Урок МХК в 11 классе "Театр и киноискусство XX века:культурная дополняемость"
план-конспект урока по мхк (11 класс) на тему
Разработка соотвествует учебнику Л.А. Рапацкой. Включает конспект и 2 презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_i_kinoiskusstvo_20_veka_i_chast.pptx | 2.6 МБ |
urok_teatr_i_kinoiskusstvo_xx_veka_11_klass_mhk.docx | 16.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актер скользит с небес. Из люка возникает. Весь выпачкан актер: он кровь свою теряет, Затем, что каждый день он умирает вновь, Теряя белую и золотую кровь… И публика спешит уйти. В ней нет любви, Одно желание – спастись от катастрофы… А завтра снова день. Вставай, актер, живи! А сердце подготовь для завтрашней Голгофы. ЖАН КОКТО
« XX век для театра – время кардинальных перемен» В XX веке театр коренным образом меняется: - расширяются представления о его возможностях воздействия на зрителя, - раздвигаются границы жанров, - переплетаются разные виды искусства, - исчезает привычная граница между пространством сцены и залом (« хэппенинг » или «театр соучастия»)
Бертольд Брехт и новаторский «эпический театр») Диалог со зрителями Собственное отношение актера к происходящему, остранение «эпический театр» « Трехгрошовая опера» «Матушка Кураж и ее дети» «Добрый человек из Сезуана » «Жизнь Галилея»
Эжен Ионеску и «театр абсурда» как антипод реалистической драмы) Театр абсурда – сочетание несвязанных образов и слов, передающих ощущение бессмысленности, иррациональности бытия «Король умирает» «Носороги » «Урок» «Убийца без вознаграждения»
Сэмюэль Беккет и его « антидрамы » Безмолвие и бездеятельность, Ощущение полного небытия «В ожидании Годо » «О, прекрасные дни»
В ожидании ГОДО - С этим ничего не поделаешь. - сколько не выходи из себя. - Останешься, какой есть. - Как ни вертись. - Нутро не меняется. - Ничего не поделаешь
Якоб Леви Морено Теория ролевой игры Психодрама Цель психодрамы — создание идеальной реальности, добавочной действительности для решения своих проблем. Один из частных случаев психодрамы - социодрама (объект — группа, где люди являются исполнителями ролей). Цель социодрамы - достижение социального катарсиса (модели согласия).
Для большинства театральных деятелей, о которых мы говорили, театр – это не здание, не сцена, не сценарий и даже не актеры, а некое священнодействие, равнозначное жизни, неповторимое, длящееся всю жизнь. Театр абсурда, театр жестокости, театр смерти, театр психодрамы ярко выразил поиски выхода из того духовного тупика, перед которым оказалось человечество в XX столетии.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ На выбор: 1 . Подготовить презентации о Ч. Чаплине, Л. Висконти , Ф Феллини, И. Бергмане, А . Куросава. 2. Сделать коллаж «Театр 20 века».
Предварительный просмотр:
Урок 24-25
ТЕМА: Театр и киноискусство XX века: культурная дополняемость.
Цели и задачи: учить оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства , в частности особенности новаторского театра 20 столетия (Б. Брехт), театра абсурда (Э. Ионеску), принципы развития киноискусства, его воздействия на массового зрителя.
Формировать умение логически обосновывать и аргументировать суждения, давать общие утверждения.Знать имена и наиболее яркие произведения кинорежиссеров. Формировать интерес к миру театра и кино, желание познавать.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Оборудование: ММК, презентации учащихся., фрагмент фильма с участием Ч. Чаплина
Сценарий урока:
I. Слайд 1. Эпиграф к уроку:
Актер скользит с небес. Из люка возникает.
Весь выпачкан актер: он кровь свою теряет,
Затем, что каждый день он умирает вновь,
Теряя белую и золотую кровь…
И публика спешит уйти. В ней нет любви,
Одно желание – спастись от катастрофы…
А завтра снова день. Вставай, актер, живи!
А сердце подготовь для завтрашней Голгофы.
ЖАН КОКТО
II. Слайд 2. Постановка учебной задачи:
К уроку 24
- Почему в 20 веке изменился облик театра? Какие виды искусства повлияли на его развитие?
III. Слайд 3-4. Рассказ учителя : «XX век для театра – время кардинальных перемен»
(Л.А. Рапацкая МХК, Москва, Владос, 2013, стр.284-285)
IV. Выступления – презентации учащихся (опережающие задания) и «опережающие» вопросы к учащимся:
1. Выскажите свое отношение к фразе Аристотеля «… человеческое страдание прекрасно…, ибо оно очищает» и его теории катарсиса?
2. В чем Б. Брехт противоречит Аристотелю?
(- Бертольд Брехт и новаторский «эпический театр»)
3. Составьте фразы, которые не несут мысли.
4. Что значит обозначать «…ничего не говорящими словами вещи, о которых ничего нельзя сказать»?
(- Эжен Ионеску и «театр абсурда» как антипод реалистической драмы)
5. Составьте диалог по принципу «замкнутого круга»
(- Сэмюэль Беккет и его «антидрамы»)
V. Слайды 5-10. Обобщение учителя к выступлениям и высказываниям учащихся.
Для большинства театральных деятелей, о которых мы говорили, театр – это не здание, не сцена, не сценарий и даже не актеры, а некое священнодействие, равнозначное жизни, неповторимое, длящееся всю жизнь.
Театр абсурда, театр жестокости, театр смерти, театр психодрамы ярко выразил поиски выхода из того духовного тупика, перед которым оказалось человечество в XX столетии.
Те же проблемы пыталось решить и киноискусство.
Д.З. На выбор 1. Подготовить презентации о Ч. Чаплине, Л. Висконти, Ф Феллини, И. Бергмане, А. Куросава.
2. Сделать коллаж «Театр 20 века».
УРОК 25 (продолжение)
I.Проверка д.з.
1. Представление коллажей «Театр 20 века»
2. Творческая работа учащихся по вопросам учебника (стр 298 1-в №№ 2,3; 2-в №№ 5,7)
II. Постановка учебной задачи
к уроку 25
- В чем взаимная дополняемость театрального искусства и искусства кино? Какие проблемы решали творцы в 20 веке?
III. Сегодня очевидно, что киноискусство – это проявление нового художественного мышления, возникшего как результат инженерной мысли и средств выразительности всех существовавших ранее видов искусств, но прежде всего – театра. Впитав многовековой опыт лицедейства, кинематограф стал видом худ. культуры, существенно обогатив арсенал средств воздействия на массового зрителя.
Вспомним , как начиналось кино: ( просмотр фрагмента из «немого» кино с участием Ч. Чаплина.
- Что вы можете рассказать о немом кино?
- Почему Чарли Чаплина считают великим актером – гуманистом?
- Когда «заговорил» «великий немой»?
IV. Невозможно охватить все значительные произведения кино 20 века. Напомним лишь некоторые вехи его стремительного развития. (выступления учащихся с ранее подготовленными презентациями):
- о Ч. Чаплине, Л. Висконти, Ф Феллини, И. Бергмане, А. Куросава.
V. Закрепление.
Составьте кластер «Театр» или «Кинематограф»
Д.З. Составить рассказ о любимых актерах зарубежного кинематографа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Киноискусство. Урок-интеграция
Идея интегрированного урока возникла из объективной возможности наличия темы «Киноискусство» в программе всех трех языков. Тема «Киноискусство» представляется широко по программе 9-го класса по ...
Открытый урок по немецкому языку в 11 классе по теме "Киноискусство"
Открытый урок по немецкому языку в 11 классе по теме "Киноискусство" .В данной работе представлены: сценарий открытого урока, разработанный на основе темы «Киноискусство», изучаемой в 11 кла...
План - конспект урока английского языка для 9 класса по теме "Киноискусство"
Урок - обобщение, имеющий целью систематизировать лексический материал по теме "Киноискусство" и предоставить информацию о культурном наследии России и англоязычной страны в области киноискусства....
Архитектура 18 века. Культурное наследие династии Романовых.
для урока истории оп теме: "Культура 18 века". в уроке используется презентация, в которой указаны разные стили архитектуры 18 века....
От уроков литературы к познанию мира киноискусства.
Материал содержит разработки уроков литературы с использованием средств кинематографа. Статья опубликована в учебно-методическом пособии: В.В.Солдатов, О.А.Баранов, О.В.Волкова, М.А.Блинова, Е.Н.Солда...
От уроков литературы к познанию мира киноискусства.
В статье предложены темы уроков по литературе с использованием средств кинематографа....
Театр и киноискусство XX века: культурная дополняемость.
Театральное дело ведется из рук вон плохо, старые традиции выдохлись, искусство сцены теряет былой престиж. Духовно бедные репертуар, окостеневшие формы спектакля, однообразно шабл...