Сценарий урока по МХК "Художественный образ"
методическая разработка по мхк (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сценарий урока по МХК
Тема : Художественный образ
Класс: 10-11
Учитель: Иванова И.Ю.
Дидактическая единица: определение смысла художественного произведения (живописи) на примере картины К.Малевича «Чёрный квадрат»
I ЭТАП: Постановка учебной задачи (мотивация):
Беседа с учащимися:
- Как оценивается произведение искусства?
- Кто принимает участие в оценке?
- Чьи позиции выражают эти оценки?
- Зачем надо рассматривать произведение искусства с разных сторон, позиций?
- Всегда ли наше представление о произведении искусства совпадает с позицией других?
IIЭТАП: Работа с репродукцией картины К.Малевича «Чёрный квадрат»
Беседа с учащимися о художнике, о времени в котором он жил, о стиле в котором он работал.
Авангардизм – от французкого «передовой» - это движение и различные направления в культуре XIX – XX вв. Этим термином именуются различные течения в искусстве, выступающие с призывом к полному обновлению художественных форм и выразительных средств.
Учитель | Учащиеся | |
Что это за картина? | «Черный квадрат»» | |
Какие ассоциации возникают? | Банально! Так каждый нарисует! Мазня! Просто! Необычно! Обыденно! Жутко! Непонятно! | |
Что изобразил художник? | Геометрическую фигуру Квадрат Чёрный квадрат на белом фоне Чёрный квадрат в белом окаймлении | |
Какие цвета используются? Почему взяты именно такие цвета? Что они означают? | Белый | Чёрный |
Свет | Тьма | |
День | Ночь | |
Хорошо | Плохо | |
Мир | Война | |
Добро | Зло | |
Правда | Лож | |
Жизнь | Смерть | |
Рай | Ад | |
Бог | Дьявол | |
Где в жизни встречается это сочетание цветов? | Зебра, берёза, текст, доска - мел, пешеходный переход, официальная одежда, панда, далматинец, пингвин, барс. | |
Когда была написана картина? | 1915г. | |
Какие исторические события разворачивались вокруг? | Первая мировая война: с одной стороны – ужас, гибель людей, мир, разодранный напополам. С другой – воспоминания о мирной жизни, милосердие и сострадание. |
Первичное самоопределение:
Невозможно определить смысл художественного произведения с первого взгляда, особенно написанного в XX веке. Необходимо ещё прочитать.
III ЭТАП: Работа с текстами из книг: К.Малевич «Супрематизм», В.С.Турчин «По лабиринтам авангарда».
1 группа: Каковы представления художника о цвете?
2группа: Каковы представления художника о форме?
3группа: Какова идея создания произведения?
4 группа: Как время , эпоха повлияла на художника?
5 группа: Какова роль и место художника?
Заслушивание групп с отображением на доске:
Форма: квадрат Цвет: белый - чёрный
Идея Художник Время
Идея : 0 форм, 0 цвета. Из этого всё возникает и всё поглощается. Сложное понимание и ощущение времени художником.
Вторичное самоопределение:
«Чёрный квадрат» - это произведение искусства с индивидуальными философскими позициями в художественном исполнении, понять которое можно изучив время и идеи художника, а также позицию искусствоведа. Авангардизм – путь к новому развитию искусства во всём его разнообразии.
III ЭТАП: Рефлексия:
- Чем мы занимались на уроке?
- Чему учились? (понимать смысл художественного произведения)
- Как мы работали над пониманием картины?
- Из чего складывается смысл художественного произведения?
Формулирование вывода о том, что каждый имеет право на собственные взгляды на данную проблему. НО! Мнение автора и эксперта необходимо принимать во внимание. Это на прямую связано с развитием вкуса человека, толерантного подхода к искусству и жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока английского языка в 9 классе по теме: “WellnessLifestyle” / «Здоровый Образ Жизни».
...
Сценарий урока по литературе "Система образов в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
Урок разработан по технологии Развития критического мышления через чтение и письмо и соответствует современным требованиям к уроку в рамках реализации ФГОС...
Методический сценарий урока английского языка по теме "Здоровый образ жизни" для 6 класса
Методический сценарий урока английского языка по теме "Здоровый образ жизни" для 6 класса...
Сценарий урока по теме "Музыкальный образ"
В ходе урока учащиеся обращаются к музыкальной и живописной поэзии С.А. Есенина, к музыкальной и поэтической живописи И.И. Левитана, к живописной и поэтической музыке П.И. Чайковского.Развитие музыкал...
Сценарий урока "Сказочные образы в музыке" (5 класс)
Конспект-сценарий урока по Музыке для 5 классов в соответствии с ФГОС второго поколения...
Сценарий урока на тему: «Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Пушкин показал Пугачева человеком неоднозначным и противоречивым. Так ли это? Доказать это нам помогут «Шесть шляп мышления».Учащиеся делятся на группы. Каждая получает свою шляпу....