Программа факультативного курса «Современная литература на уроках в старших классах»
элективный курс по литературе (11 класс)
Актуальность данного факультативного курса состоит в решении нескольких проблем, которые особенно остро стоят в современной школе:
- проблема читаемости и обеспеченности текстами,
- проблема подготовки выпускников к сочинению по русскому языку, итоговому сочинению по литературе.
- Проблема ценностно- смысловых качеств и отношения к ним подрастающего поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 42.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 90» Чунского района Иркутской области | ||
Программа факультативного курса
«Современная литература на уроках
в старших классах»
11 класс
Составил:
учитель литературы
МОБУ «СОШ № 90»
Шнякина Людмила Анатольевна
р.п.Чунский
Пояснительная записка
Проблема изучения современной русской литературы стоит перед сегодняшней школой очень остро. В 11 классе современная русская литература, начиная с 80-х годов и до настоящего времени дается только обзором, несколько десятков имен и фамилий, из которых учителю предлагается самому отобрать для изучения то, что ему ближе. За последние 8 - 10 лет к этим десяткам закономерно прибавилось множество произведений современных авторов, которые тоже должны занять свое законное место. Желание изучить как можно больше произведений сказывается на качестве усвоения материала. На обучающихся 11 классов приходится очень большая нагрузка: каждое занятие - новое прозаическое произведение, порой достаточно большое по объему. Многие просто не успевают прочитать произведения к уроку, следовательно, падает интерес к литературе.
Актуальность данного факультативного курса состоит в решении нескольких проблем, которые особенно остро стоят в современной школе:
- проблема читаемости и обеспеченности текстами,
- проблема подготовки выпускников к сочинению по русскому языку, итоговому сочинению по литературе.
- Проблема ценностно- смысловых качеств и отношения к ним подрастающего поколения
Факультативный курс представляет собой цикл занятий, посвященных творчеству современных авторов, и опирается, в основном, на журнальные публикации последних десятилетий.
Ценность произведений современных авторов заключается в гуманистическом пафосе проблем, которые сегодня интересны подрастающему поколению..Особенностью текстов, изучаемых в рамках факультативного курса, является то, что, как правило, по своей жанровой природе это рассказы и небольшие повести. Поэтому ученик имеет возможность прочесть текст, а не познакомиться с ним «в обзоре». Небольшое по объему произведение не пугает, удобно для текстуального анализа и позволяет сосредоточиться не только на осмыслении содержания, но и на выявлении художественного своеобразия текста. Таким образом, обучающиеся учатся анализу небольшого произведения, приобретенными навыками они могут воспользоваться для анализа и повести, и романа.
Цель: знакомство старшеклассников с наиболее значительными явлениями современной литературы. Формирование целостного представления о современной литературе;
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с наиболее интересными произведениями современной прозы;
- совершенствовать и развивать умения творческого продуктивного чтения;
- формировать и развивать умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- способствовать развитию умения ориентироваться в книжных новинках, выбирать из них художественно состоятельные.
- совершенствовать навыки аналитического подхода к произведениям современной литературы;
- показать национальное своеобразие и связь с мировым литературным процессом современной русской литературы;
- привить интерес к литературе Восточной Сибири;
- приготовить выпускников к аттестационному сочинению.
Развивающие:
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности обучающихся;
- развивать информационную и коммуникационную компетенции учащихся;
- развивать речь учащихся, способность мыслить аналитически.
Воспитывающие:
- воспитание нравственных ценностей;
- психологическая адаптация школьников к требованиям, предъявляемым к экзаменационной работе (сочинению) в вузе и реферату (исследовательской работе) в школе.
Факультативный курс совершенствует эстетические, нравственные, гуманитарные интересы обучающихся старших классов; делает чтение современной художественной литературы постоянной жизненной потребностью. Современная литература как предмет изучения принадлежит эстетическому, гуманитарному и коммуникативному полям знаний. Главным являются следующие подходы:
- Эстетический подход. Литература - искусство слова, поэтому, изучая законы, по которым создаются художественные произведения, обучающиеся развивают читательские умения, учатся отличать подлинно художественные произведения современной литературы от явлений "массовой литературы".
- Нравственный подход. Современная литература заставляет задуматься молодого читателя над вечными вопросами бытия. Писатели – современники по новому ставят эти вопросы, убеждают в сложности и многозначности возможных решений и настаивают на том, что вечные нравственные ценности неизменны. Таким образом, курс несет не только знания и умения, он формирует убеждения, определяет качество личности, направленность ее жизненных интересов
- Культурологический подход. В рассказах и повестях современной литературы содержатся и исторические, и географические сведения. Литература расширяет представление не только о жизни предков, но и современников, включает читателя в широкое историческое пространство, делает его гражданином России, воспитывает гордость за принадлежность к малой родине.
- Речевой подход. Продолжая путь медленного вчитывания в художественный текст, мы совершенствуем культуру речи обучающихся.
На всем протяжении школьного курса литературы формируются читательские умения. В этом плане задача курса - формировать стойкий личный интерес. В то же время программа предусматривает творческий подход к ее изучению: в зависимости от интересов и заявок учащихся материал может корректироваться, вводиться новый, интересующий старшеклассников
Изучение произведений, наиболее значительных писателей последних десятилетий, позволяет судить об основных художественных и идейных исканиях нашего времени. Необходимость данного факультативного курса подсказана жизнью. А рассматриваемые произведения - наше главное духовное, культурное достояние. По - настоящему овладеть им, сделать его частью жизни и души молодого человека можно только при серьезной душевной и интеллектуальной сосредоточенности. Занятия факультативного курса и обеспечивают возможность подобной деятельности учащихся.
Характеристика временных ресурсов.
В основу данного курса положен тематический подход. Количество часов на изучение каждого раздела учитель определяет индивидуально, в зависимости от уровня подготовки учащихся и наличия текстов. Порядок изучения произведений также определяется модулями. Предлагаемая программа элективного курса предназначена для учащихся 10 или 11 классов 34 часа в год (1 час в неделю)
Содержание курса
Введение -1 час.
Особенности современной литературы. Периодизация. Жанры современной литературы. Малые жанры рассказ, повесть
Модуль 1. «Что значит быть человеком?»
Е. Носов. О писателе. «Тридцать зёрен». Образ рассказчика. Человечность, мудрость как основные черты настоящего человека, его богатство воображения и талант, щедрость души. Психологическое состояние птицы: страх и настороженность. Смысл названия рассказа. Связь рассказа с библейскими событиями. Книга как символ мудрости, источник благодати в рассказе.
Художественный мир Татьяны Толстой. Рассказ «Серафим».Каким должен быть человек? Своеобразие поэтики Толстой в мастерстве художественной детали. Черты постмодернизма. Рассказ «Соня». Бескорыстие Сони, умение любить, готовность идти за любимым на край света, готовность к самопожертвованию, детски наивная, чистая душа.
Захар Прилепин «Когда- нибудь случится день» Проблема взаимоотношений между людьми. Животные в жизни человека. Проблема одиночества. Истоки жестокости.
Модуль 2. «Человек ответственен за все, что он совершает…»
Нравственные проблемы героев. Проблема преступления и наказания р рассказе В Астафьева «Людочка». Авторская позиция и способы ее выражения. «Жестокий реализм» прозы В. Астафьева Рассказы из сборника «Затеси»: «На закате дня», «Герань на снегу»
Рассказы Б. Екимова «Очередь на тот свет», «На ферме казачьей». Проблемы деревенских жителей — проблемы всей страны (бедность, пьянство, несправедливости со стороны власть имущих). Изображение положительного начала в народной жизни, сильных характеров, нравственно стойких и цельных
Рассказ Захара Прилепина «Белый квадрат» Проблема нравственного выбора. Что нужно помнить, чтобы не совершать ошибок. Память делает нас человеком.
Модуль 3. « Поклонись до земли своей матери…»
Тема «отцов и детей» в рассказах Бориса Екимова «Говори, мама, говори» , «Родня», «Ночь исцеления».Проблема ответственности за тех, кто живет рядом
Сравнительная характеристика рассказов Ирины Полянской «Мама» и рассказа Людмилы Петрушевской «Страна». Образ матери .
Семейная тема в творчестве Л. Улицкой.
Модуль 4. «Пестрота души и нашей жизни»
Е. Носов. «Лоскутное одеяло». Смысл названия. Образ дома в рассказе. Образ бабушки и внука. Отсутствие привычного противостояния между старшими и младшими. Символика в рассказе: лоскутное одеяло как книга жизни, родословная семьи. Судьба героини и её семьи как отражение судьбы всей России. Связь поколений,преемственность. Проблема памяти и сохранения национальных святынь.
Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Умение гордиться своей историей, предками в рассказах Василия Белова Колоколёна», «Холмы». Человек и малая родина..
Связь поколений в рассказе Валентина Распутина «Женский разговор» Бабушка и внучка
Людмила Петрушевская. «Дама с собаками».
Проблема безысходности человеческого существования. Образ главной героини и окружающий её мир. Проблема душевного одиночества и непонимания героини. Смысл названия. Особенности композиции и стилистической организации повествования.
Захар Прилепин «Когда- нибудь случится день». Проблема взаимоотношений между людьми. Животные в жизни человека. Проблема одиночества. Истоки жестокости.
Рассказы из сборника В. Токаревой «Кошка на дороге». Проблемы «на уровне быта», их иронично-чувствительный тон
Модуль 5. « Школьные годы чудесные…»
Анатолий Алексин «Безумная Евдокия». Что такое доброта? Возможна ли без нее жизнь? Откуда в людях берутся эгоизм и равнодушие? Что такое гуманизм? Дружба? Как стать терпимым к людям?
Альберт Лиханов "Благие намерения". Тема современного сиротства. Что не позволяет уснуть совести? Как борется добро со злом? В чем мера добра? Сочувствие и сострадание. Изначальные нравственные устои, нормы поведения
Любовь в жизни человека. Юношеская любовь. Нравственный выбор. Конфликт «отцы и дети» в повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось»
. Рассказ Александра Просекина «Милочка» Школьные проблемы и семейные проблемы Проблемы семейного воспитания. Проблемы школьного учителя.
Модуль 6. «Ты же выжил, солдат»
Вечные ценности в рассказе В. Дегтева «Выбор». О страшной трагедии, о жестокости на войне. О нравственных ценностях в жизни человека. О силе любви. О нравственном выборе в бесчеловечных условиях.
Рассказ В. Маканина «Кавказский пленный»- рассказ о войне, убийстве, плене и непонятном мучающем родстве с землей, которое так чувствует простой, умелый в войне, далекий от книжек и тонкостей политики солдат Рубахин. Россия и Азия в рассказе.
Столкновение двух образов мысли, двух способов жизни. О. Ермаков «Последний рассказ о войне». Мысль об абсурдности любой войны
Модуль 7 «Человек и природа»
Человек и природа в сборнике Виктора Астафьева «Затеси».
Человек и природа в рассказе Александра Костюнина « Жор глубинной щуки» и Виктора Астафьева «Царь-рыба».
Заключение – 1 час
Значение современной литературы.
Образовательные результаты
В рамках данного факультативного курса учащиеся должны овладеть основами анализа малого художественного произведения, а именно должны знать:
Знать/ понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы современной литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Методическое обеспечение
Применяемые технологии:
- Технология критического мышления через чтение и письмо;
- Проблемное обучение;
- Эвристическое обучение;
- Технология продуктивного чтения
- Дебаты
- Метод художественно- педагогической драматургии
Формы организации образовательного процесса
- уроки-собеседования;
- уроки с групповыми формами работы;
- уроки творчества;
- уроки-диалоги
- уроки-зачеты
Формы отчетности и контроля
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников: эссе, сочинения, презентации, тесты, а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
- текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий
- взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
- итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме публичной защиты творческих работ (индивидуальных или групповых);
Учебно-тематический план
№ | Название модулей | Содержание модулей | Количество часов |
1 | Введение | Особенности современной литературы. Периодизация. Жанры современной литературы. Малые жанры рассказ, повесть | 1 час |
2 | «Что значит быть человеком?» | Е. Носов. О писателе. «Тридцать зёрен». Образ рассказчика. Человечность, мудрость как основные черты настоящего человека, его богатство воображения и талант, щедрость души. Психологическое состояние птицы: страх и настороженность. Смысл названия рассказа. Связь рассказа с библейскими событиями. Книга как символ мудрости, источник благодати в рассказе. Художественный мир Татьяны Толстой. Рассказ «Серафим».Каким должен быть человек? Своеобразие поэтики Толстой в мастерстве художественной детали. Черты постмодернизма. Рассказ «Соня». Бескорыстие Сони, умение любить, готовность идти за любимым на край света, готовность к самопожертвованию, детски наивная, чистая душа. Захар Прилепин «Когда- нибудь случится день» Проблема взаимоотношений между людьми. Животные в жизни человека. Проблема одиночества. Истоки жестокости. | 4 часа |
3 | «Человек ответственен за все, что он совершает…» | Нравственные проблемы героев. Проблема преступления и наказания р рассказе В Астафьева «Людочка». Авторская позиция и способы ее выражения. «Жестокий реализм» прозы В. Астафьева Рассказы из сборника «Затеси»: «На закате дня», «Герань на снегу» Рассказы Б. Екимова «Очередь на тот свет», «На ферме казачьей». Проблемы деревенских жителей — проблемы всей страны (бедность, пьянство, несправедливости со стороны власть имущих). Изображение положительного начала в народной жизни, сильных характеров, нравственно стойких и цельных Рассказ Захара Прилепина «Белый квадрат» Проблема нравственного выбора. Что нужно помнить, чтобы не совершать ошибок. Память делает нас человеком. | 6 часов |
4 | « Поклонись до земли своей матери…» | Тема «отцов и детей» в рассказах Бориса Екимова «Говори, мама, говори» , «Родня», «Ночь исцеления».Проблема ответственности за тех, кто живет рядом Сравнительная характеристика рассказов Ирины Полянской «Мама» и рассказа Людмилы Петрушевской «Страна». Образ матери . Семейная тема в творчестве Л. Улицкой. | 5 часов |
5 | «Пестрота души и нашей жизни» | Е. Носов. «Лоскутное одеяло». Смысл названия. Образ дома в рассказе. Образ бабушки и внука. Отсутствие привычного противостояния между старшими и младшими. Символика в рассказе: лоскутное одеяло как книга жизни, родословная семьи. Судьба героини и её семьи как отражение судьбы всей России. Связь поколений, преемственность. Проблема памяти и сохранения национальных святынь. Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Умение гордиться своей историей, предками в рассказах Василия Белова «Колоколёна», «Холмы». Человек и малая родина.. Связь поколений в рассказе Валентина Распутина «Женский разговор» Бабушка и внучка Людмила Петрушевская. «Дама с собаками». Проблема безысходности человеческого существования. Образ главной героини и окружающий её мир. Проблема душевного одиночества и непонимания героини. Смысл названия. Особенности композиции и стилистической организации повествования. Захар Прилепин «Когда- нибудь случится день». Проблема взаимоотношений между людьми. Животные в жизни человека. Проблема одиночества. Истоки жестокости. Рассказы из сборника В. Токаревой «Кошка на дороге». Проблемы «на уровне быта», их иронично-чувствительный тон | 6 часов |
6 | « Школьные годы чудесные…» | А Алексин «Безумная Евдокия». Что такое доброта? Возможна ли без нее жизнь? Откуда в людях берутся эгоизм и равнодушие? Что такое гуманизм? Дружба? Как стать терпимым к людям? Альберт Лиханов "Благие намерения". Тема современного сиротства. Что не позволяет уснуть совести? Как борется добро со злом? В чем мера добра? Сочувствие и сострадание. Изначальные нравственные устои, нормы поведения Любовь в жизни человека. Юношеская любовь. Нравственный выбор. Конфликт «отцы и дети» в повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось» . Рассказ Александра Просекина «Милочка» Школьные проблемы и семейные проблемы Проблемы семейного воспитания. Проблемы школьного учителя. | 6 часов |
7 | «Ты же выжил, солдат» | Вечные ценности в рассказе В. Дегтева «Выбор». О страшной трагедии, о жестокости на войне. О нравственных ценностях в жизни человека. О силе любви. О нравственном выборе в бесчеловечных условиях. Рассказ В. Маканина «Кавказский пленный»- рассказ о войне, убийстве, плене и непонятном мучающем родстве с землей, которое так чувствует простой, умелый в войне, далекий от книжек и тонкостей политики солдат Рубахин. Россия и Азия в рассказе. Столкновение двух образов мысли, двух способов жизни. О. Ермаков «Последний рассказ о войне». Мысль об абсурдности любой войны | 3 часа |
8 | «Человек и природа» | Человек и природа в сборнике Виктора Астафьева «Затеси». Человек и природа в рассказе Александра Костюнина « Жор глубинной щуки» и Виктора Астафьева «Царь-рыба». | 2 часа |
9 | Заключение | Значение современной литературы. | 1 час |
34 часа |
Календарно-тематическое планирование.
Раздел | № | Тема | Дата проведения | |
план | факт | |||
Введение – 1 час | 1 | Особенности современной литературы. | ||
. «Что значит быть человеком?»- 4 часа | 2 | Е. Носов. «Тридцать зёрен». Книга как символ мудрости, источник благодати в рассказе. | ||
3 | Художественный мир Татьяны Толстой. Рассказ «Серафим». Каким должен быть человек? | |||
4 | «Поэтика рассказа Т.Н.Толстой «Соня». Черты постмодернизма в нём». | |||
5 | Захар Прилепин «Когда- нибудь случится день» Проблема взаимоотношений между людьми. | |||
«Человек ответственен за все, что он совершает…»- 6 часов | 6 | Проблема преступления и наказания р рассказе В Астафьева «Людочка».
| ||
7 | Авторская позиция и способы ее выражения. В рассказе В. Астафьева « «Герань на снегу» | |||
8 | . Жестокий реализм» прозы В. Астафьева Рассказы из сборника «Затеси»: «На закате дня», | |||
9 | Изображение положительного начала в народной жизни, сильных характеров, | |||
10 | Рассказы Б. Екимова «Очередь на тот свет», «На ферме казачьей». | |||
11 | Рассказ Захара Прилепина «Белый квадрат» Проблема нравственного выбора | |||
« Поклонись до земли своей матери…»- 5 часов | 12 | Тема «отцов и детей» в рассказах Бориса Екимова «Говори, мама, говори»
| ||
13 | Проблема ответственности за тех, кто живет рядом Рассказ Б Екимова «Родня» | |||
14 | Проблема ответственности за тех, кто живет рядом Рассказ Б Екимова «Ночь исцеления» | |||
15 | Сравнительная характеристика рассказов Ирины Полянской «Мама» и рассказа Людмилы Петрушевской «Страна». Образ матери . | |||
16 | Семейная тема в творчестве Л. Улицкой. | |||
«Пестрота души и нашей жизни»- 6 часов | 17 | Е. Носов. «Лоскутное одеяло».Проблема памяти и сохранения национальных святынь | ||
18 | Умение гордиться своей историей, предками в рассказах Василия Белова «Колоколёна», «Холмы». | |||
19 | Связь поколений в рассказе Валентина Распутина «Женский разговор» | |||
20 | Проблема безысходности человеческого существования Людмила Петрушевская. «Дама с собаками | |||
21 | Захар Прилепин «Когда- нибудь случится день». Проблема взаимоотношений между людьми. | |||
22 | Рассказы из сборника В. Токаревой «Кошка на дороге». | |||
« Школьные годы чудесные…»- 6 часов | 23 | А Алексин «Безумная Евдокия». Как стать терпимым к людям? | ||
24 | Альберт Лиханов "Благие намерения". Тема современного сиротства. | |||
25 | Что не позволяет уснуть совести? | |||
26 | Любовь и . нравственный выбор. В повести Г Щербаковой «Вам и не снилось» | |||
27 | Конфликт «отцы и дети» в повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось» | |||
28 | .Рассказ Александра Просекина «Милочка» | |||
«Ты же выжил, солдат»- 3 часа | 29 | Вечные ценности в рассказе В. Дегтева «Выбор»..
| ||
30 | Рассказ В. Маканина «Кавказский пленный»- О нравственном выборе в бесчеловечных условиях. | |||
31 | О. Ермаков «Последний рассказ о войне». Мысль об абсурдности любой войны | |||
«Человек и природа»- 2 часа | 32 | Человек и природа в сборнике Виктора Астафьева «Затеси» | ||
33 | Человек и природа в рассказе Александра Костюнина « Жор глубинной щуки» и Виктора Астафьева «Царь-рыба». | |||
Заключение | 34 | Значение современной литературы. Защита эссе |
Список литературы для учителя и обучающихся:
- В мире литературы 11 классы; учеб. для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля, /под ред. А.Г.Кутузова. М.: «Дрофа», 2009г.
- Русская литература XX века 11 класс; учебник-практикум для общеобразовательных учреждений / под ред. Ю.И.Лысого – М. «Мнемозина», 2008 г
- Современная русская литература; учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы, /под ред. Б.А. Ланина, М.: «Вентана-Граф», 2006.
- Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: учебник для 11 класса; в 2-х ч. – М.: «ТИД «Русское слово», 2009 г.
- Русская литература XX века в 2-х частях. Учебник под редакцией Журавлева В.П. – М.: «Просвещение», 2008 г.
- Русская литература ХХ века. 11 класс. Практикум под редакцией Журавлёва В.П. – М.: «Просвещение», 2008 г.)
- Генералова Н.С., Никулина М.Ю. ЕГЭ. Литература. Интенсивная самостоятельная подготовка к ЕГЭ. – М.: Экзамен, 2010г.
- Тексты произведений.
Литературные ресурсы Интернета
«Букинист» – mybooka.narod.ru
«Дебют» – www.mydebut.ru
«Вавилон» – www.vavilon.ru
«Графомания» – www.grafomania.msk.ru
«Интерактивная фантастика» – if.gr.ru
Википедия – свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/
Сайт журнала «Исследовательская работа школьников http://www.issl.dnttm.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/ -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа конкурса "День 8 Марта в старших классах"
Программа конкурса "День 8 Марта в старших классах"...
Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы
Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы. Обобщение опыта работы по теме....
ПРОГРАММА по курсу "Озеленение" для учащихся старших классов со сложной структурой дефекта специальной (коррекционной) школы VIII вида.
ПРОГРАММА по курсу "Озеленение" для учащихся старших классов со сложной структурой дефекта специальной (коррекционной) школы VIII вида....
ПРОГРАММА по курсу "Озеленение" для учащихся старших классов со сложной структурой дефекта специальной (коррекционной) школы VIII вида.
ПРОГРАММА по курсу "Озеленение" для учащихся старших классов со сложной структурой дефекта специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Программа по бальной хореографии для учеников старших классов общеобразовательных школ
В программе перечислены все основные движения бальных танцев ( полонеза, медленного вальса, венского вальса,ча-ча-ча и самбы). Из них можно составлять различные связки и комбинации....
Развивающая программа: «Развитие временной перспективы у учащихся старших классов»
Название профилактической программы: «Развитие временной перспективы у учащихся старших классов»»Возраст детей: 15 - 16 летОбъем группы: 12 -15 человекУсловие работы программы: часто...
рабочая программа по лыжной подготовке для учащихся старших классов с учетом регионально-климатических условий
Рабочая программа составленна на основе программы утвержденной Министерством образования и науки РФ. А так же использовался личный опыт...