Рабочая программа по МХК 11 класс
рабочая программа по мхк (11 класс) на тему
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса базового уровня составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре, программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы . - Автор: Данилова Г.И. – Москва: Дрофа, 2009 год., учебного плана МОУ «Калитинской СОШ». Учебник: Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - Москва: «Дрофа», 2009 год. Автор: Данилова Г. И.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа на обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне в 11 классе из расчета 1 учебный час в неделю. По учебному плану школы на изучение МХК в 2014-2015 учебном году отводится 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на изучение курса МХК в 11 классе универсального профиля МОУ «Калитинской СОШ» в течение 34 часов учебного времени, количество учебных часов в неделю – 1. К данной рабочей прорамме составлено развернутое календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_mkhk_11_klass.docx | 88.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Калитинская средняя общеобразовательная школа Волосовского района Ленинградской области
«Рассмотрено» Руководитель МО ____________ Можаева Т.К. Протокол № ____________ «____»____________2014 г. | «Согласовано» Зам. директора школы по УВР МОУ «Калитинская СОШ» __________ Мартьянова О.В. «____»____________2014 г. | «Утверждено» и.о. директора МОУ «Калитинская СОШ» ____________ Пеххо Е. Б. Приказ № ___ от «___»__________2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по мировой художественной культуре
11 класс
базовый уровень
учитель технологии и МХК
1 квалификационной категории
Мартьянова О.В.
2014 - 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа. Рабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре, программы общеобразовательных учреждений предмета МХК под редакцией Г.И.Даниловой, учебного плана МОУ «Калитинской СОШ». Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и определяет последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, определяет минимальный набор практических задач, выполняемых учащимися.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа на обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне в 11 классе из расчета 1 учебный час в неделю. По учебному плану школы на изучение МХК в 2014-2015 учебном году отводится 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на изучение курса МХК в 11 классе универсального профиля МОУ «Калитинской СОШ» в течение 34 часов учебного времени, количество учебных часов в неделю – 1.
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения; календарно-тематическое планирование. В курс 11 класса входят темы: «Художественная культура XVII-XVIII вв.», «Художественная культура XIX в.» , «Художественная культура XX вв.»
Общая характеристика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Цель программы:
Воспитание художественно-эстетического вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала личности, осознание нравственных ценностей и идеалов.
Задачи реализации:
- освоение знаний о мировой художественной культуре, единстве, многообразии и национальной самобытности культур, важнейших закономерностях смены культурно-исторических эпох, развитии стилей и направлений в искусстве, создание целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе, дальнейшее освоение широкого круга явлений отечественного искусства с позиций диалога культур;
- овладение умениями анализировать художественные явления мирового искусства,
- воспринимать и оценивать художественные достоинства произведений искусства;
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, их образного и ассоциативного мышления.
Образовательные цели и задачи курса
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
- формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
- постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
- освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
- знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
- интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели задачи курса
- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
- способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Развивающие цели и задачи курса
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
- развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- владеть основными формами публичных выступлений;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
- Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстративным материалом, демонстрируемым с помощью мультимедийных средств.
- Частично-поисковый, основанный на использовании знаний о музыке, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.
- Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.
Основные формы и виды организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных и компьютерных технологий, аудио- и видеоматериалов.
Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
- исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению программы;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Типы урока
- Урок усвоения нового материала.
- Повторительно-обобщающий урок.
- Урок закрепления изученного материала.
- Урок обобщающего контроля
- Комбинированный урок
Формы организации работы учащихся:
- Индивидуальная.
- Коллективная:
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии
Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся). Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также, личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.
В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии:
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Разноуровневое обучение;
- Обучение в сотрудничестве (групповая работа);
- Здоровьесберегающие технологии.
Интеграция традиционной, игровой, компьютерной технологий и развивающего обучения.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Виды деятельности учащихся
- Устные сообщения;
- Обсуждения;
- Работа с источниками;
- Доклады;
- Защита презентаций;
- Творческая работа;
- Викторина;
- Рефлексия.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» соответствуют «Требованиям к уровню подготовки выпускников», что полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Предметными результатами занятий по курсу «МХК» являются:
- формирование основ эстетических потребностей;
- развитие толерантных отношений к миру;
- актуализация способностей воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую мировой культур;
-развитие навыков оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры;
-организация личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
- сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Личностные результаты. В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, сопоставлять и распознавать.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся
Виды контроля
- вводный;
- промежуточный;
- текущий;
- тематический;
- итоговый.
Методы контроля
- письменный;
- устный.
Формы контроля
- тесты;
- зачеты;
- устный опрос;
- опрос в парах;
- творческие работы.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных тем, разделов, так и всего курса МХК в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
85 % и более | отлично |
84-70% | хорошо |
51-69%% | удовлетворительно |
менее 50% | неудовлетворительно |
- Тестовые работ по выполнению текущего контроля предлагается ученикам в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки выпускников.
Задания с выбором ответов.
Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.
Задания на соответствие.
Задания на установление взаимосвязей.
Заполнение сравнительных таблиц.
Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.
Задания с использованием рисунков и схем.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей; - «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала);
- «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
-отказался отвечать на вопросы учителя.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Количество тестовых (проверочных) работ | Количество контрольных (зачетных) работ |
1 | Художественная культура XVII-XVIII веков | 14 ч. | 4 | 1 |
2 | Художественная культура XIX века | 9 ч. | 3 | 1 |
3 | Художественная культура ХХ века | 11 ч. | 3 | 1 |
| Итого: | 34 часа | 10 | 3 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения ученик должен:
знать/понимать:
- особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства;
- ценность художественного образования как средства развития культуры личности.
уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества;
- работы с ИКТ в мини-группах;
- поиска информации в области искусства из различных источников.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ и СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Учебно-методический комплекс
Программа | Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы . - Автор: Данилова Г.И. – Москва: Дрофа, 2009 год. |
Учебник | Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - Москва: «Дрофа», 2008 год. Автор: Данилова Г. И. |
Учебно-методические пособия для учителя | 1.Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» - Москва, «Дрофа», 2009год . Автор : Данилова Г.И., 2.« Мировая художественная культура» ЗАО « ИНФОСТУДИЯ ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И. (эл. пособие.) |
Дидактические материалы | Электронные пособия: « Учимся понимать живопись», « Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», мультимедийные презентации по темам программы |
Образовательная программа «Путь в изобразительное искусство». Столяров Б.А. Язык изобразительного искусства. Мультимедийный учебный курс. – ООО «Компания Гиперметод» | |
Образовательная программа «Путь в изобразительное искусство». Столяров Б.А. Жанры живописи. Мультимедийный учебный курс. | |
Образовательная программа «Путь в изобразительное искусство». Столяров Б.А. Стили в архитектуре и изобразительном искусстве. Мультимедийный учебный курс. – ООО «Компания Гиперметод» | |
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. - 2007 | |
Русский музей – электронная библиотека. – ООО «Бизнессофт», 2005 | |
5000 шедевров рисунка. ДиректМедиа, ЗАО «Новый диск». - М., 2008 | |
Путешествие в прекрасное. – Видеостудия «Кварт» |
Литература:
1 | Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М., Дрофа, 2004. |
2 | Современный урок: Мировая художественная культура: Методические рекомендации в помощь уителю/под ред. Л.М.Ванюшкиной. СПб.: КАРО,2009. |
3 | Разумовская, О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды/ О.К. Разумовская. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176 с. – (Методика). |
4 | Неменский Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. - М. 1987. |
5 | Мировая художественная культура: дополнительные материалы к урокам / авт.-сост. О.Е.Наделяева. – Волгоград: Учитель, 2009 |
6 | Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение, 2006 |
7 | Рыбакова О.Ю. Азбука искусств: методы преподавания курса МХК. – Волгоград: «Панорама», 2006 |
8 | Столяров Б.А. Язык изобразительного искусства. Учебный курс. – СПб., 2004 |
9 | Столяров Б.А. Жанры живописи. Учебный курс. – СПб., 2004 |
10 | Столяров Б.А. Стили в архитектуре и изобразительном искусстве. Учебный курс. – СПб., 2008 |
11 | Художественно-эстетическое воспитание в школе: структура, программы, опыт работы / авт.-сост. Т.Н.Назарова. – Волгоград, Учитель, 2009 |
12 | Терещенко А.В.История культуры русского народа. – М.: Эксмо, 2007 |
13 | Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и И.Эфрона. – М.: Эксмо; Форум,2007 |
14 | 50 великих русских художников / Ю.А.Астахов. – М.: Белый город, 2008 |
15 | Образовательная программа «Путь в изобразительное искусство». Столяров Б.А. Язык изобразительного искусства. Мультимедийный учебный курс. – ООО «Компания Гиперметод» |
16 | Образовательная программа «Путь в изобразительное искусство». Столяров Б.А. Жанры живописи. Мультимедийный учебный курс. |
17 | Образовательная программа «Путь в изобразительное искусство». Столяров Б.А. Стили в архитектуре и изобразительном искусстве. Мультимедийный учебный курс. – ООО «Компания Гиперметод» |
18 | Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. - 2007 |
19 | Русский музей – электронная библиотека. – ООО «Бизнессофт», 2005 |
20 | 5000 шедевров рисунка. ДиректМедиа, ЗАО «Новый диск». - М., 2008 |
21 | Путешествие в прекрасное. – Видеостудия «Кварт» |
22 | Музыкальная коллекция «Шедевры мировой классики» - 30 аудиокассет + журналы |
23 | Художественно-эстетическое воспитание в школе: структура, программы, опыт работы / авт.-сост. Т.Н.Назарова. – Волгоград, Учитель, 2009 |
24 | Полякова Т.Н. Театрально-игровая деятельность в творческом развитии учителя. – СПб.: СПбАППО, 2009 |
25 | Полякова Т.Н. Театр и педагогическое образование: развитие творческой личности. – СПб.: СПбАППО, 2009 |
26 | Формы и методы театрально-игровой деятельности: практика применения в непрерывном образовании: учебно-методическое пособие / под ред.Т.Н.Поляковой. – СПб.: СПбАППО, 2009 |
27 | Мировое искусство (Иллюстрированная энциклопедия: Направления и течения от импрессионизма до наших дней)/Сост. И.Г.Мосин. – Спб: ООО «СЗКЭО», 2008 |
28 | Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008 |
Мультимедийные средства и Интернет-ресурсы
1.Коллекция «Мировая художественная культура» http://artclassic/edu.ru
2.Музыкальная коллекция http://music.edu.ru
3.Архитектура России http://www.archi.ru
4. «Культура России» http://www.russianculture.ru
5. Музеи России http://www.museum.ru
6.Antiqua- энциклопедия древнегреческой и римской мифологии http://www.greekroman.ru
7.Archi-tec.ru– история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура http://www.archi-tec.ru
8. ARHTYX.ru. Всеобщая история искусств.http://www.artyx.ru
9. Belcanto.Ru– в мире оперы.http://www.belcanto.ru
10. Классическая музыка http://www.classic-music.ru
11. Мировое искусство http://www.world.art
12.Архитектура Москвы: материалы для занятий по москововедению http://e-project.ru/mos/
13. Виртуальная картинная галерея Александра Петрова.http://petrov-gallery.narod.ru
14. Виртуальный каталог икон.http://www.wco.ru/icons/
15. Виртуальный музей живописи http://www.museum-online.ru
16. Виртуальный музей Лувр.http://louvre.historic.ru
17. Государственный Русский музей.http://www.rusmuseum.ru
18. Государственная Третьяковская галерея.http://www.tretyakov.ru
19. Государственный Эрмитаж. http://www.hermitagemuseum.org20 .
20. Древний мир. От первобытности до Рима. Электронное приложение к учебнику по МХК.http://www.mhk.spb.ru
21. Замки Европыhttp://www/castles.narod.ru
22. Импрессионизм http://.impressionism.ru
23. История изобразительного искусства.http://www.arthistory.ru/
24. Московский Кремль:виртуальная экскурсия.http://www.moscowkremlin.ru
25. Музеи Московского Кремля.http://www.kremlin.museum.ru
26.Народы и религии мира.http://www.cbook.ru/peoples/
27. Репин Илья Ефимович.http://www.ilyarepin.org.ru
28. Российская история в зеркале изобразительного искусства.http://www.sgu.ru/rus_hist/
29. Современная мировая живопись.http://www.wm-painting.ru
30. Энциклопедия Санкт-Петербурга.http://www.encspb.r
31. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Оборудование и приборы
- Компьютер. 2.Экран. 3.Колонки. 4. м/м проектор
Календарно-тематическое планирование МХК в 11 классе на 2014-2015 учебный год
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Сроки | Планируемые результаты. Требования стандарта. Базовый уровень | Содержание ФК ГОС | Формы контроля | |
I. Художественная культура XVII- XVIII вв. (14 ч.) | |||||||
1-2 | Стилевое многообразие искусства XVII- XVIII в.в | 2 ч | Знать художественные стили и направления в искусстве Уметь разграничивать понятия «стиль» и «историческая эпоха». Знать отличительные черты маньеризма | Знать историю проведения конкурса на создание восточного фасада дворца Лувра в Париже | Стартовый контроль - тест | ||
3 | Архитектура барокко | 1ч | Знать характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского, русского барокко, Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | Знать происхождение термина «барокко», главные темы искусства барокко Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. | Устный опрос | ||
4 | Изобразительное искусство барокко | 1ч | Знать особенности живописи барокко, основную тематику Уметь узнавать изученные произведения. | Знать особенности живописи и скульптуры барокко, основную тематику; основные этапы творческой биографии П. Рубенса и Л.Бернини. Уметь узнавать изученные произведения | Опрос в парах – анализ картины | ||
5 | Классицизм в архитектуре Западной Европы | 1ч | Знать характерные черты архитектуры классицизма Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. | Знать происхождение термина «классицизм». Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. | Устный опрос анализ архитектурного произведения | ||
6-7 | Шедевры классицизма в архитектуре России. | 2ч | Знать шедевры классицизма в архитектуре России Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. «Архитектурный театр» Москвы: В.И. Баженов и М.Ф. Казаков | Знать особенности архитектуры классицизма в России, основные этапы творческой биографии В.И. Баженов и М.Ф. Казаков Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | Видеотест, анализ архитектурного произведения | ||
8 | Изобразительное искусство классицизма и рококо | 1ч | Знать шедевры изобразительного искусства классицизма и рококо Уметь узнавать изученные произведения. | Знать происхождение термина «рококо», главные темы искусства рококо Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. | Устный опрос | ||
9 | Реалистическая живопись Голландии | 1ч | Знать многообразие жанров голландской живописи и её знаменитых мастеров Уметь узнавать изученные произведения | Творчество Вермера, Рембрандта, бытовой жанр голландской живописи, портретная живопись, пейзажи и натюрморты великих голландцев | Устный опрос | ||
10-11 | Русский портрет XVIII в. | 2ч | Знать шедевры русских портретистов Уметь узнавать изученные произведения | Знать шедевры и основные этапы биографии русских портретистов Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой | Опрос в парах – анализ портрета; , тест | ||
12 | Композиторы Венской классической школы | 1ч | Знать разнообразие наследия Венской классической школы Уметь узнавать изученные произведения | Глюк – реформатор оперного стиля, симфонии Гайдна, музыкальный мир Моцарта, музыка Бетховена | аудиотест | ||
13 | Театральное искусство XVII – XVIII вв. | 1ч | Знать шедевры театрального искусства XVII – XVIII вв. Уметь узнавать изученные произведения | Знать особенности западноевропейского театра барокко цели и задачи, пути развития. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. | Устный опрос, анализ музыкального произведения | ||
14 | Контрольная работа по теме «Художественная культура 17-18 веков». | 1ч | Контрольная работа №1 | ||||
Художественная культура XIX века (9 ч.) | |||||||
15 | Романтизм. | 1ч | Знать особенности художественного стиля Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | Знать национальное своеобразие романтизма в искусстве разных стран, значение романтизма для дальнейшего развития МХК. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | Устный опрос | ||
16 | Изобразительное искусство романтизма | 1ч | Знать шедевры изобразительного искусства романтизма Уметь узнавать изученные произведения | Знать шедевры изобразительного искусства романтизма, основную тематику, основные этапы творчества художников. Уметь узнавать изученные произведения | видеотест | ||
17 | Реализм – художественный стиль эпохи | 1ч | Знать особенности художественного стиля Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | Знать художественные принципы реалистического искусства, связь и отличие романтизма. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | Устный опрос- анализ картины | ||
18 | Изобразительное искусство реализма | 1ч | Знать шедевры изобразительного искусства реализма Уметь узнавать изученные произведения | Интерес к жизни человека простого сословия, творчество Курбе, Венецианова и других мастеров реализма | видеотест | ||
19 | «Живописцы счастья» (художники-импрессионисты) | 1ч | Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К. Моне. Жизнь и Человек в произведениях Э. Дега, О. Ренуара. | Картины Э. Мане – решительный вызов признанному искусству. Соратники и единомышленники Э. Мане. Поиски новых путей в живописи. Отличие от романтиков и реалистов, повышенный интерес к современности | Творческая работа | ||
20 | Многообразие стилей зарубежной музыки | 1ч | Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза. Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля. | Музыка как выражение эмоциональной сущности бытия. Идея синтеза искусств и особая, универсальная роль музыки. Расширение границ словесной и музыкальной изобразительности в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена и Г. Берлиоза. Создание программной музыки романтизма. Связь музыки с произведениями изобразительного искусства. | Устный опрос- анализ музыкального произведения | ||
21 | Русская музыкальная культура | 1ч | Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки»: М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Многообразие творческого наследия П. И. Чайковского. | Русская музыка XIX в. – яркая и блистательная эпоха в развитии музыкальной культуры. Героико-патриотический дух русского народа в оперном творчестве М. И. Глинки. Опера «Жизнь за царя», ее историческая основа, глубина проникновения в суть русского характера, особая роль хора в организации сценического действия Опера-сказка «Руслан и Людмила» как обобщенное отражение национальных представлений о сущности жизни, добре и зле. | тест | ||
22 | Пути развития западноевропейского театра | 1ч | «Порывы духа и страсти души» в театре романтизма. В. Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. «Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма. Реализм и символизм в национальном драматическом театре | «Порывы духа и страсти души» в театре романтизма. В. Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. «Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма. Реализм и символизм в национальном драматическом театре | Устный опрос | ||
23 | Русский драматический театр. Зачет по теме «Художественная культура 19 века» | 1ч | Русский театр романтизма и его знаменитые актеры (П. С. Мочалов и В. А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги. М. С. Щепкин — выдающийся актер и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А. Н. Островского. Особенности театра А. П. Чехова. Рождение МХТ | Театр романтизма. Разрушение Водевиль как наиболее популярный жанр русского театра, его характерные особенности. | Зачет – эссе. | ||
Художественная культура ХХ века (11 ч.) | |||||||
24 | Искусство символизма | 1ч | Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и аллегория в искусстве. Символ и миф в живописи. Символизм в творчестве М. А. Врубеля и В. Э. Борисова- Мусатова | Непримиримый конфликт с искусством реализма и натурализма, общие черты с эстетикой романтизма. «Манифест символизма» Ж. Мореаса. Идея двойственности мира — основа искусства символизма. Художник как посредник между миром видимым и невидимым. Учение Платона и его интерпретация понятия «символ». Символ в искусстве. Обращение к художественным метафорам и аллегориям, общность и различие между символом и аллегорией | Устный опрос | ||
25 | Триумф модернизма | 1ч | Модерн — «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства. | Стремление выразить красоту окружающей природы с помощью декоративной и динамичной линии. Орнаментальность стиля модерн. Э. Гимар как представитель флорального модернизма. «Стиль метро» в архитектуре парижского метрополитена. Интерес художников к экзотике Востока и традициям японского искусства. Синтез искусств как основная идея эстетики модернизма. Ее практическое воплощение в творчестве Анри анн де Велде. Функциональность, ориентированность на использование и применение в быту — характерная примета стиля модерн | Творческая работа | ||
26 | Архитектура: от модерна до конструктивизма | 1ч | Идеи и принципы архитектуры начала XX в. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер. Архитектурные достижения России. Творчество Ф. О. Шехтеля. Модерн как основа для формирования и развития архитектуры конструктивизма | Идеи рационализма и конструктивизма и их воплощение в произведениях зодчества. Интернациональный характер функциональной архитектуры. Использование новых материалов и новых технологий. Модерн в архитектуре как новая качественная ступень в ее развитии. Роль декоративного оформления фасадов и интерьеров зданий (вит ражи, панно, скульптура, кованое гнутое железо, узорная керамическая плитка, ткани). Органическое единство архитектуры с окружающей средой | Опрос в парах | ||
27 | Стили и направления зарубежного изобразительного искусства | 1ч | Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. ФовизмА. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С.Дали | Разнообразие художественных направлений изобразительного искусства. Программность искусства XX в (манифесты и декларации художников) Мастера зарубежной живописи. Фовизм А. Матисса. «Чистота художественных средств» как исходная позиция фовизма. Особенности живописной манеры, задачи творчества (эссе «Заметки художника»). Противопоставление живительных сил природы машинной цивилизации. Мир как образец гармонии и счастливого бытия человека. «Солнечные полотна» в жанре портрета, интерьера, натюрморта и пейзажа. | Тест или анализ картины | ||
28 | Мастера русского авангарда | 1ч | Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова. В. Татлин — основоположник живописного конструктивизма | Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова. В. Татлин — основоположник живописного конструктивизма | видеотест | ||
29 | Зарубежная музыка XX в. | 1ч | Музыкальный мир XX в., разнородность его стилей и направлений. Новые принципы организации музыки. Мастера музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки. Рок-музыка. Мюзиклы Э. Ллойда Уэб-бера. | Музыкальный мир XX в. Стили и направления. Развитие классико-романтической направленности в музыке (на примере творчества Г. Малера). Музыка модернизма. Новые принципы организации музыки: атональность и додекафония. А. Шёнберг как основоположник экспрессионизма в музыке. Композиторы новой Венской школы. Становление национальных школ музыки. | Устный опрос | ||
30 | Русская музыка XX столетия | 1ч | Традиции символизма и романтизм в творчестве А. Н. Скрябина. Многообразие творческого наследия С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравинского. Творчество С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и А. Г. Шнитке | Традиции романтизма и символизм в творчестве А. Н. Скрябина. Темы-символы в «Поэме экстаза», фортепианных прелюдиях и сонатах. Глубин проникновения в мир человеческих чувств и эмоций. Симфоническая поэма «Прометей» («Поэма огня» — обобщение ранее изученного). Музыкальное творчество С. В. Рахманинова – органичное соединение русских и европейских традиций Красота мелодий, их неповторимы! Образный строй. Создание стиля фортепианной музыки | тест | ||
31 | Русский театр XX в. | 1ч | К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства. Понятие о «системе Станиславского». Театральный авангард В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова. Мастера современного отечественного театра | История развития русского театра 20 века, система Станиславского, творчество Фокина, Мейерхольда, Таирова. Современные театры и их деятельность. | |||
32 | Становление и расцвет мирового кинематографа | 1 ч. | Знать изобретения Братья Люмьер, Ж.Мельес, Д.У.Гриффит. Немое кино: творчество С.М.Эйзенштейна,Ч.С.Чаплина. Авангардизм в кино ХХ века: Л.Бунюэль, Р.Росселлини. Отечественный кинематограф. | Страницы в истории мирового кино. Первые шаги кинематографа. Великий немой, творчество С.М.Эйзенштейна,Ч.С.Чаплина. Киноавангард ХХ века. Выдающиеся режиссетры отечественного кинематографа. | Контрольная работа | ||
33-34 | Защита творческих работ по теме «Художественная культура 19-20 века». | 2ч | Соответствие требованиям к уровню подготовки выпускника. | Обобщение изученного за год, презентация и защита творческих работ | Защита презентаций по темам |
За учебный год: уроков – 34, контрольная работа – 2, зачет – 1, защита презентаций – 1.
Контрольно измерительные материалы.
Класс: 11
Сроки проведения:
Цель проведения: Проверка остаточных знаний умений и навыков за курс 10 класса
Форма проведения: тестовая работа
Задания:
Вариант 1.
А.1. – выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.
а) Триптих
б) Витраж
в) Моза́ика
г) апсида
А.2. . - живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому).
а) Ико́на
б) Фре́ска
в) Витраж
А.3. Архитектор раннего возрождения:
а) Сандро Боттичелли
б) Филиппо Брунеллески
в) Микеланджело Буонарроти
А.4. Вставьте архитектурный стиль «Для архитектуры ……… (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах»
а) Готика
б) Романский стиль
в) Барроко
А.5. Идеал ренессансного «универсального человека»:
а) Сандро Боттичелли
б) Филиппо Брунеллески
в) Леонардо да Винчи
В.1. Расставьте в хронологическом порядке художественные направления
а) реализм
б) романтизм
в) маньеризм
г) классицизм
д) импрессионизм
В.2
С. 1. Назовите стили, в которых выполнены картины под номером 2, 4, 6. Охарактеризуйте каждое из направлений.
С. 2. Раскройте особенности русской дохристианской культуры.
Вариант 2.
А.1. Орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.
а) Фре́ска
б) Триптих
в) Витраж
г) Икона
А.2. Живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников:
а) Микеланджело Буонарроти
б) Хуго ван дер Гус
в) Питер Брейгель-старший
А.3. Кариатида…
а) Древнегреческая богиня
б) Колонна в виде женской фигуры
в) Героиня Древнегреческого мифа
А.4. Вставьте архитектурный стиль: ……… искусство: крестово-купольное строительство, каменное светское строительство – замки и крепости, простота снаружи, внутренняя отделка, портальная символическая скульптура, мощные толстые стены, массивные каменные своды, маленькие узкие окна
а) Готика
б) Романский стиль
в) Барроко
А.5. Один из величайших русских портретистов 18 в.
а) В.Л. Боровиковский
б) М.Ф. Казаков
в) Андрей Рублев
В.1. Расставьте в хронологическом порядке художественные направления
а) рококо
б) барокко
в) классицизм
г) готика
д) романский стиль
В.2
С. 1. Назовите стили, в которых выполнены картины под номером 1, 3, 5. Охарактеризуйте каждое из направлений.
С. 2. Раскройте особенности Петровской реформы в сфере культуры.
Оценивание: Уровень А – 1 балл за каждый правильный ответ
Уровень В – от 1 до 3-х баллов за каждый ответ
Уровень С – от 3 до 5-ти баллов за каждый ответ
Итого максимальное количество возможно набранных балов - 21 баллов.
От 1 до 2 баллов – «2»
От 3 до 8 баллов – «3»
Класс: 11
Сроки проведения: 3 четверть
Цель проведения: Проверка знаний умений и навыков теме: «Художественная культура 19 века».
Задание: напишите эссе на тему: «Живописцы счастья» или художественные искания художников импрессионистов.
Как написать сочинение – эссе.
Эссе ( от лат. еxagium - взвешивание; фр. еssai – попытка, очерк) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, отражающее личные впечатления и соображения по конкретному вопросу или поводу и не претендующее на исчерпывающую трактовку.
1. Определите форму эссе (письмо, слово, открытое письмо, речь, очерк, лекция, беседа, исповедь, дневник)
2. Выберите адресата ( слушатели, аудитория, близкий друг, собеседник, оппонент, воображаемый читатель, и.т.д.
3. Определите характерные примеры, возможные параллели и аналогии, всевозможные ассоциации и уподобления.
4. Продумайте систему художественных и образных средств (символы, сравнения, метафоры, аллегории)
5. Определите жанровую разновидность эссе ( философское, литературное, критическое, историческое, художественное)
Не забудьте учесть основные признаки эссе: небольшой объем. Конкретность темы и ее личное осмысление, свобода композиции, парадоксальность или афористичность, разговорная интонация и лексика.
Класс: 11
Сроки проведения: 4 четверть
Цель проведения: Проверка знаний умений и навыков теме: «Художественная культура ХХ века.».
Форма проведения: Контрольная работа
Задания: Художественная культура ХХ века.»
Вариант 1
1. Сравните творчество Эрих Мария Ремарка и Альберта Камю.
2. Особенности творчества Гюстава Малера
3. Роль Ежи Гротовски в развитии мирового театра.
Вариант 2
1. Раскройте особенности любого музыкального направления 20 века.
2. Сравните творчество Жан Поль Сартра и Бертольда Брехта
3 Роль Антонена Арто в развитии мирового театра.
Вариант 3
1. Роль Питера Брука в развитии мирового театра.
2. Сравните творчество Франца Кафки и Антуана де Сент Экзюпери.
3. . Особенности творчества Арнольда Шёнберга
Вариант 4
1. Сформулируйте основную идею начала 20-го века.
2. Особенности творчества Луи Амстронга.
3. Что нового привнес 20 век в развитие мирового театра?
Вариант 5
1. Сформулируйте основные постулаты экзистенциализма.
2. Биттлз – его роль в развитии музыки 20 века.
3. В чем сходства и различия театра представления и театра переживания?
Критерии оценок.
«5» - Точное и полное выполнение всех заданий.
«4» - Не полные, но правильные ответы, на все вопросы, или невыполнение одного из заданий при точных и развернутых ответах на остальные.
«3» - неточное выполнение трех и более заданий, невыполнение двух заданий при точном выполнении остальных.
«2» - не выполнение трех и более заданий.
От 9 до 15 баллов –«4»
От 16 до 21 баллов – «5»
Приложения
Что можно рассказать о произведении архитектуры.
1. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению.
2. Что вам известно об истории создания архитектурного сооружения и его авторе?
3. Какое воплощение в нем нашла формула Витрувия «Польза. Прочность. Красота»?
4. художественные средства и приемы создания архитектурного образа (симметрия, ритм, пропорции, светотеневая моделировка, масштаб).
5. Принадлежность к виду архитектуры, объемные сооружения ( общественные, жилые, или промышленные), ландшафтная (садово-парковая или малых форм), градостроительная
6. Связь между внешним и внутренним обликом архитектурного сооружения. Как оно вписано в окружающую среду?
7. Использование других видов искусства в оформлении его архитектурного облика.
8. Какое впечатление оно оказывает на ваши чувства и настроение? Какие ассоциации вызывает у вас его художественный образ? Почему?
Как анализировать произведение живописи.
1. Сведения об авторе произведения. Какое место оно занимает в его творчестве?
2. История создания живописного произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции картины.
5. Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма.
6. Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.
7. Каковы ваши личные впечатления от произведения живописи.
Анализ произведения скульптуры.
1. Что вам известно об авторе этого произведения? Какое место оно занимает в его творчестве?
2. История создания скульптурного произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции.
5. Принадлежность к видам скульптуры: монументальная, монументально-декоративная или станковая.
6. Использование материалов и техника их обработки (лепка из глины, пластилина, воска или гипса, высекание из камня, вырезание из дерева или кости, отлив, ковка, чеканка из метала).
7. Каково ваше впечатление от произведения скульптуры?
Анализ произведения музыки.
1. Что вам известно о композиторе этого произведения? Какое место оно занимает в его творчестве?
2. История создания музыкального произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Основные средства создания музыкального художественного образа: ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр.
5. Принадлежность к музыкальному жанру по функциональному признаку, месту исполнения, типу создания, способу исполнения.
6. Принадлежность к музыкальной форме, одно-, двух- и трехчастная, сонатная, вариация, рондо, цикл.
7. Связь музыкального произведения с другими видами искусства.
8. Что вы могли бы сказать о характере воздействия музыкального произведения на ваши чувства и эмоции?
Как сделать рецензию на театральный спектакль (опера, балет, кинофильм)
1. Кто является автором литературного сценария?
2. Кто является постановщиком (режиссером) спектакля или фильма?
3. Сравните режиссерский замысел с литературным произведением
4. Отметьте характерные особенности игры актеров.
5. Что можно сказать о декорациях спектакля и костюмах актеров?
6. Какой характер носит музыкальное оформление спектакля?
7. Знакомы ли вам критические оценки данного фильма или спектакля? Какого ваше личное мнение?
Как подготовиться к семинару или диспуту.
1. Обдумай содержание предложенной темы, познакомьтесь с вопросами и заданиями к ней.
2. Выберите один – два вопроса, особенно заинтересовавшие вас, и подберите соответствующую литературу (научную, справочную, альбомы по искусству, материалы Интернета). Сделайте краткий конспект необходимых вам положений.
3. Продумайте и запишите план выступления (простой или сложный, цитатный или тезисный). Подберите необходимые примеры, иллюстрирующие вашу речь. Оформите свое выступление.
4. Подготовьтесь к участию и в роли оппонента. Заранее продумайте систему вопросов, на которые вы бы хотели получить развернутые ответы.
5. Во время проведение семинара (Диспута) записывайте основные положения и интересные мысли, которые могут вам пригодиться в дальнейшем. Помните что важно не только уметь отстаивать свое мнение, но и уважать чужое.
6. Попробуйте оценить (сделать рецензию) выступления ваших товарищей и подвести итог (выступить с заключительным словом). Помните, что любое обобщение необходимо делать не только на основе личных впечатлений, но и на анализе произведений искусства.
Как написать реферат.
1. Титульный лист:
- название учреждение;
- название предмета;
- тема работы;
- автор: класс, фамилия, имя;
- год написания.
2. План работы (Знакомство с творчеством направлением):
1. Вступительная часть. (Характерные особенности данного исторического периода; особенности развития вида искусств в данный исторический период; место раскрываемой темы в данном виде искусств в данный исторический период)
2. Раскрытие темы:
а) История зарождения данного направления, его основная идея;
б) Основные характерные особенности и проявления данного направления;
в) Самые известные персоналии в дано направлении и их произведения.
г) Раскрытие характерных признаков на примере одного произведения данного направления.
2. План работы (Знакомство с творчеством деятеля культуры):
1. Вступительная часть. (Характерные особенности данного исторического периода; особенности развития вида искусств в данный исторический период; место творчества автора в данном виде искусств в данный исторический период)
2. Раскрытие темы:
а) Краткое жизнеописание автора, связанное с развитием творчества;
б) Основные характерные особенности творчества данного автора;
в) Самые известные произведения.
г) Раскрытие характерных признаков на примере одного произведения.
3. Заключительная часть.
Особое мнение автора о данном направлении или творчестве деятеля культуры, обоснованное на примере одного или нескольких произведений, или на сравнительной характеристике с другими направлениями или авторами.
4. Список используемой литературы или Интернет сайтов.
Алгоритм работы в группе.
1. Прочтите вопрос.
2. Составьте план ответа на поставленный вопрос.
3. Распределите пункты плана между участниками группы, предварительно определив объем каждого из пунктов.
4. Определите время самостоятельной работы.
5. Самостоятельная работа с литературой.
6. Обмен полученной информацией.
7. Составление ответа на поставленный вопрос. Заполнение контрольной карточки.
8. Выставление оценки за вклад каждого из участников в работу группы.
9. Самооценка каждого участника группы.
О работе с вопросами о жанрах или направлениях того или иного культурного периода
I. Работа со справочной литературой.
1. Найди определение жанра или направления. Из определения выдели:
- временной период, к которому принадлежит данный жанр или направление;
- основные виды искусства, которым этот жанр или это направление присущ;
- основные деятели культуры, работающие в этом жанре, направлении.
2. Найди все что, характерно выявленному временному периоду.
3. Найдите справочные материалы по жизнеописанию и творчеству всех деятелей культуры.
4. Какого место данного жанра или направления в определенных видах искусства.
II. Работа с беллетристикой:
1. Познакомься с творчеством найденных деятелей искусства: посмотри их картины, почитай отрывки произведений, послушай музыку и т.д. – найди признаки изучаемого жанра или направления.
2. Прочти отзывы исторических личностей о том временном периоде, и самом жанре и направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...