Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию уроков хореографии. 1 - 6 классы.
календарно-тематическое планирование на тему
Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию уроков хореографии для 1 - 6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_obshchaya.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Венда»
«Согласовано»
/Директор НОУ СОШ «Венда»
Лаврова И.Н._____________
Календарно-тематическое планирование.
Кружок: Хореография
Руководитель : Исупова Н.Р.
ПРОГРАММА: А.И.Буренина «Программа по ритмической пластике»
Санкт-Петербург, 2000г., адаптированная.
И.В.Лифиц «Хореография в школе» Москва,1999г.
г. Москва .
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Основная направленность уроков хореографии – психологическое раскрепощение ребёнка через освоение собственного тела как выразительного инструмента. Музыкально-ритмические упражнения, это универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности
для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики,
интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом
знали ещё в Древней Греции, где сформировалось представление о том,
что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона,
«трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который
открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух
положениях: гимнастика для тела и музыка для души…»
Уроки хореографии н а ц е л е н ы на общее, гармоничное психологическое, духовное и физическое развитие детей. Н а ц е л е н ы на совершенствование профессионализма самого педагога. Н а ц е л е н ы на использование в качестве музыкального сопровождения целостных произведений. Целостный музыкальный образ передаётся разнообразными пластическими средствами, требующими как свободного владения телом, так и тонкого музыкального слуха, богатого воображения и фантазии, более глубокого постижения содержания музыки. Н а ц е л е н ы на акцентирование внимания учителя не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность.
Уроки хореографии развивают внимание, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленных на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации под музыку, что требует осознанного владения телом.
1 КЛАСС.
Дети младшего школьного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движения, особенно под музыку, доставляют им большую радость.
Однако движения детей ещё недостаточно точные и координированные, плохо
развито чувство равновесия, поэтому объём и разнообразие двигательных
движений невелики и все они носят игровой характер.
Задачи: воспитание интереса, потребности в движениях под музыку;
развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответ-
ствии с характером и темпоритмом музыки; обогащение слушатель-
ского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать
выразительные движения в соответствии с музыкально - игровым
образом
Основное содержание.
1. Развитие музыкальности.
- Воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр,
движения под музыку со сверстниками.
- Обогащение слушательского опыта – узнавание знакомых плясовых,
маршевых мелодий, народных и детских песен, пьес изобразительного
характера и выражение это в эмоциях, движениях.
- Развитие умения передавать в движении характер музыки и её
настроение ( контрастное: весёлое – грустное, шаловливое – спокойное ).
- Развитие умения передавать основные средства музыкальной
выразительности: темп (умеренно – быстрый, умеренно – медленный),
динамику (громко – тихо), регистр (высоко – низко), ритм (сильную
долю – как акцент), различать 2-3 – частную форму произведения
(с контрастными по характеру частями).
2. Развитие двигательных качеств и умений.
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ,
используя перечисленные ниже виды движений.
Основные:
- ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим
шагом, вперёд и назад (спиной), с высоким подниманием колена,
ходьба на четвереньках;
- бег – лёгкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки»,
«птички», «ручейка» и т.д.);
- прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением
вперёд, прямой галоп – «лошадки», подскоки;
Общеразвивающие упражнения: на различные группы мышц и различный
характер, способ движения ( упражнения на плавность движений, махи,
пружинность), которые даются, как правило, на основе игрового образа;
Имитационные движения: разнообразные образно – игровые движения,
раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние
(весёлый или трусливый заяц, хитрая лиса, усталая старушка и т.д.);
Плясовые движения: простейшие элементы народных плясок, доступных
по координации, например, поочерёдное выставление ноги на пятку,
притоптывание одной ногой, «выбрасывание» ног и др.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве:
Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться
в круг, становиться в пары и друг за другом.
4. Развитие творческих способностей.
- Воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
- Формирование умений исполнять знакомые движения в игровых
ситуациях, под другую музыку;
- Развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные
движения для выражения характера музыки, игрового образа
выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями
вместе с учителем и сверстниками.
5. Развитие и тренировка психических процессов.
- Развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с
музыкой – развитие слухового внимания, способности координировать
слуховые представления и двигательную реакцию;
- Развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике –
радость, грусть, страх, и т.д., т.е. контрастные по характеру
настроения, например: «Зайчик испугался», «Мишка радуется мёду»
и др,;
- тренировка подвижности – умения изменять движения в соответствии
с различным темпом, формой и ритмом музыки;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления, умение
выполнять упражнения от начала до конца, не отвлекаясь на другого
ребёнка.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.
- воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать
состояние образа, переданное в музыкальном произведении, и выражать
это в пластике;
- воспитание умения вести себя в классе во время движения,
формирование чувства такта и культурных привычек в процессе
группового общения с детьми: пропускать девочек впереди себя,
мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить
её на место.
Показатели уровня развития.
Важнейшим показателем уровня музыкально-ритмического развития
ребёнка в этом возрасте является интерес к самому процессу движения под музыку, выразительность движений и умение передавать в
пластике характер музыки, игровой образ. При недостаточной коорди-
нации, ловкости и точности движений, выразительность пластики
детей выявляет творческую одарённость, музыкальность.
2 КЛАСС.
В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более
Сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.
Задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также
воспитание самостоятельности в исполнении, побуждении детей к
творчеству.
Основное содержание.
1. Развитие музыкальности.
- воспитание интереса и любви к музыке, потребность в её слушании,
движении под музыку в свободных играх.
- обогащение слушательского опыта – включение разнообразных произ-
ведений для ритмических движений: народных, современных и неко-
торых доступных произведений изобразительного характера
композиторов-классиков, (например П. Чайковский «Баба Яга», «Новая
кукла», «Марш деревянных солдатиков» и д.р.);
- развитие умения передавать в пластике разнообразный характер
музыки, различные оттенки настроения;
- развитие умения передавать основные средства музыкальной вырази-
тельности: темп (умеренно быстрый – умеренно медленный, быстрый);
динамику (громко – тихо, умеренно громко, усиление и уменьшение
звучания); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (сильную
долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвер-
тных); различать 2-3- частную форму произведения, вариации с
контрастными по характеру частями;
- развитие способности различать жанр произведения (плясовая,
колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответству-
ющих движениях.
2. Развитие двигательных качеств и умений.
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ,
используя определённые виды движений.
Основные: * ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках,
топающим шагом, вперёд и назад (спиной), с высоким подни-
манием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме,
ходьба на четвереньках;
* бег – лёгкий, ритмичный, передающий различный образ
(«бабочки», «птички», «ручейка» и т.д.), широкий («волк»),
острый (бежим по «горячему песку»);
* прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвиж-
жением вперёд, прямой галоп («лошадки»), лёгкие подскоки;
Общеразвивающие упражнения: на различные группы мышц и различный
характер, способ движения ( упражнения на плавность движений, махи,
пружинность), упражнения на гибкость, плавность движений;
Имитационные движения: разнообразные образно – игровые движения,
раскрывающие понятным детям образ,
настроение или состояние («весёлый или трусливый зверёк», «хитрая
лиса», «усталая старушка», «бравый солдат» и т.д.). Уметь передавать
динамику настроения, например, «обида – прощение – радость»;
Плясовые движения: элементы народных плясок, доступных по коорди-
нации, например, поочерёдное выставление ноги на
пятку, притоптывание одной ногой, выбрасывания и полуприсядка для мальчиков и др. Упражнения, включающие одновременные движения рук
и ног (однонаправленные и симметричные).
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве.
Самостоятельно находить свободное место в классе, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
4. Развитие творческих способностей.
- воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
- формирование умений исполнять знакомые движения в различных
игровых ситуациях, под другую музыку;
- развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить
свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие
музыку и пластический образ.
5. Развитие и тренировка психических процессов.
- развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение
вместе с музыкой (развитие слухового внимания), способность коорди-
нировать слуховое представление и двигательную реакцию;
- развитие умения выражать эмоции в мимике – радость, грусть, страх,
удивление, обида и т.д., т.е. разнообразные по характеру настроения,
( кошка обиделась, девочка удивляется и д.р.);
- тренировка подвижности нервных процессов на основе движения в
различных темпах и ритмах;
- развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти
(слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи – в умении выразить
своё восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном
описании.
6. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности.
- воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музы-
кальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая
их в пластике;
- формирование чувства такта (например, сочувствовать, если кто-
то упал или что-то уронил во время движения);
- воспитание культурных привычек в процессе общения с одноклассни-
ками и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самосто-
ятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь
пригласить девочку на танец и затем проводить её на место, изви-
ться если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Показателем уровня развития учащегося является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения, способность к запоминанию и
самостоятельному исполнению композиций, импровизации под музыку.
3-4 КЛАССЫ.
В этом возрасте школьник достигает кульминации в развитии
движений, которая выражается в особой грации, лёгкости и изяществе.
У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии. Это
даёт возможность подбирать для работы с учениками более сложный
репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские
песни, но и некоторые классические произведения.
Задачи: развитие способности к выразительному, одухотворённому
исполнению движений, умения импровизировать под
незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и само-
оценки.
Основное содержание.
1. Развитие музыкальности:
- воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать
знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку,
узнавать, что это за произведения и кто их написал;
- обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и
жанру музыкальными сочинениями;
- развитие умения выражать в движении характер музыки и её
настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в
звучании;
- развитие умения передавать основные средства музыкальной выра-
зительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления;
динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических
оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм
(разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3-частную
форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а
также вариации, рондо;
- развитие способности различать жанр произведения – плясовая
(вальс, полька, старинный, историко-бытовой и современный танец);
песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру,
и выражать это в соответствующих движениях.
2. Развитие двигательных качеств и умений.
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ,
используя выученные в предыдущих классах виды движений.
Основные: * ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на
пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка»,
вперёд и назад (спиной), с высоким подниманием колена
(высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с
ускорением и замедлением;
* бег – лёгкий, ритмичный, передающий различный образ, а
также высокий, широкий, острый, пружинящий бег.
* прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте
и с различными вариациями, с продвижением вперёд,
различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп),
поскок «лёгкий» и «сильный» и др.;
Общеразвивающие движения: - на различные группы мышц и различный
характер, способ движения (упражнения
на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;
Имитационные движения: - различные образно-игровые движения,
раскрывающие понятным детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущение тяжести или лёгкости, разной среды - «в воде», «в воздухе» и т.д.;
Плясовые движения: элементы народных плясок и детского бального
танца, доступные по координации, танцевальные
упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических
танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве:
Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться
в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в
шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе
танцевальных композиций («змейка», «воротца», «спираль» и др.).
4. Развитие творческих способностей:
- развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их
комбинации;
- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых
ситуациях, под другую музыку, самостоятельно создавать пластичес-
кий образ;
- развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные
движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои
творческие проявления и давать оценку другим детям.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
- тренировка подвижности нервных процессов, умение изменять движе-
ния в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музы-
кального произведения – по фазам;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления- на основе
усложнения заданий (увеличение объёма движений, продолжительности
звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);
- развитие умения выражать различные эмоции в мимике: радость,
грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения,
например: «Рыбки легко и свободно резвятся в воде», «Кукла не хочет
быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной» и др.
6. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и
животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других
детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной
убор во время движения);
- воспитание потребности научить младших школьников тем упражне-
ниям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры –
занятия;
- воспитание чувства такта, умение вести себя в классе во время
занятий (находить себе место, не толкаясь, не шуметь во время
самостоятельных упражнений, не проявлять бурную радость, если у
кого – то неприятности и т.д.);
- воспитание культурных привычек в процессе общения на уроке,
выполнять все задания без подсказки учителя.
Показатели уровня развития учеников:
- выразительность исполнения движений под музыку;
- умение самостоятельно отображать в движении основные средства
музыкальной выразительности;
- освоение большого объёма разнообразных композиций и отдельных
видов движений;
- способность к импровизации с использованием оригинальных и
разнообразных движений;
- точность и правильность исполнения движений в танцевальных
композициях.
5 - 6 КЛАССЫ.
Приоритетные задачи:
- укрепление психического и физического здоровья средствами ритмики;
- поддерживать увлечение занятиями музыкой и пластикой;
- развитие художественно – творческих способностей.
Основное содержание.
1. Развитие музыкальности:
- воспитание интереса и любви к музыке, потребность слушать
знакомые и новые музыкальные произведения, высказываться о музыке,
двигаться под музыку, узнавать что это за произведения и кто их
написал;
- обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру
музыкальными произведениями, включая классические и современные
произведения крупной формы («Времена года» П.Чайковского,
«Картинки с выставки» М.Мусоргского, произведения С.Прокофьева,
Д.Кабалевского и др.);
- развитие умения выражать в движении характер музыки и её
настроение, передавая как контрасты, так и тонкие нюансы:
изящество, тревожность, грусть, безмятежность и восторг и т.д.;
- развитие умения различать и выражать в движении основные
средства музыкальной выразительности: темп (разнообразный, а также
ускорения и замедления), динамику (усиление и уменьшение звучания,
разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний,
низкий); ритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать
2-3-частную форму произведения ( с малоконтрастными по характеру
частями), а также другие структуры сочинений - вариации, рондо;
- развитие способности различать жанр произведения – плясовая
(вальс, полька, старинный и современный танец), песня (песня-марш,
песня-танец и др.), марш ( разный по характеру) – выражать это в
соответствующих движениях, в словесных описаниях, использовать
элементарные музыкальные термины и понятия («мелодия», «аккомпа-
нимент», «регистр» и др.).
2. Развитие двигательных качеств и умений.
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ,
используя выученные ранее виды движений.
Основные: * ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на
пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка»,
вперёд и назад (спиной) с высоким подниманием колена
(высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом,
с ускорением и замедлением;
* бег – лёгкий, ритмичный, передающий различные образы;
широкий, острый, с остановками, пружинящий бег;
* прыжковые движения – разнообразные сочетания прыжков
на одной и двух ногах на месте, с продвижением вперёд,
различные виды галопа, поскоков («лёгкий» и «сильный») др.
Общеразвивающие упражнения: исполняются на различные группы мышц
и различный характер, способ движения
(упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног, с предметами и без них;
Имитационные движения: разнообразные образно-танцевальные движения
жесты, раскрывающие определённый образ,
динамику настроений или состояний (в природе, в настроениях человека и
животных, в вымышленных игровых ситуациях);
Плясовые движения: элементы народных плясок и бального танца,
танцевальные упражнения, включающие асимметрию
(из современных ритмических танцев), а также разнонаправленные
движения для рук и ног, сложные циклические движения: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом, шаг с каблучка, вальсовый шаг и др.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве.
Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения и уметь их моделировать.
4. Развитие творческих способностей:
- умение описывать словами музыкальный образ и содержание муз.
произведения;
- умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых
ситуациях, под другую музыку, импровизировать, самостоятельно
создавать пластический образ;
- развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные
движения для выражения характера музыки, умения оценивать свои
творческие проявления и давать обоснованную оценку другим детям.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
- развитие воли, произвольного внимания, способности координировать
слуховое представление и двигательную реакцию в соответствии с
тонкими нюансами звучания музыки;
- развитие эмоциональной сферы и умения выражать свои эмоции в
мимике – радость, грусть, страх, тревогу, насмешку, сочувствие и т.д.
- тренировка подвижности нервных процессов: умения быстро менять
направление и характер движения, мгновенно реагируя на различный
темп, динамику, ритм и форму музыкального произведения;
- развитие музыкальной и двигательной памяти, мышления (умения
сравнивать, анализировать характер мелодии, движения, выражая это
в суждениях и т.д.).
6. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
- развитие способности к эмпатии – умения сочувствовать, сопережи-
вать другим людям и животным – персонажам песен, музыкальных
пьес и др. произведений;
- воспитания стремления и умения обучать музыкальным движениям
детей младшего возраста, придумывать для них комплексы упр. Для
зарядки, физкультминутки и игры;
- воспитание умения вести себя на уроке во время движения со
сверстниками, формирование чувства такта;
- воспитание культурных привычек в процессе группового общения с
одноклассниками и взрослыми;
Показатели уровня развития учеников:
- выразительность, лёгкость и точность исполнения движений под
музыку;
- умение самостоятельно отображать в движении основные средства
музыкальной выразительности, правильно называть их;
- освоение большого объёма разнообразных композиций и отдельных
видов движений, разных по стилю и характеру;
- способность к импровизации с исполнением оригинальных и
разнообразных движений, сочинение танцев для праздников;
- освоение сложных видов движений: шаг на припадании, переменный
шаг, шаг польки, различные виды галопа, вальсовый шаг, элементы
движений из современных бальных танцев.
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РЕПЕРТУАР.
2 КЛАСС.
«Плюшевый медвежонок», «Весёлые путешественники», «Рыбачок»,
«Чебурашка», «Маленький танец», «Едем к бабушке в деревню»,
«Кузнечик», «Разноцветная игра», «Лошадки», «Восточные красавицы».
3 КЛАСС.
«Марш», «Кораблики», «Красная шапочка», «Антошка», «Волшебный
цветок», «Кошка и девочка», «Весёлая пастушка», «Весёлая полька»,
«Летка – Енька», «Маленькая кадриль».
4 КЛАСС.
«Полька – бабочка», «Кремена», «Светит месяц», «Красный сарафан»,
«Месяц и звёзды», «Цирковые лошадки», «Голубая вода» (вальс),
«Мельница», «Домисолька», «Менуэт», «Старинная полька».
5 – 6 КЛАССЫ.
«Чарльстон», «Рок – н – ролл», «Волшебный вальс», «Твист»,
«Аэробика», «Аннет – полька», «Голубой Дунай» (вальс), «Русский
лирический», «Осенний парк», «Дети и природа», «Жаворонок»,
«Какадурчик», «Танец солдатиков и кукол», «Цыганочка», «Калинка»,
«Танцкласс», «Под музыку Вивальди».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по ОБЖ 5 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по ОБЖ для учащихся 5 классов...
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по предмету "Искусство" 8-9 классы.
В данном материале пояснительная записка и два календарно-тематических планирования для 8 и 9 классов по предмету "Искусство" по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской....
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование кружка "Бисероплетение"
Данная работа, будет востребованна педагогами по доп. образованию, работающих с детьми в начальных классах....
Пояснительная записка и календарно тематическое планирование по МХК 10 класс
Пояснительная записка, тематическое планироание 10 класс...
Пояснительная записка к календарно – тематическому планированию по физической культуре для учащихся 6 классов – 3 часа в неделю.
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по физической культуре для учащихся 6 классов - 3 часа в неделю...
Рабочая программа по литературе. 5 класс (ФГОС). Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по литературе. 5 класс (ФГОС). Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование, программа В.В.Пасечника "Линия жизни" изд. "Просвещение" - 9 класс
9 класс. Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по программе В.В. Пасечника изд. "Просвещение" "Линия жизни" составлено для работы учителя по заполнению тем у...