Культура Древнего Рима
презентация к уроку по мхк (9 класс) на тему

Арчегова Алина Ахсарбековна

Цель: пзнакомить учащихся с особенностями культуры Древнего Рима

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_kultura_drevnego_rima.docx20.03 КБ
Office presentation icon drevniy_rim.ppt2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Культура Древнего Рима.

Цели:

  • Сформировать представления об особенностях римской культуры;
  • Охарактеризовать основные черты культуры Древнего Рима;
  • Дать оценку религиозным верованиям римлян;
  • Научить учащихся анализировать изучаемый материал;
  • Воспитать интерес и уважение к религиозным верованиям народов мира.

Оборудование урока: Учебник «»Мировая Художественная Культура» Г.И Данилов, презентация

План:

1. Древний Рим.

2. Архитектура древнего Рима

3. Религия.

1. История древнего Рима охватывает 12 веков.

Вспомните легенду об основании Рима?

Почему Рим называли городом на семи холмах и «вечным городом»?

Население Рима

Плебеи

Патриции

Низшие слои населения

Родовая аристократия

Ведя постоянные войны с соседями, римляне несли завоеванным странам и народам свой язык, свои обычаи и нравы. Но в тоже время позаимствовали у других народов, особенно у греков: (Что,  на ваш взгляд, римляне могли позаимствовать именно у греков?)

  • пантеон богов
  • художественные вкусы

«Греция,  взята в плен , победителей диких пленила ,в Лаций суровый искусства внеся». Гораций.

Вспомните, как римляне называли людей, не говоривших и не понимавших их языка?

После завоевания Греции римские полководцы стали вывозить на кораблях из завоеванных греческих городов произведения искусства.

Греки и Римляне на фоне отношения к искусству

Сравнение

Греки

Римляне

Народ

Народ поэтов, философов, художников

Народ завоеватель, инженеров, юристов

Занятия

Скульптура, поэзия, живопись, скульптура

Искусство и физический труд считались делом недостойным свободного человека

Общественное положение художника

Свободный гражданин

Человек, не обладающий гражданскими правами

2. Опираясь на строительный опыт завоеванных стран, римляне смогли создать величественную архитектуру.

 В I  в. до н.э.  архитектор Витрувий создает трактат «Десять книг об архитектуре».

Основные требования к архитектуре: польза, прочность, красота.

Что в этих требованиях на первое место поставите вы?

Что ставили на первое место в римские архитекторы?

Римская архитектура:

Форум, Табуларий, Храм Богини Весты, Колизей, Пантеон, Термы, Триумфальная арка Константина.

3. В отличие от греческой,  римская мифология не имела столь поэтического,  и образного характера и была более прозаична.

Для римлян боги это - персонажи, с которыми можно торговаться. Большое значение в римской религии играли предзнаменования и гадания и погребальные культы.

Почему гробницы чаще всего сооружались у дорог?

Сохранялось  древнее представление, по которому тень умершего не теряет связи с телом. Интересно, что римляне старались сооружать гробницы близ дорог. На таких гробницах можно обнаружить многочисленные надписи. Судя по ним, верующие римляне были убеждены, что умерший поддерживает связь с живыми. В надписях нередки обращения к живым от имени умершего с просьбой вспомнить его добрым словом, совершить небольшое приношение и пр. Души безродных покойников, так называемые Ларвы и Лемуры, считались злыми, т.к. их некому было покормить.

Что отличало, долгое время,  римские религиозные представления от греческих?

Долгое время римляне,  вообще,  не изображали своих богов.  

Зная о становлении Римского государства и влияния на его культуру  соседних и завоеванных народов, что можно предположить о религиозной  веротерпимости римлян?

Вообще римляне были веротерпимы, но уже в IV в. до н.э  для римлян ближе других оказалась греческая религия и мифология.

В чем это проявилось наиболее отчетливо?

Задание:  «Боги Древнего Рима и Древней Греции»

Рим

Греция

Юпитер

Юнона

Минерва

Церера

Марс

Меркурий

Задание: «Семь Римских холмов».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Дух борьбы и стремление к преодолению трудностей играли немаловажную роль в политической жизни общества и в его военных успехах, позволивших Юлию Цезарю и другим римским полководцам создать громадную Римскую империю. Ее географическое единство и цельность обеспечивали многочисленные поселения, города. Город («полис», «цивитас» на латыни) был в античности формой организации общества, на основе которой произошел выход за узкие рамки племенного сознания. Греки и римляне полагал», что отсутствие полисов есть признак варварства, и, завоевывая новые земли, всюду строили города. Считалось, что иначе люда жить не могут, ибо жить по-человечески, не по-варварски, — значит жить в городе, участвовать в общественной жизни. Именно поэтому римская архитектура изобилует сооружениями общественного характера. Центром римского искусства по праву был Рим. Кого римляне и греки называли варварами?

Слайд 3

Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм, в ней были отражены черты, свойственные искусству народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой степени культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, которые познакомим римлян с искусством градостроения. Что позаимствовали у греков? Пантеон богов Художественные вкусы

Слайд 4

Греция и Рим Греция Народ поэтов, философов, художников Художник в Греции: СВОБОДНЫЙ ГРАЖДАНИН Рим Народ завоеватель, инженеры, юристы Художник в Риме: Человек не обладающий ГРАЖДАНСКИМИ ПРАВАМИ

Слайд 5

Основные принципы художественной культуры двух народов были в своих истоках различны. Греция даже в период наивысшего расцвета не представляла собой единого государства и единого географического пространства, а лишь конгломерат городов-государств. Рим эпохи расцвета был единым государством, империей, простиравшейся на тысячи километров. Отсюда — совершенно различные задачи архитектуры и масштабы строительства. Греки признавали могущество гармонии, соразмерности и красоты, римляне не признавали иного могущества, кроме могущества силы. Личные таланты не выдвигались и не культивировались — социальная установка была совсем другая.

Слайд 6

ГОРОД НА СЕМИ ХОЛМАХ 7 холмов: Палатин Авентин Капитолий Целий Эсквилин Квиринал Виминал

Слайд 7

АРХИТЕКТУРА Архитектор Витрувий ( I в. до н.э) создает трактат «Десять книг об архитектуре» Основные требования к архитектуре: Польза Прочность Красота

Слайд 8

Форум – в Древнем Риме площадь, рынок, ставшие центром деловой и общественной жизни. Главный форум Рима – форум Романум (парадный архитектурный ансамбль). На форуме было множество зданий, памятников, статуй. От форума начинались важнейшие дороги Рима. К нему сходились главные дороги города.

Слайд 9

Храм Богини Весты

Слайд 10

АППИЕВА ДОРОГА А́ппиева дорога — самая значимая из античных общественных дорог Рима . Дорога, проложенная в 312 году до н. э. при цензоре Аппии Клавдии Цеке , проходила из Рима в Капую , позднее была проведена до Брундизия . Через неё было налажено сообщение Рима с Грецией , Египтом и Малой Азией . Вдоль Аппиевой дороги расположено множество памятников: гробницы и виллы республиканского и имперского периода , христианские и иудейские катакомбы, средневековые башни и укрепления, зачастую построенные на руинах римских памятников, ренессансные и барочные постройки.

Слайд 11

Колизей — самый большой из древнеримских амфитеатров, — один из знаменитых древних памятников древнего Рима и одно из самых примечательных сооружений в мире. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где некогда был пруд, относившийся к Золотому Дому Нерона. Колизей первоначально назывался Амфитеатром Флавиев, потому что он был коллективным сооружением императоров династии флавиев. Строительство велось на протяжении 5 лет, с 75-80 гг.

Слайд 13

Пантеон – памятник древнеримской архитектуры – «храм всех богов». Величественная ротонда. Перекрытая полусферическим кессонированным куполом, достигающим в диаметре 43,2 м, с центрическим световым отверстием. В пантеоне находится могила Рафаэля.

Слайд 15

Термы — античные бани в классической Греции — при больших домах и гимнасиях; в период эллинизма ими пользовалось всё население города. В Древнем Риме термы возникли по греческому образцу и стали центрами общественной жизни. Термы Каракаллы термы императора Каракаллы в Риме, официально именуемые Антониновыми . Они находились у Аппиевой дороги, за Капенскими воротами, между Авентином и Целием. Строительство началось в 212 году н. э. и было закончено в 217 году уже после смерти императора. Двор терм Каракаллы имел размер 400 на 400 м, центральный комплекс — 150 на 200 м.

Слайд 18

Триумфальная арка Константина — трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов (сполии). Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.

Слайд 19

Религия и мифология: Маны – семейно-родовые духи Пенаты - духи-покровители дома Лары – покровители дорог, морских путей, перекрестков Веста – богиня огня, домашнего очага Зевс – Юпитер Гестия – Веста Гера – Юнона Афина – Миневра Афродита – Венера Марс – Арес Посейдон – Нептун Гермес – Меркурий Культ гениев – императоров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маршрутный лист " Культура Древнего Рима" по посещению зала ГМИИ им. Пушкина

Маршрутный лист "Культура Древнего Рима" разработан для  самостоятельного посещения зала ГМИИ им. А.С.Пушкина. Задания, предложенные в нем используются для самостоятельной работы учащихся или при...

Тест "Культура Древнего Рима"

Использую материал на уроках истории и МХК....

Презентация «Художественная культура Древнего Рима. Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс

Презентация "Художественная культура Древнего Рима".  Выполнена к  учебнику  Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс (Допущено Министерством образования и науки Р...

Художественная культура Древнего Рима

Данный  материал можно использовать как зачетную работу для выявления уровня усвоения учебного материала на уроках МХК в 10 классе....

Учебно-исследовательский проект «Культура древнего Рима»

Проект может быть реализован в рамках курса "Мировая художественная культура" на профильном уровне при изучении тем:§ "Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций. "§ "Своеобр...

Урок-проект "Культура Древнего Рима"

Применение проектной технологии на уроке истории в 5 классе...