Урок МХК «Храмы на Руси» (2 урок раздела «Своеобразие архитектурных традиций»)
учебно-методический материал по мхк (8 класс) на тему
Предмет: мировая художественная культур
Класс: 8 класс
Тип урока: открытие новых знаний
Основные цели и задачи:
- обогащение духовного мира учащихся через:
1) знакомство с типами храмов;
2) с устройством храма;
3) с архитектурными особенностями русских храмов и их историей;
4) развитие познавательного интереса и творческих способностей;
5) совершенствовать работу в группах;
6) воспитание информационной культуры.
Продолжительность занятий: 40 минут (1 урок).
Необходимое оборудование: проектор, экран, компьютер, мобильный класс, операционная среда Windows XP, редактор Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 207 КБ |
razdatochnyy_material.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Храмы на Руси» (2 урок раздела «Своеобразие архитектурных традиций»)
Предмет: мировая художественная культур
Автор – разработчик урока: Андрианова Галина Юрьевна, учитель МХК;
Класс: 8 класс
Тип урока: открытие новых знаний
Основные цели и задачи:
- обогащение духовного мира учащихся через:
- знакомство с типами храмов;
- с устройством храма;
- с архитектурными особенностями русских храмов и их историей;
- развитие познавательного интереса и творческих способностей;
- совершенствовать работу в группах;
- воспитание информационной культуры.
Продолжительность занятий: 40 минут (1 урок).
Необходимое оборудование: проектор, экран, компьютер, мобильный класс, операционная среда Windows XP, редактор Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word раздаточный материал.
План урока:
№ | Этапы урока | время |
Мотивация к учебной деятельности | 2 минуты | |
Актуализация знаний, постановка цели урока | 3 минут | |
Изучение нового материала | 12 минуты | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | 8 минут | |
Работа в группе «Словарь терминов» | 10 минут | |
Домашнее задание | 2 минуты | |
Рефлексия учебной деятельности | 3 минуты |
Ход урока:
- Мотивация к учебной деятельности
- Доброе утро, ребята!
- Скажите, что нового вы узнали на предыдущем уроке? (Мы узнали о типах жилища человека, их архитектурных особенностях).
- Сегодня мы продолжим разговор об особенностях архитектурных сооружений. И начать урок я хочу со слов русского поэта Николая Рубцова:
В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте.
И однажды возникли из грёзы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как берёзы,
Диво дивное в русской глуши!
И небесно-земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, не бывалой досель…
II. Актуализация знаний, постановка цели урока
- О каком диве дивном рассказываем поэт? (О храмах). (слайд 2)
- Да, речь идет о храмах. Мы с вами уже говорили о православных храмах в 6 классе. Глядя на представленные схемы, вспомните и назовите, какие формы имели православные храмы и что эти формы символизировали? (слайд 3)
Дети отвечают, что храмы имели форму:
Восьмиугольника;
Корабля;
Креста;
Круга;
-И действительно, православный храм, с точки зрения своего назначения, является ковчегом спасения для верующих людей. Форма храма в виде корабля получила широкое распространение. На Руси строили храмы в форме креста – основание спасения людей, круга – символа вечности, восьмиугольника – символизирующего Вифлеемскую звезду.
-С принятием православной веры Русь приобщилась к христианской культуре. Центром православия была тогда могущественная Византия со столицей в Царьграде. Он славился как один из самых больших, красивых и богатых городов мира. Бывавших там русских людей поражало великолепие греческой архитектуры.
-«Прочность, польза, красота» - эта необычная формула была найдена почти две тысячи лет тому назад. Древнеримский зодчий Витрувий пришёл к выводу, что именно эти три понятия, взятые вместе, составляют сущность архитектуры.
-Веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Сохранившиеся до наших дней храмы Божии были и святыни, и твердыни Земли Русской. Но при этом русские храмы своеобразны по своей архитектуре.
- Перед вами алгоритм, по которому мы рассматривали на прошлом уроке строение жилища человека, а так же изображения храмов (алгоритм раскладывается до начала урока для каждой группы). (слайд 4,5).
Какие архитектурные особенности вы можете определит по данному алгоритму?
Алгоритм исследования архитектурных особенностей строения
- Определите форму строения.
- Определите особенности верхней части строения.
- Опишите внутреннее пространство храма, используя следующие понятия: алтарь, иконостас, солея, амвон, клирос, паруса, престол, горнее место и трон для иерархов, жертвенник, царские врата, диаконские врата.
- Определите тип храма.
- Возникли у вас затруднения при выполнении данного задания?
(1)Я не могу определить типы храмов. 2) Я не могу правильно описать внутреннее пространство. 3) Я не могу объяснить, что именно этот храм относится к данному типу.)
- Какое задание вы должны были выполнить? (Используя алгоритм исследования архитектурных особенностей строения, определить типы храмов и описать их внутреннее пространство).
- Почему у вас возникает затруднение? (Не знаем, какие типы храмов существуют. Не знаем названия некоторых частей внутреннего пространства храма.)
- Сформулируйте цель вашей деятельности. (Узнать какие типы храмов существуют. Узнать части внутреннего пространства храма.)
- Как вы можете достигнуть поставленной цели? (Использовать текст учебника интернетом, словарями и т.д.)
III. Изучение нового материала
- Я предлагаю вам прочитать текст карточек и соотнести описание храма и его тип.
1)______________________________________________________ (всё центральное пространство храма в плане образует крест) заимствован в Византии. Как правило, в плане он – прямоугольный, а все его формы, постепенно понижаясь от центрального купола, составляют пирамидальную композицию. Световой барабан храма обычно опирается на пилон – четыре несущих массивных столба в центре здания, - откуда расходятся четыре сводчатых «рукава». Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест.
Карточка 1
2)_______________________________________________________ это классика русской архитектуры. Храм воссоздаёт принятую в деревянном зодчестве конструкцию «восьмерик на четверике». ( Восьмерик – восьмиугольное в плане сооружение, или часть сооружения, ставился на четырёхугольное основание – четверик. Восьмигранный шатёр органично вырастает из четырёхугольного здания храма.) Главный отличительный признак этого храма – шатровое покрытие, кровля в виде четырёхгранной или многогранной пирамиды. Облицовка частей здания могла быть выполнена лемехом – продолговатыми, иногда изогнутыми деревянными дощечками с зубчиками по краям. Этот нарядный элемент заимствован из древнерусской деревянной архитектуры. Храм со всех сторон окружён гульбищами – так в русской архитектуре 16-17 веков назывались галереи или террасы, окружающие здание, как правило, на уровне перекрытия первого этажа – подклети.
Карточка 2
3)__________________________________________________ храмы состоят из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, секций. Верхние ярусы (один или два) предназначены для колоколов.
Карточка 3
4)____________________________________________________ – это круглые (название этого храма в переводе с латинского – круглый) в плане постройки церкви, подобные светским сооружениям: павильону, залу и т.д. В этих храмах нередко встречаются такие архитектурные элементы, как крыльцо с колоннами или колонны вдоль стен по кругу. Карточка 4
5)_________________________________________________ - это кубические храмы, соединённые с колокольней прямоугольным зданием и внешне напоминающие корабль. Это архитектурная метафора: храм – корабль, на котором можно пуститься в плавание по полному опасностей и соблазнов житейскому морю. Карточка 5
В ходе дискуссии учащиеся определяют, почему именно тот или иной храм называется, так или иначе.
(Проверка по эталону.)
Пропущенные названия:
Слайд 6 – крестово-купольный;
Слайд 7—шатровый;
Слайд 8 – ярусный;
Слайд9 - храм-ротонда;
Слайд 10- храм – корабль.
IV. Самостоятельная работа с самопроверкой
- Я предлагаю вам проверить свои знания и выполнить следующее задание: «Определите тип храма по внешнему виду» (Диво дивное.) (слайд 11)
Слайд 12 – Храм Покрова на рву (храм – корабль);
Слайд 13— Преображенская церковь. Кижи (ярусный);
Слайд 14 – Успенская «Дивная церковь Алексеевского монастыря (крестов – купольный);
Слайд 15 –Церковь Дмитрия на крови в Угличе (храм – корабль);
Слайд 16- Храм Рождества Пресвятой Богородицы (храм – корабль);
Слайд 17 – Храм Покрова Пресвятой Богородицы (крестов – купольный);
Слайд 18 –Храм святителя Николая чудотворца в Филях (храм – корабль);
Слайд 19 – Церковь Вознесения в Коломенском (шатровый);
Слайд 2018 –Храм Воскресения Христова (крестов – купольный).
V. Групповая работа «Словарь терминов»
- Заглянем внутрь храма. (слайд 21). Узнать, что означает каждая часть внутреннего пространства храма, вам поможет интернет. Итогам работы будет словарь.
(Работа в парах с последующей проверкой). (слайд 30-41)
- Молодцы! Мы составили словарь. Как вы думаете, где может быть полезен результат нашей работы? (Для общего развития, для разгадывания кроссвордов, и т.д.)
Проверка работы по эталону.
VI. Домашнее задание
Русские зодчие умело использовали для усиления и создания особенностей распространения звука окружающий ландшафт. Церкви очень часто строили на высоком берегу озера или реки. Почему?
VII. Рефлексия учебной деятельности
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Вы достигли поставленной цели?
- С какими трудностями вы столкнулись?
- В чем была причина затруднения?
- Оцените работу каждого участника группы.
. - Спасибо за урок
Предварительный просмотр:
1)______________________________________________________ (всё центральное пространство храма в плане образует крест) заимствован в Византии. Как правило, в плане он – прямоугольный, а все его формы, постепенно понижаясь от центрального купола, составляют пирамидальную композицию. Световой барабан храма обычно опирается на пилон – четыре несущих массивных столба в центре здания, - откуда расходятся четыре сводчатых «рукава». Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест.
Карточка 1
2)_______________________________________________________ это классика русской архитектуры. Храм воссоздаёт принятую в деревянном зодчестве конструкцию «восьмерик на четверике». ( Восьмерик – восьмиугольное в плане сооружение, или часть сооружения, ставился на четырёхугольное основание – четверик. Восьмигранный шатёр органично вырастает из четырёхугольного здания храма.) Главный отличительный признак этого храма – шатровое покрытие, кровля в виде четырёхгранной или многогранной пирамиды. Облицовка частей здания могла быть выполнена лемехом – продолговатыми, иногда изогнутыми деревянными дощечками с зубчиками по краям. Этот нарядный элемент заимствован из древнерусской деревянной архитектуры. Храм со всех сторон окружён гульбищами – так в русской архитектуре 16-17 веков назывались галереи или террасы, окружающие здание, как правило, на уровне перекрытия первого этажа – подклети.
Карточка 2
3)__________________________________________________ храмы состоят из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, секций. Верхние ярусы (один или два) предназначены для колоколов.
Карточка 3
4)____________________________________________________ – это круглые (название этого храма в переводе с латинского – круглый) в плане постройки церкви, подобные светским сооружениям: павильону, залу и т.д. В этих храмах нередко встречаются такие архитектурные элементы, как крыльцо с колоннами или колонны вдоль стен по кругу. Карточка 4
5)_________________________________________________ - это кубические храмы, соединённые с колокольней прямоугольным зданием и внешне напоминающие корабль. Это архитектурная метафора: храм – корабль, на котором можно пуститься в плавание по полному опасностей и соблазнов житейскому морю. Карточка 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Храмы Святой Руси
Наша страна имеет глубокую...
Культура русских земель в XII-XIII вв. Своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII – начале XIII вв.
Презентация к уроку в 6 классе по истории России...
Классный час на тему: «Первые иконы и первые храмы Древней Руси»
Цель нашего мероприятия - воспитание интереса к православной культуре.Учащиеся познакомятся со святынями – иконами и храмами православного мира.Основной задачей является воспитание у ребят ценностного...
Методическая разработка урока музыки "Обряды и традиции Древней Руси"
Учитель музыки Белова А.В.Тема: «Обряды и традиции Древней Руси»Подтема: «Рождественские посиделки» Цель: создать условия для ознакомления с древнерусской музы...
Презентация к уроку музыки "Обряды и традиции Древней Руси"
1 слайд - Обряды и традиции Руси.2 слад - Библейский сюжет3 слайд- Коляда – языческий бог. Символ вечного круговорота жизни: смена дня и ночи, движение от тьмы к свету. Коленда –н...
Технологическая карта урока по истории Древней Руси на тему: Главные политические центры Руси
План-конспект урока по стандартам ФГОС...
Электронный справочник "Храмы Древней Руси"
Электронный справочник "Храмы Древней Руси" (проект ученика 7 класса Велько Александра)...