Презентация .Мастер-класс на тему: «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы
презентация к уроку
Презентация .Мастер-класс на тему: «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.pptx | 135.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2
3 Постановка проблемы : прослушав текст, подумайте над вопросом: « Что дает автору вдохновение, волю к жизни?»
Мы ещё повоюем! Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека! Полный раздумья, шёл я однажды по большой дороге. Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною. Я поднял голову… Передо мной, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила в даль дорога. И через неё, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьёв, прыгала бойко, забавно, самонадеянно! Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и чёрт ему не брат! Завоеватель – и полно! А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя. Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся – и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я. И пускай надо мной кружит мой ястреб… – Мы ещё повоюем, черт возьми! Ноябрь, 1879.
5 Поиск ответа на проблемный вопрос. самостоятельная работа с текстом: выделите, пожалуйста, детали, ключевые слова.
6 1группа: Душевное состояние героя стихотворения в начале текста. 2 группа: Описание семейки воробьев. 3 группа: Новое настроение рассказчика.
Душевное состояние героя стихотворения . -«полный раздумья» -«тяжёлые предчувствия» -«унылость овладевала мною» -«поднял голову» -«по большой дороге» -«стесняли мою грудь» -«уходила в даль дорога»
8 Описание семейки воробьев. -«раззолоченная ярким летним солнцем» -«прыгала гуськом» -«бойко, забавно, самонадеянно» -«так и надсаживал бочком, бочком» -«дерзко чирикая» -«словно черт ему не брат» -«завоеватель – и полно!»
9 Новое настроение рассказчика. -«поглядел, рассмеялся, встряхнулся» -«грустные думы тотчас отлетели «прочь» -«отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я» -«и пускай надо мной кружит мой ястреб…» -«Мы ещё повоюем, черт возьми!»
10 Как вы думаете: Почему человек впадает в уныние? Что помогло автору перестроить себя? Чему научили нас тургеневские воробьи?
11 Закончите предложение: «С моей точки зрения, перестроить человека, дать ему волю к жизни может…»
12 Закончите предложение: «С моей точки зрения, перестроить человека, дать ему волю к жизни может…» Возможные ответы: 1) мир живой и даже неживой природы; 2) общение с другими людьми; 3) философские раздумья, искусство; любовь во всех смыслах.
13 Поразмышляем Как вы считаете, зачем я задавала эти философские вопросы? К каким размышлениям они приведут наших учащихся?
14 Вывод: « Мы еще повоюем!» - этим оптимизмом нас наполняет стихотворение И. С. Тургенева. Не унывать, «перестраивать» себя, искать вдохновение всюду! Жить! - это главная мысль произведения.
15 . Воробей Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой- и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился… Видно. И он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса - и удалился, благоговея. - Да , не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей перед любовным её порывом. - Любовь , -думал я ,- сильнее смерти и страха смерти. - Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Апрель,1878
16 Возможная модель учебного занятия: 1) Слово учителя 2) Постановка проблемы: “Что сильнее: жизнь или смерть?” 3) Выразительное чтение 4 ) Самостоятельная работа с текстом в парах. Задания (на выбор) - цепь событий (сюжет) - описание воробья - чувства рассказчика 5) Обсуждение 6) Письменный ответ на вопрос (на выбор) - Что заставило воробья вести себя именно так? - Чем восхищается автор? - За что мы можем отдать жизнь? 7) Заслушивание ответов 8) Кульминация. Продолжите предложение: “Сильнее страха смерти в жизни бывает…” 9) Размышление над ответами 10) Вывод: Сила жизни может вытеснить даже смерть 11) Рефлексия
17 Рефлексия: Какой этап мастер-класса показался вам самым интересным? В какой момент вы испытывали душевный подъем, вдохновение? Каковы ваши пожелания для следующих мастер-классов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы.
Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место...
Исторические события как средство патриотического воспитания учащихся на уроках литературы.
В данной статье рассматривается вопрос о том, как на уроках литературы в старших классах при изучении романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" учитель проводит работу по патриотическому воспитан...
выступление на районных педчтениях 06.11.13 по теме ".Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уроках литературы и грамматики нравственности."
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда в...
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках литературы в старших классах по ФГОС.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках литературы в старших классах по ФГОС. ...
Роль музыкального искусства в духовно-нравственном и патриотическом воспитании учащихся
Одним из действенных средств духовно-нравственного воспитания школьников в современном образовании является приобщение обучающихся к искусству средствами музыкального образования, в частности – ...
Мастер-класс на тему: «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы"
Мастер-класс на тему: «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы...
Презентация "Произведения Александра Сергеевича Пушкина как средство духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы"
Проблема духовно-нравственного воспитания детей является очень актуальной в современном обществе. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин внес огромный вклад в развитие русской поэзии и л...