Урок по МХК в 11 классе по теме «P.R.B.Братство прерафаэлитов.Истоки. Образы.Символы.»
план-конспект урока по мхк (11 класс) по теме
Урок освоения нового материала, урок-лекция с элементами беседы и рефлексии, урок-лекция с элементами беседы и рефлексии. Презентация к уроку, опорный конспект для учащихся размещены по адресу https://sites.google.com/site/mhkkrasavin/home/19v...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prerafaelity._konspekt_uroka.docx | 40.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
по МХК в 11 классе
по теме «P.R.B.Братство прерафаэлитов.Истоки. Образы.Символы.»
Тема года: «Культура середины и конца XIX века»
Тема раздела: «Художественная культура Новейшего времени»
Цель: обеспечение усвоения знаний об особенностях культуры 19 века, ее характерных форм, идей и стилей.
Задачи:
Образовательные: усвоение знаний об особенностях творчества художников Братства прерафаэлитов..
Воспитательные: воспитание эстетического чувства, способности к символическому осмыслению искусства .
Развивающие: развитие познавательного интереса через примеры произведений искусства, развитие навыков самостоятельной работы, развитие навыков работы с художественным текстом, развитие ассоциативного мышления.
Тип урока: урок освоения нового материала, урок-лекция с элементами беседы и рефлексии.
Технологии: методы критического мышления через чтение и письмо.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, опорный конспект, раздаточный материал к выбору девиза для эмблематы.
На уроке затрагиваются вопросы по изученному материалу по курсу МХК: мифы Древней Греции (8 класс), «Гомер «Одиссея» ( 8 класс), Данте «Божественная комедия» ( 9 класс), живопись Возрождения ( Джотто, Боттичелли, Рафаэль), и маньеризм ( 9 класс), Шекспир «Гамлет» ( 9 класс), английский романтизм ( Блейк, Китс,( 10 класс), Северное Возрождение ( 10 класс), импрессионизм ( 11 класс)
Там мастер ювелир работой долгих бдений
По фону золота вправляя тонко сталь,
Концом своих кистей, омоченных в эмаль,
Выращивал цветы латинских изречений
Жозе Мариа де Эредиа
Ход урока
№ п/п | время | Раздел урока | задача | содержание | материал | Деятельность учащихся |
1 | 2 мин. | Организационный этап | Мобилизация деятельности | Приветствие. Сообщение темы урока.( видеофрагмент на экране) Учитель: Итак, тема нашего сегодняшнего занятия – прерафаэлиты. Или Братство прерафаэлитов, как они предпочитали определять себя сами. Вот это слово – «братство» - уже своего рода повод к размышлениям… | Название темы на экране (презентация, слайд1-видеофрагмент) Эпиграф: | Учащиеся знакомятся с опорным конспектом. Эпиграфом урока |
2. | 1мин./3 | Завязка | Введение в проблематику урока Мозговой штурм | Вопрос учителя: -Для какой эпохи характерно понятие братства мастеров? -ответы учащихся Учитель: «Братствами» именовались средневековые гильдии мастеров, монашеские и рыцарские ордена, тайные эзотерические группы.. P.R.B (Pre-Raphaelite Brotherhood) – так подписаны многие ранние полотна прерафаэлитов…( слайд6) Вопрос учителя:Что здесь не указано? -Ответы учащихся: отсутствует имя художника Учитель: Правильно. Т.е., речь идёт о мистической общности посвященных, тяготеющей к анонимности и тайне. P.R.B Аббревиатурная подпись тоже дань средневековой и пост-средневековой традиции: так в начале 17-го века помечали свои послания розенкрейцеры - адепты тайного «Ордена Розы и Креста»… Мистицизм, анонимность, инициические практики, - всё это характеристики средневековой культуры. | презентация слайды презентация слайды 2-6 | Учащиеся отвечают на вопрос учителя, выявляют родство братства с культурой средневековья, слушают пояснения учителя |
3. | 3-4 мин./6-7 | Подготовка к основному этапу. 1 минута | Постановка проблемы | Англия середины XIX в. (первый манифест прерафаэлитов датирован 1837 г.) это самая не-средневековая страна, какую только можно помыслить. Это викторианская эпоха (в 1837-м на престол восходит королева Виктория). Всё то, что мы ассоциативно связываем с образом англичанина: чопорность, прагматизм, скрупулезное следование бытовому ритуалу, - это всё наследие викторианской эпохи. Это торжество буржуазных ценностей: цивилизация, прогресс, пуританская мораль. Религия? Только внешняя религиозность, диктуемая соображениями благопристойности и здравомыслия. Ну, откуда тут взяться средневековью, с его страстями, с его мистическими озарениями!? Неудивительно, что английская критика первоначально была настроена к прерафаэлитам недружественно. Некоторое подобие признания они получили лишь после того, как их идеи поддержал один из ведущих английских искусствоведов того времени Джон Рёскин… И, как это часто бывает, Братство, обретя академический лоск, фактически распалось в 1855 г. («Круглый стол отныне распущен», - так о распаде группы писал один из ее лидеров Данте Габриэль Россетти). Ключевыми фигурами в «Братстве» были уже упомянутый Россетти, Уильям Холмен Хант, Джон Эверет Миллес… Ко «второму поколению» прерафаэлитов исследователи относят Уильяма Морриса, Джона Уотерхауса, Артура Хьюза и Эдварда Бёрн-Джонса. Наконец, поскольку многие из прерафаэлитов были не только художниками, но и поэтами (в первую очередь, Россетти и Моррис) нужно упомянуть об авторах, никакого формального отношения к Братству не имевших, но по сути дела реализовывавших ту же эстетическую модель: это два поэта Альфред Теннисон и Алджернон Чарльз Суинберн… Правомерный вопрос: отчего прерафаэлиты, в картинах которых современный зритель не обнаружит никакого особенного эпатажа, были сочтены в свое время «бунтарями», «ниспровергателями авторитетов», чуть ли не «провокаторами»? Постараемся на него ответить, посмотрев полотна художников и сравнив их с иными явлениями в живописи. Визуальный ряд художников.(6-8 слайдов) А теперь попробуем определить какой из трех светских (не религиозных) образов интонационно ближе №3, т. работе Росетти. Задание на исключение «лишнего». Выявление родства с Боттичелли. Ответы учащихся, что ближе Боттичелли. Учитель: Тут нужно отметить важный нюанс. В XIX в. эталонный образ художника это Рафаэль. О том же Леонардо да Винчи говорят куда сдержанней. Поэтому усомниться в абсолютном величии Рафаэля, в абсолютной ценности Высокого Возрождения в целом, крайне проблематично. «Пре-рафаэлиты», - т.е., «до Рафаэля», «прежде Рафаэля». Эстетический ориентир «Братства»-это Ранее Возрождение.Художественная традиция Джотто, Фра Беато Анджелико, Беллини и, конечно, Боттичелли. По сути дела, это означает возвращение к живописи кватроченто, отчасти к воспроизведению на холсте элементов фресковой живописи. Отсюда частичный отказ светотеневой моделировки - известно, в 1847 году Россетти купил тетрадь, где Уильям Блейк критиковал светотень и противопоставлял ей «тяжелую и жесткую линию», «аполлонический контур», восходящий к египетскому и древнегреческому искусству и унаследованный Боттичелли. | презентация слайды 7-24 | Учащиеся фиксируют информацию в опорном конспекте, выполняют задание на выявление преемственности творчества прерафаэлитов ( подбор пары к работе Росетти «Портрет Джейн Моррис с волосами Лиззи Сиддл», выбирают правильный ответ из предложенных вариантов. |
4 | 2 мин./-8-10 | Основной этап Промежуточная рефлексия | Развитие умения работы с художественным текстом, воспринимать произведения, фиксировать свои ощущения и ассоциции по поводу произведений искусства делать выводы, умения работать в группе, слушать собеседника, выссказывать свое суждение | Отсюда же своеобразная техника прерафаэлитов. Художники XIX в. поверх загрунтованного холста наносили темно-коричневый пигмент, затемнявший и смягчавший колорит. Так создавались картины, выдержанные в теплой коричневой гамме, с контрастными световыми эффектами, получаемыми путем добавления белил. Прерафаэлиты начали писать по белому грунту, получая чистые прозрачные цвета. Чёткий контур, чистый цвет, подчеркнутая детализация изображения, Учитель: Какой эффект? Какие ощущения? Зафиксируйте из отдельными словами, словосочетсниями. Видеоряд Учитель обобщает- всё это в итоге даёт тот эффект «искусственности», отрешенную холодность, по которой безошибочно опознаются работы Россетти, Ханта, Миллеса. | Презентация слайды 25-32 | Учащиеся фиксируют свое восприятие работ прерафаэлитов- промежуточная рефлексия по поводу произведений искусства |
5 | 4 мин./12-14 мин. | Основной этап Часть 1 | Выявление истоков прерафаэлитизма | К слову о детализации: прерафаэлиты подчеркивали реализм, лежащий в основе их метода. Они принципиально писали с натуры и абсолютизировали натуру. Например, однажды Хант для того чтобы изобразить цветы вырыл яму в человеческий рост и писал стоя в ней, так чтобы эти самые цветы располагались на уровне глаз… Широко известна история, связанная с созданием одного из самых известных полотен прерафаэлитов, - «Офелии» Миллеса. Живописец, дабы не упустить ни единой детали, заставлял натурщицу, послужила любовница Данте Габриэля Россетти, поэтесса Элизабет Сиддал, по несколько часов в день лежать в наполненной ванне… Дело было зимой и закончилось чахоткой. Отметим еще несколько художественных традиций, лежащих в основе прерафаэлитизма. Помимо Раннего итальянского Возрождения, это еще и северный Ренессанс. Не Босх, разумеется, и не Брейгель а Ван Эйк (Россетти не единожды упоминает его знаменитую «Чету Арнольфини), Мемлинг (у него прерафаэлиты заимствуют интерес к символике цветов), Гуго Ван дер Гус… Маньеризм – в силу тяготения к детализированности, «выписанности» образов. Отдельно нужно упомянуть литературные влияния. Вообще идея «синтеза искусств», характерная и для средневековья, виделась живописцам Братства едва ли не центральной. Тот же Россетти не просто писал стихи, но создавал такие двухчастные художественные конструкции: картина + стихотворение по изображенному сюжету. В средневековой традиции это называется «эмблемата». Эмблемата обладала трехчастной структурой (motto – девиз, symbolon – изображение, subscriptio – пояснительное стихотворения), Задание на завершение эмблематы к картине Раскрою секрет: случае с некоторыми работами прерафаэлитов («Се раба Господня» Россетти, «Свет миру» Ханта и т.д.) сами названия картин, данные в качестве прямой речи, обращения или императива, близки к «девизному» звучанию… Так вот о литературной традиции у прерафаэлитов. Во-первых, это Шекспир. Прерафаэлиты начали с того, что составили внушительный «Список Бессмертных» на четыреста с лишним имен… Бессмертием «по высшему разряду» наделили двоих – Христа и Шекспира. Именно прерафаэлиты открывают английской культуре Уильяма Блейка. От Блейка художники Братства перенимают идею «синтеза искусств» (Блейк, как вы помните из курса прошлого года, был философом, поэтом, и художником-гравёром), изощренный мистицизм и инфернальность в трактовке женских образов. Наконец, еще один чрезвычайно ценимый прерафаэлитами автор – Джон Китс, родоначальник английского романтизма и эстетизма. Если помните, мы разбирали его стихотворение «Ода греческой вазе» и пришли к такому выводу: поэзия по Китсу – это неподвижность прекрасного, это мир, из которого изъято движение, а следовательно и длящееся время… Вот эту «бездвижную» мертвенно-совершенную вечность мы обнаружим и у прерафаэлитов. | Презентация слайды 33-41 | Учащиеся фиксируют свое восприятие работ прерафаэлитов- Учащиеся выполняют рефлексивное творческое задание по завершению девизом эблематы к картине Росетти «Прозерпина», слушают сообщение учителя, фиксируют информацию в бланке опорного конспекта. |
6 | 15 мин./29 | Основной этап Часть 2 | Анализ картин прерафаэлитов | Вернемся к «Благовещению» Росетти.. «Благовещение» и «Beata Beatrix» («Беатриче благословенная»)… Формально не составляя диптих, эти полотна всё же отчасти созвучны. «Благовещение», как вы знаете, один из классических сюжетов ренессансной живописи.
-В чем содержание данного евангельского сюжета? -Для сравнения рассмотрим 2 картины: Леонардо да Винчи, Боттичелли и Росетти. В чем различие в трактовке сюжета. Наводящий Какова Реакция Марии на весть архангела Гавриила? Учитель: Итак, Россетти отступает от канонического прочтения библейской сцены: вместо смиренной радости Девы Марии, внимающей вести архангела, мы видим испуг – едва ли не ужас – в глазах девочки-подростка… Подчеркивая этот психологический акцент, живописец вольно обходится с каноном изображения евангельских персонажей: заменяет синеголубой цвет одеяния Богоматери на белый: богорождение еще не свершилось, алый (символический цвет архангела Гавриила) тоже дан отдельно: Божественный посланец еще не узнан… Живописец обыгрывает двойной символизм лилии:это одновременно и девство Марии, и траур, знаменующий смерть Спасителя. Прядильный стан на первом плане, - это указание на «благочестивый труд» девичества и «станок ангелов» (ткацкого либо токарного), детали которого выполнены в виде орудий крестных мук Христа (столб для бичевания, кнут, педаль в виде креста, копье). Т.е., на картине представлена и весть о богорождении, и весть о смерти. «Beata Beatrix» - эта, вероятно, самая известная работа Россетти. Название адресует нас к теме умершей мистической возлюбленной, к «Божественной Комедии» и «Новой жизни» Данте Алигьери. По поводу своей картины сам Россетти писал: «Глядя на эту картину, важно помнить о том, что она призвана не изображать смерть, но заменять её формой транса, в состоянии которого Беатриче, словно парящая на балконе над городом, неожиданно оказывается вознесённой с Земли на Небо»… В картине можно выделить несколько символических уровней. К биографическому можно отнести ласточку, приносящую Беатриче цветок мака – опийная настойка входила в состав лауданума, от передозировки которого умерла Элизабет, изображение самого Россетти в образе Данте… Второй уровень символизма-«дантовский»: художник изображает флорентийский мост Понта Веккьо и пылающее сердце в руках ангела на заднем плане – один из символов тайного общества Fideli d’Amore («Верные Любви»), с которым был связан автор «Божественной Комедии»… Сама многоуровневая символическая структура, лежащая в основе творческого метода прерафаэлитов, также восходит к Данте, к излагаемой им в трактате «Пир» доктрине Фомы Аквинского о четырехсмысленном истолковании Священного Писания (буквальный, аллегорический, моральный и метафизический смыслы)… «Офелия» Джона Эверете Миллеса… Мы уже упоминали историю создания этой картины. Характерен отзыв о ней Сальвадора Дали«Как мог я не поразиться яркому сюрреализму английского прерафаэлитизма»? «Сюрреализм» здесь стоит понимать буквально, как «сверхреализм». Картина перенасыщена деталями, складывающимися в причудливую символическую шифрограмму. Раскинутые руки Офелии – молитвенная поза христианских священномученников Интересен здесь и символизм цветов, восходящий к традиции мастеров Северного Возрождения Ханса Мамлинга и Гуго Ван дер Гууса. Образ Офелии по странному стечению обстоятельств становится одним из лейтмотивов в искусстве 19-го века – начала 20-го века. Его координаты: женственность, безумие, смерть в воде. Французский философ Гастон Башляр в своей работе «Вода и грёзы» комментирует этот образ так: «Повествование о воде – это повествование об умирающей (истекающей) воде. Грёзы рождаются у кромки чистых вод, вод с бесчисленными отражениями, вод, журчащих хрустальной музыкой. Заканчиваются они в глубине печальной и тёмной, в лоне воды, иногда доносящей странный и погребальный шепот. Так грёзы у кромки вод, обретая своих мертвецов, исчезают, подобно утонувшим мирам». Женская офелическая грёза в каком-то смысле оказывается антитезой мужской водной грёзе Одиссея. Волевому стремлению вырваться из колдовской зачарованности, возвратиться домой, вернуть себе собственное «я» здесь противопоставляется иная воля – парадоксальная воля к растворению, безумию, исчезновению… | Презентация слайды 42-50 | Учащиеся фиксируют свое восприятие работ прерафаэлитов, отвечают на вопросы по пройденному материалу, фиксируют свои ощущени- промежуточная рефлексия. |
5 | 2 мин./30 | Подготовка развязки | Восприятие рассказа учителя, произведений Росетти | Серия картин Россетти («Лилит», «Пандора», «Астарта Сирийская», «Прозерпина») воспроизводит любопытную закономерность: все эти образы объединены общей темой хтонической женственности (т.е., связи с культами, посвященными земле и подземному миру). Лилит в каббалистической традиции представлена либо в образе первой демонической жены Адама, либо в образе ночного призрака, соблазняющего мужчин, либо в качестве женской пары князя демонов Самаэля… Пандора, согласно греческому мифу, жена титана Эпиметея, также связанного с магическими силами земли. Астарта (или Ашера) – суть греческая версия ассирийской богини Иштар; ключевая мифологема, связанная с ней – путешествие Иштар в мир мёртвых. Наконец, Прозерпина или (в греческой версии Персефона) жена Аида - владыки подземного царства… | Презентация слайды 51-55 | Учащиеся фиксируют свое восприятие работ прерафаэлитов, отвечают на вопросы по пройденному материалу, фиксируют свои ощущения- промежуточная рефлексия. |
6. | 1мин./32 | рефлексия | Формулировка вывода об идеале женской красоты прерафаэлитов | Как бы Вы охарактеризовали такой тип женской красоты? Ответы учащихся Учитель: А может быть «женщина-вамп»? (если вспомнить о том, что именно викторианская эпоха – время действия знаменитых романов Брэма Стокера «Леди в саване» и «Дракула»)… Вампир –сущность, обреченная вечно пребывать между двумя мирами – миром живых и миром мёртвых. А чувственность героинь Россетти -это синтез смерти как абсолютной недостаточности бытия, и любви как вечной неутолённости желания. | Презентация слайды 56-59 | Учащиеся формулируют особенности идеала прерафаэлитов- рефлексия. |
2мин./33-34 | Развязка | последействие | Но вернёмся к отвергаемому прерафаэлитами Высокому Возрождению. Это ведь, в первую очередь, всё же Флоренция, круг Лоренцо Медичи Великолепного, духовной идеологией которого был неоплатонизм. Платон в «Пире» излагает учение о двух Афродитах: небесной Афродите Урании и Афродите Пандемос, т.е., «простонародной», «вульгарной». Две афродиты- две любви- земная и небесная, как у Тициана. А вот пеннорождённая богиня, которую мы видим у столь значимого для прерафаэлитов Ботиччелли, старше их обеих, старше олимпийских богов, старше установленной этими богами космической упорядоченности… И, если мы не обманемся её чарующим образом, если останемся в строгих границах мифологической логики, мы будем принуждены к парадоксальному выводу: эта прекрасная Афродита - древнее чудовище плоть от плоти титанов и предвечного Хаоса. Это, в общем-то именно то, что зовётся бездной. Взгляд в бездну, как известно, зачаровывает, и эта зачарованность составляет побуждение искусства. | Видеофрагмент №2 слайд 60-64 | Учащиеся смотрят видеофранмент- последействие | |
7. | 1мин. /35 | Постановка домашнего задания | Те, кто заинтересовался данной темой, могут выполнить творческую работу по созданию видеоклипа по картинам и поэзии прерафаэлитов, либо проект, по совместно с учителем сформулированной проблеме. | - | Индивидуальная работа дома. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 8 классе на тему: "Понятие об образе- символе" (по произведению В.М.Гаршина"Красный цветок")
Этот урок раскрывает образ-символ красный цветок как мировое зло. Учащиеся учатся анализировать текст, понимать его идейно-тематическое значение через образы-символы....
Урок математики в 6 классепо теме «Нахождение числа по его дроби»
Сценарий урока математики в 6 классе по теме «Нахождение числа по его дроби» Бузина Галина Владимировна Учитель математики высшей категории МКОУ «СОШ №13» Цель урока: обес...
План - коспект урока по трудовому обучению в 6 классепо теме "Обработка нагрудника с одновременным втачиваним бретелей."
План коспект урока по обработке нагрудника . повторение домашенго задания , новый материал, практическая работа....
Урок алгебры в 9 классепо теме: "Прогрессии."
Арифметическая и геометрическая прогрессии одна из важных тем алгебры 9 класса.Она имеет широкое применение в деятельности человека, связывает математические объекты с практикой. Учителю нужно д...
Worksheet к технологической карте урока в 4 классепо теме "Что ты можешь узнать в зоопарке?"
Раздаточный материал к уроку в 4 классе...
Урок чтения во 2 классепо теме: " Р. Р. Сеф: " Пятёрка".
Материал содержит разработку урока чтения по теме: " Р. Р. Сеф: " Пятёрка"...
урок в 6 коррекционном классепо теме "Нахождение числа по его части"
урок математики в 6 классе коррекции (зпр 7 вида)...