Обучение сочинению по картине с применением КТ
статья по мхк на тему
Представлено выступление на ШМО по теме "Использование КТ в преподавании русского языка и литературы". В выступлении описаны специфические принципы работы с произведением искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_sochineniyu_po_kartine_s_primeneniem_kt.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
"Обучение сочинению по картине с применением КТ"
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №11 Петрова Галина Николаевна
г.Орехово-Зуево
В курсе русского языка значительное место занимают уроки развития речи, в их числе уроки описания картины. Присутствие картины на уроке обязывает ко многому. Задачи развития речи на таких уроках можно решить опосредованно: сначала мы должны найти пути художественного развития школьников, освоить эффективные методы и приемы работы с произведением искусства.
На таких уроках все мы раскрываем познавательную значимость художественного произведения, оцениваем его идейное и нравственное содержание, художественные достоинства, побуждаем учеников следовать общественным и нравственным идеалам. В центре нашего внимания находится цель, обращенная в будущее, - развитие творческих способностей личности.
1. При работе с произведением искусства мы используем специфические принципы.
- Проявление доверия первому впечатлению и своим чувствам. Произведение искусства есть образное постижение художником окружающего мира, выражение его чувств, переживаний, поэтому необходимо подвести школьника к пониманию переживаний другого человека через его эмоции. Слово учителя, движение его души может настроить детей на волну душевного состояния художника, переданного им в своем произведении.
- Организация общения учеников с произведением искусства.
Конечно, при малейшей возможности нужно познакомить детей с подлинным произведением искусства. Если же такой возможности посетить музе, выставку картин нет, прибегаем к помощи КТ. Использование компьютера на уроках поможет нам посетить любые выставки, познакомить глубоко с творчеством художника, фактами из его биографии, если в том возникнет необходимость. Эстетическое оформление экспозиций, качественное изображение картин оказывает на учеников огромное впечатление.
3.Изучение знаковой системы изобразительного искусства.
Все искусства, кроме литературы, являются знаковыми системами. Мысль художника находит свое внешнее оформление в различных знаках: линии, цвете, объеме. Проникновению в художественную структуру картины поможет знание школьником составляющих форму художественного произведения:
- композиции, колорита, светотени, ритма…
Цель нашей работы – целостное восприятие живописного полотна, предполагающее способность учеников понять мировоззренческие позиции автора через способы его самовыражения.
4.Обращение к другим видам искусства: музыке, архитектуре, декоративно-прикладному искусству, кино, телевидению.
5.Развитие ассоциативного мышления.
Оно наиболее развито у художников и детей, может проявляться в обнаружении в других произведениях подобных чувств и мыслей, выраженных другими авторами и в других формах, иными образными знаками. Специфика художественного произведения позволяет ученику соотнести свои воображаемые действия с ситуациями, переживаемыми героями.
П.Работа над языковым оформлением сочинения.
Сочинение по картине требует специальной работы над лексикой и синтаксической организацией речи., связанной с языковым пространством искусства. Таким образом, создается словарь, помогающий ученику строить высказывание. В этом словаре дается лексическое толкование слова, его этимология, указание на грамматические признаки. Слово рассматривается также на уровне предложения и текста. Работа со словарем или подобными материалами поможет учащимся быстрее усвоить систему нормативного словоупотребления, расширит их возможности создавать высказывания о произведении искусства.
Ш.Приемы ведения беседы на уроке подготовке к сочинению по картине.
- Ознакомительный этап беседы. На этом этапе обычно происходит восприятие внешнего, конкретно-предметного слоя картины, выяснение темы, сюжета, характера, настроения, состояния изображенных людей, животных, природы.
Здесь же дается информация по истории создания произведения, исторический комментарий, раздумья художника над композиционным решением, поиск прототипов, работа с этюдами, эскизами. Понимание мировоззренческих позиций автора, выявление национальных, географических особенностей, определение места произведения в ряду исторических событий, в творчестве художника, мировой культуре.
- Познавательный этап беседы. Цикл вопросов обращен прежде всего к интеллекту воспринимающего произведение , а не к его чувствам. Внимание обращено на усвоение специфического языка живописи. Это продолжение разговора о композиции, колорите, светотени, линиях рисунка, формате, размере, ритме, особенностях мазка – о том, что выявляет содержание. Основным на этом этапе все же является выдвижение ключевого вопроса. Для выявления многозначности художественного образа можно выполнять следующие упражнения:
А) – из данных трактовок композиции выбери ту, которая кажется более близкой твоему пониманию, переживанию.
Б)- по данному высказыванию попытайся определить, к какой социальной группе, к какому временному или географическому пространству относится автор.
В) – по предложенному толкованию художественного образа догадайся о возрасте, душевном состоянии, мировоззренческих позициях высказавшегося человека.
Г) – защита собственного прочтения произведения.
- Этап «Развитие ассоциативного мышления, способность приобщиться к эмоциональной жизни другого».
А) Опора на жизненные и художественные ассоциации:
- Видел ли ты подобную красоту в жизни?
- Доводилось ли тебе испытывать подобное чувство перед красотой в жизни? (боль, сострадание, восторг, жалость..)
- Какие художественные ассоциации вызывает полотно?
- Какая музыка, стихи могли бы сопровождать ваш рассказ о картине?
Б) Упражнение «Почувствуй другого и себя»
- Определи свое место в пространстве картины. Где бы ты встал, сел?
С кем бы ты хотел быть рядом? Где бы хотел находиться? Что бы сказал?
Как бы чувствовал себя в этой среде?
- Каким цветом ты бы выразил свое настроение в данный момент?
Какие цветовые пятна нанес бы на лежащий перед тобой лист? Какой была бы линия рисунка?
- Можешь ли по данному описанию понять, что чувствует твой товарищ?
На данном этапе возможно применение искусствоведческого текста-образца.
- Развитие творческих способностей учащихся.
На этом этапе велика роль учительского внимания к интересам и возможностям учеников. В качестве творческой работы может быть как традиционное сочинение-описание картины в устной и письменной форме, так и сочинения нетрадиционного характера.
1. Сочинение-зарисовка- небольшой текст объемом 1,5 страницы, включающий описание отдельной детали картины, описание одного признака предмета, явления. Это может быть описание общего впечатления о картине. Пример таких зарисовок «Фигурка отрока» (по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею».»Линейная композиция» (По картине Э.Грабаря «Февральская лазурь»). «Глаза Аленушки» (по картине В.Васнецова «Аленушка»).
2.Сочинение-миниатюра. Немногословный анализ произведения искусства, до 1,5 страниц .Автор имеет возможность самостоятельно сформулировать заголовок, поставить проблему, отобрать материал, сделать вывод.
3.Сочинение ассоциация- сочинение, в произвольной форме описывающее воспоминания о пережитом или художественные ассоциации, вызванные встречей с картиной
4.Сочинение- этюд. Сочинение, близкое по содержательному признаку к зарисовке, но раскрывает не отдельную деталь во взаимосвязи с другими, выделяющими ее значимость. Композиционная структура сочинения соответствует структуре рассуждения: тезис, доказательства, вывод.
«Почему Аленушке грустно?» (по картине Васнецова В.М.)
- Сочинение – эссе. В нем описывается не сам факт, а впечатления, раздумья по его поводу. Композиция его произвольна, свободна, как и сама появившаяся мысль.»Мой Пушкин»( по портрету О.Кипренского)
5 этап. Собирание материалов к сочинению.
- Таблица собирания материалов к сочинению.
наблюдаю | Вижу, слышу, чувствую |
2.Конструирование предложений. По данным моделям составьте произведения, связанные с описанием анализируемой картины.
Художник, Живописец, автор | обратился | К какому-либо изображению К какой-либо сказке К какому-либо эпизоду | ||
выделил | Какую-либо фигуру Какой-либо предмет | Каким-либо цветом.. Композиционно… | ||
добивается | Какого-либо настроения Точности изображения Ясности композиционного построения | Сочетанием каких-либо цветов Благодаря какому-либо контрасту |
3. Самостоятельная работа по созданию сочинения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе
Обучение сочинению-описанию по картинеП.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе...
Обучение сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе
Обучение сочинению-описанию по картинеП.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе...
Урок "Подготовка к сочинению по картине Саврасова "Грачи прилетели" с применением ИКТ (5 класс)
Данная разработка даёт возможность учителю эффективно провести урок подготовки к написанию сочинения....
Обучение сочинению-описанию по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»
Урок по картине В.М. Васнецова «Аленушка» проводится на уроке русского языка параллельно с изучением на уроках литературы раздела «Устное народное творчество» после обобщения материала по русски...
Урок развития речи "Обучение написанию сочинения по картине С Григорьева "Вратарь"
Цель урока: изложить содержание картины с элементами описания;- учить школьников правильно употреблять в своей речи глаголы, деепричастия, описывать портрет героя; - совершенствовать орфогр...
Обучение сочинению по картине с использованием КТ (презентация)
Презентация к уроку развития речи в 5 классе "Сочинение по картине И.Грабаря "Февральская лазурь" В презентации представлена подборка картин И.Грабаря на тему "Зимние мотивы" и методические реко...
Методика обучения сочинению по картине в 5 классе
П. Кончаловский "Сирень в корзине"УМК под ред Ладыженской Т. А....