Урок-экскурсия по теме: «Искусство, воспевающее подвиг»
материал (мировая художественная культура, 8 класс) по теме
Работа направлена на ознакомление учащихся с произведениями искусств о Великой Отечественной войне; формирование патриотических качеств личности и художественно-эстетического вкуса учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Искусство, воспевающее подвиг»
Урок-экскурсия
« На сотни лет эта война останется отправной точкой для всех искусств»
А.Н. Толстой
Цели: ознакомление учащихся с произведениями искусств о Великой Отечественной войне; формирование патриотических качеств личности и художественно-эстетического вкуса учащихся.
Задачи:
- показать художественно-нравственные ценности произведений батального жанра;
- развивать коммуникативную, эмоционально-чувственную сферы обучающихся.
Оборудование:
1. Зрительный ряд: презентация, репродукция картин:
- И.А. Тоидзе «Родина-мать зовет»
- А.А. Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г.»
- А.А. Дейнека «Оборона Севастополя»
- А.А. Пластов «Фашист пролетел»
- С.В. Герасимов «Мать партизана»
- В.Г. Горецкий «Воин Красной Армии, спаси!»
- В.Е. Памфилов «Подвиг А. Матросова»
- Т.П. Гопоненко «После изгнания фашистских оккупантов»
- П.Д. Корин «Александр Невский»
- В.И. Пророков «Мать»
- А. Шилов «В День Победы. Пулеметчик Шорин»
- А. Голованов «Красной Армии – слава!» 1946 г. Плакат Г.Т.Г.
- Б. Пророков «Мать» из серии «Это не должно повториться».1958-1959гг.
- Б. Пророков «Танки на дно» из серии «За мир», 1950.
- Ю. Непринцев «Отдых после боя»
- Д. Шмаринов. Серия «Не забудем, не простим»
- Диорама Центрального музея ВОВ на Поклонной горе
- Е. Вучетич. Памятник-ансамбль советским воинам. Трептов парк. Берлин
- Е. Вучетич. Родина –мать. Мамаев курган. Волгоград
- Е. Вучетич. Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. Мамаев курган. Волгоград.
2. Музыкальное оформление
- Д. Шостакович. Симфония №7 («Ленинградская»)
- А. Александров «Священная война»
- С. Прокофьев «Вставайте, люди русские» (из кантаты «Александр Невский»)
Песни военных лет
3.Стихотворения о войне
4.Дидактический материал: таблицы
5. ТСО: интерактивная доска, проектор
Ход урока
- Организационный момент
- Вступительное слово учителя. Постановка цели. Мотивация. Заполнение таблицы. Синквейн.
- Ученик:
Казалось, было холодно цветам
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы. кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось?
Учитель:
Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Смертельная опасность нависла над нашей Родиной. Весь народ поднялся на борьбу с врагом. «Все для фронта, все для победы!»- эти слова стали девизом жизни и работы советских людей.
Советские художники не могли оставаться в стороне. Их полотна полны патриотизма, раскрывают стойкость и мужество народа, его страдания, муки, великую силу духа и несгибаемое упорство в борьбе с врагом.
Уже в июне 1941 г. вышел первый тираж плаката Кукрониксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Набатным кличем «Родина-мать зовет» прозвучал плакат И. Тоидзе. Эти работы вошли в духовную жизнь народа как символ уверенности торжестве правого дела. Одновременно они стали и своеобразным призывом к деятелям культуры.
С первых дней войны плакат И.А. Тоизе «Родина-мать зовет» стал страстным призывом к героической защите родной земли. Художник понимал, что тема Родины, представленная в виде женщины близка теме народного страдания. В основе аллегории лежит образ женщины, которому автор сумел придать верное выражение, сделать ее призывающий жест простым и в то же время торжественным. Из-за спины женщины выступают руже штыки, а лист с текстом воинской присяги в ее руке усиливает впечатление значительности образа. Плакат побуждает советских людей браться за оружие, защищать родную землю от немецко-фашистских захватчиков.
Пейзаж «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г.» создал в дни жесточайших сражений за Москву А.А. Дейнека. Новый тип пейзажа вобрал в себя суровый и героических дух времени, отражавший мысли и чувства советских людей, сражавшихся за свободу и честь родной земли. На картине изображен грозный, настороженный облик города, готового к отпору.
Заснеженная земля вздыбилась сугробами, ощетинилась стальными надолбами, противотанковыми «ежами». Опустевшие дома словно замерли и притаились в ожидании часа решающей битвы. Злой ветер бессилен разогнать свинцовый сумрак предрассветного неба, окрашенного отблесками далеких разрывов. Стремительный бег грузовика довершает впечатление тревожного ожидания. И хотя людей не видно, их воля и решимость выстоять незримо присутствуют в картине.
Одной из наиболее трагических глав истории Великой Отечественной войны А. А. Дейнека посвятил полотно «Оборона Севастополя». Он писал картину в 1942 году , когда город был в руках врага. Рушатся здания, Черные клубы дыма уходят в небо. Охваченный огнем пылает Севастополь. В смертельной схватке столкнулись советские моряки с фашистами. Идет жестокий рукопашный бой.
На первом плане картины в полный рост, в стремительном движении изображен черноморец, бросающий связку гранат. Его фигура полна необыкновенной силы: решительно обращена к врагу голова, широко расставленные ноги, занесенные для броска руки с грозным оружием рождают впечатление ураганной сокрушительности предстоящего удара. На фоне алого пламени пожарища, багрового неба выделяется его фигура в белой форменке. Вокруг него - мертвая зона с трупами фашистских солдат. Такие люди, как этот моряк, готовые на смерть ради победы наших войск, непобедимы. Изображенный позади обнаженный по пояс матрос усиливает силу движения первого моряка. Трагическую ноту вносит в картину образ сраженного в бою, умирающего солдата. Художник словно показал переход от жизни к смерти. Матрос падает на камни мостовой, из его рук выскальзывает винтовка. Штыковым ударом встречают моряки наступающих врагов. Мы видим только небольшую группу гитлеровцев, но следом за ними движется лавина немецких войск.
Картина построена на цветовом контрасте. Светлые фигуры моряков выступают на темном фоне, темные фигуры немцев- на светлом фоне. Это образное воплощение замысла – столкновение враждебных сил.
Картина А.А. Пластова «Фашист пролетел» приобрела уже в первые годы войны мировую известность.
Поздняя осень: низкое хмурое небо, золотисто-желтые листья берез, порыжелая трава. На опушке леса пасется стадо, здесь же бегает мальчишка-пастушок. Но вот пролетел фашистский самолет, и летчик, прижав машину к земле, полоснул из пулемета. Упал мальчонка на землю и уткнулся головой в траву. Протяжно завыла собака. Разбежалось стадо. А над пробуждающимся к жизни полем озимых, постепенно скрываясь вдали, улетает самолет…
В душе каждого советского гражданина, видевшего эту картину, рождались гнев и ненависть к фашистским убийцам, жажда мщения.
Всмотритесь еще раз в картину, в ее задумчивый пейзаж, такой близкий сердцу, в эти тоненькие, колеблющиеся на ветру молодые березки – и вы почувствуете щемящее чувство боли, возмущение, обиду за оборвавшуюся жизнь мальчика, за поруганную землю. Эту картину невозможно забыть. Подобно набату, звала она к уничтожению врага.
1942 г.. Графика Д. Шмаринов. Серия «Не забудем, не простим».
Графики своими поисками вносили немало нового в художественное многообразие, в способ подачи материала. С времен войны стала популярной форма серий тематических рисунков, связанных единством творческого замысла. В 1942 г. Д. Шмаринов создает полную высокого трагизма серию «Не забудем, не простим!». Выполненные «на одном дыхании» черной акварелью, карандашом и углем, они как будто ведут зрителя по суровым фронтовым дорогам, в освобожденные города и села, раскрывают и гневно осуждают фашистские злодеяния. Даже сегодня, спустя десятилетия, их невозможно воспринимать без содрогания сердца и глубокого потрясения. Глядя на них, глубже понимаешь слова поэта: «Пусть ярость благородная вздымает, как волна. Идет война народная, священная война»
Картину «Мать партизана» С.В. Герасимов написал в 1943 г. О чувствах, побудивших его написать эту картину, он сказал так: «В тяжелые годы войны с фашизмом, вторгнувшимся в пределы нашей страны, когда все мы, граждане своего Отечества, жили только одним чувство любви к Родине, мне захотелось в монументальном произведении найти выражение этих чувств и настроений, моих и всего русского народа. Так возникла картина «Мать партизана», где я мечтал в образе матери, русской женщины-крестьянки воплотить несгибаемое мужество и душевное величие русского народа в борьбе с фашистскими захватчиками».
Замысел художника получил воплощение в образе русской женщины-партиотки, мужественной, оказавшейся в силах заглушить в себе личное материнское горе ради любви к людям. Такой человек не предаст ни при каких угрозах и пытках. Идея произведения выражена отчетливо и убедительно. Его персонажи противопоставлены друг другу. С одной стороны – русская крестьянка, с другой - фашисты. Фигура женщины занимает главное место в картине. К ней обращается фашист, на нее смотрит молодой партизан, ее сын, ожидая ответа, стоят односельчане. Допрос и жестокая расправа с непокорными происходят на фоне разгромленной войной, вытоптанной, потерявшей живые краски деревенской улице.
В картине выражались патриотические чувства всего русского народа. В 1958 г. Картина экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе и получила золотую медаль.
Плакат В.Б. Корецкого «Воин Красной армии, спаси!» получил поистине всенародное признание и любовь. Написанный в 1942 году он вызывал чувство сердечной боли и глубоко возмущения. Вид женщины с ребенком на руках, на которую направлен окровавленный штык со свастикой, вызывал огромное желание ее спасти и разгромить врага. Воинам эта женщина с ребенком напоминала жену, детей, матерей, оставшихся за линией фронта.
Вглядитесь в лицо женщины…В нем нет страха. Она готова на все, чтобы спасти своего ребенка, скорее погибнет, чем станет рабой. Ее нельзя заставить унижаться перед фашистами.
Плакат, несмотря на трагическую мрачность темы, был оптимистичен, вселял уверенность в победе, не пугал, а пробуждал в людях отвагу и ненависть к фашизму.
Ученик:
И в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке,
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что осталось вдалеке
Ты вспоминаепь. не страну родную
Какую ты изъездил и узнал
Ты вспоминаешь Родину такую
Какой ее ты в детстве увидал...
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы.
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
Одним из незабываемых подвигов во славу Родины стал подвиг Александра Матросова, совершенный на великолукской земле. Ему было 19 лет, когда вместе со своей частью он пел бой за деревню Чернушки. 23 февраля 1943 г. фашистский дзот преградил дорогу наступающим советским войскам. Несколько попыток уничтожить его оказались безуспешными. Атака захлестнулась. Вдруг из роты бойцов, залегших в снегу, поднялась фигура в маскхалате и метнулась к дзоту. Этот момент и изображен на картине В.Е.Памфилова. Граната, брошенная солдатом, заставила фашистский пулемет замолчать. Часть поднялась и ринулась вперед, но пулемет вновь ожил. Тогда, оставшись без гранат, А. Матросов бросился к вражеской амбразуре и закрыл ее своим телом.
Картина Т.Г. Гапоненко «После изгнания фашистских оккупантов» - это суровый правдивый рассказ о душевной красоте, силе и моральной стойкости советских людей в годы войны. Сюжет картины полон драматизма. На ней изображено прощание жителей освобожденного села, советских воинов с жертвами фашистских оккупантов. В центре картины-фигуры трех женщин, одна из которых припала к телу старика, замученного фащистами. Двое других застыли в скорбном молчании. Полная трагизма сцена изображена на втором плане картины: крестьяне прощаются с девочкой в розовом платьице с алыми ленточками в косичках, лежащей на снегу.
В этой группе особенно запоминается пожилой солдат, обнаживший голову. За его плечами большой нелегкий путь. Впереди предстоят новые испытания.
У левого края полотна изображена женщина, застилающая ковриком санки. НЕ видно ее лица, но чувствуешь материнскую любовь, в неторопливых, по особому бережных движениях, теплоту ласковых рук. Мальчик, держащий веревку саней, неотрывно следит за тем, как уничтожают страшные следы виселицы. Горе, которое переживают люди, изображенное в картине, не переходит в безнадежность. Могучую душу народа не сломят никакие испытания.
Зимний пейзаж полон особой задумчивости и грусти: серое небо, белая пелена снега. Видны сожженные дома. И все же мы верим в скорое возрождение жизни на этой израненной земле.
Ученик:
Нам было все отпущено сверх меры –
Любовь, и гнев, и мужество в бою.
Теряли мы друзей, родных, но веры
НЕ потеряли в Родину свою.
Учитель:
Летом 1942 г. Комитет по делам искусств предложил П. Д. Корину написать историческую композицию «Александр Невский». Он принял предложение, хотя до этого не писал исторических полотен. Образ князя, защитник земли русской, захватил художника. И как 700 лет назад, Александру Невскому вновь было суждено помогать народу в борьбе с врагом.
Перед нами репродукция третьей части триптиха: А. Невский, сжимая рукоять меча, в латах, будто весь выкованный из стали, стоит на берегу Волхова, возвышаясь над старинным собором. За его спиной-верная дружина, а за плечами-черный стяг с изображением Спаса «Ярое око». Взгляд князя, суровый, сосредоточенный, устремлен в сторону врага. Кольчугу, латы и шлем художник писал с натуры в историческом музее. Описание великокняжеского стяга он нашел в летописях. Хотя Александру Невскому в момент битвы с тевтонцами было всего 23 года, художник изобразил воина далеко не юным. В этом отступлении от исторической правды – высшая художественная правда. Полотно приобретает значение исторического символа, идеи стойкости, мужества, отваги.
Огромная копия картины в феврале 1944 г. была установлена при въезде в разрушенный Новгород, символизирую собой древние слова: «Кто к нам с мечом войдет, от меча и погибнет».
Победа, которая пришла 9 мая 1945 г, досталась советскому народу слишком большой ценой. НЕ забывая об этом, художники вновь и вновь возвращались к теме Великой Отечественной войны.
Графика. Б. Пророков. Серия «Это не должно повториться»
В его искусстве осмысление войны получило наиболее острое, цельное, философски углубленное и возвышенно-эпическое выражение.
Циклы «Это не должно повториться!» (1959), «За мир», «Сыну»(1965-1967гг.) и сегодня впечатляют неординарностью решения темы войны. В них сгусток впечатлений и переживаний мастера – памятник всем, кто не вернулся домой. Здесь с удивительным мастерством проявилась пластическая мощь, выразительность художественных образов.
Художник Б. Пророков в 50-е годы написал серию картин «Это не должно повториться». Перед вами лишь одна из них - «Мать», написанная в 1959 г.
На картине изображена молодая женщина, кормящая ребенка грудью. Этот сюжет напоминает библейский: Дева Мария со своим сыном Иисусом Христом, знающая о его тяжелой судьбе, о его жертвенной смерти во имя людей.
В картине Б.И. Пророкова мы видим, что мать будет всеми силами защищать свое дитя, бороться за его жизнь. Об этом говорят винтовка, висящая на плече женщины, ее решительное, мужественное лицо. Глядя на эту женщину, утверждаешься в мысли, что матери не допустят повторения трагедии Великой Отечественной войны.
Об этой трагедии не дает забыть и облик пулеметчика Шорина на картине А. Шилова
«В день Победы. Пулеметчик П.П.Шорин»
Ученик:
Вот человек – он искалечен,
В рубцах лицо. Но ты гляди
И взгляд испуганно при встрече
С его лица не отводи.
Он шел к победе, задыхаясь
Не думал о себе в пути, чтобы она была такая
Взглянуть – и глаз не отвести.
Это стихотворение написано поэтом – фронтовиком С. Орловым в 1946 г. , а картина художника А. Шилова - в 1987 г. Их разделяет более полувека. Но темы их очень близки. Человек, искалеченный на войне. «Это не должно повториться» - говорят нам глаза мужественного человека.
Учитель:
Мемориальные сооружения – от слова «memorialis» - памятный. Произведения изобразительного искусства и архитектуры, создаваемый в память важных исторических событий.
Для увековечивания военных побед строились триумфальные (монументальные(от слова «триумф» - победа)) колонны и арки, а также портретные статуи, в честь отдельных лиц.
Основная задача таких сооружений – увековечить память о событии и прославить царя.
В современной архитектуре мемориальные сооружения представляют собой целые архитектурно-строительные комплексы – мавзолеи, мемориальные музеи. Крупным мемориальные комплексом является музей ВОВ на Поклонной горе в Москве, руководитель проекта Зураб Церетели.
Скульптура.
Одним из первых сложных и масштабных произведений монументальной скульптуры послевоенных лет стал памятник-ансамбль павшим в борьбе с фашизмом, созданный авторским коллективом под руководством скульптора Е. Вучетича. Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» (1960-1967) сооружен на месте ожесточенных боев, окончившихся 2 февраля 1943 г. полным разгромом врага. На Мамаевом кургане 135 дней и ночей беспрерывно шли жаркие бои. Он стал ключевой позицией в борьбе за город. Мемориал венчает скульптура Матери-Родины. Высоко подняв меч, она страстно призывает к защите Отечества, к священной, народной войне с захватчиками. При разработке проекта и осуществлении этого мемориального комплекса в полной мере проявился талант Е. Вучетича, образное мышление которого отличается масштабностью, способностью подняться в творчестве до серьезных социальных обобщений.
Ученик:
Помните!
Через века, через года –
Помните!
О тех,
Кто уже не придет никогда, -
Помните!
Люди!
Покуда сердца стучатся, -
Помните.
Какою ценой
Завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!
Встречайте трепетную весну.
Люди земли,
Убейте войну,
Прокляните войну,
Люди земли!
Учитель:
Заканчивается наша беседа – экскурсия, но не заканчивается творчество художников, скульпторов, архитекторов, которые работают, создавая все новые и новые произведения, отображающие героический боевой путь и современную жизнь Советской Армии. Я закончу нашу встречу словами Александра Николаевича Толстого: «На сотни лет эта война останется отправной точкой для всех искусств».
- Рефлексия. Создание синквейна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку искусство 9 класс по теме: Искусство предвосхищает будущее. Дар предвосхищения
Презентация к теме: Искусство предвосхищает будущее. Дар предвосхищения.Цель :Познакомить с произведениями искусства , предвосхищавшие историческ...
ПЕРВЫЙ УРОК ПО ИСКУССТВУ 8 КЛ. ТЕМА: "ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСКУССТВУ В 8 КЛАССЕ...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ИСКУССТВУ. 8 КЛАСС ТЕМА: ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОМОЖЕТ ЯРЧЕ РАСКРЫТЬ ТЕМУ УРОКА...
Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"
Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"...
Классный час "Искусство, воспевающее подвиг"
Классный час посвящён победе советского народа в Великой Отечественной войне. На классном часе учащиеся познакомятся с тем, какое отражение нашла тема Великой Отечественной войны в живописи. В ходе кл...
Конспект урока по истории изобразительного искусства в 4 классе на тему: Искусство западной Европы (X-XIVв.в.).Романское и готическое искусства в архитектуре.
Формирования понятий о средневековом искусстве.Обобщение знаний о ведущей роли архитектуры в синтезе средневековья.Закрепление представлений об особенностях романского и готического искусства....
Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «
Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...