
Разработка открытого урока математики в 8 классе по теме "Арифметический корень из степени"...
Открытый урок в сборнике "1001 идея интересного занятия с детьми", урок математики в 6 классе по теме "Положительные и отрицательные числа" (2013 г.)
урок математики в 6 классе по теме "Положительные и отрицательные числа"...
Конспект урока на тему: "Античность и Возрождение"
Используя сравнительный анализ, учащиеся должны прийти к выводу, что, опираясь на античные образцы, эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бес...
Программа курса "Духовная культура Древней Руси в поисках нравственного идеала" для 8 класса
Принципиальное отличие программы "Духовная культура Древней Руси в поисках нравственного идеала" означено уже в самом названии: это не прос...
Урок - экскурсия "Отголоски" античности в Санкт-Петербурге.
Урок-экскурсия для 6 класса....
История 5 класс 31 урок: Понятие. Карта античного мира.
Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...
Открытый урок. 6 класс. Античный мир. Олимп
Урок посвящен теме "Античный мир. Олимп "...