Рабочая программа по спецкурсу "Русская художественная культура"
рабочая программа по мхк (10 класс) на тему
Рабочая программа по спецкурсу "Русская художественная культура" составлена из расчета 1 час в неделю и расчитана на 2 года для обучающихся социально-гуманитарного профиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetskurs_tematicheskiy_plan_mkhk_10-11_kl.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1»
города Курчатова Курской области
Рассмотрено Кафедрой гуманитарных наук Протокол № 5 13.05.2014 г. Руководитель _________ (И. П. Чухранина) | Согласовано Научно-методическим советом ОУ Протокол № 5 От 14.05.2014 г. Председатель НМС _________________ (Е.Н.Кондрашова) | Утверждено заседанием педагогического совета Протокол № 1 от 28.08.2014 г. Председатель педагогического совета ____________________ (О.В.Говорова) | Введено в действие Приказ № 1 От 28.08.2014 г. Директор ОУ __________________ (О.В.Говорова) |
Рабочая программа
по спецкурсу
По Русской художественной культуре
Ступень обучения среднее полное, 10-11 класс
Количество часов: всего 68 часов; _ Уровень базовый
Учитель Грибова Н.В.
Программа разработана на основе
Федерального компонента государственного общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г., программы «Новая история. 7-8 классы» А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина//
Программы общеобразовательных учреждений. История, обществознание. 5-11 классы. М., «Просвещение», 2008; «История России. 6-9 классы» А.А. Данилов, Л.Г.Косулина//
Программы общеобразовательных учреждений. История, обществознание. 5-11 классы. М., «Просвещение», 2008.
«Русская художественная культура с древнейших времен до современности»
Пояснительная записка.
Основной целью данного курса является изучение этапов в развитии русской художественной культуры, которая рассматривается как неотъемлемая и важнейшая часть мирового культурного наследия. Программа курса построена таким образом, чтобы учащиеся могли связывать явления искусства с конкретным историческим контекстом, синтезировать те знания, которые получены ими на различных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, иностранные языки, история, география, обществознание).
Не менее важной целью курса является формирование культурной модели развития школьника на пути становления и социализации личности, базой для чего должно стать умение и способность воспринимать национальную культуру, оценивать ее уникальность и неповторимость.
Особенностью курса на профильном уровне является его непосредственная связь с задачами профилизации образования и организацией довузовской подготовки учащихся. Это обусловлено тем, что уровень знаний школьников, связанный с историко-культурной тематикой, как правило, достаточно низкий. Это не может не отражаться на результатах итоговой аттестации учащихся, а также на продолжении обучении в высшей школе.
В курсе представлены темы по художественной культуре русского народа, начиная с древнейших времен. В X классе изучается период до конца XVIII века; в XI классе – XIX – XX века. Как показывает опыт, именно художественная культура XIX – XX вв. (особенно второй половины XX в.) наиболее слабо усваивается учащимися, в частности, из-за сложности языка современного искусства.
Задачи курса:
Выявление исторической логики развития художественного мышления через знакомство с выдающимися достижениями отечественной культуры.
Формирование у учащихся представления о многообразии эстетических принципов и форм творческого проявления духовной жизни нашего народа, связанной с особенностями природы, культуры, цивилизации с одной стороны, и исторического развития, с другой.
Формирование ключевых компетенций, позволяющих выпускникам школы ориентироваться в культурных явлениях повседневной жизни.
Реализация целей, направленных на развитие эмоционально-нравственной сферы школьников, образно-ассоциативного мышления, воспитание художественно-эстетического вкуса.
Количество часов в курсе – 68; продолжительность – 10-11 класс; количество часов в неделю – 1.
Форма обучения: индивидуальная, коллективная, групповая.
Предполагаемые результаты: в результате изучения курса «Русская художественная культура с древнейших времен до современности» учащиеся должны знать:
основные этапы в развитии художественной культуры России;
эстетические идеалы различных периодов в истории России;
основные стили и направления в художественной культуре России;
особенности современной художественной культуры России , ее структуры;
выдающиеся памятники и произведения различных этапов художественного развития России, а также основные художественные музеи нашей страны.
Уметь:
отличать произведения искусства различных стилей;
самостоятельно оценивать произведения искусства, характерные для различных исторических периодов;
пользоваться справочной и специальной литературой, а также медиа-ресурсами; анализировать и применять полученную информацию для формирования ключевых компетентностей.
Учебно-тематический план: 10 класс
№ урока | Наименование тем | Всего часов | В том числе | Содержание | |
Лекция | Прак тика | ||||
1-12 | Истоки Древнерусской культуры. | 12 | 10 | 2 | Особенности генезиса языческой культуры восточного славянства. Факторы, оказавшие влияние на ее самобытность. Принятие христианства и его роль для формирования художественных канонов Древней Руси. Художественное наследие Древнерусских княжеств. |
1 | Восточные славяне, их нравы, традиции, обряды. | 1 | 1 | Мифология и пантеон древних славян. Фольклор и его особенности. Языческое наследие в позднейших пластах русской культуры. | |
2 – 4 | Русь и Византия: новые формы восприятия мира. | 3 | 3 | Крещение Руси и освоение христианской традиции и эстетических идеалов христианства. Синтез искусств в православном храме. Русская иконопись и ее особенности. | |
5 - 6 | Древнерусское зодчество. | 2 | 2 | Своеобразие русского каменного и деревянного зодчества. Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, Дмитриевский и Успенский соборы древнего Владимира, Боголюбово и Храм Покрова на Нерли. | |
7-9 | Письменность и литература в Древней Руси. | 3 | 3 | Распространение письменности и формирование центров письменной культуры. Летописание. Развитие книжной и деловой письменности. «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы, его историческая судьба. | |
10 -12 | Древняя Русь в художественной культуре последующих эпох. | 3 | 1 | 2 | Представление продуктного результата учащимися на основе изученного материала: Каталог интернет–ресурсов по теме; Мультимедийные презентации; Творческие работы с использованием ИКТ |
13 – 21 | От Руси к России. | 9 | 7 | 2 | Формирование единой художественной культуры. Подъем Московского княжества. Формирование идеи «Москва – Третий Рим». Предвозрождение в зодчестве, иконописи, музыке и литературе. Развитие образования и книгопечатания. |
13 | Сердце Святой Руси. Истоки Русского Предвозрождения. | 1 | 1 | Московское княжество и Золотая Орда. Особенности русского Предвозрождения. | |
14 | Житийная литература Московской Руси. | 1 | 1 | «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого – осмысление Бога и человека в литературе. | |
15 | Творчество Андрея Рублева и Дионисия. | 1 | 1 | Вершины русской национальной иконописи: «небесное умом неизмеримо» | |
16 | Московский Кремль – великий памятник нашего Отечества. | 1 | 1 | История создание Кремля – архитектурного центра Москвы | |
17-18 | «Москва – Третий Рим». | 2 | 2 | Воплощение идеи в литературе, публицистике, художественном искусстве | |
19 | Книгопечатание в Московском государстве. | 1 | 1 | Русские «инкунабулы» | |
20-21 | Повторение по теме: «Галерея образов». | 2 | 2 | Презентация материалов по теме учащимися | |
22-26 | Искусство «бунташного века» | 5 | 4 | 1 | Особенности культурной ситуации России XVII в. Церковные реформы Никона и раскол. Начало «обмирщения» искусства и усиление индивидуального начала. Барокко в художественной культуре России. Истоки русского портретного искусства. |
22 | «Бунташный век» и его значение для истории России. | 1 | 1 | Смута и Раскол в художественных произведениях. | |
23 | Диалог «старины и новизны» в русской культуре. | 1 | 1 | Крушение средневековых традиций в художественной культуре и новое мировосприятие. | |
24 | Барокко в музыке и зодчестве. | 1 | 1 | Особенности русского барокко. «Нарышкинское барокко». Возникновение партесного пения – как проявление барокко в русской музыке. | |
25 | От иконы к парсуне. | 1 | 1 | Школы иконописи; творчество мастеров Оружейной палаты. Творческие идеи С. Ушакова и их реализация в иконописании. | |
26 | Повторение по теме: «Лики времени». | 1 | 1 | Презентация материалов по теме учащимися | |
27-34 | Русская художественная культура XVIII в. | 8 | 7 | 1 | Петровские реформы и их значение для становления «русской европейскости» в художественной культуре. Развитие новых жанров во всех видах искусства. Развитие архитектуры от барокко к классицизму. Литература, театр, живопись XVIII в. Рождение национальной оперы. |
27 | «Надлежит стараться находить славу государству через науки и искусство». | 1 | 1 | Идеи Просвещения, Петр I и русское искусство. | |
28 | Шедевры классицизма в архитектуре России. | 1 | 1 | «Архитектурный театр» Москвы: В. И. Баженов, М. Ф. Казаков. «Стройный, строгий вид» Петербурга. Садово-парковое искусство. | |
29 | Русский портрет XVIII в. | 1 | 1 | Шедевры русских портретистов: Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский. Мастера скульптурного портрета. | |
30 | Расцвет поэзии: «гармония разума и сердца». | 1 | 1 | Творчество А. Кантемира, В. Тредиаковского, М. Ломоносова, А. Сумарокова, Г. Державина. | |
31 | Русский драматический театр. | 1 | 1 | Творческий облик Ф. Волкова. Явление крепостного театра. | |
32 | Становление национального музыкального языка. | 1 | 1 | Рождение оперного искусства. Народная музыка и песенное творчество сер. XVIII. | |
33 | В начале было Слово… | 1 | 1 | Развитие просветительской литературы. Гуманистические идеи А. Радищева. | |
34 | «Не скот, не дерево, не раб, но человек!» Обобщение по теме. | 1 | 1 | Презентация учащимися материалов по теме. | |
Итого | 34 |
Учебно-тематический план: 11класс.
№ урока | Наименование тем | Всего часов | В том числе | Содержание | |
Лек ция | Прак тика | ||||
1 - 13 | Расцвет русской художественной культуры в первой половине XIX века. | 13 | 11 | 2 | Эволюция стилей в русской художественной культуре XIX в. Нравственно-философские искания – как идейная основа стилевого разнообразия в русской культуре. Развитие русского литературного языка. Диалог классицизма и романтизма. Формирование национального театра. Становление критического реализма. Русская музыкальная классика. Осмысление русской истории в искусстве и литературе. |
1- 2 | «Путь к свободе через красоту». Значение романтизма. | 2 | 2 | Идейные предпосылки русского романтизма. Виднейшие представители романтизма в русской художественной культуре. | |
3 | Образ романтического героя в живописи. | 1 | 1 | Идеалы романтизма в живописи европейских и русских художников (на примере О.Кипренского). | |
4 | Русская академическая школа живописи. | 1 | 1 | Творчество К. П. Брюллова, А. А. Иванова. | |
5 | Зарождение русской классической музыкальной школы. | 1 | 1 | М. Глинка – родоначальник классической национальной оперы. | |
6 -7 | Диалог классицизма и романтизма в поэзии. | 2 | 2 | Роль слова русской культуре. «Золотой век» российской словесности. Творчество В. Жуковского, А. Пушкина, Е. Баратынского, Ф. Тютчева, М. Лермонтова. | |
8 - 9 | Расцвет русского романа. | 2 | 2 | Жизнь и творчество И. Тургенева, Ф. Достоевского, Л. Толстого. В. Белинский и его значение для русской литературы. | |
10 | В борьбе со стихией: пейзажная живопись романтизма. | 1 | 1 | Творчество И. Айвазовского. | |
11 | Начало нового художественного стиля эпохи: реализм. | 1 | 1 | Реализм: эволюция понятия. Нравственные и философские основы реализма. Реализм и натурализм. | |
12 | Академизм и анти академизм в русской живописи. | 1 | 1 | Переход от романтизма и классицизма к реализму в живописи. Бытовой портрет П. Федотова. | |
13 | Опыт творческой деятельности. | 1 | 1 | Подготовка работ по персоналиям, иллюстрированного сравнения стилевых различий в виде наглядной таблицы. | |
14 - 20 | Русская культура второй половины XIX века. | 7 | 6 | 1 | Социальная тематика в жанрах искусств. Новое понимание задач художественного познания народа, истории, условий, причин и обстоятельств бытия |
14 -15 | Изобразительное искусство реализма. | 2 | 2 | Разнообразие жанров в русской реалистической живописи ( портрет, пейзаж, батальный и исторический жанры). «Передвижники» | |
16 | Творчество композиторов «Могучей кучки» | 1 | 1 | М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков. | |
17 | «Музыкальная исповедь души»: гений П. И. Чайковского. | 1 | 1 | Оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Балеты. Романсы. Симфоническое творчество. | |
18 | «Торжество правды и истины» в русском реалистическом театре | 1 | 1 | Русский драматический театр XIX в. – эпоха в развитии сценического искусства. «… кафедра, с которой можно много сказать миру добра». | |
19 | Творчество А. П. Чехова. | 1 | 1 | Лиризм и психологизм творчества Чехова. | |
20 | Обобщение творческой деятельности. | 1 | 1 | «Музыкальная шкатулка»: лучшие музыкальные фрагменты от «Могучей кучки». | |
21 - 28 | «Серебряный век» | 8 | 7 | 1 | Многообразие направлений в философии, эстетике, искусстве. Роль литературы в духовной жизни общества. Полифония стилей в музыкальном искусстве. «Модерн» - как синтез искусств. |
21 | Символизм в живописи. | 1 | 1 | Художественные принципы символизма. Мастера живописи символизма. Символ и миф в творчестве М. Врубеля. | |
22 | Символизм в русской поэзии. | 1 | 1 | Н. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, В. Брюсов. | |
23 | От символизма к модернизму. | 1 | 1 | Мастера русского авангарда: абстракционизм В. Кандинского, супрематизм Малевича, «аналитическое искусство» Филонова. | |
24 | Мастера и шедевры русской архитектуры стиля «модерн» | 1 | 1 | Ф. Шехтель и его творения. | |
25 | Театральная культура начала XX века | 1 | 1 | Режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. | |
26 | Поиски в музыке на рубеже веков. | 1 | 1 | Религиозно-философское направление в музыке (С. Танеев), национально-патриотическое (С. Рахманинов), национально-конструктивистское (И. Стравинский), символическое (А.Скрябин). | |
27 | Российский кинематограф | 1 | 1 | Первые шаги русского кинематографа. «Великий немой» | |
28 | Значение русской художественной культуры этого времени для мировой культуры. | 1 | 1 | Составление каталога музеев мира, где хранятся произведения русского искусства «серебряного века» | |
29 -34 | Основные тенденции искусства XX века. | 6 | 5 | 1 | Дилемма общества и личности в культуре современности. Кризис гуманистических идеалов. Различные концепции художественной культуры. Особенности современного искусства. Формы и символы в искусстве. |
29 | Постмодернизм и его место в современной культуре. | 1 | 1 | Философия постмодернизма. Этические и эстетические каноны постмодернизма. | |
30 | Музыкальные стили и направления в XX века. | 1 | 1 | Плюрализм в творчестве: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма. (С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Шнитке). | |
31 -32 | Массовая художественная культура. | 2 | 2 | Концепции «двух культур». Советский «масскульт» и советская массовая музыкальная культура. Кино как явление массовой культуры и как искусство. Специфика телевидения как средства передачи художественных ценностей. | |
33 | Реализм в XX веке. | 1 | 1 | Неореализм в искусстве второй половины XX века. Социалистический реализм. Советский кинематограф. | |
34 | Художественная культура на пороге XXI века. Итоговое повторение | 1 | 1 | Презентация современных форм освоения художественной культуры. (Компьютерное творчество, перфоманс, инсталляция, неоклассические тенденции). | |
1 | |||||
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по мировой художественной культуре
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Рабочая программа выполняе...
Рабочая программа по Мировой художественной культуре
Рабочая программа по МХК составлена на основе государственного образовательного стандарта и обязательного минимума содержания образовательной программы по МХК. Цель - формирование представлений о худо...
Рабочая программа по Мировой Художественной культуры 8 класс
Рабочая программа по МХК 8 класс....
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 9 класса по программе Г.И. Даниловой.
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвер...
Рабочая программа по «Мировой художественной культуре» для 10 - 11 класса
Содержит развёрнутое тематическое планирование...
Рабочая программа по Мировой Художественной культуре (искусство) для 6 класса
Программа составлена для работы в 6 классе. Учебник Г.И. Даниловой "Искусство"...
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 8-9 классов. Базовый уровень.
Программа по предмету мировая художественная культура для 8-9 классов. Базовый уровень Количество часов - 34....