Обучение сочинению-описанию по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме

Урок по картине В.М. Васнецова «Аленушка» проводится на уроке русского языка параллельно с изучением  на уроках литературы раздела «Устное народное творчество» после обобщения материала по русским народным сказкам и в частности по сказке "Алёнушка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_uchashchihsya_v_5_klasse_po_kartine_vasnecova.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Т.А. ФОМИНА

учитель русского языка и литературы

МОУ «Красковская средняя общеобразовательная школа № 55»

Люберецкий район Московская область

Урок русского языка в 5-ом классе
Обучение сочинению-описанию по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»

                                                   2011 год


Первым сочинением учащихся в 5 классе может стать письменная работа по картине В.М. Васнецова «Аленушка», рассчитанная на 2 часа.

Урок по анализу «Аленушки» проводится на уроке русского языка параллельно с изучением  на уроках литературы раздела «Устное народное творчество» после обобщения материала по русским народным сказкам. На дом учащимся дается задание прочитать сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Хорошо, если уроку по развитию речи предшествовала экскурсия в Дом-музей В.М.Васнецова. Цель ее - подготовить учащихся к восприятию картины, к беседе о картине и ее авторе. Учащиеся познакомились с жизнью и творчеством художника, с картинами, написанными на сюжеты русских народных сказок, недавно прочитанных и рассказанных на уроках литературного чтения. Это углубило знания школьников о сказках, активизировало их внимание к работе на уроке, пробудило интерес к занятиям, наполнило представление о жизни и творчестве художника конкретным содержанием, что  несомненно помогло в работе над сочинением, над устной и письменной речью учащихся.

         

                                  Урок

Класс – 5-ый (общеобразовательный)

Тип урока- отработка навыков написания сочинений разных типов (описание картины)

Тема лингвистическая -построение норматированных словосочетаний в предложениях разных типов

Тема по развитию речи - отработка навыков использования тропов

Технология урока – развивающая

Средства обучения- слайдопрезентация

   

                        Цели урока

  1. Познавательные:

а) знакомство с творчеством  В.М.Васнецова;

б) показать связь живописца В.М.Васнецова с народным фольклором

           2.Практические:

                 а) создание текста

            3. Общепредметные:

                 а) воспитывать

-интерес к предмету;

 -языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой)

-способность вырабатывать определенный взгляд на нравственные понятия (чувства сопереживания, желания прийти на помощь и т. д.), определенное эмоциональное отношение к ним; эстетическое  восприятие живописных полотен;

                 б) развивать навыки устной и письменной речи

                                    Ход урока

1.Слово учителя.

А) Целевая установка.

Б) Короткий рассказ учителя с элементами беседы о жизни и творчестве художника.  

  1.         Виктор Михайлович Васнецов, известный русский художник, прожил долгую и плодотворную жизнь. Он родился в 1848г. и за 78 лет жизни написал много прекрасных картин. Все они теперь бережно хранятся в Третьяковской галерее и в Доме-музее В.М.Васнецова в Москве. В этом доме много лет назад он жил и работал.
  2. Учитель: Какие картины художника, представленные в музее,  вам запомнились?   (Ученики называют следующие картины: «Царевна-лягушка», «Ковер-самолет», «Баба-яга - костяная нога», «Бой со Змеем Горынычем». Отмечается и то, что образы Васнецова являются и героями русских народных сказок.)
  3. Учтель: Итак, все названные картины художника изображают сцены из русских народных сказок. О себе В.М.Васнецов говорил: «Я - сказочник, былинник, гусляр живописи». Как вы понимаете слова художника?
  4. (Вясняется, как дети понимают эти слова.)
  5. Учитель: картина «Аленушка…» также написана на сюжет русской народной сказки.

 На сюжет какой сказки написана картина «Аленушка…»? Перескажите краткое содержание сказки.

(В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» рассказывается о двух сиротах: братце Иванушке и сестрице Аленушке. Им тяжело жилось без родителей. Однажды с Иванушкой случилась беда: испил он водицы из козьего копытца и стал козленочком. Когда Аленушка сделалась царицей, ведьма обманула ее и утопила.

Хотела ведьма и козленочка погубить, но не тут-то было. Помог козленочек раскрыть всю правду царю. Спас царь Аленушку, а козленочек от радости перекувырнулся через голову и опять стал Иванушкой. Учащиеся отмечают, что это волшебная сказка.

2. Показ картины, молчаливое рассматривание ее учащимися и беседа по картине. Цель беседы - с помощью определенной системы вопросов выяснить содержание и идейный смысл произведения живописи, т.е. подвести учащихся к главной мысли будущего сочинения, которая состоит в следующем: Аленушке, простой крестьянской девушке, сочувствует природа, разделяет с ней ее горе и заботы.

3. Беседа по содержанию картины.

-Учитель: Кто и как на этой картине изображен художником?

-Ученик: На этой картине изображена Аленушка, которая сидит на камне на берегу озера.

-Учитель: Скажите, какой момент из жизни девушки изобразил на картине В.М.Васнецов?

-Ученик: Девушка прибежала на берег лесного озера, чтобы в одиночестве выплакать обиду, нанесенную злыми людьми, попечалиться о своей тяжелой жизни.

-Учитель: Какое впечатление производит на вас картина «Аленушка» и почему?

-Ученик: Картина грустная, потому что сама Аленушка одинока и печальна.

-Учитель: Как художник через позу девушки передал ее горе, усталость?

-Ученик: Аленушка сидит неподвижно, одиноко, печально склонив голову, устало обхватив руками колени, поджав под себя босые натруженные ноги. Шелковистые каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам.

-Учитель: Вглядитесь внимательно в лицо Аленушки. Что вы можете сказать о выражении ее лица?

-Ученик: Лицо девушки печально. Глаза застилают слезы. Взгляд широко открытых глаз неподвижен. Из полуоткрытого рта готов, кажется, вырваться стон.

-Учитель: Во всей ее поникшей фигуре, в лице выражены безысходное горе и недетская печаль. Скажите, как одета Аленушка?

-Ученик: Одета она просто, по-деревенски. Пришла сюда Аленушка босиком, в поношенной кофте, в полинявшем от времени сарафане. Но и в этой бедной одежде девушка красива, трогательна.

-Учитель: Природа, окружающая Аленушку, тоже красива. Девушка сидит на берегу лесного озера. Расскажите о нем так, как его изобразил художник.

-Ученик: Озеро спокойно, по его берегам высоко поднимается острая осока. По воде золотыми кольцами плавают листья. На берегу его много больших серых валунов. Вода в озере прозрачная, в ней отражается осока, камень и девушка.

-Учитель: Что вы видите за спиной Аленушки?

-Ученик: За спиной Аленушки стеной поднимается лес.

-Учитель: Как художник изобразил этот лес?

-Ученик: Лес стоит безмолвно. Стройно тянутся вверх зеленые ели. Не видно ни дороги, ни тропки в лесу. На самой поляне растут белоствольные березки, осины. Кое-где на деревьях появились желтые листья, которые легкий ветерок срывает с веток, и они бесшумно падают на землю и воду.

-Учитель: Какое время года изображено на картине и почему вы так думаете?

-Ученик: На картине изображена ранняя осень. Редкие желтые листья устилают землю, золотыми кольцами плавают в воде озера, бесшумно кружатся в воздухе. Небо ясное, но уже не летнее, не голубое. Ласточки еще не улетели в теплые края. Они щебечут над самой головой Аленушки, как бы стараясь ее успокоить, рассеять ее грусть.

-Учитель: В народном творчестве ласточки - это символ дружелюбия к добрым людям. Ласточки у злой семьи под крышей гнезда не вьют - говорится в народе. Слетевшиеся к Аленушке ласточки расположились на ветке осины группами по три. Этот прием в сказках вам хорошо известен. Что хотел сказать художник, употребив в своем творчестве этот прием?

-Ученик: В.М.Васнецов хотел сказать, что много ласточек, вся природа сочувствует крестьянской девушке.

-Учитель: В разных вариантах этой сказки  по-разному складывается жизнь Аленушки, но всегда светлое и доброе побеждает темное и злое.   Смотришь на картину и хочется верить, что пройдет время и наступят для Аленушки счастливые дни. Посмотрите еще раз на картину и скажите, какова главная мысль художника, которую он выразил?

-Ученик: Художник показал, что Аленушке, простой крестьянской девушке, сочувствует природа, разделяет с ней ее горе и заботы.

-Учитель: Какое впечатление произвела на вас эта картина? Какие чувства к героине картины вы испытываете?

4. -Запись главной мысли будущего сочинения с тем, чтобы ход мыслей учащихся при изложении материала был целенаправленным

- Постановка перед классом задачи: раскрыть в своих сочинениях эту главную мысль.

- Коллективное составления плана сочинения и запись его на доске.

 План представляет собой следующее:

  1. Наше знакомтво с творчеством В.М. Васнецова.
  2. Аленушка, сидящая на берегу озера.
  3. Манящая красота природы.
  4. Природа вместе с Аленушкой.
  5. Мои впечатления от картины.

  1. Речевая подготовка.

- Выясняется, о чем учащиеся будут говорить в каждом из пунктов плана. У учащихся явно не хватает слов для яркого и живого рассказа, поэтому необходимо проведение словарной работы. С этой целью каждому ученику дается лист с рабочим материалом и предлагается самостоятельно подобрать и записать необходимые по смыслу слова, так чтобы они не повторялись. Цель этой работы состоит в том, чтобы обогатить речь учащихся образными средствами языка, чтобы помочь им передать в сочинениях настроение и краски картины.

По окончании работы учащихся рабочий материал представляет собой примерно следующее:

Пункты плана

Рабочие материалы

1.

Картины на сюжеты каких русских народных сказок запомнились?

2.

На картине:...изображена.. Прибежала выплакать/какую?/горькую обиду Сидит/как?/одиноко, неподвижно, устало обхватив колени руками, поджав босые ноги. Лицо/какое?/печальное/взгляд/какой?/задумчивый. взгляд ее/каких?/широко открытых глаз. Волосы/какие?/каштановые/разметавшиеся/ небрежно рассыпались по плечам. Одета/как?/просто/по-деревенски.

3.

Аленушке холодно. Осень/какая?/ ранняя.

Трава, листья/какие?/ золотые, осенние.

Осока/какая?/острая.

Вода/какая?/ темная, холодная, прозрачная.

За спиной девушки  поднимается лес /как?/ стеной

4.

Над головой Аленушки птицы. Природа
сочувствует сироте.

5.

Наступят/какие?/ счастливые дни.

  1. Краткого обсуждение работы учащихся.

(В процессе обсуждения  предупреждаются стилистические ошибки в сочинении, один из учеников должен рассказать по плану с помощью рабочего материала то, что потом будет изложено письменно. Цель рассказа - сделать обобщения всей работы учащихся над сочинением в виде стройного, законченного по смыслу рассказа, дать школьникам образец готового сочинения, исправить и предупредить стилистические и синтаксические ошибки силами самих учеников. Рассказ школьника может быть примерно следующим:

- С картинами В.М.Васнецова я познакомился в Доме-музее художника. За годы своей жизни он написал много картин. Его замечательная картина «Аленушка» написана на сюжет русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

На картине изображена простая крестьянская девушка. Горе привело Аленушку в лес, на берег озера, заросшего осокой. Она сидит на большом камне неподвижно. Ее застывшие глаза, приоткрытый рот, печально склоненная голова, рассыпавшиеся по плечам волосы - все говорит нам о печальной судьбе крестьянской девушки. Одета Аленушка бедно, вылинявшая кофта и кое-где порванный сарафан. На озеро она прибежала босиком. Аленушке холодно, потому что наступает вечер, красное лето сменяется золотой осенью.

Уже кое-где пожелтела трава. Легкий ветерок срывает осенние листья и устилает разноцветным ковром землю и поверхность озера. Только за спиной Аленушки тянутся вверх вечно зеленые молодые сосны.

Ласточки еще не улетели в теплые края. Они не могут оставить  Аленушку в ее горе. Вся природа сочувствует сироте, разделяет с ней ее печаль и заботы.

Картина мне понравилась. Очень хочется, чтобы для Аленушки наступили счастливые дни.)

  1. Заключительного слова учителя.
  2. Работа учащихся  над  сочинением.

Итоги урока:

Оценка деятельности учащихся, отметки самым активным ученикам.

                                       Использованная литература

Урок русского языка в 9 классе с элементами личностно значимого подхода в обучении/Т.М.Фалина.-Москва,2005-14 стр./

Сочинения различных жанров /Т.А.Калганова.-Москва,»Просвещение»,2004 г.-190 стр./

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»/В мире русской литературы, книга для внеклассного чтения, 4 класс под редакцией Г.П.Веселова, Москва «Просвещение»,1982 г. -318 стр./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе

Обучение сочинению-описанию по картинеП.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе...

Обучение сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе

Обучение сочинению-описанию по картинеП.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе...

Презентация. Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова "Алёнушка"

Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова "Алёнушка". Презентация к уроку русского языка (5 класс) по программе С.И. Львовой....

Конспект урока развития речи по описанию картины В.М.Васнецова "Алёнушка" (5 класс)

Предлагаю подробный конспект уроков по описанию карины В.М.Васнецова "Алёнушка" в 5-6 классах. В материале подробно представлен ход уроков, с описанием деятельности учителя и работы учеников в группах...

Беседа по искусству на тему: Картина В.М. Васнецова «Алёнушка».

Цель беседы по картине:Раскрыть её содержание; показать, как художник выразил её содержание; вызвать у детей сочувствие к горю Алёнушки; способствовать воспитанию у них отзывчивости и внимательного от...

Урок развития речи. Обучение сочинению-описанию по картине Сальвадора Дали "Время " 10 «А» классе по теме “Man the Creator” учебник O.V. Afanasyeva, I.V. Mikheeva Учитель английского языка: Игнатьева Ольга Александровна, соавтор ученица 10 «А» класса

Цели:воспитывать чувство красоты, интерес к живописи, музыкеОбразовательные:формировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал;Развивающие:развивать письменную и устную речь учащихся ...

Сочинение по картине В.М. Васнецова "Алёнушка"

Урок развития речи в 5-6 классе. Сочинение по картине....