Культура Древнего Рима
презентация к уроку по мхк (9 класс) на тему
Цель: пзнакомить учащихся с особенностями культуры Древнего Рима
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_kultura_drevnego_rima.docx | 20.03 КБ |
drevniy_rim.ppt | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Культура Древнего Рима.
Цели:
- Сформировать представления об особенностях римской культуры;
- Охарактеризовать основные черты культуры Древнего Рима;
- Дать оценку религиозным верованиям римлян;
- Научить учащихся анализировать изучаемый материал;
- Воспитать интерес и уважение к религиозным верованиям народов мира.
Оборудование урока: Учебник «»Мировая Художественная Культура» Г.И Данилов, презентация
План:
1. Древний Рим.
2. Архитектура древнего Рима
3. Религия.
1. История древнего Рима охватывает 12 веков.
Вспомните легенду об основании Рима?
Почему Рим называли городом на семи холмах и «вечным городом»?
Население Рима
Плебеи | Патриции |
Низшие слои населения | Родовая аристократия |
Ведя постоянные войны с соседями, римляне несли завоеванным странам и народам свой язык, свои обычаи и нравы. Но в тоже время позаимствовали у других народов, особенно у греков: (Что, на ваш взгляд, римляне могли позаимствовать именно у греков?)
- пантеон богов
- художественные вкусы
«Греция, взята в плен , победителей диких пленила ,в Лаций суровый искусства внеся». Гораций.
Вспомните, как римляне называли людей, не говоривших и не понимавших их языка?
После завоевания Греции римские полководцы стали вывозить на кораблях из завоеванных греческих городов произведения искусства.
Греки и Римляне на фоне отношения к искусству
Сравнение | Греки | Римляне |
Народ | Народ поэтов, философов, художников | Народ завоеватель, инженеров, юристов |
Занятия | Скульптура, поэзия, живопись, скульптура | Искусство и физический труд считались делом недостойным свободного человека |
Общественное положение художника | Свободный гражданин | Человек, не обладающий гражданскими правами |
2. Опираясь на строительный опыт завоеванных стран, римляне смогли создать величественную архитектуру.
В I в. до н.э. архитектор Витрувий создает трактат «Десять книг об архитектуре».
Основные требования к архитектуре: польза, прочность, красота.
Что в этих требованиях на первое место поставите вы?
Что ставили на первое место в римские архитекторы?
Римская архитектура:
Форум, Табуларий, Храм Богини Весты, Колизей, Пантеон, Термы, Триумфальная арка Константина.
3. В отличие от греческой, римская мифология не имела столь поэтического, и образного характера и была более прозаична.
Для римлян боги это - персонажи, с которыми можно торговаться. Большое значение в римской религии играли предзнаменования и гадания и погребальные культы.
Почему гробницы чаще всего сооружались у дорог?
Сохранялось древнее представление, по которому тень умершего не теряет связи с телом. Интересно, что римляне старались сооружать гробницы близ дорог. На таких гробницах можно обнаружить многочисленные надписи. Судя по ним, верующие римляне были убеждены, что умерший поддерживает связь с живыми. В надписях нередки обращения к живым от имени умершего с просьбой вспомнить его добрым словом, совершить небольшое приношение и пр. Души безродных покойников, так называемые Ларвы и Лемуры, считались злыми, т.к. их некому было покормить.
Что отличало, долгое время, римские религиозные представления от греческих?
Долгое время римляне, вообще, не изображали своих богов.
Зная о становлении Римского государства и влияния на его культуру соседних и завоеванных народов, что можно предположить о религиозной веротерпимости римлян?
Вообще римляне были веротерпимы, но уже в IV в. до н.э для римлян ближе других оказалась греческая религия и мифология.
В чем это проявилось наиболее отчетливо?
Задание: «Боги Древнего Рима и Древней Греции»
Рим | Греция |
Юпитер | |
Юнона | |
Минерва | |
Церера | |
Марс | |
Меркурий |
Задание: «Семь Римских холмов».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дух борьбы и стремление к преодолению трудностей играли немаловажную роль в политической жизни общества и в его военных успехах, позволивших Юлию Цезарю и другим римским полководцам создать громадную Римскую империю. Ее географическое единство и цельность обеспечивали многочисленные поселения, города. Город («полис», «цивитас» на латыни) был в античности формой организации общества, на основе которой произошел выход за узкие рамки племенного сознания. Греки и римляне полагал», что отсутствие полисов есть признак варварства, и, завоевывая новые земли, всюду строили города. Считалось, что иначе люда жить не могут, ибо жить по-человечески, не по-варварски, — значит жить в городе, участвовать в общественной жизни. Именно поэтому римская архитектура изобилует сооружениями общественного характера. Центром римского искусства по праву был Рим. Кого римляне и греки называли варварами?
Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм, в ней были отражены черты, свойственные искусству народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой степени культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, которые познакомим римлян с искусством градостроения. Что позаимствовали у греков? Пантеон богов Художественные вкусы
Греция и Рим Греция Народ поэтов, философов, художников Художник в Греции: СВОБОДНЫЙ ГРАЖДАНИН Рим Народ завоеватель, инженеры, юристы Художник в Риме: Человек не обладающий ГРАЖДАНСКИМИ ПРАВАМИ
Основные принципы художественной культуры двух народов были в своих истоках различны. Греция даже в период наивысшего расцвета не представляла собой единого государства и единого географического пространства, а лишь конгломерат городов-государств. Рим эпохи расцвета был единым государством, империей, простиравшейся на тысячи километров. Отсюда — совершенно различные задачи архитектуры и масштабы строительства. Греки признавали могущество гармонии, соразмерности и красоты, римляне не признавали иного могущества, кроме могущества силы. Личные таланты не выдвигались и не культивировались — социальная установка была совсем другая.
ГОРОД НА СЕМИ ХОЛМАХ 7 холмов: Палатин Авентин Капитолий Целий Эсквилин Квиринал Виминал
АРХИТЕКТУРА Архитектор Витрувий ( I в. до н.э) создает трактат «Десять книг об архитектуре» Основные требования к архитектуре: Польза Прочность Красота
Форум – в Древнем Риме площадь, рынок, ставшие центром деловой и общественной жизни. Главный форум Рима – форум Романум (парадный архитектурный ансамбль). На форуме было множество зданий, памятников, статуй. От форума начинались важнейшие дороги Рима. К нему сходились главные дороги города.
Храм Богини Весты
АППИЕВА ДОРОГА А́ппиева дорога — самая значимая из античных общественных дорог Рима . Дорога, проложенная в 312 году до н. э. при цензоре Аппии Клавдии Цеке , проходила из Рима в Капую , позднее была проведена до Брундизия . Через неё было налажено сообщение Рима с Грецией , Египтом и Малой Азией . Вдоль Аппиевой дороги расположено множество памятников: гробницы и виллы республиканского и имперского периода , христианские и иудейские катакомбы, средневековые башни и укрепления, зачастую построенные на руинах римских памятников, ренессансные и барочные постройки.
Колизей — самый большой из древнеримских амфитеатров, — один из знаменитых древних памятников древнего Рима и одно из самых примечательных сооружений в мире. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где некогда был пруд, относившийся к Золотому Дому Нерона. Колизей первоначально назывался Амфитеатром Флавиев, потому что он был коллективным сооружением императоров династии флавиев. Строительство велось на протяжении 5 лет, с 75-80 гг.
Пантеон – памятник древнеримской архитектуры – «храм всех богов». Величественная ротонда. Перекрытая полусферическим кессонированным куполом, достигающим в диаметре 43,2 м, с центрическим световым отверстием. В пантеоне находится могила Рафаэля.
Термы — античные бани в классической Греции — при больших домах и гимнасиях; в период эллинизма ими пользовалось всё население города. В Древнем Риме термы возникли по греческому образцу и стали центрами общественной жизни. Термы Каракаллы термы императора Каракаллы в Риме, официально именуемые Антониновыми . Они находились у Аппиевой дороги, за Капенскими воротами, между Авентином и Целием. Строительство началось в 212 году н. э. и было закончено в 217 году уже после смерти императора. Двор терм Каракаллы имел размер 400 на 400 м, центральный комплекс — 150 на 200 м.
Триумфальная арка Константина — трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов (сполии). Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.
Религия и мифология: Маны – семейно-родовые духи Пенаты - духи-покровители дома Лары – покровители дорог, морских путей, перекрестков Веста – богиня огня, домашнего очага Зевс – Юпитер Гестия – Веста Гера – Юнона Афина – Миневра Афродита – Венера Марс – Арес Посейдон – Нептун Гермес – Меркурий Культ гениев – императоров
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Маршрутный лист " Культура Древнего Рима" по посещению зала ГМИИ им. Пушкина
Маршрутный лист "Культура Древнего Рима" разработан для самостоятельного посещения зала ГМИИ им. А.С.Пушкина. Задания, предложенные в нем используются для самостоятельной работы учащихся или при...
Тест "Культура Древнего Рима"
Использую материал на уроках истории и МХК....
Презентация «Художественная культура Древнего Рима. Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс
Презентация "Художественная культура Древнего Рима". Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс (Допущено Министерством образования и науки Р...
Художественная культура Древнего Рима
Данный материал можно использовать как зачетную работу для выявления уровня усвоения учебного материала на уроках МХК в 10 классе....
Художественная культура Древнего Рима
презентация к уроку...
Учебно-исследовательский проект «Культура древнего Рима»
Проект может быть реализован в рамках курса "Мировая художественная культура" на профильном уровне при изучении тем:§ "Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций. "§ "Своеобр...
Урок-проект "Культура Древнего Рима"
Применение проектной технологии на уроке истории в 5 классе...