Культура эпохи Возрождения. Великая трагедия У. Шекспира о бессмертной любви — «Ромео и Джульетта»
план-конспект урока по литературе по теме
Методическая разработка представляет собой конспект урока литературы по теме: «Культура эпохи Возрождения. Великая трагедия У. Шекспира о бессмертной любви — «Ромео и Джульетта». Основными целями урока являются знакомство с литературой и искусством эпохи Возрождения, ознакомление с биографией и творчеством Уильяма Шекспира, выявление основных проблем трагедии «Ромео и Джульетта»; развитие навыков выразительного чтения, анализа поэтического текста, творческих способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_urok.rar | 21.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура эпохи Возрождения.
Великая трагедия У. Шекспира
о бессмертной любви — «Ромео и Джульетта»
Цели: дать представление о литературе и искусстве эпохи Возрождения, начать знакомство с биографией и творчеством Шекспира, выявить основные проблемы трагедии «Ромео и Джульетта»; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: компьютер, проектор, видеоряд с известными людьми и произведениями эпохи Возрождения.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Просмотр видеоряда и вопрос к учащимся
(Тема урока закрыта альбомным листом)
-Прежде, чем вы запишете в тетради тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам посмотреть видеоряд и ответить на вопрос: Что же объединяет все эти имена? (заслушиваются ответы учащихся)
III. Изучение нового материала
Учитель: Итальянское Возрождение. Творения Микеланджело Буанаротти и Леонардо да Винчи, лирика Данте, Петрарки, «Декамерон» Боккаччо. Французское Возрождение. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», философские «Опыты» Монтеня. Испанское Возрождение. «Дон Кихот» Сервантеса. Русское Возрождение. Живопись Андрея Рублева и «Житие протопопа Аввакума». Английское Возрождение.
Творчество Уильяма Шекспира. Этот человек — один из наиболее ярких представителей эпохи Возрождения. Эпоха Ренессанса в истории западноевропейского искусства последовала за готической и просуществовала с середины XV столетия до начала XVI века. Возникали новые идеалы, рушились старые; на смену феодальным устоям приходил новый класс — буржуазия. Эпоха Возрождения была ознаменована и возникновением гуманистического мировоззрения, которое утверждало бесконечные возможности человека, его красоту и величие. В английской литературе эпоху Ренессанса открыл Томас Мор, а завершил ее Уильям Шекспир, о котором мы сегодня поговорим.
К доске выходят два ученика и рассказывают биографию У. Шекспира.
Ученик 1: Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в провинциальном городке Стрэтфорде на реке Эйвон в семье торговца и ремесленника Джона Шекспира. Учился он в грамматической школе родного города, где хорошо усвоил латынь и древнегреческий языки. С 14 лет Уильям стал помогать отцу в работе. В 18 лет Шекспир женился на Энн Хэтеуэй. А через четыре года из-за отцовских неудач в работе Уильям уезжает в Лондон на заработки.
Ученик 2: В Лондоне Шекспир перепробовал ряд разнообразных профессий, и только в 1594 году он вошел в актерскую труппу Бербеджа «Слуги лорда-камергера». В 1592-1594 годы Шекспир создал свои первые пьесы: хронику «Ричард III», «Комедию ошибок» и «Укрощение строптивой», трагедию «Тит Андроник», а также выпустил в свет под своим именем поэмы «Венера и Адонис» и «Лукреция». В период с 1595 по 1596 год написаны такие произведения, как трагедия «Ромео и Джульетта», комедия «Венецианский купец», которую потом назовут «серьезной». В 1599 году в Лондоне открывается театр «Глобус», где Уильям Шекспир становится не только актером, но и основным драматургом.
В 1599 году Шекспир создал римскую трагедию «Юлий Цезарь» и комедию «Как вам это понравится». Через год в репертуаре театра появляется «Гамлет». В период с 1601 по 1606 год Уильям Шекспир создает свои «великие трагедии»: «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Макбет» (1606). В последний период своего творчества драматург создает сказочные, утопические пьесы «Перикл», «Цимбилин», «Буря», «Зимняя сказка». В 1613 году Шекспир уезжает из Лондона обратно в Стрэтфорд. В 1616 году он умер, оставив после себя бессмертное наследие: 37 пьес, 154 сонета и несколько небольших стихотворных циклов.
Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит размышлять над страницами трагедии великого Уильяма Шекспира, чье имя окутано тайнами и легендами.
«Ромео и Джульетта» — одно из 37 драматических произведений, написанных для актеров лондонского театра «Глобус».
- Как выдумаете, почему трагедия с самого начала, с 1595 г., когда ее увидели первые зрители, имела огромный успех? (Дискуссия учащихся.)
Все творения У. Шекспира дают широкую и правдивую картину эпохи Возрождения в ее величии и противоречиях, в смешении высокого и низкого, трагического и смешного, поэзии и прозы. А шекспировский театр, ставящий гениальные пьесы, обозначил перед актерами более сложные задачи, нежели ранее: прежний примитивизм в изображении страстей и характеров должен был прийти на смену психологическим, историческим и социальным обобщениям. Так реализм пришел на подмостки театра с обновленным репертуаром и новой игрой актеров. Известно, что первым Гамлетом, Отелло, Лиром в театре «Глобус» был талантливый трагик Ричард Бербедж (ок. 1567—1690).
Источником сюжета «Ромео и Джульетты» является итальянская новелла. (Литература Возрождения начиналась в двух жанровых формах — в новелле и сонете). История влюбленных, пытающихся устроить свою судьбу вопреки воле или даже вражде родителей, — один из бродячих сюжетов, известных в литературе со времен Античности. Первым его разработал новеллист Мазуччо. Через 50 лет, в 1530 г., о двух влюбленных— Ромео и Джульетте — рассказал Луиджи де Порто (действие он относит к началу XIV в., когда в Вероне действительно жили враждующие семейства Монтекки и Капулетти). Об этом упоминал и Данте в «Чистилище». Далее сюжет использовал Маттео Банделло. У. Шекспир придал сюжету больше остроты. Так за 100 лет своего бытования в итальянской новеллистике сюжет был переработан в трагедию.
- Какие виды драматических произведений вы знаете? (Комедия, драма, трагедия. Все они возникли в Древней Греции, ведут происхождение от народных представлений в честь бога вина и веселья Диониса (или Вакха).)
- Назовите основные отличительные черты каждого драматического жанра. (Комедия отражает смешное и несообразное в жизни, драма изображает сложный и серьезный конфликт, напряженную борьбу интересов, мировоззрений, трагедия раскрывает характер героя в безвыходном положении, в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель.)
Давайте с вами запишем, что же такое трагедия - вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.
— Чем трагедия отличается от драмы? (Примерный ответ. Дело в конфликте: в финале драмы конфликт может быть разрешен, а в трагедии смерть героев не способствует разрешению конфликта, лишь обнажает его масштабность. В трагедии изображаются наиболее глубокие противоречия между человеком и обществом. Но в трагедии У. Шекспира после смерти детей примиряются родители, следовательно, трагический конфликт можно считать исчерпанным.)
— Каков основной конфликт в пьесе? (Личность противостоит неблагоприятным внешним условиям.)
IV. Творческое исследование
«Тема — мотив — сюжет — жанр» (на примере «Ромео и Джульетты»).
Темы (круг жизненных явлений, изображенных в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения) - вечные:
• любви по своему выбору;
• отцов и детей.
Сюжет. (ряд событий, описанных в художественном произведении и положенных в его основу) (Чтение пролога трагедии.) Это высокопоэтическая пьеса о любви, для которой даже смерть не преграда. Борьба за свою любовь против гнета семьи толкает обоих влюбленных на героические поступки. Трагический конфликт по ходу действия усиливается, и пьеса становится трагедией.
Любой сюжет - переплетение тесно связанных мотивов (простейшая единица сюжетного развития (динамическая, двигающая фабулу, или статическая, описательная). Любой сюжет — переплетение тесно связанных мотивов. Один и тот же мотив может лежать в основе различных сюжетов и тем самым обладать разными смыслами. Примеры: мотив бегства; мотив исполнения желаний; мотив обогащения; мотив одиночества; мотив смерти.). Здесь мотивы:
• любви;
• столкновения чувства с феодальными предрассудками;
• отношений родов, отцов и детей;
• борьбы влюбленных за свое счастье;
• смерти.
Проблема невозможности быть счастливыми из-за родовой вражды и произвола родителей.
V. Анализ текста произведения
- Известно, что вражда двух знатных семей - Монтекки и Капулетти - является давней. Есть ли в тексте свидетельство того, что главы родов тяготятся ею? (В начале сцены 2 акта I: «Мы оба одинаково с Монтекки/Наказаны; и, думаю, нетрудно / Нам, старым людям, было б в мире жить».) Однако трагические события развиваются стремительно и примирение родов состоится только после гибели детей - Ромео и Джульетты.
- Как развивается диалог Ромео и Джульетты? (Каждый из героев высказывает свою любовь, еще не зная о любви другого. Джульетте мешает лишь фамилия Ромео, которого она должна ненавидеть по традиции своей семьи. Они признается в любви Ромео, не лукавя, не кокетничая: «Прости за пылкость и не принимай /Прямых речей за легкость и доступность». Любовь вспыхивает мгновенно, и мгновенно герои принимают решение связать свои жизни.)
- Почему Джульетте пенье жаворонка кажется фальшивым, а заря враждебной? (Весь мир, как кажется Джульетте, против них. С трудом расставшись, и Ромео, и Джульетта предчувствуют несчастье.)
- Почему Ромео и Джульетта решили вступить в брак, а не просто стали встречаться тайком от родителей? (Их взаимное решение говорит о силе их чувства, о быстром взрослении, о желании отвечать друг за друга, оберегать друг друга. О браке они думают как взрослые люди. Им необходимо благословение церкви, Бога. Их любовь не просто интрижка, страсть, готовая погаснуть так же быстро, как и вспыхнула. Чувства Ромео и Джульетты искренни, чисты, глубоки, сильны, взаимны.)
- Меняются ли герои, осознав неминуемость разлуки? (Оба героя раскрываются с неожиданной для себя стороны. Трагические события меняют их. Для Джульетты вся жизнь теперь в ее муже, в Ромео. Ромео преодолевает отчаяние, становится сильнее. Оба они преодолевают силу трагических обстоятельств силой своей любви.)
- Кто же виновен в трагедии, случившейся в Вероне? (Ромео и Джульетта гибнут, погибают и Меркуцио, Тибальд, Парис. Все они - жертвы родовой распри, непримиримости, кровавой вражды Монтекки и Капулетти.)
Мы убедились в том, что безвыходные противоречия углублялись по ходу развития действия, и произведение закономерно завершилось смертью героев. А вот каков пафос финала — трагически безысходный или оптимистически светлый?
Вывод. Несмотря на то что в пьесе происходит много мрачных кровавых событий, финал оптимистичен, проникнут пафосом жизнеутверждения и оставляет ощущение светлой печали.
Трагедия - высокий жанр. Возвышенность проявляется в социальном положении героев (Монтекки и Капулетти — знатные семейства Вероны), в остроте конфликта, в лирических переживаниях героев, в стиле произведения.
— Как вы думаете, что торжествует в конце концов, несмотря на трагический финал? (Любовь юных героев.)
VI. Подведение итогов и выставление оценок.
-Что нового вы сегодня узнали на уроке?
VII. Домашнее задание: составить викторину по тексту трагедии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культура эпохи Возрождения
Презентация к уроку...
Урок- игра по культуре эпохи Возрождения (Данилова Г.И.МХК 10 класс)
Что же такое Возрождение? Знаменитый Баткин сказал: “В своем стремлении возродить античное царство разума и красоты Возрождение представляется нам как “проникнутая возвышенной серьезностью игра в анти...
«Художественная культура эпохи Возрождения»
Методические рекомендации к преподаванию уроков по теме «Художественная культура эпохи Возрождения» с использованием межпредметных связей....
Разработка урока-конференции "Культура эпохи возрождения"
Интегрированный урок (музыка+история)...
Культура эпохи Возрождения
Презентация для 10 класса. Отработка терминов и понятий...