Урок МХК 10 класс
календарно-тематическое планирование (мировая художественная культура, 10 класс) по теме

Урок - экскурсия по Кносскому дворцу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа №2  

Саяпиной  Елены Сергеевны МБОУ СОШ №10 Каширский р-он

16.10.09г.                  

По теме: Эгейское искусство  тема: Урок-экскурсия по Коносскому дворцу МХК в 10 классе

 ЦЕЛИ: познакомить с важнейшими достижениями эгейской культуры;

               уметь определять основные черты вазописи и фресковых росписей

               Кносского дворца; развивать эстетический вкус

ОБОРУДОВАНИЕ: МП; музыкальное оформление

 Учебник: Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10 класс.- 2013г.

Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. МХК.  – М.:Дрофа, 2008г.

ХОД УРОКА

Орг. момент.

 Слово учителя.

Античность. СЛАЙД №2(периодизация художественной культуры)

Множество нитей тянется от нее через века в иные эпохи и цивилизации. Художественное творчество Античности было тем источником, из которого черпало вдохновение все позднейшее искусство, художественную  культуру Античности считали колыбелью мирового искусства. Термин «античный» возник позднее, в XV в. , СЛАЙД №3(определение)

СЛАЙД №4 (карта эгейского моря и о.Крит)

Около 5000 лет назад на островах и побережье Эгейского моря стала складываться самобытная культура, которую по названию моря называют эгейской или по названию главных центров крито-микенской. Центр этой культуры обнаружил немецкий коммерсант, СЛАЙД №5(портеры археологов)  археолог-любитель Шлиман и английский археолог Эванс. Используя поэмы Гомера, они искали следы мифологического прошлого. В 1870г. Шлиман открыл Трою, а А.Эванс(1851-1941) начал раскопки о.Крит и обнаружил самый известный архитектурный памятник – покои Кносса. СЛАЙД №6

 Какие ассоциации у вас с этим названием?( Минотавр, Тесей, Нить Ариадны, Царь Эгей) 

О Крите сохранились высказывания философа Платона и описания историков Геродота и Фукидида. С ним связаны многие греческие мифы. СЛАЙД №7  Крит упоминается как родина верховного олимпийского бога Зевса, там он был вскормлен ланью в горах Иды. Сюда Зевс увез прекрасную Европу, превратившись в золотого быка. Здесь совершил свой подвиг Геракл, укротив бешеного быка, опустошавшего остров. Здесь родилась легенда о Тесее и Минотавре, царе Миносе.

 Сообщения уч-ся (легенда о Минотавре) СЛАЙД №8-12

 Слово учителя.    Самый большой дворец - Кносский сохранился лишь частично. Он состоял из сотен различных помещений, сгруппированных вокруг большого парадного двора. Он занимал центральное место в огромном архитектурном комплексе. СЛАЙД №13 В их числе были тронный зал, колонные залы, смотровые террасы, даже помещения для омовения с раскрашенными ваннами. Стены ванных комнат украшают  росписи, изображающие дельфинов и летающих рыб. Их водопроводы сохранились до наших дней. Была  канализация, имелись стеклянные двери, лифты, ровно отделанные лестницы. СЛАЙД №14 Дворец – определение имел чрезвычайно запутанный план. Ходы и коридоры внезапно поворачивают, переходят в подъемы и лестничные спуски, к тому же дворец был многоэтажный.

Как вы думаете, почему именно сюда людская фантазия поселила Минотавра? (Неудивительно, что впоследствии возник миф о критском лабиринте, где жил чудовищный человекобык, и откуда нельзя было найти выход. Лабиринт связывали с быком, потому что он на Крите считался священным животным и то и дело попадался на глаза - как в жизни, так и в искусстве.)

СЛАЙД №15.Поскольку большая часть комнат не имела внешних стен - только внутренние простенки, - в них нельзя было прорубить окна. Помещения освещались через отверстия в потолке, в некоторых местах это были "световые колодцы", проходившие через несколько этажей. 

СЛАЙД №16. Сохранившиеся части росписей представляют важные события, юношей и девушек во время священных игр с быком, богинь, жриц, растения и животных. Стены украшали также раскрашенные рельефы.

 Изображения людей напоминают искусство, какой цивилизации? (древнеегипетские) 

СЛАЙД №17.Минойская цивилизация пришла в упадок после страшного цунами, которое было порождено извержением вулкана на острове Санторин. Жизнь в Кносском Дворце не оборвалась в одночасье. Она постепенно затухала. Когда на Крит вторглись ахейцы, они, по всей видимости, также продолжали использовать дворец в своих целях. Однако со временем люди покинули Кносс и эта местность пришла в запустение.

Описание слайдов:  СЛАЙД №1-Тема урока.  СЛАЙД №2-период существования Античности. . СЛАЙД №3- определение Античности. .СЛАЙД №4-вид о. Крит  на карте и фотография.  СЛАЙД №5 – портреты археологов: Г.Шлиман, А. Эванс. СЛАЙД №6 - Кносский дворец
в реконструкции. СЛАЙД №7- мифы связанные с о. Крит. Картина Йорданс, Якоб (Антверпен 1593-1678) Кормление Зевса молоком Амалтеи, Похищение Европы.1732-1734. Собрание Уоллес, Укрощение критского быка Гераклом. СЛАЙД №8 – миф о Минотавре: изображение царя Миноса, и изображение Дедала изготовившего деревянную корову для Пасефаи. СЛАЙД №9 – изображение царя Эгея , провожающего корабль под черными парусами, и изображение минотавра. СЛАЙД №10 – изображение  Тесея и Ариадны, дочери Миноса. СЛАЙД №11 – репродукции как Тесей убивает Минотавра. СЛАЙД №12 – проклятие
 Тесея, которое заставило его забыть сменить паруса. Рисунок  скорбящего Эгея. СЛАЙД №13 – фотографии парадного двора, тронного зала и канализационных коммуникаций Кносского дворца. СЛАЙД №14 – фотографии ходов и коридоров, лестничных спусков.  СЛАЙД №15 – фотографии Световых колодцев.  СЛАЙД №16 – репродукции фресок и росписи Кносского дворца. СЛАЙД №17 – Кносский дворец- современный вид. Фотография и реконструкция.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Покровителем Крита был бог морей Посейдон и ему в дар приносили самого лучшего быка. Но однажды царь подменил дар, оставив приглянувшегося быка себе. Узнав об этом, разгневанный Посейдон наслал чары на жену Миноса Пасифаю (кстати, дочь бога солнца Гелиоса) и она влюбилась в быка, специально ради этого высаженного на остров мстительным богом. Царица воспылала к скотинке такой страстью, что упросила жившего в то время на острове мастера Дедала (отца легендарного Икара) сделать для неё деревянную корову, ложась внутрь которой она прельщала предмет своей любви. Порождением этой противоестественной связи стал ребёнок с бычьей головой и повадками животного. Минос спрятал мальчика в построенном всё тем же мастером Дедалом Кноссийском лабиринте. Для прокорма чудовищу время от времени отправляли преступников. Однако вскоре жестокий Минос обратил позор своей семьи себе на благо - стал пугать Минотавром соседние Афины, требуя от них подчинения. Для острастки он установил подать: раз в несколько лет (по разным источника - от трёх до восьми лет) афиняне должны присылать на Крит семерых юношей и семерых девушек - опять же на съедение прожорливому пасынку Миноса. Их загоняли в лабиринт, где они, блуждая по бесконечным коридорам, рано или поздно становились добычей чудовища. Однажды греческий герой Тесей, сын правителя Афин Эгея, спросил у отца об этом корабле, и узнав страшную причину черных парусов, вознамерился убить Минотавра. Упросив Эгея отпустить его вместо одного из юношей, Тесей договорился с отцом, что если он победит чудовище, то паруса на судне будут белыми, если же нет - тогда останутся черными. На Крите, перед тем как попасть на обед к Минотавру, Тесей очаровал дочь Миноса Ариадну. Влюбившаяся девушка перед входом в лабиринт дала Тесею клубок ниток, которые он разматывал, когда продвигался все глубже и глубже в лабиринт. В страшном бою герой победил чудовище, и вернулся по нити Ариадны к выходу. В обратный путь он отправился уже вместе с Ариадной. Однако Ариадна должна была стать женой одного из богов, и Тесей совсем не входил в их планы. Дионисий, а именно его женой должна была стать Ариадна, потребовал от Тесея, чтобы он оставил её. Но Тесей не согласился. Разгневанные боги наслали на него проклятие, которое заставило его забыть о данном отцу обещании,  он забыл сменить паруса с черного цвета на белый. Отец, увидев галеру с черными парусами, бросился в море, которое назвали Эгейским

В своей хронике Евсевий со ссылкой на Филохора излагает другую версию про Минотавра. Минотавр был учителем критского царя Миноса по имени Тавр и жестоким человеком. Минос учредил состязание, предлагая афинских мальчиков в качестве приза. В состязании Тавр побеждал всех соперников, пока не был побежден в борьбе десятым царем Афин Тесеем, на основании чего афинян освободили от уплаты дани мальчиками, как говорили сами жители Кносса. Евсевий отнёс победу Тесея на 1230-е гг. до н. э             Плутарх в жизнеописании Тесея использует тот же источник, автора III в. до н. э. Филохора:

.О Крите сохранились высказывания философа Платона и описания историков Геродота и Фукидида. С ним связаны многие греческие мифы. Крит упоминается как родина верховного олимпийского бога Зевса, (слайд 1 ) там он был вскормлен ланью в горах Иды. Сюда Зевс увез прекрасную Европу, (слайд 15 ) превратившись в золотого быка. Здесь совершил свой подвиг Геракл, (слайд 16 ) укротив бешеного быка, опустошавшего остров. Здесь родилась легенда о Тесее и Минотавре. (слайд 17 ) царе Миносе, (слайды 18,19,20 )

Источник: Wikipedia

«Но, по словам Филохора, критяне отвергают это предание и говорят, что Лабиринт был обыкновенной тюрьмой, где заключенным не делали ничего дурного и только караулили их, чтобы они не убежали, и что Минос устраивал гимнические состязания в память об Андрогее, а победителю давал в награду афинских подростков, до поры содержавшихся под стражею в Лабиринте. На первых состязаниях победил военачальник по имени Тавр, пользовавшийся тогда у Миноса величайшим доверием, человек грубого и дикого нрава, обходившийся с подростками высокомерно и жестоко. Аристотель в „Государственном устройстве Боттии“ также совершенно ясно дает понять, что не верит, будто Минос лишал подростков жизни: они, полагает философ, успевали состариться на Крите, неся рабскую службу.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...