МХК факультативный курс "История современного искусства"
рабочая программа по мхк на тему
Предлагаю программу факультативного курса, апробированного в Усманском педколледже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istsoviskus.doc | 197 КБ |
Предварительный просмотр:
Г(О)БОУ СПО
Усманский профессиональный колледж.
Программа
факультативного курса по мировой художественной культуре «История современного искусства».
2013г.
Пояснительная записка.
История современного искусства - один из наиболее важных разделов мировой художественной культуры. Этот раздел тем более важен, что именно в эту эпоху мы и существуем и являемся не только потребителями культурных ценностей и плодов художественного развития предыдущих веков и эпох, но и соучастниками процесса создания новой, современной нам культурной формации и каждое событие в этой области, даже самое малозначительное, может повлиять на историю искусств всей планеты
Осознание этого и заставляет особое внимание уделять изучению основ современного искусства, его истории, основных характерных жанров, стилей и направлений, основных тенденций и путей развития культуры, логичного понимания основных законов и правил. При попытке создать краткий факультативный курс по истории современного искусства, пришлось отказать от глубокого исторического экскурса в истории искусства, при этом попытаться рассмотреть основные явления мировой культуры за последние 200 лет (примерно с конца 18 в. и до последней четверти 20 в.).
Специфика данного курса и данного периода состоит в том, что никогда так бурно и динамично культура не развивалась, никогда прежде не появлялось так много новых жанров и видов искусств, различных их отвлечений и течений внутри каждого вида искусства. Собственно, искусство 19 в. изучается как истоки современного искусства, период зарождения, твердого становления большинства жанров, стилей и направлений. Это необходимо при определении различных художественных явлений современного искусства, понимания места и важности событий в культуре 20 в. Именно в 19 в. закладываются многие культурные центры цивилизации (США, Австралия, Латинская Америка); старые европейские центры (в том числе и Россия) ищут новые социальные и эстетические пути развития, встают на путь демократизации; начинают обращать на себя внимание культурные традиции многих древних цивилизаций (Япония, Китай, Индия, Африка), начинается действительно глубокое изучение фольклора и национальных корней художественной культуры, делается попытка на этой базе осознать истоки развития всего человечества, исследуя «примитивное искусства» многих народов (аборигенов Австралии и Океании, Америки, Азии и Африки), обобщаются идеи во всех видах и жанрах художественной культуры. Сама культура 19 в. сейчас еще жива, все наработки минувшего века используются сегодня как база для развития современного искусства, т.к. искусство 19 в. очень удобно для эстетического потребления как уже сложившееся, более или менее исследованное и давшее конкретные жизнеспособные ростки в следующих периодах культуры.
Искусство 20 в. не существует еще как законченное историко - художественное явление, исчерпавшее свое развитие и полностью раскрывшее себя в законченном виде, нет стало быть и его итоговой истории, лишь в совокупности и взаимодействии всех видов, жанров искусств всех наработанных традиций и отдельных тенденций образуется история 20 в.
Цель данного факультативного курса - продолжить формировать духовный мир учащихся, развивать эстетическую восприимчивость к отдельным культурным явлениям и понимание комплекса художественной культуры цивилизации. Способность развитого восприятия современной художественной жизни также становится одной из главных целей как способность в последствии работать по одной из педагогических специальностей и необходимости донести нравственно- эстетические ценности до детей.
Задача преподавания данного факультативного курса состоит в том, чтобы создавая условия для живого общения учащихся с произведениями современного мирового искусства, обогащать их духовный мир, в неформальной обстановке более близкого общения развивать у них понимание ценности искусства, помочь им быть читателями, зрителями, слушателями, развивать способность и стремление воспринимать художественную культуру в различных ее проявлениях.
Дать необходимый объем знаний по предмету, помогающий раскрыть перед учащимися наиболее важные закономерности сложного процесса развития современного искусства, распознать особенности образного языка искусств позволяют три основных принципа построения данной программы:
- Принцип историзма. Раскрывает идейные и исторические принципы появления и смены творческих методов, стилей и направлений.
- Принцип опоры на творческий метод. Позволяет развернуть перед учащимися картину идейной и художественной взаимосвязи в развитии различных искусств, выявить духовные, нравственные и эстетические приоритеты времени, объединяющие творчество деятелей различных искусств данной исторической эпохи.
- Принцип интегративности различных видов искусств: литературы, изобразительного искусства, музыки, кино, балета, театра и др., а также совокупное изучение художественных явлений одного стиля или жанра развивающихся в культурах различных стран и имевших общие признаки и тенденции.
Особое внимание в программе уделяется тем явлениям мировой художественной культуры, тем отраслям искусств, которые недостаточно внимательно изучаются на занятиях в курсах преподавания других предметов (истории, литературы, музыки и др.) или не изучается вовсе.
Все эти цели, задачи и принципы диктуют форму программы по факультативу и позволяют разделить ее на пять основных частей:
- Культура конца 18- первой половины 19 в.
- Культура и искусство второй половины 19- начала 20 в.
- Искусство первой половины 20 в., период между мировыми войнами.
- Развитие и тенденции в искусстве второй половины 20 в.
- Пути развития искусства 21 в.
В программе несколько разделов, каждый из которых исследует отдельное важное явление в культуре, специфику того или иного стиля, эпоху или период в искусстве. Понятие параллельного изучения различных видов искусств, объединенных в одно культурное явление, основано на принципе изучения наиболее выдающихся произведений и событий в культуре, рассмотрение наиболее ярких шедевров мирового искусства.
В работе факультатива необходимо задействовать самостоятельное участие учеников в исследовании литературных источников и исторических документов, анализе художественных и музыкальных произведений, составлении собственных представлений о культурных событиях в современном искусстве. Все это должно проявляться в семинарах, дискуссиях, конференциях и других формах более развернутого, неформального общения. Особое внимание следует уделить организации занятий - демонстрации слайдов, презентаций, иллюстраций, схем, видеодокументов, декламации стихов и фрагментов прозаических произведений, отрывков музыкальных произведений и частей художественных фильмов. Такой вид работы требует достаточной оснащенности и владения определенными формами информации, ввиду возможности отсутствия части которого (стоит упомянуть крайний дефицит материалов по изоискусству 20 в.) вероятна замена или ознакомительная работа по некоторым темам, а также особо углубленное внимание разделам и темам, наиболее заинтересовавшим учащихся.
Курс «Мировая художественная культура». «История современного искусства»
№ | Разделы | 1А, Б, В, Г групп школьного отделения(как факультатив)кол-во часов | 3Г группа школьного отделения(как дисциплина по выбору)кол-во часов. |
1. | Введение. | 1 | 1 |
2. | Романтизм в мировой культуре | 3 | 3 |
3. | Реализм в художественной культуре 30-50 гг. 19 в. | 5 | 4 |
4. | Художественная культура 60-90 гг. 19 в. | 3 | 2 |
5. | Мировая художественная культура 20 в. | 5 | 5 |
6. | Художественная культура 20-30 гг.20 в. | 9 | 7 |
7. | Мировая Культура в годы II Мировой войны и в послевоенные годы. | 6 | 5 |
8. | Мировая художественная культура конца 50-х-середины 90-х гг.(преимущественно для самостоятельного изучения) | 8 | 6 |
Итого | 40 часов (2 семестра) | 34 часа (1 семестр) |
Раздел 1.
РОМАНТИЗМ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ 19 В.
Историческая обусловленность возникновения романтизма. Сложность романтической идеологии, идейные и художественные задачи романтизма. Человек и мир- главная тема творчества романтизма. Отказ от рационализма просветителей, стремление понять сложный внутренний мир человека. Интерес к народному творчеству, к искусству других народов, к истории общества; создание идеализированных экзотических обществ и ситуаций.
Тема I. Романтизм в литературе 19 в.
Стихотворные и прозаические формы в художественной литературе 19 в. Специфика художественного языка в литературе романтизма: антитеза в романах, символика образов, яркость и красочность языка, живописность образов.
- Поэзия Западной Европы
эпохи романтизма.
Загадочность и героизация главного героя в произведениях, специфический образный язык лирических поэзии; музыкальность, живописность, малоправдоподобность и некоторая выспренность персонажей и образов. Темы обреченности, глубокой скорби, предрешенность судьбы и светлой надежды в произведениях Новалиса, Шелли, Байрона, Скотта, Ламартина, Гейне, Гёте и др.
2. Западно - европейская проза
эпохи романтизма.
Роман и новелла как основная форма прозаического произведения. Исторический, любовный, приключенческий и др. роман в романтизме литературы Западной Европы. Произведения Т.Готье, Ш. де Костера, В.Скотта, В.Гюго, Ж. Санд, А.Дюма и др. Фольклорная и сказочная форма, глубокая иносказательность и социально-нравственный смысл в произведениях Гофмана, Андерсена, бр. Гримм и др.
3. Поэзия и проза писателей
Северной Америки эпохи романтизма.
Первоначальное следование европейским традициям и постепенная выработка самостоятельных путей в американской романтической поэзии и прозе. Специфика: мистицизм, авантюрность и тенденции к символизму в произведениях Мелвилла, Э. По, Уитмена, Диккенса и др.; фольклорные исследования в поэзии Г. Лонгфелло.
4. Романтизм в русской
литературе 19 в.
Влияние идей европейского романтизма (Великая французская буржуазная революция, события наполеоновских войн и др.). Развитие и углубление идейных задач русского Просвещения в романтическом искусстве России, отличия развития стиля в Европе.
Русские романтики « декабристской» эпохи; многообразие течений в русском романтизме: элегическое (Жуковский), революционное (К. Рылеев), философское (Баратынский) и т. д. Романтизм в творчестве А. С. Пушкина; вызревание реализма в романтических истоках; героический - «декабристы» и трагический-«николаевский» этапы русской романтической литературы. Специфика стиля и трагический характер лирики М.Ю.Лермонтова и прозы И.С.Тургенева.
Литературные заимствования, переложения и переложения и переводы из западноевропейской литературы как одна из форм русского романтизма.
Тема II. Живопись романтизма 19 в.
Идеология романтизма в изобразительном искусстве. Живопись как отражение принципов и идей общества того времени. Наглядность как сильнейший инструмент воздействия на публику; специфика развития стиля в живописи эпохи романтизма 19 в.
1. Живопись романтизма
в Западной Европе.
Философское обобщение и глубина анализа духовной сущности человека. Ведущее место французской художественной школы. Следы классицизма и ампира в работах Энгра, Леду, Персье. Исторические корни и эстетическая программа романтизма, концепция героической личности, вступающей в борьбу в борьбу с враждебным окружением, обращение романтиков к конфликтным драматическим темам страдания и гибели героя в работах Гойя, Делакруа, Жерико и др. Новаторство Коро и создание пейзажа настроения. Оригинальность и специфика романтизма в живописи Англии: пейзажи Тернера, Констебля, Блейка. Мрачность и развитие романтического «готического» стиля в Германии- Рунге, Фридриха и др.
2. Развитие романтизма
в русской живописи 19 в.
Особый народный путь живописи эпохи романтизма в России. Разработка принципов русской романтической школы в живописи Кипренского и Тропинина. Переосмысление традиций классицизма в произведениях Брюллова, развитие романтизма; пафос и трагизм русской живописи этой эпохи.
Тема III. Романтизм в зарубежной музыке 19 в.
Идеи романтизма в музыке Л. ван Бетховена и чувства гражданского героизма в симфониях. Мелодическое богатство, яркая образность и разнообразие музыкальных форм в музыке Шуберта. Образ родины и романтической идеи освободительного движения в произведениях Шопена. Тема революционности, создание романтической рапсодии в творчестве Листа.
Музыкальное наследие романтизма как главенствующее в культуре 19- 20 вв.
Тема IV. Романтизм в русской музыке 19 в.
Начало новой эпохи в русском музыкальном искусстве. Глинка- родоначальник ярчайший представитель стиля, идеи связи музыки с народными традициями и их художественное переосмысление. Слияние музыки и текстов (баллады, оперы). Мировое значения русского музыкального романтизма.
Тема V. Архитектура первой половины 19 в.
Стилистические особенности, специфика пластического языка; сложное сочетание старых разработок 18 в. и новых передовых прогрессивных идей в европейской и русской архитектуре. Стиль классицизм и ампир времен наполеоновских войн, проявление идей романтизма в рамках этих стилей; слабые тенденции романтизма в градостроительных ансамблях Европы, Америки, России в 19 в.
Раздел II.
РЕАЛИЗМ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
30- 50 ГОДОВ 19 В.
Возникновение термина «реализм», преемственность от классицизма и романтизма, развитие художественных средств познание человека и окружающего его мира. Историческая обусловленность утверждения реализма в мировой культуре. Стремление творческой общественности понять причины острых социальных конфликтов, особенности формирование человеческих характеров и стимулов поведения людей. Типизация как форма наибольшей правдоподобности. Усиление социально- критических тенденций в искусстве.
Тема 1. Реализм в живописи 19 в.
Идея предназначения живописи в эпоху реализма как пропаганда идей стиля и социальных конфликтов с путями рассмотрения проблем. Живопись как наиболее логичный путь рассмотрения житейских, бытовых ситуаций, глубоких человеческих характеров и общественных типажей.
- Реализм в живописи Европы в 19 в.
Обращение художников реалистического направления к темам национальной истории, развитие реалистического национального пейзажа и бытовой картины, борьба против социально- академического искусства. Основные идеи реализма в творчестве Домье и Курбе, крестьянская тема Милле. Становление реалистического национального пейзажа в творчестве представителей барбизонской школы живописи, поиски в области пленэрной живописи. Создание комплекса специфических реалистических форм в искусстве Германии (Менуэль, Лейбл, Либерман), движение реализма в искусстве Восточной Европы (Павлович, Григореску, Мункаши, Матейка).
- Реализм в русской
живописи 19 в.
Идеи и вера в преобразующую силу искусства и особую миссию художника в утверждении идеалов добра и справедливости. Русский реализм.
Творчество русских художников первой половины 19 в.: А.Иванов, Федотов – трагизм и жизненность образов, постижение характеров героев, глубокий психологизм. Творчество русских художников второй половины 19 в.: широта тематики и многообразие жанров, острое чувство гражданственности, развитие традиций русского реализма. «Товарищество передвижников»- бытовой жанр, портреты, историзм как идеи связи с повседневной жизнью. Творчество Перова, Крамского, Ярошенко, Репина, Левитана. Многогранность русской школы реалистического пейзажа.
Творческие манифесты русских художников и критические статьи Стасова как программа русского реализма.
Тема II. Реализм в литературе 19 в.
Жанровое многообразие литературы реализма. Социально- историческая типичность героев. Литературные произведения как программа рассмотрения проблем современного общества, призыв к добру и справедливости, решению социальных конфликтов. Типизация образов, обобщенность мотивов поступков - основная черта литературы эпохи реализма.
- Реализм в зарубежной
литературе 19 в.
Стихотворные и прозаические формы, развитие жанров в литературе в эпоху европейского реализма 19 в. Поэтические произведения Беранже и его песни 30- 50- х гг., тематическое жанровое разнообразие, традиции песен эпохи французской революции и национальные традиции. История французского общества периода Реставрации и июльской монархии в творчестве О. Бальзака- развитие системы растления властью денег всех чистых человеческих чувств; художественное мастерство Бальзака - композиция повести, психологический портрет. Творчество Стендаля и Флобера - специфическое сочетание черт романтизма с глубокими психологическими изысканиями реализма. Творчество Э Золя как идеальный пример социального реализма в литературе 19 в.
- Реализм в русской
литературе 19 в.
Гуманизм и высокие нравственные идеалы в произведениях Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др. Идейно- нравственная и художественная поэзия писателей первой половины 19 в. Вторая половина 19 в.- новый этап развития русского реализма, влияние критики и социальных движений на литературу. Образы народа в творчестве Тургенева, Некрасова, Л. Толстого, Гаршина, Успенского, Лескова, Чехова и др. Гражданственность поэзия Некрасова; лирика Тютчева, Фета, А. Толстого и др. Развитие русского романа в творчестве Тургенева, Достоевского, Толстого - острый социальный кризис как исходная точка развития сюжета.
Драматургия русского реализма: Чехов, Островский и др.- идеи «диалектики» русской жизни и национального характера.
Тема III. Реализм в европейской музыке.
Возникновение национальных музыкальных школ, демократизация музыкально- театральных представлений и концертной жизни, проявление патриотических настроений. Творческое наследие Верди, Сметаны, Бизе, Штрауса, Дворжака, Листа, Шопена, Брамса и др. - высочайший уровень композиторского и исполнительского мастерства. Разработки в области теории и практики музыки.
Тема IV. Реализм в русской музыке 19 в.
Начало новой эпохи в русском музыкальном искусстве. М. Глинка- родоначальник и ярчайший представитель стиля, автор идеи связи музыки с народными тенденциями и их художественное переосмысление.
Связь музыкального искусства России с демократическими движениями. «Могучая кучка» (Римский- Корсаков, Мусоргский и др.)- обращение к историческим сюжетам и фольклору, попытка раскрытия противоречий российской жизни. Творчество П. Чайковского; богатство жанров, идейные связи с движениями эпохи, развитие русской оперы и романса, симфонии и пьесы; светлое и гуманистическое начало.
Раздел III.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 60- 90- Х ГГ. 19 В.
Возникновение идеи научного метода познания мира. Стремление соединить в произведениях публицистическое и художественное начало. Углубленное исследование психологии героев. Борьба направлений и ведущее направление искусства второй половины 19 в.- критический реализм.
Тема 1. Критический реализм в зарубежной
литературе 19 в.
Творчество О. Уайльда, художественно- эстетические взгляды и идеи. Разнообразие жанров - роман, стихи, сказки и др. Романы и драматургия Б. Шоу- новая волна в творческом развития европейского развития. Зримость, живописность образов и сцен.
Тема II. Символизм в литературе Европы 19 в.
Зарождение стиля. Поиски новых форм, новых идей и путей развития литературы. Символизм как способ иносказательного построения образа. Общие признаки и рамки стиля. Поэты второй половины 19 в.- Ш. Бодлер, Верлен, Рембо, Йейтс и др.- своеобразие взглядов на жизнь и творческий процесс, эпатаж как форма творческого стиля.
Тема III. Изобразительное искусство Европы 19 в.
Творческие искания в изобразительном искусстве. Отмирание старой европейской школы живописи, поиск новых путей изобразительного искусства, индивидуализм, создание интимных образов, творческая переработка натуры.
1.Импрессионизм.
Демократизм и утверждение принципов гуманизма в творчестве импрессионистов, стремление запечатлеть образ постоянно меняющегося мира, новая техника живописи. Контрасты и гармония в цветовом решении в работах Э. Мане; вечное движение жизни в пейзажах К. Моне; гармония образов Ренуара; воздушность героинь Дега; летопись развлекающегося Парижа в работах Тулуз-Лотрека; импрессионистическое видение мира в творчестве Писарро, Сислея, Сёра, Моризо и др. Художественное наследие импрессионизма.
2.Постимрессионизм.
Индивидуальный поиск пути в искусстве, интерес к первооснове и поиск исходной формы как идея поиска исконной философии искусства. Связь с искусством импрессионистов. Драматизм и гуманизм, напряженность работ Ван Гога; стремление передать материальность мира и весомость форм в картинах Сезанна; поиск утопической и идиллической жизни в нецивилизованных обществах в искусстве Гогена.
3.Скульптура конца 19 в.
Поиск новых форм, технических решений, оригинальных образов в скульптуре Европы второй половины 19 в. Разнообразие путей решений кризисных явлений в пластике. Импрессионистические тенденции в реалистическом искусстве Родена. Гуманизм, гражданственность лирика, любовные отношения как светлые чувства человека.
«Архаичность» форм в работах Майоля. Обращение к ранней античности в надежде найти ответы на вопросы современности. Сочетание движения и статичности, фактурность материала.
Пути скульптуры, развитие и тенденции в творчестве европейских авторов конца 19 в.
Раздел IV.
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 20 В.
Мировая цивилизация к началу 20 в. Утверждение новых творческих методов и направлений. Влияние на европейское искусство культур Африки, Азии, Л. Америки. Символизм как возврат к особой форме романтизма. Философская основа новых форм.
Тема 1. Творческие направления в
зарубежной литературе начала 20 в.
Многообразие литературное живописи Европы. Синтез различных течений и направлений. Развитие традиционных стилей и жанров в литературе.
1. Западноевропейская поэзия
начала 20 в.
Различные формы поэтического творчества и новых художественных форм в искусстве Англии, Бельгии, Франции, Германии, Португалии, Австрии и др. стран. Гуманизм, трагические мысли в творчестве Рильке, Цвейга, Броха, Верхарна, Лоуренса, Элиота, Тухольски, Джойса, Д Анунцио, Гессе и др. Разнообразие стилей и жанров, индивидуализм в восприятии окружающего мира и психологизм событийного восприятия.
- Проза в литературе Европы
первой половины 20 в.
Утверждение активной роли творческой личности, оригинальность формы произведения; сочетание традиционных подходов, стилей, жанров и создание новых форм развития сюжетов. Влияние политических событий и общественных событий на творчество европейских писателей первой половины 20 века.- Роллана, Киплинга, Иво, Арагона, Барбюса, Гашека, Чапека, Брехта, Голсуорси, Г. Манна, Т. Манна, Ибсена, Рида, Уэллса и др.
- Литература начала 20 в.
стран Америки и Азии.
Появление новых форм в литературе неевропейских стран. Создание литературных течений с национальным колоритом, впитывание новых социальных идей в произведениях Лондона, Фолкнера, Хемингуэя, Тагора, Синя, Синклера, Лоусон, Причарда, Драйзера и др. Специфические формы и революционные идеи поэтов и прозаиков Африки, Азии, Лат. Америки. Принцип изменяющегося мира и сочетание новой национальной культуры.
- Русская литература
начала 20 в.
Символизм как основное творческое направление первых лет 20 в., попытка возвращения особой формы литературного романтизма. «Декаданс» как мистико-романтическое течение в русском символизме - Мережковский, Гиппиус, Сологуб, Брюсов, Бальмонт, И. Анненский и др. Развитие этого направления в эпоху «серебряного века» русской культуры. Развитие ветвей символизма- футуризма, акмеизма, поэзии «крестьянских поэтов»- Гумилев, Хлебников, Блок, Есенин, Белый, Маяковский и др.
Тема II. Изобразительное искусство
начала 20 в.
Разнообразие творческих форм и индивидуализация художественного поиска в изобразительном искусстве. Отображение происходящего в мире (в первую очередь 1- я мировая война и революции 20- х гг.) в работах прогрессивных художников.
1. Изобразительное искусство
зарубежных стран первой
половины 20 в.
Творческие направления и стремление художников своим творчеством активно участвовать в познании и преобразовании мира. Фовизм - попытка раскрыть средствами живописи сущность вещей; значение творчества Матисса для развития мировой живописи и искусства дизайна. Кубизм- идея передачи внутреннего процесса видимого мира; многогранность творчества Пикассо; открытия многих европейских художников в области кубизма.
Многообразие техник и школ: творчества Кольвиц, Модильяни и др.
- Изобразительное искусство
России начала 20 в.
Новое отношение к проблеме человека и общества по сравнению с искусством передвижников. Художественные новации, расцвет портретного искусства, графики, театрально- декоративного искусства в творчестве группы «Мир искусства» и художников их круга: портреты Серова, Грабаря; мистичность Врубеля; исторический эстетизм Бенуа и Лансере; изысканность Сомова; новое понимание города Добужинским; пейзажи Рериха; народное колористическое течение Кустодиева и др.
Просветительская и эстетическая роль «Мира искусств», деятельность Дягилева.
Тема III. Поиск новых средств
музыкальной выразительности
в начале 20 в.
Развитие музыкальных традиций в сочетании с творческими исканиями в музыкальном искусстве начала 20 в. Начало революционных преобразований в области поиска новых музыкальных форм, переосмысление старых многовековых традиций.
- Импрессионизм в зарубежной
музыке начала 20 в.
Поиски новых средств музыкальной выразительности для передачи сложных, тончайших движений души, мимолетных впечатлений. Развитие романтических традиций в живописности музыкальных образов. Стремление к ясности, логической стройности музыкальной формы, связь с искусством классицистов.
Импрессионизм в музыке Дебюсси, Массне, Равеля - яркая красота звучания, глубина эстетических идей.
- Музыкальное искусство России
на рубеже веков.
Предчувствие революционных бурь и потрясений в творчестве Рахманинова, новое слово в развитии мировой музыки. Мистическая вера в преобразующую силу музыки в творчестве Скрябина, устремление к поискам символистов. Противоречие эпохи в музыке Стравинского, «Русский период» творчества, влияние Римского- Корсакова. Высочайший мировой уровень русских исполнителей, творчество Шаляпина и др. исполнителей.
Раздел V.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 20- 30-Х ГГ. 20 В.
Влияние 1 мировой войны и революционных преобразований в мире на культурные процессы. Сложность художественно- культурного развития в условиях тоталитаризма (фашизм, коммунизм), идейная борьба в искусстве. Основные творческие направления.
Тема 1. Развитие зарубежной литературы
в 20- 30 гг.
Социалистические иллюзии, антимилитаристские настроения, поиск новых литературных форм в произведениях писателей Европы и Америки. Своеобразие стилистики Брехта, Хемингуэя. Литература «потерянного поколения» в творчестве Ремарка, Гашека. Фольклорные традиции и острые социальные конфликты в поэзии Лорки, испанских и мексиканских поэтов, Новые стили- экспрессионизм, символизм, авангардизм и др.- в литературных произведениях Кафки, Джойса, Неруды, Оуэна и др. Напряженность общественной и культурной жизни в произведениях писателей и поэтов, драматургов 20- 30- х гг.
Тема II. Противоречия в советской
литературе 20- 30-х гг.
Столкновение мечты и реальности послереволюционных лет, трагедия творчества русской интеллигенции. Метод социалистического реализма и противостояния ему. Защита творческой свободы в искусстве Блока, Есенина, Мандельштама, Цветаевой, Ахматовой, Ходасевича и др. Попытка разглядеть идеал социализма в комедии и драматургии Маяковского, Шолохова, Есенина; лирические произведения этих писателей. Тайное сопротивление абсурдности социалистической жизни в творчестве Ильфа, Петрова, Зощенко, Платонова, Булгакова. Творчество «пролетарских» писателей; литература народов СССР.
Тема III. Возникновение и развитие
кинематографа с середины
60-х гг. 19 в.
Открытия в области фиксирования реального изображения и появления кинематографа. Опыты Нодара и бр. Люмьер. Первые фильмы и киносеансы, развитие кинематографа как вида искусства; как вида пропаганды; как вида бизнеса. Основные этапы развития: игровое, документальное, звуковое, цветное кино. Творчество Эйзенштейна, Чаплина, Дуглас, Фернбакса, Холодной, Макарова, Мосжухина и др. Появление киноиндустрии, кинодраматургии, киноактеров, кинорежиссуры, анимация.
Тема IV. Архитектура Европы и США
первой половины 20 в.
Появление и развитие в начале 20 в. европейского модерна (во Франции - ар- нуово) и др. Создание школы модерна в России (арх. Шехтель и др.), развитие и процветание русского модерна как лидирующего в европейской архитектуре. Появление в начале 20-х гг. в США и Европе новых архитектурных стилей, исследующих современные эстетические принципы, сочетающие удобства человеческого жилища и окружающего ландшафта. Влияние идеологии эпохи и социалистических идей на архитектурные принципы времени; появление конструктивизма (Ле Корбюзье); влияние этих стилей на последующее развитие архитектуры и связь с дизайном.
Тема V. Новые идеи в изобразительном
искусстве 20- 30-х гг. 20в.
Новые революционные идеи, новаторские принципы в развитии живописи и графики; влияние социалистических идей на изобразительное искусство.
1. Зарубежное изобразительное
искусство 20- 30-х гг. 20в.
Антимилитаристская направленность передового искусства; влияние других видов искусства на живопись и графику, попытка создания синтетических видов искусства. Воинствующий гуманизм Пикассо, антивоенная направленность и антишовинизм Мазереля, поиски новых форм в творчестве Леже и др. Развитие экспрессионизма в изобразительном искусстве, проявление противоречивости мировоззрения в творчестве Дикса.
Развитие шовинистского, националистического течения в европейской живописи в Италии и Германии в период фашизма, идеи тоталитарной культуры.
2. Русское и советское искусство
20-30-х гг. 20 в.
Перелом в сознании творческой интеллигенции и новаторские идеи художественных группировок в период революции. Развитие агитационно–массовых жанров и видов искусства (плакат, скульптура, массовые зрелища т. д.) как формы выражения революционного энтузиазма.
Авангард 20-30-х гг. поиски новых художественных средств в живописи и графике. Суприматизм в творчестве Кандинского и Малевича, идея неисчерпаемости мира у Филонова; создание авангардных советских школ книжной и плакатной графики /Ленинградская, Киевская школы и т. д./
Географический пафос работ Дейнеки, Рылова, Петрова- Водкина, изобразительные формы как отражение революционных идей. Национальные традиции и достижение европейского искусства в пейзажах, портретах и натюрмортах Сарьяна. Историзм и глубокая духовность работ Корина.
Советский официальный портрет и агитационная живопись (Нестеров, Налбалдяна, Герасимов и др.), трагедия русских художников на службе идеологии. Борьба советской власти с инакомыслием в искусстве.
3.Советская скульптура 20-30-х гг.
Ленинский план монументальной пропаганды. Основная линия советской скульптуры 20-30-х гг.– идеологическая поддержка правящей партии. Трансформация высокой школы русской скульптуры в тоталитарное искусство. Работы Вучетича в различных жанрах.
Тема VI. Новаторские идеи в музыке
первой половины 20 в.
Дальнейшее развитие традиций в музыке; основание в развитие новых жанров и видов музыки, влияние времени и революционных идей.
1.Творческие идеи в зарубежной
музыке 20-30-х гг.
Революционный энтузиазм и антифашистские идеи в творчестве Эйлера. Венская консерватория и школа Шенберга. Развитие традиционной симфонической музыки и опера и появление новых форм и новаторских идей в аудио- искусстве. Бретховские музыкальные кабаре.
Появление активной волны фольклора в популярных симфонических произведения. Джаз как ярчайшее выражение эстетических предпочтений времени. Спиричуэлс, блюзы, регтайм. Развитие афро-американского и европейского джаза / Эллингтон, Фицджеральд, Амстронг, Миллер и др./ Симфоджаз и демократических тенденций в музыке.
2.Советская музыка 20-30-х гг.
Идеологизация советской музыкальной культуры. Песни Дунаевского и др. советских песенников. Марш как форма идеологизированного музыкального мышления. Создание музыки к кинофильмам; оперы и симфонии Хренникова.
Творчество Прокофьева - балеты, симфонии, оперы; противоречие традиций и идеологии.
Музыкальные произведения и творческая судьба Шостаковича как отражение трагической жизни советского композитора.
Тема VII. Мировое киноискусство
20-30-х гг.
Развитие кинематографа как самостоятельного вида искусства. Возможности кино как одного из самых доступных видов искусств и способность отражать самые оригинальные творческие идеи.
1. Зарубежный кинематограф
20-30-х гг.
Появление гигантских концертов и крупных творческих студий, основание и развитие национальных школ кинематографии. Развлекательно- познавательная линия Европейского и Американского кинематографа (Голливуд- «фабрика грез»). Кино как неотъемлемая часть современной культуры.
2.Становление и развитие
советского киноискусства.
Национализация кино. Планы партии- кино - массовый агитатор. Приход и развитие талантов в советском кино- Эйзенштейн, Ветров, Донской, Довженко, Пудовкин, Пырьев, Александров, бр. Васильевы, Роом, Ром, Роу, и др. Поиски новых художественных форм, эстетических принципов, творческих идей. Появление школы советского киноискусства.
Раздел VI.
МИРОВАЯ КУКЛЬТУРА В ГОДЫ II-Й МИРОВОЙ ВОЙНЫ И В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ.
Фашизм и советский тоталитаризм. Столкновение идеологий, пробуждение национального самосознания, рост освободительной борьбы, демократических и антитоталитарных настроений. Антифашизм как идеология поколения. Борьба культур как борьба идеологий и главенство в мире.
Тема 1. Литература середины 20 в.
Литература как одно из ведущих направлений в антифашистской борьбе народов. Расцвет эстетический направлений в послевоенные годы как попытка осознания места и действий внутреннего мира человека в хаосе уничтожительной войны.
1.Зарубежная литература периода
II-й мировой войны.
Основная тема творчества большинства писателей мира - борьба с фашизмом как античеловеческим и эстетическим неприемлемым, антикультурным, трагическим событием в истории человечества. Активнейшая роль писателей и литературы в антифашистской пропаганде, участие в сопротивлении. Поэзия и проза Арагона, Элюара, де Сент- Экзюпери и др. Тема борьбы в творчестве писателей оккупированных стран - Стафф, Галчинский, Тувим, Незвал, Бехер, Вайнерт, Фюмани и др.
Послевоенная (40-50 гг.) проза и поэзия Европы. Урбанизм и эстетизм в литературе. Новые литературные течения и утверждения гуманистических идеалов в «новой французской поэзии»50-х гг., переосмысление военной и человеческой трагедии II-й мировой войны. Участие литературы в дальнейшем синтезе искусств (творчество С. Гинзбурга). Эстетика американской литературы 40- 50-х гг. как выражение антивоенных идей.
2.Советская литература в годы
Великой Отечественной войны
и годы восстановления.
Подвиг народов в борьбе за свободу Родины - содержание литературы40-х гг. Главенство поэзии и публицистики. Поэзия песенной лирики Исаковского, Лебедева- Кумача, Суркова, Жарова и др.- соединение романтической метафоричности и политической злободневности. Эпические черты и пафос в интимной лирике Симонова, Ибнер, Бергольц, Ахматовой и др. Проза военных и первых послевоенных лет - произведения Федеева, Шолохова, В. Некрасова, Казакевича. Творчество поэтов- фронтовиков Самойлова, Окуджавы и др.
Тема II. Изобразительное искусство
в борьбе с фашизмом.
Искусство живописи и графики в борьбе с милитаризмом; осознание ужасов войны в творчестве; обращение к реализму и плакатному искусству как оружию агитации и сопротивления.
1.Зарубежное искусство 40-50-х гг.
Активность, наступательность искусства; стремление создать искусство, способное объединить антифашистские силы. Итальянский неореализм Гуттузо.
Скульптурные и фресковые работы. Сложные футуристические формы и традиционализм памятников жертвам фашизма; идеологическое, пропагандистское начало во фресковых циклах мексиканских художников (Ороско, Рибера, Сикейрос). Скульптура Манцу, живопись Фужерона и Таслицкого, политическая графика и карикатура Эффеля и Бидструпа, Колен и Чапека.
2.Советское изобразительное
искусство в годы Великой
Отечественной войны.
Пропагандистское творчества художников в годы войны. Возрождение острого политического плаката- «Окна ТАСС», «Боевой карандаш».
Батальная и жанровая живопись Дейнеки, Неменского, Пластова; искусства художника- солдата Пророкова- бытовые, повседневные зарисовки и портреты тружеников войны. Убедительность и своеобразие художественных средств.
Тема III. Киноискусство середины 20 в.
Поступательное развитие кинематографа; качественный и идейный прогресс в киноискусстве: появление новых стилей и выразительных средств.
1.Кинематограф зарубежных стран
40-х гг.; развитие кино в 50-60-е гг.
Сопротивление-источник сюжетов и образов киноискусства неореализма; слияние художественного и документального начала в творчестве Росселини, де Сика, де Сантиса, Джерми. Новое осмысление, интерес к частной жизни человека в кинематографе послевоенных лет (Феллини, Антиниони и др.). Развитие эмиграционного кино в годы II- й мировой войны (М. Кохх и др.).
2.Отечественное искусство кино
в годы войны.
Ведущее значение боевых киносборников и киноновелл; документальная кинохроника и фотография (Р.Кармен и др. кинорежиссеры и кинооператоры фронтовых бригад). Пропагандистское и идеологическое начало художественных фильмов; обращение к историческим событиям и личностям русских полководцев - А. Невского, Кутузова, Суворова и др. как попытка поиска героя в военной Российской истории. Послевоенное кино- отражение трудностей и побед, героического характера советских людей в годы великой отечественной войны; изображение самоотверженного труда и послевоенных переживаний в годы возрождения.
Тема IV. Музыкальное искусство 40-50-х гг.
Общественная и творческая значимость музыкального искусства в годы войны; отражение глубокой внутренней жизни людей и настроений общества.
1. Зарубежная музыка
середины 20 в.
Развитие популярной и симфонической музыки. Обращение композиторов к теме антифашистского сопротивления, развитие антитоталитарной, демократической темы, борьбе человека с насилием. Творчество Онеггера - утверждение права человека на счастье и мир. Популярная музыка как способ поддержки духа и настроений в армии (Г. Миллер и американский шоу- бизнес; германские и итальянские фашистские песни и марши и др.). Послевоенное музыкальное творчество- поиск новых форм в симфонических и оперных сочинениях (отражение глубокой психологической травмы, нанесенной войной); новое течение песенной европейской традиции - творчество Пиаф, Азнавура, Гинсбура и др. Демократизация и эстетические поиски.
2.Советская музыка
в годы войны.
Роль музыки в поддержании сил, душевной стойкости народа; призыв к борьбе с оккупантами. Идеологизация популярной музыки - творчество Александрова, Блантера, Листова, Мокроусова, Мурадели, Соловьева- Седого и др. Популярность песен народов СССР; поиски композиторами национальных корней. Развитие русской и советской школ симфонического и оперно- балетного музыкального искусства - творчество Шостаковича, Мурадели, Хренникова.
Раздел VII.
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА
50-Х - СЕРЕДИНЫ 90-Х ГГ.
(для преимущественно самостоятельного изучения).
Развитие традиционных и новых видов и жанров искусств. Незавершенность современных процессов в культуре; необходимость изучения, но не оценки этих явлений.
Противоречивость развития культурных процессов, духовного развития общества в 60-х 90-х гг. 20 в. Общее направление искусства - путь к свободе творческой личности, демократизации, свободе выбора и восприятия; активное участие бизнеса в формировании культуры. Некоторые новые темы в искусстве: экология, противодействие ядерной угрозе, поиски партнерства и контактов между людьми, борьба с тоталитаризмом и т. Д. Противоречие позитивизма (надежды на положительные перемены и человеческий разум) и негативных тенденций апокалипсический настроений. Перспективы в развитии мировой культуры.
Тема I. Мировая литература
второй половины 20 в.
Углубление нравственно- философских начал в литературе 60-90-х гг. Развитие всех жанров литературы; поиск исходных данных и точек опоры для прогресса литературного процесса.
1. Духовный мир человека
и новаторства в зарубежной
литературе.
Сложный творческий процесс - ситезирование гуманистических идеалов, темы одиночества, трагической судьбы; использование всех традиционных и новоизобретенных видов и жанров литературы: мифологии, фантастики, притчи и др.
60-е гг. – индивидуализм героев, эстетизация оторванности от общества, глубокого внутреннего мира. Активное вмешательство бизнеса в литературное развитие. Появление и четкое деление на популярную и элитарную литературу. Развитие детектива, «черного романа», фантастики. Поиски человеком своего места в послевоенном мире- творчество Бёля, Сэлинджера, Фейтвангера и др.
70-е гг.- активные поиски международных контактов; возникновение глубочайшего интереса к культуре /в т. ч. Литературе/ как попытка найти исходную в дальнейшем развитии человечества / идеология хиппи/. Развитие фантастики, философской притчи; традиционных форм литературы. Поиски новых форм, идей; попытка глубокого анализа души и чувств человека; глубоко разделения литературы на популярную массовую и элитарно- эстетическую прозу и поэзию.
2.Советская и российская
литература 60-90-х гг. 20 в.
Идеологизированная и демократическая литература; попытки поиска начал русской культуры, осмысление событий Великой Отечественной войны, «деревенская проза» и т. д.
60-70-е гг. – поиски возможности донести правду о жизни деревни (Овечкин, Абрамов и др.); «лагерная» тема- творчество Солженицына, Медынского, Шаламова; развитие военной темы (произведения Бакланова, Винокурова, Слуцкого, Самойлова, Орлова, Симонова, Быкова, Васильева, Адамовича, Распутина и др.). Прорыв к правде, искренности, доверительности, идеалам дружбы в творчестве «шестидесятников» - Смелякова, Вознесенского, Евтушенко, Рождественского; бардовская, «авторская» песня (Галич, Окуджава, Матвеева, Высоцкий и др.). Творчество Аксенова, Войновича; десидентская литература Даниэля, Синявского и др. Попытки разобраться в духовном мире советского человека- работы Аксенова, Трифонова, Маканина, Гранина, Шукшина, Токаревой, Астафьева и др. Литература народов СССР- Ахмадулина, Гамзатов, Думбадзе, Искандер, Капутикян, Межелайтис и др.
Литература эпохи «перестройки» - роль публицистики и журналистики в развитии демократии и лидирующее место литературы в развитии процесса духовного оздоровления возрождения общества; публикации произведений Солженицина, Твардовского, Гросмана и др.
Тема II. Изобразительное искусство
второй половины 20 в.
Привлечение «параллельных» видов искусств - театра, балета, поэзии и т. д.; синтез изобразительных видов. Появление оригинальных авангардистских и постмодернистских течений в изобразительном искусстве.
1.Зарубежное изобразительное
искусство 60-90-х гг.
Антимилитаристская, антинационалистическая, антирасистская темы; демократическое направление художественного процесса. Обращение к фольклору и мистике;
2.Советское и российское
изобразительное искусство
второй половины 20 в.
Осмысление событий Великой Отечественной войны, предельная лаконичность и выразительность иносказаний в работах Моисеенко, Яблонской, Мыльникова, Коржева и др. Творчество Попкова, духовная связь поколений. Развитие «формалистических» течений - нонконформизма и советского сюрреализма. Скульптурные работы Цигаля, Иокубониса, Селиханова и др. Пластические работы объединений молодых художников 70- 90-х гг.
Период «перестроечного» и «постперестроечного» искусства. Работы Шилова, Церители и Глазунова как олицетворение официозности искусства. Поиски новых путей в изобразительном искусстве.
Тема III. Мировая музыкальная культура
второй половины 20 в.
Активнейшее развитие популярной, танцевальной музыки; популярная музыка как форма выражения масс. Развитие 3серьезной» музыки как формы поиска путей развития.
1. Зарубежная музыка
второй половины 20 в.
Развитие демократических тенденций в массовой музыкальной культуре. Появление развлекательной системы шоу- бизнеса; разнообразие жанров и стилей. Поп-и рок- музыка.- часть молодежной культуры 60- 80-х гг.: Э. Пресли, Матье, Лед Зиппелин, Ролинг Стоунз и т. д. «Музыка протеста» в борьбе за мир ( Битлз, Пинк Флойд и др.).
2.Отечественная музыка
второй половины 20 в.
Разделение на «эстраду» и «серьезную музыку». Популярная музыка в песенном жанре 50-60-х гг.- Мокроусов, Дунаевский, Френкель и др. Современные черты в поп- музыке 70- 80-х гг. (ВИА)- Мигуля, Мартынов, Маликов и др. «Патриотическая песня»- форма привязки идеологии к популярным формам искусства (Тухманов, Тавердиев, Мовсесян и др.).
Музыка «шестидесятников» и «советского рока»- лирические вариации, попытки нового взгляда на окружающую действительность, мягкие формы протеста и новый способ внутреннего очищения духовного мира (бардмузыка- Окуджава, Клячкин, Долина, Высоцкий, Городницкий, Розенбаум); рок- музыка Макаревич, Науменко, Никольский, Гребенщиков, Цой, Кинчев, Шевчук- «волна питерского рока»; Кормильцев, Бутусов, бр. Самойловы - «свердловский эшелон». Советский рок- уникальное сочетание протеста, эрудиции, введение национального колорита в систему мировой музыки. «Андеграунд» 80-х гг.- попытка уход от официальной культуры, поиски альтернативных путей развития искусства.
Симфоническая музыка 60- 80-х гг. /Шнитке/, новые формы симфонической музыки- Рыбников, Артемьев, Курехин- появление жанра рок- балет, «Модерн балет», «Поп- механика», шоу- танец.
Музыка для кинематографа - окончательное оформление жанра как синтез двух видов искусства.
Коммерческая поп- музыка второй половины 80-х – 90-х гг. и противодействие развитию новых форм в музыкальной культуре.
Музыка 90-х гг. эклектика переосмысление накопленных традиций, поиск новых путей, синтезирование и сочетание различных жанров.
Тема IV. Мировой кинематограф
второй половины 20 в.
Наиболее активно развивающийся вид искусства. Сочетание «индустрии грез» и самых современных и авангардных приемов выражения. Широкое развитие жанров - коммерческое кино: триллер- Хичкок, комедийное- работы с участием Дефюнеса, Фернанделя, детектив- Бельмондо, Делон, музыкальное, лирическое кино и т. д. Идолы и кумиры как форма коммерциализации ( Бордо, Лорен, Коннери, Мастрояни и др.).
Интеллектуальное и элитарное кино - Висконти, Годар, Бергман, Фасбиндер - альтернатива потребительскому отношению к искусству.
Форман, Кубрик, Поланский, Кшимановский, Занусси- глубокие исследования бытовых и повседневных проблем человека и общества, попытка поиска ответов на вопросы современности.
Реакция мирового кинематографического сообщества на военные кофликты и человеческие трагедии - пафицизм как главная идеология кино 60-80-х гг.
Советское и российское кино 50-90-х гг. как полноправная часть мирового кинематографа. Военно- патриотическая тема через восприятие трагедий войны человеком - «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Восхождение» и др. Интеллектуальное кино Тарковского - одно из наивысших достижений советского периода. Творчество Ростоцкого, Бондарчука, Чухрая, Серого, Гайдая, Шукшина, Калика и др. Малобюджетный кинематограф 90-х гг.
Развитие телевидения как новой формы кинематографа, музыки, журналистики и новых форм - синтез, породивший новое искусства.
Раздел VIII.
ПУТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В 21 В.
Возможная дальнейшая синтезация искусства, появление техножанров- виртуальная культура, психологическое искусство при сохранении и развитии традиционных видов искусства- живописи, литературы, музыки, хореографии и др. Кинематограф и телевидение- как наиболее перспективные в развитии виды искусства.
Общечеловеческие ценности - вечные идеи в развитии художественной культуры.
Высокая эстетизация как высшая ценность и цель человеческой деятельности. Неизбежность развития культуры как одной из главных составных частей жизни человечества.
Способы и методики изучения, исследования просветительской работы в области современного искусства. Проблемы и формы преподавания различных курсов по различным отраслям современного искусства. Изучение культуры как необходимая и важнейшая составляющая гуманитарного образования и общего культурного развития современного человека. Формы работы с коллективами учащихся разных возрастов в школе, студенческих группах; виды и способы самообразования в области культуры, умение работать с современными источниками информации /компьютер, интернет, многоканальное телевидение/. Идея постоянного общения с произведениями искусства как необходимая и важнейшая часть жизни современного человека в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этнофутуризм, как явление в современном искусстве
Этот материал в полной мере не входит в программу основного образования в школе, но как дополнительная информация, для расширения кругозора, думаю, может быть интересен. Этнофуткризм сравнительн...
презентация Современное искусство
современное искусство...
Экспресс-опросник по современному искусству «Арт-хроника 2013».
Методическая разработка: экспресс-опросник «Арт-хроника 2013» (в рамках изучения современного искусства).Цель: измерение объема усвоенных знаний, полученных в процессе прохождеия дополнительной образо...
Статья развитие личностного потенциала молодежи посредством современного искусства
Статья содержит полезную информацию по развитию личностного потенциала молодежи посредством современного искусства...
Программа факультативного междисциплинарного курса "Искусство быть читателем" для 7 класса
Факультативный курс "Искусство быть читателем" предназначен для учащихся 7 класса и носит междисциплинарный характер в условиях реализации ООП ФГОС ООО (раздел "Основы смыслового чтения и ...
Рабочая программа факультативного курса «Мир искусства», 8 класс
Рабочая программа факультативного курса «Мир искусства», 8 классМировая художественная культура...
Программа факультативного курса «Современная литература на уроках в старших классах»
Актуальность данного факультативного курса состоит в решении нескольких проблем, которые особенно остро стоят в современной школе:проблема читаемости и обеспеченности тек...