Основные аспекты методики организации экскурсии «От храма к храму».
учебно-методический материал по краеведению (5 класс)
В основу подготовки экскурсии положены педагогические принципы: взаимосвязь обучения и воспитания, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность и эмоциональность, учет возрастных особенностей и т. д. Методика подготовки экскурсии включает в себя разработку темы и подготовку экскурсовода к новой разработанной для него теме.
Главные требования к тематике - значительность, актуальность, разносторонность и связь с современностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Глава 1.Основные аспекты методики организации экскурсии «От храма к храму».
В основу подготовки экскурсии положены педагогические принципы: взаимосвязь обучения и воспитания, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность и эмоциональность, учет возрастных особенностей и т. д. Методика подготовки экскурсии включает в себя разработку темы и подготовку экскурсовода к новой разработанной для него теме.
Главные требования к тематике - значительность, актуальность, разносторонность и связь с современностью.
Подготовка темы экскурсии осуществлялась поэтапно:
- Определение цели и задачи экскурсии.
Правильная формулировка цели определила идейно-политическую направленность, помогла в отборе и освещении материала экскурсии. Задачи экскурсии локальны, конкретны и направлены на духовно-нравственное развитие личности.
- Выбор темы.
Тематика - существенный признак каждой экскурсии. Тема экскурсии - это то, что положено в ее основу, является стержнем, на котором строится показ и рассказ. «Святое Белогорье» богато памятниками духовной культуры. Возрождение Белгородско-Старооскольской епархии дает надежду на укоренение православных духовных традиций и знакомить с духовной культурой и историей нужно не только по учебникам, но и при непосредственном знакомстве с экскурсионными объектами.
3.Отбор литературы.
Отбирая материал, из книг: «Храмы Белгородчины», «Жития Святых»,
« Валуйки – форпост Отечества» и других учитывалась его связь со зрителями и с объектами показа на экскурсии.
4.Ознакомление с объектами.
Заранее экскурсовод знакомится с объектами: Никольская церковь,
Рождественская церковь села Рождествено, храм во имя Казанской иконы Божией Матери в селе Казинка, Вериговский Святой источник, Введенский храм в селе Сухарево, пещерный комплекс во имя Св.Игнатия Богоносца, посещает сёла Валуйского района: Лавы, Казинка, Рождествено, Борки, Сухарево, а также изучает дополнительную литературу, что способствует лучшему восприятию, усвоению методических приемов.
5.Отбор и изучение экскурсионных объектов.
Объекты являются зрительной основой экскурсий, на их показе строится рассказ экскурсовода.
Объекты экскурсии - памятники архитектуры, сёла, природные объекты, При их отборе учитывается их идеологическое, воспитательное значение, а также наличие материала необходимого для раскрытия экскурсионной темы.
Оценка при отборе темы по следующим критериям:
- Культурная ценность
- познавательная ценность
- популярность
- необычность, неповторимость
- выразительность
- сохранность
- месторасположение
Сведения об объекте вносятся в специальные карточки.
Вносятся следующие сведения:
- наименование объекта
- историческое событие, с которым связан объект, дата события
- местонахождение объекта и на чьей территории он расположен
- описание объекта
- исторические сведения об объекте: литературные и архивные данные, устные предания
- сохранность памятника
- охрана памятника
- в каких экскурсиях памятник используется в качестве объекта показа
- дата составления карточки и должность составителя
6. Составление маршрута.
Маршрут компактен. Перемещения от объекта к объекту не превышают 10-15 минут, нет проезда по одному и тому же месту.
Экскурсионные маршруты выстроены по тематическому принципу.
Ул.Пролетарская, Никольская церковь города Валуйки
Рождественский храм с. Рождествено
Проездом село Колосково, Лавы, Тулянка.
Храм во имя Казанской иконы Божией Матери в селе Казинка.
Вериговский Святой источник.
Проездом село Борки. История разрушенной Успенской церкви.
Храм Введения в селе Сухарево. Новый Иерусалим.
Пещерный комплекс Игнатия Богоносца.
7.Объезд (обход) маршрута.
Заранее сделан объезд маршрута, с целью: уточнение трассы движения, расположения экскурсионных объектов и подъездов к ним, выбор основных и резервных точек для показа объектов и расположение экскурсионной группы, хронометраж времени, передвижение от объекта к объекту и длительность экскурсии в целом.
8.Подготовка текста экскурсии.
Текст экскурсии называется контрольным. Объем контрольного текста для автобусно-пешеходной экскурсии «По родному краю - с любовью» - 6 академических часов. Выступление подразделяется на две части: организационную и информационную. В организационной части экскурсовод сообщает свою фамилию, имя, отчество, называет организацию в которой работает, знакомит группу с водителем автобуса, определяет тему экскурсии, сообщает маршрут, время и место окончания экскурсии, проводит инструктаж по технике безопасности. В информационной кратко излагается содержание, цель и задача экскурсии, называется несколько подтем и наиболее интересные объекты.
Во вступлении экскурсовод должен заинтересовать аудиторию и установить контакт с группой. Вступление должно быть ярким и лаконичным и не должно превышать 5-7 минут. Основная часть состоит из отдельных подтем, которые соединены обоснованным логическим переходом в единое целое. В конце экскурсии экскурсовод подводит итоги, делает выводы по теме, отвечает на вопросы экскурсантов, рекомендует принять участие в других экскурсиях.
9.Комплектование «портфеля экскурсовода»
«Портфель экскурсовода» - условное название комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии, назначение которых максимально дополнить или восстановить недостающие звенья зрительного ряда. В него включены фотографии людей, памятников культуры.
10.Составление методической разработки.
Подготовка экскурсии завершается составлением методической разработки, которая определяет цель, тему, маршрут и объекты, продолжительность, методические приемы показа и рассказа, вопросы организации и техника проведения экскурсии.
11.Проведение пробной экскурсии и ее утверждение.
Пробную экскурсию обычно проводит руководитель группы. Принимают экскурсию руководитель экскурсионного учреждения, методисты. На пробную экскурсию приглашаются члены методического совета, совета по экскурсиям, экскурсоводы, сотрудники музеев, научные работники, педагоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Православные храмы Ставрополья. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Дивное».
Дом Божий… Так называют христиане храм или церковь - особый дом, посвященный Богу. Православную Церковь примет...

Методика организации экскурсии для школьников в музей
Методика организации экскурсии для школьниковМногие специалисты музееведы отмечают, что экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала,...

Доклад о работе по самообразованию «Организация коллективной жизнедеятельности как основной аспект сплочения детского хореографического коллектива»..
Эта работа может быть использованна педагогами дошкольного образования, школьного, педагогами дополнительного образования....

Методика организации экскурсии для школьников на уроках истории для детей с ОВЗ
В статье описаны формы проведения экскурсий, показано, как методически правильно следует их готовить и проводить....

Основные аспекты организации процесса воспитательной работы в военно-учебных заведениях довузовской подготовки в различные периоды российской истории
Первые полтора века функционирования отечественной военной школы можно охарактеризовать как «начало поиска путей построения учебной и воспитательной работы на научно-педагогической основе»...