Использование системно- деятельностного подхода на уроках предмета «Искусство» (МХК)
статья по мхк на тему

Долгачева Елена Николаевна

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»

г.Саранска

 

Представление педагогического опыта

Долгачевой Елены Николаевны

 

Использование системно- деятельностного подхода

 на уроках предмета «Искусство» (МХК)

 Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность.

Б. Шоу

Современное общество, быстро меняющийся поток информации требуют  сегодня от каждого из нас  умения быстро адаптироваться к новым условиям, быстро находить решения в проблемной ситуации, проявляя креативность ,  уметь налаживать коммуникации с разными людьми.

 Все более актуальным на сегодняшний деть  в образовательном процессе становится использование умение применять в обучении приемы и методы, которые формируют у школьников навыки самостоятельного  добывания  нового  знания, умения собирать  необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения.

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий, на развитие самостоятельности учебных действий.

Основными дидактическими принципами подхода являются:

1.Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам.

2.Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

3.Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте искусства в современном мире.

4.Принцип минимакса заключается в том, что учитель предлагает каждому обучающемуся содержание урока на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5.Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6.Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления.

7.Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Таким образом, можно сформировать алгоритм учебных действий:

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать или не совпадать с целью урока.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, план.
Оценочное действие – я умею! У меня все получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю что…. (формирование мировоззрения).

Цель школьного образования становится в развитии способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, умение учиться.

Основная цель изучения предметов «Искусство» и «Мировая художественная культура» - развить в детях способность эстетического восприятия действительности, раскрыть закономерности развития мировой культуры, научить их понимать язык художественных образов.

Главная задача учителя искусства - помочь ребенку развить творческое начало и самостоятельную продуктивную деятельность. Это позволяет сформировать у школьников комплекс умений: увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности; поставить цель и разбить ее на тактические шаги; оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их; добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники информации; планировать свою работу; выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы; увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем;  развивать адекватную самооценку, формировать позитивную Я-концепцию (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов); развивать коммуникативную и информационную компетентность, другие социальные навыки.

Для достижения учеником желаемых результатов в системно-деятельностном подходе применяется четыре типа уроков:

·       урок «открытия» нового знания;

·       урок рефлексии;

·       урок построения системы знаний (общеметодологической направленности);

·       урок развивающего контроля.

Структура урока включает:

1. Самоопределение (мотивация) к  учебной деятельности (орг. момент)

На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

- выделяется содержательная область («могу»)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:

1) актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

3. Постановка учебной задачи (выявление места и причины затруднения).

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

     На данном этапе предлагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.

5. Реализация построенного проекта.

     Учитель организует коллективную деятельность учащихся в форме мозгового штурма. После построения и обоснования нового способа, новый способ действий фиксируется в речи и знаковом в соответствии с формулировками и обозначениями общепринятыми. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

     Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

    На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

 9. Рефлексия деятельности (итог урока)

     На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности. Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества.

     Урок является основной формой организации учебного процесса. Ученик на уроке является главным деятелем. Я  заранее планирую урок, продумываю его организацию, затем провожу урок, осуществляю коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

      На примере, урока Искусства  в  8 классе я расскажу приемы этого метода. На изучение темы «Искусство вокруг нас» отводится 1 урок, кроме этого, урок вводит учащихся в новый предмет.   На первом уроке  мы знакомимся с понятием «искусство», дети рассказывают о своих ассоциациях , записывают свои ассоциации в «Журнале путевых заметок». Заинтересовываю ребят объединением нескольких видов искусства в единое целое для создание образа осени (картина И. Левитана, стихотворение И. Бунина, музыка П. Чайковского «Октябрь».

      Учащиеся самостоятельно изучают классификацию видов искусства, выдвигают предположения, почему одни относятся к пространственным, другие к временным, а третьи – к пространственно- временным.

    Чтобы добыть новое знание на основе имеющихся, ребята постоянно ищут ответы на поставленные вопросы. Например,  размышляю о том, как они  понимают такие выражения  как «искусство повара», «искусство парикмахера»?  Как называют человека, который на высоком уровне владеет каким-то видом деятельности? А может ли каждый из вас стать мастером в чем- то?

     Развитие индивидуальных способностей каждого ученика должно осуществляться не только во время уроков, но и во внеурочное время. Уделяю особое внимание исполнительско- творческой,  деятельности. Ребята обучаются игре (аккомпанементу на гитаре), слушают и изучают произведения авторов- исполнителей, читают стихи, занимаются подбором музыкального сопровождения к картинам и наоборот, составлением видеоряда к музыкальным произведением, выступают на школьных концертах, наиболее одаренные принимают участие в творческих конкурсах по различным видам искусства: фотоконкурсы, конкурсы рисунков, конкурсы авторской песни и др.

    Также в качестве самостоятельных или проверочных работ, опережающих домашних заданий успешно применяю задания с использованием интегрированных способов учебной деятельности:

1)терминологические диктанты: вставить пропущенные в тексте термины, дать определения перечисленным терминам, сопоставить термины и определения;

2)задания на классификацию: составить классификацию объектов, признаков, процессов, свойств по значимому основанию, определить значимое основание или принцип предложенной классификации и т. д.;

3)задания на преобразование текста в графическое изображение: таблицу или слайд, презентацию, схему;

4)задания на сравнение и сопоставление: сравнивая отдельные объекты или группы художественных произведений , найти сходства и отличия; выделить признаки для сравнения или сопоставления;

5)составление конспекта, таблицы, плана ответа по материалам сайта, статьи и т. д.;

6)задания, связанные с мыслительными операциями анализа: выделение признаков отдельных групп, жанров, стилей искусства;

7)задания на выделение причинно-следственных связей между различными видами искусства;

8)игры (В любой урок можно внести элементы игры, например, разделить класс на несколько команд и провести соревнование. Команда, ответившая на большее количество вопросов поощряется хорошими оценками.

Разнообразные формы деятельности на уроках искусства (МХК),  в том числе и с использованием информационных технологий, позволяют формировать обучающимся личный опыт – опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, природе, к жизни.

 Предмет «Искусство» дает богатые возможности для интеграции с другими школьными предметами. Можно использовать межпредметные связи изобразительного искусства с историей (образ эпохи и стиль в искусстве, исторические личности – жанр портрета, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), с математикой (геометрия, пропорции), с физикой (механика, оптика), с технологией (художественная обработка материалов, дизайн одежды), с информатикой (компьютерная графика).

Кроме того, постижение школьниками основных закономерностей живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладных и зрелищных искусств и самих произведений искусства, предполагает не просто знакомство с авторами произведений, а собственно художественную деятельность. Обучающиеся осваивают мировую художественную культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности и достигают более высоких результатов.

В результате изучения на уроках художественно-эстетического цикла в средней общеобразовательной школе должны быть достигнуты: личностные, метапредметные и предметные результаты.

Таким образом, системно-деятельностный подход на уроках искусства (МХК) нацелен на развитие эстетической культуры школьников как неотьемлемой части их духовной культуры, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, умения ориентироваться в современном информационном пространстве. Развивает  художественные способности учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное), и зарубежное искусство раскрывается перед учащимися как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.

И в заключении хочется сказать словами выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Эти  слова очень хорошо отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

 

      Список используемых источников:

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.

2.                  Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.

3.                  Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13.

4.                  Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5- 7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. - М.:Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

5.  Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.

6.  Сухов В.П. «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004

 

Интернет - ресурсы:

1.                  Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. [http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]

2.                  Деятельностный метод в школе. Шубина Т.И.  [http://festival.1september.ru/articles/527236/]

3.                  Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]

4.                  Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. [http://school1884.ru/]

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-_deyatelnostnyy_podkhod.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Использование системно- деятельностного подхода

системно - деятельностного на уроках предмета «Искусство» (МХК)

Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность.

Б. Шоу

Современное общество, быстро меняющийся поток информации требуют  сегодня от каждого из нас  умения быстро адаптироваться к новым условиям, быстро находить решения в проблемной ситуации, проявляя креативность ,  уметь налаживать коммуникации с разными людьми.

 Все более актуальным на сегодняшний деть  в образовательном процессе становится использование умение применять в обучении приемы и методы, которые формируют у школьников навыки самостоятельного  добывания  нового  знания, умения собирать  необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения.

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий, на развитие самостоятельности учебных действий.

Основными дидактическими принципами подхода являются:

1.Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам.

2.Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

3.Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте искусства в современном мире.

4.Принцип минимакса заключается в том, что учитель предлагает каждому обучающемуся содержание урока на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5.Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6.Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления.

7.Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Таким образом, можно сформировать алгоритм учебных действий:

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика:
 за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать или не совпадать с целью урока.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ
 – слово, рисунок, план.
Оценочное действие – я умею! У меня все получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю что…. (формирование мировоззрения).

Цель школьного образования становится в развитии способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, умение учиться.

Основная цель изучения предметов «Искусство» и «Мировая художественная культура» - развить в детях способность эстетического восприятия действительности, раскрыть закономерности развития мировой культуры, научить их понимать язык художественных образов.

Главная задача учителя искусства - помочь ребенку развить творческое начало и самостоятельную продуктивную деятельность. Это позволяет сформировать у школьников комплекс умений: увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности; поставить цель и разбить ее на тактические шаги; оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их; добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники информации; планировать свою работу; выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы; увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем;  развивать адекватную самооценку, формировать позитивную Я-концепцию (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов); развивать коммуникативную и информационную компетентность, другие социальные навыки.

Для достижения учеником желаемых результатов в системно-деятельностном подходе применяется четыре типа уроков:

  • урок «открытия» нового знания;
  • урок рефлексии;
  • урок построения системы знаний (общеметодологической направленности);
  • урок развивающего контроля.

Структура урока включает:

1. Самоопределение (мотивация) к  учебной деятельности (орг. момент)

На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

- выделяется содержательная область («могу»)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:

1) актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

3. Постановка учебной задачи (выявление места и причины затруднения).

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

     На данном этапе предлагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.

5. Реализация построенного проекта.

     Учитель организует коллективную деятельность учащихся в форме мозгового штурма. После построения и обоснования нового способа, новый способ действий фиксируется в речи и знаковом в соответствии с формулировками и обозначениями общепринятыми. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

     Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

    На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

 9. Рефлексия деятельности (итог урока)

     На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности. Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества.

     Урок является основной формой организации учебного процесса. Ученик на уроке является главным деятелем. Я  заранее планирую урок, продумываю его организацию, затем провожу урок, осуществляю коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

      На примере, урока Искусства  в  8 классе я расскажу приемы этого метода. На изучение темы «Искусство вокруг нас» отводится 1 урок, кроме этого, урок вводит учащихся в новый предмет.   На первом уроке  мы знакомимся с понятием «искусство», дети рассказывают о своих ассоциациях , записывают свои ассоциации в «Журнале путевых заметок». Заинтересовываю ребят объединением нескольких видов искусства в единое целое для создание образа осени (картина И. Левитана, стихотворение И. Бунина, музыка П. Чайковского «Октябрь».

      Учащиеся самостоятельно изучают классификацию видов искусства, выдвигают предположения, почему одни относятся к пространственным, другие к временным, а третьи – к пространственно- временным.

    Чтобы добыть новое знание на основе имеющихся, ребята постоянно ищут ответы на поставленные вопросы. Например,  размышляю о том, как они  понимают такие выражения  как «искусство повара», «искусство парикмахера»?  Как называют человека, который на высоком уровне владеет каким-то видом деятельности? А может ли каждый из вас стать мастером в чем- то?

     Развитие индивидуальных способностей каждого ученика должно осуществляться не только во время уроков, но и во внеурочное время. Уделяю особое внимание исполнительско- творческой,  деятельности. Ребята обучаются игре (аккомпанементу на гитаре), слушают и изучают произведения авторов- исполнителей, читают стихи, занимаются подбором музыкального сопровождения к картинам и наоборот, составлением видеоряда к музыкальным произведением, выступают на школьных концертах, наиболее одаренные принимают участие в творческих конкурсах по различным видам искусства: фотоконкурсы, конкурсы рисунков, конкурсы авторской песни и др.

    Также в качестве самостоятельных или проверочных работ, опережающих домашних заданий успешно применяю задания с использованием интегрированных способов учебной деятельности:

1)терминологические диктанты: вставить пропущенные в тексте термины, дать определения перечисленным терминам, сопоставить термины и определения;

2)задания на классификацию: составить классификацию объектов, признаков, процессов, свойств по значимому основанию, определить значимое основание или принцип предложенной классификации и т. д.;

3)задания на преобразование текста в графическое изображение: таблицу или слайд, презентацию, схему;

4)задания на сравнение и сопоставление: сравнивая отдельные объекты или группы художественных произведений , найти сходства и отличия; выделить признаки для сравнения или сопоставления;

5)составление конспекта, таблицы, плана ответа по материалам сайта, статьи и т. д.;

6)задания, связанные с мыслительными операциями анализа: выделение признаков отдельных групп, жанров, стилей искусства;

7)задания на выделение причинно-следственных связей между различными видами искусства;

8)игры (В любой урок можно внести элементы игры, например, разделить класс на несколько команд и провести соревнование. Команда, ответившая на большее количество вопросов поощряется хорошими оценками.

Разнообразные формы деятельности на уроках искусства (МХК),  в том числе и с использованием информационных технологий, позволяют формировать обучающимся личный опыт – опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, природе, к жизни.

 Предмет «Искусство» дает богатые возможности для интеграции с другими школьными предметами. Можно использовать межпредметные связи изобразительного искусства с историей (образ эпохи и стиль в искусстве, исторические личности – жанр портрета, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), с математикой (геометрия, пропорции), с физикой (механика, оптика), с технологией (художественная обработка материалов, дизайн одежды), с информатикой (компьютерная графика).

Кроме того, постижение школьниками основных закономерностей живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладных и зрелищных искусств и самих произведений искусства, предполагает не просто знакомство с авторами произведений, а собственно художественную деятельность. Обучающиеся осваивают мировую художественную культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности и достигают более высоких результатов.

В результате изучения на уроках художественно-эстетического цикла в средней общеобразовательной школе должны быть достигнуты: личностные, метапредметные и предметные результаты.

Таким образом, системно-деятельностный подход на уроках искусства (МХК) нацелен на развитие эстетической культуры школьников как неотьемлемой части их духовной культуры, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, умения ориентироваться в современном информационном пространстве. Развивает  художественные способности учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное), и зарубежное искусство раскрывается перед учащимися как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.

И в заключении хочется сказать словами выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Эти  слова очень хорошо отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

      Список используемых источников:

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.

  1. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
  2. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5- 7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. - М.:Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

5.  Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.

6.  Сухов В.П. «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004

Интернет - ресурсы:

  1. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. [http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]
  2. Деятельностный метод в школе. Шубина Т.И.  [http://festival.1september.ru/articles/527236/]
  3. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]
  4. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. [http://school1884.ru/]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по англ. яз во 2-м классе "Учимся описывать героя" с использованием системно-деятельностного подхода

Урок составлен в соответствии с требованием ФГОС и построен в русле системно-деятельносного подхода с использованием интерактивной доски...

Преподавание технологии в условиях модернизации общего образования Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС Использование системно-деятельностного подхода на уроке технологии в 5 класс «Приготовление блюд из овощей»

Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Одним из результатов изучения предмета «Технология» является формирование ответственного отношения к сохра...

Мастер-класс по теме "Использование системно-деятельностного подхода для повышения качества на уроках физики"

Материалы папки:1.Презентация мастер-класса2. Разработка фрагмента урока физики с использованием системно-деятельностного подхода3. Презентация к фрагменту урока...

ФГОС. Урок с использованием системно-деятельностного подхода

Разработка урока с использованием системно-деятельностного подхода в 5 классе по теме "Новая запись числа"...

Педагогический проект «Использование системно-деятельностного подхода в достижении предметных результатов на уроках технологии»

В данном проекте представлен опыт работы на уроках технологии, с использованием системно-деятельностного подхода....