МХК урок по теме "Музыка эпохи Возрождения"
учебно-методический материал по мхк на тему

Киряева Наталья Николаевна

 

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА  УРОК ПО ТЕМЕ  «Музыка Эпохи Возрождения» 10 класс

Цели урока:

  1. Научить учащихся определять характерные черты стиля в музыке
  2. Формирование познавательной  мотивации средствами ИКТ.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение          

«Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

307853, Курская область, Большесолдатский район,

 с. Любимовка, ул. Школьная д. 6.

 Телефон 8-(47136)-2-31-86,

электронная почта:   bolshesoldat371@mail.ru

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

УРОК ПО ТЕМЕ

«Музыка Эпохи Возраждения»

10 класс

Срок реализации: 2014-2015 гг.

                                                                     

                                          Учитель: Киряева Наталья Николаевна

Цели урока:

  1. Научить учащихся определять характерные черты стиля в музыке
  2. Формирование познавательной  мотивации средствами ИКТ.

Задачи:

Обучающие:

  1. Сформировать у учащихся представление о способах нахождения информации в сети Интернет.
  2. Формирование умения анализировать информацию и находить существенное.
  3. Научить определять проблему урока и способы её решения.

Развивающие:

  1. Развитие критического мышления школьников в процессе анализа музыки различных эпох.
  2. Формирование УУД  учащихся в процессе решения задач урока.

   Воспитательные:

  1. Формирование  навыков  оценки музыки различных эпох  с духовно-нравственных и эстетических позиций.
  2. Формирование навыков самостоятельной деятельности при решении проблем творческого и поискового характера в ходе урока.
  3. Воспитание любви и интереса к музыке.

Цель для учащихся (самостоятельная постановка цели): формирование музыкального мышления, научиться отличать музыку Раннего Средневековья от музыки эпохи Возрождения.

Задачи (учащиеся определяют самостоятельно):

Послушать …

Сравнить …

Проанализировать …

Научиться оценивать …

Тип урока: Формирование новых знаний

Форма урока: Урок - путешествие

ТСО:

ПК;

Интернет

Презентации

I

  1. Проверка домашнего задания.

На компьютерах каждому ученику высвечивается свой вопрос, на который нужно напечатать ответ.

Леонардо да Винчи однажды записал в своем дневнике: «Берегитесь грубого и резкого, пусть тени ваши тают как дым, как звуки дальней музыки».

Тема нашего урока: ««Музыкальная культура эпохи Возрождения»

Действительно, музыке Возрождения оказались совершенно чуждые, грубые и резкие звуки. Законы гармонии составили ее главную суть. Гармонический склад музыки Ренессанса нашел отражение в одном из сонетов Шекспира:

Прислушайся, как дружественно струны

Вступают в строй и голос подают, -

Как будто мать, отец и отрок юный

В счастливом единении поют.

Мы уже рассматривали картины художников Возражения, где вдохновенно пели небесные ангелы («Гентский алтарь» Яна Ван Эйка) или музицировали в дружеском кругу на шумном и веселом пиршестве герои Паоло Веронезе («Брак в Кане»). Кажется, что пение и музицирование являлись одним из излюбленных сюжетов в творчестве многих художников. Ну, а в жизни? Музыка звучала повсюду: на улицах и площадях, в домах горожан, во дворцах знатных вельмож и королей. Музыка, на ряду с грамматикой, риторикой и поэзией, входила в так называемые «науки человеческие». Велика была ее роль в нравственном воспитании общества.

II

Ведущее положение по прежнему занимала духовная музыка, звучащая во время церковного богослужения. В эпоху Возрождения она сохранила основные темы средневековой музыки: хвалу Господу и Творцу мира, святость и чистоту религиозного чувства. Главная цель такой музыки, как говорил один из ее теоретиков, - «услаждать Бога».

Основу музыкальной культуры составляли мессы, матеты, гимны и псалмы. Церковная месса, восходящая к традиционным мелодиям григорианского хорала, наиболее ярко выражала суть музыкальной культуры.

Как и средние века, месса состояла из пяти частей, но теперь она стала более величественной и масштабной.

Мир уже не казался человеку столь малым и обозримым. Напротив он открывался ему во всем величии и многообразии. Обычная жизнь с ее земными радостями уже перестала считаться греховной.

Постепенно в сочинения церковных композиторов начинают проникать светские веяния. В многоголосную ткань церковных песнопений смело вводят темы народных песен вовсе не религиозного содержания. Но теперь это не противоречило общему духу и настроениям эпохи. Напротив, в музыке удивительным образом соединилось божественное и человеческое.

III

Наивысшего расцвета духовная музыка достигла в 15 веке в Нидерландах. Здесь музыка почиталась больше других видов искусства. Нидерландские и Фламандские композиторы первыми разработали новые правила полифонического (многоголосного) исполнения – классический «строгий стиль».

Важнейшим композиционным приемом нидерландских мастеров стала имитация – повторение одной и той же мелодии в разных голосах.

Ведущим голосом стал тенор, которому поручалось главная повторяющаяся мелодия – cantus firmus («неизменный напев»).

Ниже тенора звучал бас, а выше  - альт.

Самый верхний, то есть возвышающийся над всеми, голос получил название сопрано.

Сопрано

Тенор –гл. мелодия

Альт

Бас

IV

С помощью математических расчетов нидерландским и фламандским композиторам удалось вычислить формулу сочетаний музыкальных интервалов:

Главной целью сочинительства становится создание стройной, симметричной и грандиозно, внутренне завершенной звуковой конструкции.

Один из ярчайших представителей этой школы Йоханнес Окегем (ок. 1425 – 1497) на основе математических вычислений соченил мотет на 36 голосов.

(На экране фотография композитора и звучит мотет на 36 голосов – 6 мин.)

Сообщение о творческом и жизненном пути – Почерняева.

Реквием (клавесин – 1мин. 12 сек.)

Гаудеамус (сообщение о студенческом гимне).

Читаю русский текст гимна.

Звучит на лат. языке – 1 мин. 33 сек.

V

Не меньший интерес представляет творчество нидерланд-ского композитора Орландо Лассо (ок. 1532 – 1594г), создавшего более 2000 произведений культового и светского  характера.

Сообщение о биографии и творчестве

В излюбленный жанр мотета он внес множество новаторских приемов. Ему принадлежит попытка освоить жанр «страстей» (пассионов).

Лассо создал пассионы ко всем 4-м Евангелиям. В них отсутствовало сольное пение, а хор из 5-ти голосов открывал путь к жанру оперного искусства.

Одним из музыкальных шедевров композитора стала песня «Эхо», в которой мастерски были переданы далекие и тихие отголоски громких фраз хора.

Звучит «Эхо» - 1мин 23сек

VI

Светская музыка Возрождения была представлена различными жанрами: мадригалами, песнями, канцонами. Музыка, перестав быть «служанкой церкви», теперь стала звучать не на латинском, а на родном языке.

Сообщение ученика о мадригалах.

Современный исследователь музыкальной культуры Д. К. Кирнарская отмечает:

«Мадригал перевернул с ног на голову всю музыкальную систему эпохи Возрождения: разрушилась ровная и гармоничная мелодическая пластика мессы… исчез и неизменный cantus firmus, фундамент музыкального целого… Привычные методы развития «строгого письма»… уступили место эмоциональным и мелодическим контрастам эпизодов, каждый из которых максимально выразительно пытался донести заключенную в тексте поэтическую мысль. Мадригал окончательно подорвал слабеющие силы «строгого стиля».

Звучит мадригал Орландо Лассо – «Золото» - 1мин 33сек.

VII

Не менее популярным жанром светской музыки была песня в сопровождении музыкальных инструментов.

В отличии от музыки, звучащей в церкви, песни была довольно простыми в исполнении. Их рифмованный текст отчетливо членился на 4 – 6-строчные строфы. В песнях, как и в мадригалах, большое значение приобретал текст. При исполнении поэтические строки не должны были затеряться в многоголосном пении.

Особой известностью пользовались песни французского композитора Клемана Жанекена (ок. 1485 – 1558г.), который прославился умением воспроизвадить в музыке голоса живой природы: звуки леса, журчание воды, гул сражения, суетливую болтовню двух подружек, возгласы уличных торговцев.

(На экране фотография композитора)

Сообщение о биографии – Долженкова.

В его песне «Битва» можно легко распознать призыв военных труб, барабанную дробь, топот скачущих лошадей.

Звучит «Битва» - 1мин 12сек.

А в песне «Пение птиц» - не менее 5-ти птичьих голосов, поющих хвалу весне.

Многоголосные вокальные произведения мотеты, традиционно принадлежащие к жанру духовной музыки, стали теперь приобретать более светский характер.

Звучит «Пение птиц» - 1мин 55 сек.

VIII

В эпоху Возрождения было положено начало  профессиональному композиторскому творчеству. Мы уже познакомились с достижениями композиторов недирладско-фламандской школы, а теперь обратимся к творчеству Палестрины (1525 – 1594г), одного из ярчайших представителей классической музыкальной школы Италии.

Сообщение о биографии композитора – Муравина.

Его наследие составляет множество произведений духовной и светской музыки: 93 мессы, 326 гимнов и мотетов. Он является автором 2-х томов светских мадригалов на слова Петрарки. Созданную им церковную музыку отличает чистота и возвышенность чувств. Светская музыка композитора проникнута необыкновенной одухотворенностью и гармонией.

Звучит «Мадригал» Палестрина – 1мин 12сек.

IX

Эпохе Возрождения мы обязаны формированию инструментальной музыке как самостоятельного вида искусства. В это время появляется ряд инструментальных пьес, вариаций, прелюдий, фантазий, рондо и токкат. Среди музыкальных инструментов особой популярностью пользуются орган, клавесин, виола, различные виды флейт, а в конце 16-го века скрипка. Но особо следует сказать о лютне – старинном щипковом инструменте, наиболее полно воплотившем дух музыкального Ренессанса. Исследователь музыкальной культуры Возрождения Р.А. Насонов отмечает:

«…Отовсюду слышим мы ее звуки – легкие, подвижные, быстро угасающие и появляющиеся вновь, сливающиеся в оживленные пассажи и разливающиеся вольными, ритмически свободными переборами… Превосходно звучат на лютне тонкие и изысканные мелодии, веселые и сладостно-меланхолические, под ее аккомпанемент удобно петь и танцевать, с помощью лютни можно исполнить в облегченном варианте любую мудреную многоголосную композицию… Изящная и переменчивая, легко подстраивающаяся на нужный лад, лютня была идеальным инструментом для «достойного и добродетельного проведения досуга».

Звучит лютневая музыка: Шандор Калош «Галеарда Короля Дании» - 1мин 29сек.

X

Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории и оперы.

Если раньше центром музыкальной культуры был храм, то с этого времени музыка зазвучала в оперном театре. А произошло это так.

В итальянском городе Флоренция в конце 16-го века стали собираться талантливые поэты, актеры, ученые и музыканты. Никто  из  них  тогда  не  помышлял  о  каком-либо  открытии. И все-таки именно им суждено было совершить настоящий переворот в театральном и музыкальном искусстве. Возобновляя постановки произведений древнегреческих драматургов, они стали сочинять собственную музыку, соответствующую, по их представлениям характеру античной драмы.

(На экране фотография камераты)

Сообщение о Флорентийской камерате – Саратова.

От актеров требовалось исполнение разговорных партий речитативом  (декламацией, речью на распев).подобное исполнение позволяло передавать богатство внутреннего мира человека. На основе таких вокальных партий возникли арии – законченные эпизоды в музыкальном спектакле, в том числе и в опере.

Звучит мелодия Барокко и классики – 1мин 43сек.

XI

Оперный театр быстро завоевал любовь и стал популярным не только в Италии, но и других странах Европы (сказать об опере сериа и буфф). Опера превратилась в неотъемлемую часть развлечений и придворных празднеств изысканной публики. Это были удивительные по красоте и роскоши зрелища! Декораторы возводили причудливые пейзажи с фонтанами, цветущими лугами и непроходимыми, дремучими лесами. Из таинственных гротов выходили красавцы. Неожиданно под покровом фантастических видений появлялись мужественные герои, с ними происходили самые невероятные события и превращения. Во всем царили грандиозность и размах. В музыкальном сопровождении порой было занято около сотни исполнителей. Первые представления осуществлялись  в небольших (камерных) театрах, рассчитанных на определенное количество зрителей. Каждое слово певца должно было звучать громко и отчетливо. Первой оперой была «Дафна» (1594) Якопо Пери. Опера не сохранилась до наших дней.

Предлагаю послушать фрагмент оперы «Служанка – госпожа» Джованни Батиста (итальянская опера буфа).

Дуэт Уберто и Серпины – 2мин 06сек.

-Какой же вывод мы сделаем? Каковы особенности музыки Возрождения?

=

Чем музыка Возрождения отличается от музыки Раннего Средневековья?

=

- Как вы думаете, мы достигли нашей цели?

=

-Молодцы. Теперь предлагаю подвести итоги нашего урока путешествия и

Мелодия

Характер

Содержание

Инструмент

(исполнитель)

Где может звучать

Какой период?

(Раннее Средневековье?

Возрождение?)

ответить на вопросы:

Я узнал

Я научился

Мне понравилось

Я бы хотел

Новые знания мне  пригодятся

Оцените свою работу на уроке

Оцените работу своих товарищей

Домашнее задание:

Найти дополнительную информацию о композиторах эпохи Возрождения

Послушайте музыку эпохи Возрождения на музыкальных сайтах сети Интернет

Составьте список этих сайтов



Предварительный просмотр:

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение          

«Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

307853, Курская область, Большесолдатский район,

 с. Любимовка, ул. Школьная д. 6.

 Телефон 8-(47136)-2-31-86,

электронная почта:   bolshesoldat371@mail.ru

                                                                                                       

                             

.  И СТАНЕТ МАЧЕХОЙ ЗЕМЛЯ

классный час

посвященный проблеме экологической загрязненности планеты

Классный руководитель

Киряева Н.Н.

2012 год

Цели: углубить представление детей об экологической безопасности; способствовать формированию позитивного отношения к себе и к окружающему миру; формировать положительную нравственную оценку таких понятий, как экологическая ответственность, экологическая грамотность; побуждать детей к участию в экологических мероприятиях, к бережному отношению к природе; способствовать формированию активной общественной позиции.

Распределить роли:

а)        2 ученика проводят словарную работу - выяснить значение слова «экология», провести словарную игру (материал в тексте сценария);

б)        2 ученика играют роли экспертов, приводят данные об экологическом загрязнении Земли (примерный материал - в тексте сценария).

  1. Вступительное слово.

  1. Проблемная ситуация. «Бабочка».

  1. нтерактивная беседа.
  2. Словарная работа.
  1. Информационная минутка «Что такое экология?»
  2. Словарный пинг-понг «Что бывает экологическим?»
  1. Информационный блок «И станет мачехой земля».
  2. Деловая ситуация. «Экологический рейд».
  1. Заключительное слово.
  2. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I.        Вступительное слово

Классный руководитель. Экологическая катастрофа - так называют экологи то, что происходит сейчас на земном шаре. Тема нашего классного часа звучит как угроза и как предостережение: наша прекрасная планета Земля, мать всего живого, может превратиться в злую мачеху и жестоко отплатить своим детям за все, что они с ней сделали.

II. Проблемная ситуация. «Бабочка»

Классный руководитель. У американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери есть рассказ «И грянул гром». Этот рассказ, мне кажется, очень хорошо перекликается с темой нашего классного часа.

Я напомню вам содержание рассказа. Герой купил путевку у фирмы, которая организовывает путешествия на машине времени, и отправился на 60 миллионов лет назад, чтобы поохотиться на динозавров. Его сопровождал инструктор от фирмы, который объяснил ему главное правило охоты - не прикасаться ни к чему и не оставлять никаких следов в прошлом, так как это может изменить будущее.

«Мы можем убить какое-нибудь важное животное, пичугу, жука, раздавить цветок и уничтожить важное звено в развитии вида, - говорил инструктор. - Допустим, мы случайно убили здесь мышь. Это значит, что всех будущих потомков этой мыши уже не будет. Не будет потомков от потомков от всех ее потомков! Значит, неосторожно ступив ногой, вы уничтожаете не одну, и не десяток, и не тысячу, а миллион - миллиард мышей!» Дальше говорится, что погибнут и лисы, которые должны были питаться этими мышами. А значит, погибнут от голода и львы, а с ними и насекомые, и стервятники, сгинет неисчислимое множество форм жизни.

«И вот итог, - продолжает инструктор, - через пятьдесят девять миллионов лет пещерный человек, один из дюжины, населяющей весь мир, гонимый голодом, выходит на охоту за кабаном или саблезубым тигром. Но вы, друг мой, раздавив одну мышь, тем самым раздавили всех тигров в этих местах. И пещерный человек умирает от голода. А этот человек, заметьте себе, не просто один человек, нет! Это целый будущий народ. Из его чресел вышло бы десять сыновей. От них произошло бы сто - и так далее, и возникла бы целая цивилизация. Уничтожьте одного человека - и вы уничтожите целое племя, народ, историческую эпоху. Это все равно, что убить одного из внуков Адама. Раздавите ногой мышь - это будет равносильно землетрясению, которое исказит облик всей земли, в корне изменит наши судьбы. Гибель одного пещерного человека - смерть миллиарда его потомков, задушенных во чреве. Может быть, Рим не появится на  своих семи холмах. Европа навсегда останется глухим лесом, только в Азии расцветет пышная жизнь. Наступите на мышь - и вы сокрушите пирамиды. Наступите на мышь - и вы оставите на Вечности вмятину величиной с Великий Каньон... Нельзя предсказать, к чему приведет гибель того или иного растения. Малейшее отклонение сейчас неизмеримо возрастет за шестьдесят миллионов лет». Но случилось так, что герой рассказа случайно раздавил бабочку. И, когда он вернулся в свое время, он застал совершенно другую жизнь, а вместо демократии в Америке утвердился фашизм.

III. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Как вы считаете, ребята, одна убитая мышь действительно может вызвать гибель цивилизации? Примерные ответы детей:

  • Может быть, этого нельзя доказать.
  • Наверное, нет, потому что лисы могут есть не только мышей, но и других животных.
  • И львы едят не только лисиц, древние люди охотились и на мамонтов, и на других животных.
  • Писатель просто преувеличил опасность, чтобы заставить нас задуматься.

-  Может быть, цивилизация и не погибнет, но вымрут другие животные, это точно.

Классный руководитель. Хорошо, но наше время тоже когда-нибудь станет будущим. Думают ли о нем современные люди? Как мы относимся к природе?

Примерные ответы детей:

  • Очень плохо. Воздух отравляют заводы, машины, самолеты.
  • Вода в реках отравлена заводскими стоками, канализацией, в городах уже продают питьевую воду.
  • Фрукты, овощи насыщены нитратами.

-        Земля отравлена, люди отравляются даже съедобными грибами.


Классный руководитель. Давайте вернемся к рассказу Рэя Бредбери. У вас не возникло вопроса, а как же тогда убийство динозавра? Ведь оно должно нанести еще больший вред природе? Как же можно было решить эту проблему?

Дети высказывают фантастические предположения. Ну, если вы не читали этого рассказа, открою вам секрет. Дело в том, что накануне охоты фирма посылала в это время агента, который находил динозавров, умерших естественной смертью. Он отмечал точное время гибели животного и ставил на нем метку красящей пулей. А охотники стреляли в животное буквально за секунду до его естественной смерти. Потом еще и пулю вынимали. Фирма продумала абсолютно все: машина, одежда охотников, их дыхание - все было обеззаражено, чтобы не внести в древний воздух даже бактерий. Как вы считаете, можно ли сказать, что в этой фирме работали экологически грамотные люди?

Примерные ответы детей:

  • Да, они все предвидели, не нарушали равновесия в природе.
  • Это варвары, которые думали только о доходах, потому что всего предвидеть невозможно, они же не могли знать, что кто-то раздавит бабочку.
  • Они должны были спросить разрешения у всех людей, потому что эта охота может повлиять на их жизнь. Но я бы не разрешила этой фирме организовывать путешествие в прошлое.
  • Можно было организовывать такие путешествия, только нужно было все продумать.

IV. Словарная работа

Информационная минутка «Что такое экология?»

 Классный руководитель. Теперь у нас информационная минутка. Мы выясним, что такое экология. В этом нам помогут (имена, фамилии).

Два ученика выходят к доске, дают определение слова «экология».

Ученик 1. Буквально слово «экология» (от греческого oikos) означает «наука о жилище, место обитания». Это слово ввел в научный обиход в научный обиход в 1866 г. Эрнст Геккель, выдающийся немецкий ученый. Экология изучает связь живых существ со средой обитания.

Ученик 2. В словаре Ожегова «экология» - это «наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде».

Ученик 1. Экологический - значит относящийся к природной среде, к среде обитания всего живого.

Словарный пинг-понг «Что бывает экологическим?»

Ученик 1. А теперь мы проведем словарный пинг-понг «Что бывает экологическим?» В игре будут участвовать 2 команды: левая и правая часть класса («Север»-«Юг», «Запад»-«Восток»),

Ученик 2. Послушайте задание: за 3 минуты нужно назвать как можно больше словосочетаний с прилагательным «экологический».

Ученик 1. Все знают, как играть в пинг-понг? Команды перебрасываются словами, как мячиками. Кто не смог назвать очередного слова, получает гол в свои ворота, соперник «вбрасывает» новое слово, и игра продолжается. Побеждает тот, кто за три минуты забил наибольшее количество голов.

Ученик 2. Внимание, начинает команда (название).

Дети поднимают руки, приводят примеры словосочетаний, один из учеников следит за игрой, другой записывает на доске очки (1-0, 1-1, и т. п.).

Примеры словосочетаний:

Экологический туризм, контроль, маршрут, продукт, товар.

Экологическая грамотность, культура, безопасность, экспертиза, ситуация, катастрофа, проблема, система, война, чистота, политика, наука, тропа, организация, опасность, обстановка.

Экологическое образование, воздействие, обследование, движение, загрязнение, оборудование.

Ученик 1. Гонг! Время истекло, в игре победила команда (название).

V. Информационный блок «И станет мачехой земля»

Классный руководитель. Великий русский ученый В.И. Вернадский писал, что «человек становится геологической силой способной изменить лик Земли». И это предупреждение пророчески оправдалось.

Вот результаты нашей экологической экспертизы. С ними вас познакомят (имена, фамилии).

К доске выходят 2 «эксперта», по очереди читают данные своей экспертизы.

Эксперт 1. Каждый год на Земле возникают новые пустыни на площади около 6 млн. гектаров.

Эксперт 2. Каждый год Земля теряет 26 млрд тонн плодородного слоя пахотных земель.

Эксперт 1. Каждый год на Земле уничтожаются леса на площади 11 млн. гектаров.

Эксперт 2. А от кислотных дождей ежегодно гибнет 31 млн. гектаров леса.

Эксперт 1. Тысячи озер под воздействием кислотных дождей в некоторых странах стали биологически мертвыми.

Эксперт 2. За 50 лет на одну треть сократился список видов растений и животных на планете.

Только в Европе за последние 20 лет исчезло около 17 тыс. видов растений и животных. Средиземное море лишилось своей флоры и фауны почти на треть.

Эксперт 2. Появляются растения и животные-мутанты: летом 2006 года сообщалось о появлении водорослей-убийц, медуз-убийц.

Эксперт 1. Создается угроза существованию самого человека.

Эксперт 2. Так, например, в России среди 7-летних детей здоров только каждый 4-й, а среди 17-летних - каждый 7-й.

Эксперт 1. Половина юношей призывного возраста непригодна к службе в армии по состоянию здоровья.

Эксперт 2. С 70-х годов на 50% возросла частота сердечнососудистых и онкологических заболеваний.

Эксперт 1. Дети в возрасте до года умирают в России в 2 раза чаще, чем в США.

Эксперт 2. Наши мужчины живут в среднем на 7-10 лет меньше, чем в развитых странах.

Эксперт 1. В некоторых регионах аллергическими заболеваниями страдает свыше половины детского населения.

Эксперт 2. Но прежде чем заботиться о своем здоровье, необходимо позаботиться об окружающей среде. Эксперты садятся на свои места.

VI. Деловая ситуация. «Экологический рейд»

Классный руководитель. Сегодня мы выслушали много тревожной информации. Нужно принимать срочные меры по спасению нашей планеты. Во многих странах появилась новая служба - экологическая полиция. Представьте себе, что вас назначили экологическими полицейскими в нашем городе, и вы проводите свой первый Вид. На что бы вы сразу обратили внимание? Кого бы наказали? Кому просто сделали бы замечание? Примерные ответы детей:

  • Мусорные свалки возле домов.
  • В речку из канализационной трубы текут стоки.
  • Вырубили парк, на его месте строят супермаркет.

- Дети сдирают кору с деревьев, ломают ветки, жгут костры.

-        Дети убивают жуков, бабочек, птиц, разоряют муравьиные гнезда.

  • На пляжах оставляют мусор, битое стекло.
  • Хозяйки полощут белье в пруду, выливают в пруд воду от стирки.
  • Осенью повсюду сжигают листья и мусор - это очень вредно для людей.
  • Наказал бы руководителей города.
  • Оштрафовал бы дворников, хозяев домов.
  • Наказал бы родителей.
  • Наказал бы детей: заставил бы посадить дерево, траву, убрать мусор и т. п.

Классный руководитель. Спасибо участникам рейда за активную работу. Может быть, когда у нас появится экологическая полиция, и вам найдется в ней место.

II. Заключительное слово

Классный руководитель. Тысячи лет человек покорял природу, и вот результат: мы как бы переселились на другую, более жестокую планету, лишь внешне похожую на Землю, где миллионы лет формировался наш организм. «Знания - сила», - так утверждал много лет назад видный английский мыслитель Френсис Бэкон. Он считал, что задача человека - покорить природу. Но он, же сказал еще одну замечательную фразу. Эту фразу я взяла в качестве эпиграфа к «нашему классному часу (читает): «Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиняется». (Ф. Бэкон). Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Какие чувства вызвал у вас наш сегодняшний разговор? Жалость, обиду, тревогу, досаду, возмущение, надежду, чувство уверенности в завтрашнем дне?

- Чувство жалости, обиды за нашу планету.

- Чувство возмущения, что ради денег, доходов люди готовы погубить всю планету.

- Чувство тревоги: очень много вреда человек нанес природе.

- Чувство надежды, что люди встрепенутся и одумаются и начнут исправлять свои ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сонет эпохи Возрождения" . Урок-спектакль

Урок- спектакль, погружающий в атмосферу сонета....

Урок музыки в 5 классе по ФГОС "Музыка эпохи Возрождения"

Урок с использованием ИКТ и Интернет - технологий. Форма: урок - путешествие с элементами исследования....

Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"

Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"...

Урок-презентация "Деятели эпохи Возрождения"

Урок - презентация, целью которого является ознакомление учащихся с деятелями эпохи Возрождения,формированию представления о взглядах на мир человека нового времени....

Разработка урока-конференции "Культура эпохи возрождения"

Интегрированный урок (музыка+история)...

Конспект урока в виде Интеллект-карты к уроку истории "Культура эпохи Возрождения" 7 класс

Применение интеллект-карт значительно облегчает восприятие, классификацию нового материала, а также может быть использовано в качестве проверки знаний обучающихся....