Урок по краеведению "Город Муром, град старинный"
методическая разработка по краеведению по теме
Методическая разработка урока по краеведению "Город Муром, град старинный"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorod_murom.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«ГОРОД МУРОМ, ГРАД СТАРИННЫЙ»
ЦЕЛЬ: расширить представления детей о родном городе, его достопримечательностях.
ЗАДАЧИ:
- Расширить представления детей об историческом прошлом родного города, его достопримечательностях.
- Развитие познавательного интереса детей и любознательности.
- Воспитание любви к родному городу, чувства гордости к малой родине.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Фильм о Муроме
- Репродукция «Три богатыря» Васнецова
- 4 конверта с деталями герба
- Карта города Мурома
- Репродукция Муромского Кремля
Ход урока
1. Поздравление учителя.
Играми веселыми отшумело лето.
Позади остались сборы у костра.
Сколько троп исхожено, сколько песен спето
И опять осенняя подошла пора.
Ветер листья желтые оборвал с акаций.
Парус туч лохматых поднял небосвод.
Всем ребятам в школу нужно собираться,
Всюду наступает вновь учебный год.
- С праздником вас, ребята! С днём знаний! Это праздник всех и каждого. Нет в нашей стране человека, которого он не касается. Все области жизни, все возрасты, профессии покорны могучей и благородной силе - силе знаний. Знания открывают мир, дают уверенность в своих силах, помогают найти верный путь в жизни.
2. Актуализация знаний.
-Лето - пора путешествий. Расскажите, где вы были? Куда ездили?
- А какое место, по-вашему, самое красивое? Почему?
- А я считаю, что самое красивое и лучшее место на земле - это родной край, город, где ты родился. Права ли я?
- Что вы знаете о своем родном городе?
- Что хотели бы узнать?
- Давайте вместе сформулируем тему нашего первого урока.
3. Работа по теме урока.
Город Муром, град старинный
Город милый и родной,
Возвышаешься ты гордо
Над рекою над Окой.
• Просмотр фильма о Муроме.
- Во время просмотра фильма вы, ребята, можете делать записи: имена, даты, что осталось непонятным.
• Викторина по фильму.
- Откуда пошло название нашего города?
- Под каким годом Муром впервые упоминается в русской летописи?
- Как возник святой источник в селе Карачарове?
- Как увековечил память о победоносном походе на Казань царь Иван Грозный?
- Что изображено на гербе нашего города?
- Чем славились муромцы в средние века?
- Какой городской голова 19 века построил, в основном на свои средства, водопровод, здание театра, открыл женскую гимназию, сделал многое другое для города?
Физминутка.
• Вопросы и задания
1) На семи холмах, что возвышаются на левом берегу Оки, раскинулся один из древнейших русских городов - Муром, упоминаемый в начальной летописи русского государства «Повести временных лет» под 862 годом. Имя городу дали по названию фино-угорского племени мурома.
-Что означает слово «муром» в переводе с финского?
- гора у воды
- дремучий лес
- болотистое место
- По мнению некоторых современных ученых корень «МУР» означало место, расположенное на возвышенности, а вторая часть «МА» означает «земля», «участок» и, соответственно, Муром можно перевести, как «люди, живущие на возвышенности».
2) Что означает слово «ока» в переводе с финского языка?
- вода
- жизнь
- река
3) «...Город Муром на реке Оке стоит на осыпи, а в городе двое ворота проезжие да третьи ворота водяные да тайник, а на воротах три башни да одиннадцать прясел городовых, а город и башни рублены в одну стену с низу лес дубовый а к верху лес сосновый и еловый а изнутри города другая стена городовая рублена на Тарасах и в башнях воротник и в глухих по три боя...»
- Так описывается наш город в «Повести временных лет». По описанию можно сделать вывод, что Муромский кремль по тем временам был надежно укреплен. Когда Кремль пришел в полную ветхость, то по указанию Екатерины второй был разобран.
- Что находится в настоящее время на месте Кремля? (Окский парк)
3) Городов, равных по возрасту Мурому, в нашей стране всего 5.
Зачеркните название города, который, по-вашему, лишний, т.е. намного моложе Мурома. (Москва. 1147)
4) Перед вами герб Мурома.
В верхней части герб Владимирский: в красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест.
В нижней - на голубом поле три крупитчатых калача, которыми город славился. Голубой цвет в геральдике - символ чести, славы, преданности, истины, красоты, добродетели и чистого неба.
Задание: собрать герб.
Как звали в просторечье муромских жителей? (калачники)
5) «Три богатыря».
Земля Муромская издавна славится богатырями да богатырскими подвигами.
В славной Муромской земле
В Карачарове селе
Жил-был дьяк со своей дьячихой.
Под конец их жизни тихой
Бог отраду им послал
Сына он им даровал...
- Это отрывок стихотворения А.С.Пушкина, а кому посвящены эти строчки?
- Назовите друзей Ильи Муромца.
(Три богатыря. А у меня три биографии. Вы должны правильно определить, чья эта биография).
6) - Наш город очень красивый, золотые купола церквей и соборов возвышаются над величавой рекой Окой. А хорошо ли вы знаете свой город?
- Перед вами карта города Мурома. Рассмотрите её внимательно. Я буду называть достопримечательности нашего города, а вы - писать цифру, которая соответствует данному объекту.
4. Подведение итогов.
- Что узнали нового?
- О чем бы хотели узнать подробнее?
- Какое задание было самым трудным? Легким? Интересным?
5. Рефлексия урока.
Оцените свою работу на уроке листиком клена.
6. Домашнее задание.
Рассказать родителям, что узнали на уроке.
Биографии
1. Отца звали Иваном, мать Порфиньей. Родился в поле, во время грозы, когда Илия- пророк по небу на колеснице ездил. Год рождения точно не известен. Женат не был, детей не имел.
Имеет высшую награду за воинскую доблесть золотую нашейную гривну, врученную князем Владимиром лично. Народной молвой присвоено звание храбреца русской земли.
Получил звание старшего дружинника. Старшая дружина и решает вместе с князем все важные дела ну и кормится возле князя. От него и жалование получает - то платье цветное из дорогой заморской ткани с его плеча, то перстень с драгоценным камнем, то сельпо со смердами, то часть военной добычи.
Но он хоть и считался старшим дружинником, в Киев пред очи стольного князя наезжал редко. Может по этому и не нажил ни золота, ни серебра, ни усадьбы с челядью, ни терема на горе поближе к княжескому дворцу, ни даже дома порядочного. А когда попрекали его добрые люди мол, такая простота хуже воровства, смирение твое паче гордости, - он хмурился и серчал: - Ну при чем тут простота! Некому в том доме жить и казну некому тратить. Ни жены, ни детей, А мне одному...
Так и жил в воинской избе на пограничной заставе. В наше время сказали бы «сверхсрочник», а тогда сроков не было. Да и какие сроки могут быть у богатырей. Народ отвел им сроку почти 300 лет.
- Полное имя по документам - Александр. Сын Ростовского священника Федора. Время рождения по одним данным 9 век, по другим - 12. Холостой. Образование высшее. Сразу после окончания монастырской школы поступил на службу к киевскому князю Владимиру. За успешно проведенную разведывательную операцию во время освобождения Чернигова был награжден серебряной гривной и переведен в старшие дружинники. Не умышленно, а по забывчивости он не написал имя матери, хотя был очень любящим и почтительным сыном. Могут возникнуть сомнения относительно его образования, не перехватил ли он через край, называя его высшим? Может и так. Был за ним такой грех, любил он прихвастнуть. Университетов, как говориться он не кончал. Не было тогда на Руси университетов. Но на Руси в те времена было немало, по-настоящему, образованных людей, знающих труды философов, историков, литераторов. И наш герой среди этих людей был не в последнем десятке. Однако ученым монахом не стал. Случай, встреча с Добрыней, круто изменил его жизнь.
- Родился в селе под Любичем. Трудовую жизнь начал конюхом у князя Святослава. За смелость и воинские умения был принят князем в дружину. Был воспитателем и домоправителем юного князя Владимира. Командуя Владимировой дружиной, наголову разбил превосходящее силами войско князя Ярополка. В чине воеводы совершил много походов. Имеет почетные награды, серебряные и золотые гривны, а так же златник с ликом Владимира. Женат на боярской дочери, почтенной Анастасии Микуличне. Имеет двоих детей. Проживал в собственном тереме в Киеве. Всем известен он по отчеству Никитич хотя отца звали Малом. Дело тут тонкое. Всего достиг он, прославленный, храбр. Он и княжеский советник, и военноначальник, и большой боярин. Все хорошо, вот только знатностью своего рода не может похвалиться. Отец его был захудалым смердом. Зачем же об этом лишний раз людям напоминать. Никитич - это отчество другого богатыря, тезки и к нашему герою пристало уже потом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 6 классе "Преданья старины глубокой"
Урок с привлечением краеведческого материала и музейных экспозиций....
Р.К. Литературное краеведение. Урок в 5 классе«Тютьнярская старина» С.К.Власовой Художественное своеобразие сказа
«Тютьнярская старина» С.К.Власовой. Урок построен с учетом краеведческого материала....
Своя игра по теме "Стоит над Томью град старинный".
Презентация содержит 25 вопросов по следующим темам: "Основание г.Томска", "Коренное население края", "География края", "Исторические личности", "Словарь"....
Кругосветное путешествие "Стоит над Томью град старинный".
Методическая разработка внекласного мероприятия по краеведению для 5 классов....
Методическая разработка урока музыки в 6 классе "Старинной песни мир" на примере творчества Франца Шуберта.. Баллада "Лесной Царь"
ГБОУ СОШ № 29 с углубленным изучением французского языка и права Василеостровского района Санкт - Петербурга учитель музыки Форат Юлия ВикторовнаРазработка урока "Старинной песни мир"( на пр...
Конспект и презентация урока музыки " Настрою гусли на старинный лад"" 3 класс
Конспект и презентация урока музыки " Настрою гусли на старинный лад"" 3 класс...
Урок по курсу "Экономический практикум":"Старинные русские меры длины".
Старинные русские меры длины...