Символика крестово-купального храма
план-конспект урока по мхк (10 класс) по теме
Открытый урок по МХК в 10 классе по программе "Искусствоведческие методики в преподавании МХК. Урок подготовлен в соответствии с программой Санкт - Петербургской Академии постдипломного образования по программе "Проектирование современного урока." В ходе урока используются: технология развития критического мышления коммуникаивных умений и навыков, элементы здоровьесберегающей технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kresotovo_-_kupalnye_khramy_-_1.docx | 284.26 КБ |
Презентация к уроку для интерактивной доски | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
УРОК МХК В 10 КЛАССЕ (урок разработан в соответствии с программой «Проектирование современного урока» см. http://spbappo.ru/ )
Тема: Символика крестово-купольного храма.
Учитель: Коваленко Елена Николаевна
Класс: 10-б
Тип урока: Урок совершенствования, обобщения знаний, навыков, умений (целевое применение усвоенного материала). Урок-исследование.
№ n/n | Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП | Этапы урока, на которых технология применяется |
1. | Применение ИКТ для показа презентации в PowerPoint | На протяжении всего урока |
2. | Технология развития критического мышления, коммуникативных умений и навыков (мозговой шторм) | На этапе целеполагания и на заключительном этапе (рефлексии) |
3. | Элементы здоровьесберегающей технологии | На протяжении всего урока |
Цели:
- Личностные - самовыражение через материал предмета
- Предметные - знание основ, понятий, явлений
- Когнитивные - изучение способов решения возникших проблем
Материально-техническое обеспечение урока: компьютеры, интерактивная доска, планшеты, интернет-ресурсы, презентация в PowerPoint, программа Paint.
ХОД УРОКА.
Оборудование: компьютеры, интерактивная доска для работы с презентацией, созданной учителем в PowerPoint, и программой Paint, планшеты для использования учащимися экспертной группы интернет-ресурсов (art conservation, mirasky.h1.ru, ru.wikipedia.org/wiki ).
Ход урока.
1.Организационный момент.
1.1.Этап формулировки целей. Принципы на этапе целеполагания:
-Активность учащихся через мотивацию к изучению темы. Тезис: Мы живем в Армении, где основное население исповедует христианство,( григорианство как ветвь христианства). Учимся в российской школе, по российской программе.
-Самостоятельное целеполагание. Цели:
- Личностные (самовыражение через материал предмета)
- Предметные (знание основ, понятий, явлений)
- Когнитивные (изучение способов решения возникших проблем)
-Фиксация целей урока через виды деятельности учащихся.
2.Основной этап урока.
2.1. Мотивационная коммуникация.
Класс разбивается на 4 группы: 1-ая группа отвечает за космическую символику крестово-купольного храма, 2-ая группа - за топографическую символику, 3-ая группа - за временную символику, 4-ая группа (самые сильные ученики) экспертная.
Предлагается всем группам Мозговой штурм (технология развития критического мышления): в течение 5-10 минут записать (тезисы) все, что знают по теме, фиксация всех идей в графе известной информации. У каждой группы есть лист с вопросами:
Таблица №1
Известная информация | «Белые пятна» | «Корзина» |
Экспертам предлагается самостоятельно провести структурный анализ крестово- купольного храма, на примере схемы (приложение, рисунок №1). Символы и их значение записаны на информационном листке.
Геометрические символы.
Точка-символ космогонического процесса (творение мира), его Начало, Центр и Первопричину, Место, откуда все происходит и куда всё возвращается. Сакральная точка в храме - алтарь. Круг- символ единства, целостности и законченности, бесконечности и вечности, высшего божественного совершенства. Квадрат – символ земли, порядка, мужского начала, правоты, мудрости, справедливости. Треугольник - состоит из горизонтали основания, противоположной ему вершины и соединяющих их сторон. Вертикаль высоты символизирует творческое и духовное начало, а горизонталь – пассивность и косность материи. Образ Мировой горы - своеобразная лестница в небо. Треугольник в квадрате - божественное в человеческом, духовное в материальном, небесное в земном. Крест – сложный и многозначительный символ. Его конфигурация указывает на двойственность, двойную функцию, например, жизнь, процветание и мучение, смерть, а также воскресение через смерть на кресте. |
2.2. Актуализация знаний, умений и навыков, имеющихся у учащихся.
В каждой из трёх групп есть теоретики и поисковики, учащимся предлагается самостоятельно распределить обязанности (мотивационный, коммукативный и технологический ресурсы модернизации современного образования). Теоретики сообщают нужную информацию при необходимости, пользуясь учебным материалом, конспектами.
Поисковикам предлагается найти следующие изображения:
1-ая группа – Византийский крестово-купольный храм (ru.wikipedia.org/wiki)
2-ая группа – Крестово-купольный храм Армении (ru.wikipedia.org/wiki)
3-я группа – Церковь Покрова на Нерли,1165г.(art conservation)
2.3.Обсуждение материала.
Каждая группа кратко делает сообщения. Представитель 1-ой группы рассказывает суть космической символики, объясняя её на примере византийского храма. Примеры: Церковь Святой Ирины в Константинополе 532г., храм Святой Софии в Константинополе. Представители экспертов дополняют ответ, проводят структурный анализ на основе знаковых систем (символы - крест, квадрат, круг, точка.).
Представители 2-ой группы сообщают о топографической символике на примере крестово-купольных храмов Армении. Примеры: Кафедральный собор в Эчмиадзине, Церковь Св. Рипсиме и др. Эксперты дополняют ответ, задают дополнительные вопросы.
Представители 3-ой группы сообщают о временной символике на примере крестово-купольных храмов Древней Руси. Примером служит Церковь Покрова на Нерли,1165г. Ответ можно проиллюстрировать изображением икон или фресками. Эксперты задают вопросы по теме, проводят структурный анализ.
В процессе ответов изображение храмов выводится на интерактивную доску для всеобщего просмотра, всеми учащимися заполняются таблицы №1.
2.4.Создание проблемной ситуации.
Храмы Армении и храмы Древней Руси, что общего, чем отличаются? Почему цвет храмов символичен для каждой страны? Символика цвета имеет значение? На экран выводится информация о символике цвета.
Символика цвета.
Синий - символ Мировой (божественной) Вертикали, символ неземного, божественного, потустороннего мира, прекращения жизнедеятельности. Зеленый – цвет божественной тайны, символ женского начала, вечно возобновляющейся жизни. Лиловый, сиреневый, фиолетовый – символ крайней степени неземного и трансцендентального, промежуточное положение между красным и синим, придаёт ему царственность, с одной стороны, с другой – зловещий оттенок. Красный – символизирует божественный огонь, жизнь, рождение, воскрешение, любовь, владычество, действенное, мужское начало и силу. Чёрный – символизирует подземный мир, смерть, хаос, с понятиями «сокровенное» и «тайное». Белый – цвет Начала, символ абсолютной тишины, абсолютного Ничто-предвестника рождения нового. Жёлтый, золотой – символ Центра, верховной власти и императора, в христианстве золото – это эманация божественной сути. |
Храмы Армении - неразрывность традиций, вечность камня, незыблемость гор. Их каменная молитва вонзается, подобно горным вершинам в небо божественности. Богатый внешний декор и суровый, сдержанный внутренний. Географическое положение Армении на перекрестке торговых путей, постоянная готовность к нападению врагов – церковь как место укрытия от набегов, а не только для спасения души.
Храмы Др. Руси, России – белые нарядные. Белый цвет светоносен («весь белый свет», миф о сотворении мира из белого света), пространство вокруг, его ширь и высь. Лаконичность форм, кубичность основания. Много русских храмов возведено в честь побед русского народа.
Сравнивая типы крестово-купольных храмов Византии, Древней Руси, Армении, мы провели сравнительно-исторический анализ, как метод искусствоведческого анализа и историко-генетическое сравнение в связи с общим происхождением.
2.5. Стадия осмысления
Вопрос на «5». Что может означать полумесяц на кресте православных храмов?
Рассматриваются все версии, даже самые необычные. Эксперты догадались быстрее, нашли информацию в интернете, выяснилось, что это ЦАТА. Цата – символ царской власти, государственный знак Византии.
3.Заключительный этап. Рефлексия.
3.1. Стадия вызова
На интерактивной доске с использованием программы Pаint создаём схему-«грозди», как графический приём оформления материала для его дальнейшего закрепления (прием «Кластеры»).
Это итоговый вариант. Он выполняется совместно с учениками. Учащийся, хорошо владеющий приемами работы в программе Paint, создает схему из круга и трех овалов, определяющих название и основные составляющие темы урока. Учащиеся перечисляют все необходимые термины, которые по ходу записывает ученик. Эта информация распечатывается и раздается всем как памятка. Дополнение схемы предлагается как домашнее задание с обсуждением на следующем уроке.
3.2.Оценивание.
Учащиеся просматривают таблицу №1, отмечают самую интересную, по их мнению, информацию, полученную во время урока. Учащиеся выполняют самооценку, каждая группа оценивает тех, кто лучше, активнее работал и сообщают учителю. Учитель комментирует оценки, при необходимости, выставляя их в журнал.
Фрагменты слайд – презентации
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока Личностные - самовыражение через материал предмета Предметные - знание основ, понятий, явлений Когнитивные - изучение способов решения возникших проблем
Таблица № 1 Известная информация «Белые пятна» «Корзина»
Анализ структуры крестово-купольного храма
ТОЧКА
КРУГ
КВАДРАТ
ТРЕУГОЛЬНИК
КРЕСТ
Храмы
Интернет ресурсы http:// jupiters.narod.ru/history11.htm http:// mmedia.nsu.ru/culture/DATA/obj4164/BIG_VIEW_2.htm http:// dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/476522 http:// soraka.ru/kupola.html http:// www.zagraevsky.com/classification.htm http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/2434/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0
http:// melhisedek.ru/filosofia-i-mudrost/metafizika/394-religiia-ili-utrachennie-znaniia http:// www.edu54.ru/node/55471 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%A0%D0%B8%D0%BF%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B5#mediaviewer/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:S._Hripsime_exterior.JPG
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%87%D0%BC%D0%B8%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80#mediaviewer/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Ejmiadzin_Cathedral2.jpg
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%9D%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8#mediaviewer/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Church_of_the_Protection_of_the_Theotokos_on_the_Nerl_08.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа «Православные храмы Ставрополья. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Дивное».
Дом Божий… Так называют христиане храм или церковь - особый дом, посвященный Богу. Православную Церковь примет...
урок музыки во 2 классе тема:О России петь - что стремиться в храм.Тема урока: Музыка в храме. Молитва
Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной...
Выставка детских творческих работ «Храмы России» с последующим оформлением работ на международный интернет-конкурс «Православные Храмы»
Список участников конкурса...
Не поставили лучшего храма, чем храм Покрова
интегрированный урок...
Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма"
Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма" для 8 класса...
Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская символика
учебно-методическая разработка...
Основные аспекты методики организации экскурсии «От храма к храму».
В основу подготовки экскурсии положены педагогические принципы: взаимосвязь обучения и воспитания, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность ...