Мастер- класс «Искусство как духовный опыт человечества»
методическая разработка по мхк (9 класс) по теме
Итогом освоения курса искусства в школе на ступени основного общего образования будут сформированные основы художественной культуры школьника как неотъемлемая часть его общей духовной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 1.93 МБ |
итоговый тест | 14.61 КБ |
эмоциональные термины | 71.5 КБ |
стих "Зимняя дорога" | 10.8 КБ |
технология мастер-класса | 25.59 КБ |
конспект проведения мастер- класса | 80.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи Рассмотреть методику преподавания курса «Искусство» в ОУ Познакомить с приёмами и методами работы на уроке Поделиться опытом работы в данной области
Методологическая основа предмета « Культурология » А. И. Арнольдов, М.М. Бахтин «Психология художественного творчества» Л. С. Выготский . В.Г. Ражников «Развивающее обучение» В. В. Давыдов. Д.Б. Эльконин «Музыка» Д.Б. Кабалевский «ИЗО» Б. М. Неменский
Литературный эпиграф к уроку
Модель выпускника Базовый уровень Выпускник научится Повышенный уровень Выпускник получит возможность научиться
Цель предмета «Искусство»: Раскрытие возможностей в формировании основ художественной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры.
Педагогический приём « Закончи фразу» ИСКУССТВО –ЭТО…
Постановка цели детьми, как одно из требований ФГОС
Использование кластера, как приёма технологии критического мышления.
Интеграция Интегра́ция (от лат. integratio «соединение») — процесс объединения частей в целое ( википедия ) Я
Символы в жизни и искусстве Центральные символы-образы любой культуры — солнце, дерево, дорога . Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их. Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает и воскресает. Поэтому, в соответствии с древними религиозными верованиями, дерево - символ Вселенной . Солнце дает свет и тепло и является символом жизни .
Для русского человека особое значение имеет образ-символ дороги . Жизнь человека уподоблялась дороге, которую должен был пройти каждый.
Взаимосвязь с жизнью Когда в своей жизни мы встречаемся с проблемой выбора пути?
Работа в группах живопись литература музыка
Образ дороги воплощен в творчестве композиторов : М. Глинки, П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, Г. Свиридова; художников : И. Билибина , В. Васнецова, И. Левитана, Н. Рериха; поэтов и писателей : А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя и многих, многих других. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. А.Пушкин
Образ зимней дороги в одном из видов искусства живопись, литература, музыка.
Учебные навыки Развитие зрительной памяти Развитие ассоциативного и образного мышления Сопричастность к образу. Раскадровка , как приём
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска...... Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег.... На встречу мне Только версты полосаты Попадаются одне ... Стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога»
Смысловое чтение Анализ литературного текста Какая картина видится вам? Какие предстают образы? Какое настроение она вам навевает? В каких произведениях ещё встречается образ дороги?
Использование синквейна , как приёма технологии критического мышления.
Дорога Зимняя, долгая Убегает, утомляет, не кончается. «как ты мне трудна» Движение. Пример синквейна
Даймонд – это особая форма выполнения творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд . Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке. Хокку - трёхстишие( японский жанр) Пример Зимняя дорога бесконечна. Ветер, снег, луна. На душе беспокойство. Повышенный уровень
Слушание музыкального фрагмента Анализ средств музыкальной выразительности Георгий Свиридов - Зимняя дорога. mp4 Использование словаря эмоциональных терминов В.Г.Ражникова
Составить таблицу
Развитие общих художественных способностей Исследование специфики воплощения художественного образа в различных видах искусства и формах. Понимание языка выразительности разных видов искусств, их значение и взаимосвязь В чём заключается синтез искусств?
Эмоциональное отношение к какому либо виду искусства Какое произведение вам ближе?
1. Что такое искусство? А) часть духовной культуры человечества Б) исторический стиль В) народное творчество 2. Согласны ли вы, что все виды искусства имеют общий язык? А) да Б) нет 3. К какому виду искусства относится музыка? А) к пластическому Б) к временному В) к пространственному 4. Чем является символ в искусстве? А) внешним признаком Б) знаком В) художественным образом 5. Какие символы-образы являются центральными в любой культуре? А) семья, солнце, дорога Б) дорога, луна, солнце В) солнце, дерево, дорога 6. Назови авторов произведений с образом-символом дороги: Композиторы Поэты Художники 7. Назови известные тебе песни о дороге Проверочный тест (закрепление новых знаний)
ХТЗ-художественно - творческое задание Использование ИКТ Проектная деятельность Сообщение базовый и повышенный уровень ученик научится и получит возможность научиться Домашнее задание
Внешняя оценка + Внутренняя оценка Накопительная оценка
Обоснование собственной точки зрения РЕФЛЕКСИЯ
КОРЕНЬ- цель и смысл вашей жизни . СТВОЛ- ваше представление о себе. ВЕТВИ- качества, которые вы хотели бы иметь, ваши мечты, желания. ПЛОДЫ- качества, которые вы уже имеете. КАКОВЫ НАШИ ЦЕЛИ В ЖИЗНИ- ТАКОВЫ ЕЕ ПЛОДЫ
Предварительный просмотр:
- Искусство вокруг нас
1. Что такое искусство?
А) часть духовной культуры человечества
Б) исторический стиль
В) народное творчество
2. Согласны ли вы, что все виды искусства имеют общий язык? А) да Б) нет
3. К какому виду искусства относится музыка? А) к пластическому
Б) к временному В) к пространственному
4. Чем является символ в искусстве?
А) внешним признаком Б) знаком В) художественным образом
5. Какие символы-образы являются центральными в любой культуре?
А) семья, солнце, дорога
Б) дорога, луна, солнце
В) солнце, дерево, дорога
6. Назови авторов произведений с образом-символом дороги:
Композиторы_______________________________________________________________________________________________________
Поэты_______________________________________________________________________
Художники________________________________________________________________________________________________________
7. Назови известные тебе песни о дороге
- Искусство вокруг нас
1. Что такое искусство?
А) часть духовной культуры человечества
Б) исторический стиль
В) народное творчество
2. Согласны ли вы, что все виды искусства имеют общий язык? А) да Б) нет
3. К какому виду искусства относится музыка? А) к пластическому
Б) к временному В) к пространственному
4. Чем является символ в искусстве?
А) внешним признаком Б) знаком В) художественным образом
5. Какие символы-образы являются центральными в любой культуре?
А) семья, солнце, дорога
Б) дорога, луна, солнце
В) солнце, дерево, дорога
6. Назови авторов произведений с образом-символом дороги:
Композиторы_______________________________________________________________________________________________________
Поэты_______________________________________________________________________
Художники________________________________________________________________________________________________________
7. Назови известные тебе песни о дороге
- Искусство вокруг нас
1. Что такое искусство?
А) часть духовной культуры человечества
Б) исторический стиль
В) народное творчество
2. Согласны ли вы, что все виды искусства имеют общий язык? А) да Б) нет
3. К какому виду искусства относится музыка? А) к пластическому
Б) к временному В) к пространственному
4. Чем является символ в искусстве?
А) внешним признаком Б) знаком В) художественным образом
5. Какие символы-образы являются центральными в любой культуре?
А) семья, солнце, дорога
Б) дорога, луна, солнце
В) солнце, дерево, дорога
6. Назови авторов произведений с образом-символом дороги:
Композиторы_______________________________________________________________________________________________________
Поэты_______________________________________________________________________
Художники________________________________________________________________________________________________________
7. Назови известные тебе песни о дороге
1. Искусство вокруг нас
1. Что такое искусство?
А) часть духовной культуры человечества
Б) исторический стиль
В) народное творчество
2. Согласны ли вы, что все виды искусства имеют общий язык?
А) да Б) нет
3. К какому виду искусства относится музыка?
А) к пластическому
Б) к временному
В) к пространственному
4. Чем является символ в искусстве?
А) внешним признаком
Б) знаком
В) художественным образом
5. Какие символы-образы являются центральными в любой культуре?
А) семья, солнце, дорога
Б) дорога, луна, солнце
В) солнце, дерево, дорога
6. Назови авторов произведений с образом-символом дороги:
Композиторы
Поэты
Художники
7. Назови известные тебе песни о дороге
Предварительный просмотр:
Эмоциональные термины ( из словаря Ражникова).
Предварительный просмотр:
Стихотворение Пушкина «Зимняя дорога»
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска......
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег....
На встречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...
Предварительный просмотр:
В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс». В данных рекомендациях мы будем опираться на следующие определения, так как считаем, что в них обозначены ключевые свойства мастер-класса.
В первую очередь, Мастер–класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.
Мастер–класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс).
Мастер–класс – это одно из эффективных средств передачи концептуальной идеи авторской педагогической системы. Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
Мастер–класс – это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.
Итак, обобщая представленные выше определения, мы можем выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно:
1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
3. создание условий для включения всех в активную деятельность;
4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
5. приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;
6. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
7. представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;
8. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;
9. форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс, поэтому остановимся на требованиях к его организации и проведению.
Требования к организации и проведению мастер-класса
Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.
В технологии проведения мастер-класса мы предлагаем использовать определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы.
Алгоритм – это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания педагогической проблемы, но имеют и общепедагогическую часть, определяемую общими способами деятельности.
Примерный алгоритм проведения мастер-класса должен состоять из следующих компонентов: выделение проблемы – панель - объединение в группы для решения проблемы – работа с материалом – представление результатов работы – обсуждение и корректировка результатов работы.
Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Тем самым происходит уточнение и корректировка формулировки проблемы мастер-класса. Путь принятия какого-либо решения – работа с предложенными материалами: текстом, литературой, документами, красками, звуками, природным материалом, моделями, схемами и т.д. Этот этап можно назвать «деконструкцией»: происходит превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий, вычленение необходимой информации. Затем последует «реконструкция» - создание своего текста, рисунка, модели, схемы, закона, мира.
Итак, панель, слово Мастера, актуализирующее деятельность участников по определению пути решения педагогической проблемы, работа с материалами — всё это дает возможность подготовиться к представлению результатов работы. Следующим шагом должно быть их обсуждение, а затем корректировка собственного решения поставленной педагогической задачи с вариантами, предложенными коллегами.
Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников) при участии Мастера, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников.
Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приёмами является индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания рефлексия.
Индукция.Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное.
Проблемная ситуация характеризует определённое психическое - вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).
Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников.
Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно, нужна серия мотивационных приемов мастерских по формированию данной потребности. Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдаётся развитию потребности саморазвития.
Если подобного интереса нет, Мастеру необходимо направить действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы – необходимое средство для стимулирования интереса.
Самоконструкция-это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Социоконструкция.Важнейший элемент технологии мастер-класса - групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причём участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.
Социализация.Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.
Когда группа выступает с отчётом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчёте были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, даёт им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.
Афиширование– представление результатов деятельности участников мастер-классаи Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.
Разрыв.Ближе всего отражают смысл этого понятия
слова «озарение», «инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв — это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях учёных, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым
обоснованием.
Рефлексия— последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.
Позиция Мастера
При подготовке и проведении мастер-класса важно не только придерживаться выше описанному алгоритму, но и правильно определить собственную позицию Мастера. Позиция Мастера – это, прежде всего, позиция консультанта и советчика, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности.
Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.
Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.
Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.
Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др. Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства.Эта личностно-процессуальная, аффективная инфраструктура авторской технологии очень трудно фиксируется на бумаге, но она передаётсяпутём примера, подражания через:
- речь и голос(тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);
- мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;
- пантомимику(осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников);
- умение сосредоточитьсяна предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;
- искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;
- педагогическую импровизацию:умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;
- психологическую зоркость,умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;
- коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;
- чувство времени.
Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии.
Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта
Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
Использование данных методических рекомендаций позволит, на наш взгляд, обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта работников областной образовательной системы.
1.5 Литература
Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. – 2005. - № 2.
Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие. – М. : АПКиППРО, 2006. – 168 с.
Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
http://it-n.ru/board.aspx?cat_no=2715&tmpl=Thread&BoardId=2718&ThreadId=13545&page=1
Предварительный просмотр:
«Искусство как духовный опыт человечества»
Мастер- класс учителя МАОУ СОШ №2 п. Новоорск
Степановой Юлии Александровны
Теоретическая часть
Трудно не согласиться с Евгением Леоновым в плане того, что в последнее время общество "обнищало" духовно. На нас, учителей ,природа возложила большую ответственность за детей. Кому, как не нам, учителям, наполнять души детей духовностью? Как говорил Шалва Амонашвили: "Духовное совершенствование есть для нас основа жизни на Земле".
Я продолжаю поиск себя и путей сотрудничества со своими учениками. Учу учась, воспитываю воспитываясь.
слайд 1 (Тема мастер- класса «Искусство как духовный опыт человечества» )
В процессе изучения интегрированного учебного предмета «Искусство», рассматривающего искусство в целом как духовный опыт человечества, у школьников должна быть сформирована культура восприятия различных видов искусства.
Слайд 2 ( Задачи : Рассмотреть методику преподавания курса «Искусство» в ОУ,
Познакомить с приёмами и методами работы на уроке, Поделиться опытом работы в данной области)
Учащиеся получат обобщённое представление об образной природе, основных средствах выразительности различных видов искусств, их роли в художественном развитии человечества и взаимосвязи с жизнью.
Слайд 3 ( методологическая основа)
Через развитие общих художественных способностей. В том числе зрительной и музыкальной памяти, творческого воображения, ассоциативного и образного мышления, будет сформировано эстетическое отношение к миру, проявляющееся в эмоциональной чуткости, сопричастности учащегося к содержательной сущности различных явлений, предметов и художественных событий.
Слайд 4 (эпиграф«Все виды искусства служат главному искусству- искусству жить на Земле» Б.Брехт.)
У школьников будут развиты учебно- творческие способности в различных видах художественной деятельности.
Слайд 5 (модель выпускника)
Планируемые результаты направлены на модель выпускника базового уровня- выпускник научится , и повышенного уровня- выпускник получит возможность научиться.
Слайд 6 ( Раскрытие возможностей в формировании основ художественной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры.)
Итогом освоения курса искусства в школе на ступени основного общего образования будут сформированные основы художественной культуры школьника как неотъемлемая часть его общей духовной культуры.
Практическая часть
I Организационный момент.
II. Введение в тему
Мы много говорим о том, что искусство изображает жизнь во всех ее проявлениях. Но роль искусства не только в этом, т.к. искусство выполняет еще ряд функций, без которых наша жизнь была бы неполной. Значит значение искусства более глубокое.
Слайд 7 Продолжите пожалуйста фразу- Искусство это………
Искусство —
- Часть духовной культуры человечества,
- Духовно-практическое освоения мира.
- К ней нужно отнести скульптуру, музыку, художественную литературу, живопись, архитектуру, театр, танец, кино.
- В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме деятельности человека, если она совершается умело, мастерски, искусно.
III. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Давайте подумаем, что же дает нам искусство, как изменяет и влияет на нашу жизнь, на окружающую действительность.
(Диалог учителя и учащихся, который приводит к следующим выводам):
- Искусство украшает нашу жизнь (эстетическая функция): картины художников, настенные панно, украшение и оформление зданий и улиц;
- Искусство дает новые знания, новые сведения из книг, из кино, из театральных спектаклей (познавательная функция);
- Искусство учит поступать правильно, показывает положительных и отрицательных героев, хочется либо подражать, либо осуждать (воспитательная функция);
- Искусство формирует взгляд на мир, отношение к жизни, к обществу, учит любить Родину (мировоззренческая функция)
Слайд 8 Совершенно верно
Искусство — это своеобразный учебник жизни.
Значит искусство окружает нас повсюду, значит оно вокруг нас, значит оно влияет на нас на наше внутреннее состояние души. Исходя из темы нашего мастер- класса предлагаю определить цель нашей работы.
ЦЕЛЬ: Выявить роль искусства в формировании духовной культуры человека.
- Какие виды искусства вы знаете?
Слайд 9 Ознакомьтесь , к какой группе относится каждый из видов искусства .
Пространственные. Временные. Пространственно- временные.
Слайд 10 Красота не только спасает мир, но и объединяет людей в стремлении познать эту красоту. Есть такое понятие – «обмен искусством». Поэтому важной является функция искусства – интегративная. А в центре интеграции стоит человек, т.е его собственное «Я»
IV. этап Получение новых знаний :
Центральные символы - образы любой культуры — солнце, дерево, дорога.
Люди верили, что они наделены священными силами
Вопрос: Какими…………………………..
Слайд 11.
СОЛНЦЕ дает свет и тепло, является символом жизни.
ДЕРЕВО растет, а теряя листву обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает и воскресает (поэтому в соответствии с древними религиозными верованиями дерево — символ Вселенной.
Слайд 12
ДОРОГА — образ-символ, который имеет особое значение для русского человека.
Это ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ — своеобразная дорога, которую должен пройти
каждый.
Слайд 13
Когда в своей жизни мы встречаемся с проблемой выбора пути?
Звучит фонограмма «Дорога» из кинофильма «Цыган»
Учитель: Дорога издавна подкупает и привлекает русского человека новыми возможностями, свежими впечатлениями, заманчивыми переменами. Нам предстоит проложить свой путь по дороге знаний в области предмета « искусство». Слайд 14.
Поэтому предлагаю идти в трёх направлениях - работать будем в группах, которые будут исследовать образ зимней дороги в каждом из видов искусства.- живопись, литература, музыка.( прикрепить на доске названия )
Слайд 15 Образ дороги воплощен в творчестве многих
художников: И. Билибина, В. Васнецова, И. Левитана, Н. Рериха;
поэтов и писателей: А. Пушкина, М. Лермонтова,
Н. Гоголя и многих, многих других.
композиторов: М. Глинки, П. Чайковского,
С. Танеева, С. Рахманинова, Г. Свиридова;
Слайд 16
Остановимся на каждом из видов искусства подробно.
живопись
слайд 17 перед вами Пейзаж «ЗИМНЯЯ ДОРОГА» А . Саврасова( 1870 год)
задание Выполните раскадровку репродукции живописного полотна. С помощью рамки- кадра ( вырезанного в листе бумаги окошечка ) выделите наиболее выразительные фрагменты картины, мысленно выстраивая образ живописного полотна. Охарактеризуйте кадры.
Слайд 18
Примеры ответов : изображает не зиму, а пространство, и не дорогу - ...даль. Много-много снега, грязь задубела, тоненькие березки, ободранные зимними колючими ветрами, опаленные палящими лучами знойного солнца прошедшего лета. Колорит сведен практически до белого и темного. И только небо и природа передается двумя оттенками коричневого, лиловым и желтым немного.
Интересно, что в картине вовсе нет теней! Погода пасмурная, и создается впечатление, что эта пасмурность зависла над землей надолго. Картина откликается на поэзию того времени, описывающую и Русь и ее дороги...
Слайд 19 область исследования Литература
Перед вами Стихотворение Пушкина «Зимняя дорога»
прочитаем его
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска......
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег....
На встречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...
Слайд 20 Проведём анализ литературного текста.
Какая картина видится вам? Какие предстают образы?
Какое настроение она вам навевает?
В каких произведениях ещё встречается образ дороги?
Слайд 21 Попробуйте составить синквейн.
Слайд 22 Вариант Синквейна
Слайд 23 Повышенный уровень
Попробуйте составить Диаманту….. Хокку…..
Слайд 24
В 20 веке тема дороги была подхвачена композиторами .
Прослушайте отрывок Георгия Свиридова «ЗИМНЯЯ ДОРОГА » из муз. иллюстраций к повести Пушкина Метель.
Перед вами словарь эмоциональных терминов Ражникова
Задание. Используя его нужно дать характеристику средств музыкальной выразительности.
Слайд 25
Работа в группах--- Составление таблицы.
Пример ответов
Эта музыка насквозь пронизана мелодическим началом, которое в ней решительно преобладает. Гармонии в произведениях достаточно просты, хотя подчас оригинальны и изысканны в своем роде. Весь оркестровый колорит изобличает, однако, современного мастера, тонко стилизующего иную музыкальную эпоху.
Слайд 26
Мы закончили исследование образа зимней дороги в трёх видах искусства.
В чём заключается синтез искусств на ваш взгляд?
Слайд 27
Какое произведение вам ближе?
Слайд 28
Закрепим наши знания и выполним тестовую работу
Слайд 29
Домашнее задание
- ХТЗ .Поясни специфику воплощения художественных образов в музыке, кино, театре, литературе, изобразительном искусстве, хореографии или другой области искусства. На примере одного произведения раскрой особенности взаимодействия искусств.
- Используя ИКТ выполни раскадровку одного живописного полотна. Представь себя оператором фильма, выстрой экранный образ живописного полотна, подбери музыкальное сопровождение к своему видеофильму по картине.
- Выполни исследовательский проект по одной из тем
«Образ дороги, солнца, дерева в произведениях искусства» ( 2 месяца)
- Подготовьте сообщение по теме символы и знаки.
Слайд 30 Не забываем, что оценка у нас накопительная
Слайд 31
Таким образом, в ходе мастер-класса, мы использовали разные приемы организации деятельности, которые способствуют формированию духовной культуры человека
Подведем итоги. Закончите, пожалуйста, предложение и скажите , что такое искусство в жизни каждого человека, прикрепив эти подсолнухи вокруг образа «Я»
Слайд 32
В заключении мастер- класса мне хочется вспомнить упомянутые ещё два символа дерево и солнце. Я хочу , чтобы у каждого из вас было дерево своей жизни.
КОРЕНЬ- цель и смысл вашей жизни .
СТВОЛ- ваше представление о себе.
ВЕТВИ- качества. которые вы хотели бы иметь, ваши мечты, желания.
ПЛОДЫ- качества, которые вы уже имеете.
КАКОВЫ НАШИ ЦЕЛИ В ЖИЗНИ- ТАКОВЫ ЕЕ ПЛОДЫ
И Чтобы вам всегда светило солнце и вы шли за его лучами по дороге «ДОБРА»
Спасибо за внимание!
Песня «Дорога добра»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Мастер класс "Искусство складывания салфеток"
Данный мастер класс был проведён на областном семинаре-тренинге " Трудоустройство и востребовательность на рынке труда" для учащихся 8 классов коррекционных школ VIII вида....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 6 КЛАСС: Искусство как эмоциональный опыт человечества. Фольклорный праздник
изучить особенности фолклорных фестивалей народов мира: разнообразие костюмов участников, народных промыслов. Вятская свистунья.Составление коллективной композиции – коллажа «На фольклорном фест...
Мастер-класс по теме «Духовное наследие России в формирование основ исторического сознания и его роль в воспитании будущих граждан Отечества», посвящённый 1000 - летию со дня преставления Святого Князя Владимира.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10053058","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"187","width":"480"}}]]Знакомство учащихся с историей своего Отечества....
Выступление на мастер-классе городского фестиваля "Духовные скрепы Отечества" Особенности гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ по слуху в условиях крупного мегаполиса".
Выступление на мастер-классе городского фестиваля "Духовные скрепы Отечества" посвящено особенностям патртиотического воспитания детей с ОВЗ по слуху, сопровождалось примерами и фотографиями...
Мастер-класс на тему: «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы"
Мастер-класс на тему: «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы...
Презентация .Мастер-класс на тему: «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы
Презентация .Мастер-класс на тему: «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы...
Мастер-класс "Выбор профессии через опыт деятельности"
Мастер-класс демонстрирует один из факторов выбора профессии учащимся: практическая деятельность...