Разработка урока-конференции "Культура эпохи возрождения"
план-конспект урока по музыке (8 класс) на тему
Интегрированный урок (музыка+история)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kultura_epokhi_vozrozhdeniya.docx | 31.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Культура эпохи Возрождения.
Тип урока: комбинированный, обобщающий.
Форма урока: урок- конференция.
Цели: Образовательные:
- Учащиеся должны усвоить: причины, историю происхождения и развития эпохи Возрождения;
- Вскрыть идеи гуманизма в различных видах искусства (музыки, литературе, живописи, архитектуре) эпохи Возрождения, уметь сопоставлять их с направлениями в искусстве других эпох в соответствии с сюжетной линией, стилистическими особенностями, представлениями о возможностях отображения «портрета эпохи».
Развивающие:
- Развитие поискового интереса в работе с историческими и художественными источниками;
- Развитие творческого мышления, умения применять знания на практике;
- Развитие операционно-контрольных умений, умения оценивать результаты выполненных действий, применение информационных технологий, использование мультимедийных систем.
Воспитательные:
- Формирование развитой, социально активной, творческой и самостоятельной личности;
- Воспитание чувств уважения к истории развития различных направлений в искусстве XV-XVI веков, как историческому прошлому.
Коррекционные:
- Развитие речевой активности учащихся.
- Развитие коммуникативной функции речи, приобретения навыка дискуссии.
- Автоматизация связной устной речи учащихся.
Средства обучения
- Презентация Microsoft Power Point,
- Подборка литературы по теме;
- Раздаточный материал к уроку.
Словарь: Ренессанс, гуманизм, утопия, памфлет, трагедия, монет, месса, мадригал, капелла, лютня.
Подготовительный этап урока-конференции:
Класс делиться на три группы, каждая из которых готовит свое выступление на уроке- конференции по выбранной теме: собирает и анализирует исторический, литературный, музыкальный материал, систематизирует его, готовит свою часть презентации и вопросы к классу для итогового обсуждения.
Ход урока-конференции.
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня мы проводим урок - конференцию по теме: « Культура эпохи Возрождения». И начнем мы наш урок такими словами.
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
(Микеланджело Буонарроти) (слайд №1)
Учитель: Этому обобщающему уроку предшествовала большая работа на уроках истории, литературы, музыки. Занятия носили не только информационный, но и исследовательский характер. Сегодня мы вам представляем три рабочие группы, которые будут освещать весь переработанный вами материал( группа искусствоведов в области литературы, изобразительного искусства и конечно же музыки). Предлагаем вам следующий план работы нашей конференции. (слайд 2).
План урока-конференции:
- Постановка вопроса урока.
- Выступление рабочих групп по темам:
- Идеи гуманизма в литературе.
- Эпоха титанов.
- Музыка.
- Обсуждение проблемного вопроса.
Учитель: Вслед за ранним Возрождением (начало ХIV – последняя четверть XV в.) наступил период высокого Возрождения ( конец XV – начало XVI в.), когда культура Возрождения достигла наивысшего расцвета. Возрождение часто называют эпохой титанов. В это время отмечено творчеством такого числа гениев, каждого из которых природа щедро наделила универсальными талантами, творение которых вызывают восторг у современников
- Постановка вопроса урока.
Сегодня на уроке нам предстоит ответить, что же представляла собой новая культура? И чем она отличалась от предшествующей средневековой? (слайд №3) Мир потерпел разительные перемены. Скажите, что способствовало появлению эпохи Возрождения? (Слайд №4).
- Понятийная разминка.
Учитель: А теперь вспомним значения некоторых понятий.(Словарь)
Учащиеся дают определение тех понятий, перед которыми стоит знак вопроса, вызывая друг друга по цепочке. (Слайд №5)
- Выступление рабочих групп.
- Выступление первой группы по теме:«Идеи гуманизма»
План выступления:
- Гуманист из Роттердама.
- Уильям Шекспир («Ромео и Джульетта»)
Учитель: Сильными, прекрасными, деятельными предстают перед нами люди Возрождения. Они умеют ценить время дни их наполнены трудом, стремлением понять и изменить окружающий мир. «Человек измеряет землю и небо… Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким…» сказано в рукописи XV века. В эпоху Возрождения стала высоко цениться образованность. В это время происходит процесс обмирщения сознания – человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире – его мысли обратились и к земной, мирской жизни. Сторонники не божественного, церковного, а светского, человеческого взгляда на окружающий мир называли себя гуманистами.
Один из образованнейших проповедников идей новой гуманистической культуры был Эразм Роттердамский. Более подробно этот вопрос раскроет экспертная группа в области литературы.
Доклад ученика. Эразм Роттердамский (слайд №6)
Учитель: Внутренний мир человека, мир его личности – вот загадка, которую пытались разгадать титаны эпохи Ренессанса, изучая прежде всего мир чувств и переживаний человека. А порой загадкой становилась и личность самого творца, например титана Северного Возрождения У. Шекспира создателя «Ромео и Джульетты». (лайды №7-10). А сейчас мы перенесемся на несколько веков назад и просмотрим сцену главных персонажей трагедии «Ромео и Джульетты».
Театрализованная постановка фрагмента трагедии «Ромео и Джульетты».
- Прослушивание либретто произведения;
- Постановка сцены;
- Прослушивание музыкального отрывка из произведения «Ромео и Джульетта».
- Выступление второй группы по теме: «Эпоха титанов».
План выступления:
- Леонардо да Винчи.
- Микеланджело Буонарроти
Учитель: Не только в литературе наблюдались изменения. Изобразительное искусство также повлекло за собой нововведения. Появляется ряд гениальных художников, которые по - новому хотят показать жизнь. Гениальный художник Леонардо да Винчи – героями своих произведений делал не богов и святых, а обычных людей. Художник создал культ женской красоты: прекрасные лики мадонны.
Доклад ученика. Леонардо да Винчи (слайды 11 -13)
Учитель: Почти на полвека пережил Леонардо да Винчи его постоянный соперник Микеланджело Буонарроти.
Доклад ученика. Микеланджело Буонарроти (1475-1564). (слайд 14-18) Учитель: Последние годы творца прошли в трудах и одиночестве. Он умирает в возрасте 89 лет . Надгробие великого Микеланджело украшают три аллегорические фигуры: Живопись, Скульптура, Архитектура. (слайд № 19)
- Выступление второй группы по теме: «Музыка».
План выступления:
- Жоскен Депре
- Орландо Лассо
- Характеристика музыкальных произведений (мотет, месса, мадригал)
- Прослушивание произведений.
Для мастеров Возрождения именно спокойная красота и гармония были важны превыше всего, поэтому они и искали их повсюду: в литературе, архитектуре, художественном искусстве, в музыке. Чтобы попытаться понять это, стоит взглянуть на картины художников того времени, архитектурные строения, окунуться в художественные произведения писателей того времени, познакомиться с музыкальными произведениями общепризнанных композиторов той эпохи.
Конечно же не они первыми увидели мир таким – идеальным, светлым, чистым. Двумя тысячелетиями ранее то же самое прослеживалось и в искусстве Древней Греции. (слайд №20,21) Но искусство древних греков казалось людям XIV-XVI веков «застывшим», «неживым» и было заново возрождено творцами ренессансного времени. Отсюда и название – эпоха Возрождения.
Кто же сочинял музыку в тот период? Какие композиторы?
В середине XV века музыка нового типа, как и живопись, только начинала развиваться. В это время возник стиль, много позже названный «строгий». В «строгом» стиле звуки соединялись в мягкие, уже приятные для нашего слуха созвучия. Обычно композиторы в те времена сами были певчими или регентами (руководителями) церковных хоров; церквей во всех европейских странах насчитывалось огромное количество, и в каждой обязательно присутствовал небольшой хор из семи – девяти певцов. (слайд №22)
Что же сочиняли эти композиторы?
Всё что угодно. Музыку для церковных служб и придворных увеселений, для домашних вечеров и городских карнавалов. Но их главным делом всё-таки оставались непосредственно служебные обязанности – сочинение музыки для служб, которые в своём большинстве имели полифонический характер.
В этот период появляются и такие произведения как мотеты и мессы.
Биографическая справка французского композитора XVI века Жоскена Депре. (слайд № 23-слайд№24 муз.заставка)
Мотеты были очень популярны в эпоху Возрождения: они сочинялись даже не десятками, а сотнями! Сама форма мотета главенствовала в музыке Возрождения. На её основе сочинялись и другие произведения. Самыми крупными были мессы В те сказочные времена у композиторов не было недостатка в публике. Люди не только любили слушать музыку, но и с превеликим удовольствием пели сами. Пели аристократы и торговцы, богатые и бедные, учёные и безграмотные, мужчины и женщины. Конечно, не вся светская музыка Ренессанса была простой и всем доступной; кое-что создавалось, как и во все времена для избранной публики (интеллектуальной элиты). (слайд № 24-25)
В эпоху Возрождения при дворах многих государей и знатных вельмож собирались общества, напоминающие будущие клубы по интересам. Обычно хозяин более или менее регулярно, скажем. Раз в неделю приглашал к обеду или ужину группу людей, которых мы назвали бы сейчас «творческой интеллигенцией». Не все они были профессионалами, но все разбирались в искусстве: писали стихи, ваяли скульптуры, сочиняли музыку или пели, рисовали картины, создавали научные трактаты. Для этих обществ, называемых «академиями», поэты и композиторы сочиняли тексты и музыкальные произведения особой сложности. Как правило, это были МАДРИГАЛЫ. Это была простая любовная песня с каким-нибудь аккомпанементом. Особого внимания заслуживают мадригалы Орландо Лассо. (слайд 26)
Орган, естественно, был вне конкуренции. Познакомиться с возможностями органа можно на примере пьесы испанского органиста XVI века Антонио Кабесона «Вариации на тему песни кабальеро».
Странно, что в то время публика и даже некоторые музыканты не ценили самого тембра органа и при случае заменяли его другими инструментами, например, арфой или лютней. Внешний вид лютни (это щипковый инструмент) представлен на картине Караваджо «Лютнист». В репертуаре лютнистов впервые появляются многие танцы, вошедшие в следующую эпоху в танцевальную сюиту. Для лютни же были сочинены и первые пьесы под названием прелюдии.
VI.Коллективное обсуждение вопроса урока: что же представляла собой новая культура? И чем она отличалась от предшествующей средневековой?
Учитель: Как видите, мы постарались с вами всесторонне раскрыть данную тему. И сейчас обобщим и ответим на поставленный вопрос урока-конференции. Что же представляла собой новая культура? И чем она отличалась от предшествующей средневековой?
- Подводятся итоги конференции, выставляются оценки. На этом нашу конференцию можно считать оконченной. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный фильм "Карло Кривелли - итальянский художник эпохи Возрождения".
Учебный фильм, который снял я сам, о малоизвестном у нас художнике 15 века. Мы в школе изучаем Возрождение на примере титанов - Рафаэля, Микеланджело, Леонардо. Но в силу своей гениальности они не сов...
Изобразительное искусство эпохи Возрождения
Особенности того времени.Биографии мастеров Возрождения....
Презентация. Изменение мировоззрения в эпоху Возрождения.
Презентация рассказывает об изменениях в общественном сознании при переходе от Средневековья к новому времени. Может быть использована на уроках философии, обществознания, истории....
"Сонет эпохи Возрождения" . Урок-спектакль
Урок- спектакль, погружающий в атмосферу сонета....
Презентация "Театр эпохи Возрождения"
Презентация содержит иллюстративный и описательный материал развития театрального направления в эпоху Возрождения....
Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в эпоху средневековья и эпоху Возрождения
Исторический период от падения Римской империи (V в.) до первых буржуазных революций (XVII в.) — составляет эпоху средних веков, когда в сфе...
Методическая разработка занятия: «Искусство эпохи Возрождения в Италии». Музейная педагогика
Учащиеся познакомятся с искусством эпохи Возрождения в Италии на примерах произведений Эрмитажа....