Рабочая программа по МХК, 10 класс
рабочая программа по мхк (10 класс) на тему
Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по мировой художественной культуре.
Рабочая учебная программа курса МХК для 10 класса составлена на основе авторской программы Л.Г. Емохоновой « МХК», программа, Академия, Москва, 2007г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_mkhk_10_klass.docx | 38.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского района
средняя общеобразовательная школа п.Выкатной
«Рассмотрено» на заседании Методического совета Протокол № 3 От 29.08.2013 г. | «Согласовано» Зам. директора по У.Р. ____________ Е.А. Соловьева «29» августа 2013 г. | «Утверждаю» Директор МОУ: СОШ п.Выкатной_________О.В.Белова Приказ № 102-О от 29.08.2013 г. |
Рабочая учебная программа
Мировая художественная культура
10 класс
составлена на основе примерной программы
министерства образования и науки РФ
Примерная программа основного общего образования по МХК. – М, Академия, 2007.
Учебник МХК 11, Л.Г. Емахонова, Н.Г, М.: Академия, 2008.
Программа рассчитана на 35 ч. в год, 1 час в неделю
Срок реализации программы 1 год
Программу составил учитель
МХК Добоний С.С.
п. Выкатной
2013 г.
Структура рабочей учебной программы
1 раздел. Пояснительная записка.
2 раздел. Содержание тем учебного курса
3 раздел. Требования к уровню подготовки обучающихся.
4 раздел. Календарно-тематическое планирование.
5 раздел. Перечень учебно-методического обеспечения
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по мировой художественной культуре.
Данная рабочая программа реализуется на основе следующих документов:
Закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 с изменениями 03.06.2011г №1994);
Примерная программа общего образования по МХК;
Федеральный перечень учебников на 2011-12 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «24» декабря 2010 г. № 2080 г. "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год").
Методические рекомендации Министерства образования и науки «Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой» (http://www.school.edu.ru/doc.asp?ob_no=54478).
Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений ХМАО-Югры (Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры от 22.08.2011 г. № 662 с изменениями)
Рабочая учебная программа курса МХК для 10 класса составлена на основе авторской программы Л.Г. Емохоновой « МХК», программа, Академия, Москва, 2007г.
Общая характеристика предмета
Мировая художественная культура является межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные в средней школе на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории. Она не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но обуславливает востребованность знаний из математики, физики, химии и прочих областей естествознания.
Курс по мировой художественной культуре на ступени среднего (полного) общего образования нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в различные исторические эпохи в различных странах. Он не содержит полного перечисления всех явлений мировой художественной культуры, но дает возможность через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать социо-культурные доминанты эпохи, ее основные художественные идеи.
Распределение материала осуществляется по территориальному принципу, что позволяет показать, какой системой ценностей оперирует каждый народ, являясь носителем определенной религиозной и культурной традиции, при помощи какой системы координат он улавливает мир, а, следовательно, какой миропорядок выстраивается у него в голове. Вместе с тем в программе курса выдерживается логика исторического линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XX века с акцентом на “межвременной диалог” различных культур и сохранение целостности культурных ареалов.
Развивающий потенциал курса по мировой художественной культуре на ступени среднего (полного) общего образования состоит в более глубоком постижении нюансов современного мировосприятия представителей иных культур, адекватной оценки их взглядов и вкусовых пристрастий, мотивации их поступков и модели поведения, результатом чего становится более эффективное взаимодействие с людьми и успешное функционирование в обществе. При этом ключевая роль отводится развитию способности учащихся понимать логику исторического развития мировоззренческих процессов и порожденных ими различных художественных систем и стилей.
Курс по мировой художественной культуре позволяет осознать уникальность и неповторимость разных культур, социокультурный опыт человечества, роль России в культурном процессе; учит школьников воспринимать окружающий мир как “мир миров”, в котором любой культуре и любому позитивному суждению есть место; способствует развитию духовной личности, расширению кругозора, формированию позитивных жизненных ориентиров и собственной мировоззренческой позиции.
Особенностью курса по мировой художественной культуре, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его непосредственная связь с задачами профилизации образования и организацией довузовской подготовки учащихся. В связи с этим предполагается не только объемное наращивание содержания курса, но также формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств и мотивации, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе.
Учитывая мировоззренческий характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора и активное участие учащихся в современном культурном процессе. В этой связи программа предусматривает виды деятельности, которые помогали бы учащимся более тонко воспринимать и анализировать произведения искусства, интерпретировать и давать эстетическую оценку явлениям и процессам художественной культуры, приобретать опыт исследовательской и творческой деятельности.
Цели
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира;
- развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;
- освоение систематизированных знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства;
- овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Реализация программы по мировой художественной культуре на базовом уровне предполагает особую значимость межпредметных связей. Углубленное изучение курса не только связано с подготовкой учащихся к возможному поступлению на гуманитарные факультеты высших учебных заведений, но и является частью общей системы предвузовской гуманитарной подготовки. В связи с этим, особенно важным представляется формирование целостной интегративной модели гуманитарного образования, где тесная взаимосвязь в преподавании профильных предметов может существенно повысить общее качество образования и обеспечит высокий уровень овладения учебными умениями и навыками, необходимыми для продолжения обучения в системе высшего профессионального образования.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета “Мировая художественная культура” на этапе среднего (полного) общего образования в XI классе из расчета 1 учебный час в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета “Мировая художественная культура” на этапе среднего (полного) общего образования являются: умение учащихся мотивированно организовывать познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) и самостоятельно выбирать критерии для сравнительного анализа, сопоставления и оценки культурных явлений различных эпох и народов; приобщение к творческой, учебно-исследовательской, информационно-коммуникативной деятельности, в русле которых формируются навыки выдвигать гипотезы и овладевать элементарными приемами исследования, получать нужную информацию по различным источникам (текст, таблица, аудиовизуальный ряд), использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для систематизации информации и создания базы данных; участие в публичных выступлениях, аргументированно обосновывая доказательства (в том числе от противного) и соблюдая этику поведения в диспуте; понимание ценности образования для развития личностной культуры, критической самооценки, готовности учитывать интересы и мнения других людей; умение давать личностную оценку явлениям современной жизни, четко определяя свою гражданскую позицию.
Курс по мировой художественной культуре ориентирован на осознанный выбор учащимися дальнейшего образования и выбор соответствующей профессиональной деятельности. Учитывая мировоззренческий характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора и активное участие учащихся в современном культурном процессе. В этой связи программа предусматривает виды деятельности, которые помогали бы учащимся более тонко воспринимать и анализировать произведения искусства, интерпретировать и давать эстетическую оценку явлениям и процессам художественной культуры, накапливать опыт исследовательской и творческой деятельности.
Раздел II. Содержание тем учебного курса
- Художественная культура первобытного мира. 3 часа.
Космогонические мифы, древние образы. Мировое дерево, мировая гора, дорога. Наскальная живопись.
- Художественная культура Древнего мира. 14 часов.
Месопотамский зиккурат, архитектура некрополей Древнего Египта, декор гробниц фараонов, индуисткские храмы, буддийские культовые сооружения, храмовая архитектура индейцев Месамерики, Крито – Микенская архитектура и декор сооружений, Афинский Акрополь, эволюция греческого рельефа, скульптура Древней Греции, куросы и коры. Эллинизм, особенности римского градостроительства, планировка римского дома, типы христианских храмов.
- Художественная культура средних веков. 11 часов
Византийский центрально-купольный храм, Византийский стиль в иконописи, формирование московской школы иконописи, фресковые росписи церквей, Дороманская культура, Романская культура, готика, художественная культура западной европы.
- Новое искусство – Арс нова. 3 часа.
Проторенессанс в Италии, аллегорические циклы Арс нова, специфика Арс нова на Севере.
- Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века – 4 урока.
Взаимодействие инь и ян -основа китайской культуры, японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско – религиозных воззрений буддизма, образ рая в архитектуре мечетей, образ мусульманского рая в архитектуре дворцов.
Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
знать:
- характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;
- основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;
- основные средства выразительности разных видов искусства;
уметь:
- сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
- устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения; - осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
- использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;
- участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;
- проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);
- участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.
Раздел IV. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата изучения | Коррекция | |
План | Факт | |||
1 учебная четверть - 9 учебных недель - 1 сентября – 1 ноября | ||||
1 | Урок 1 Миф – основа ранних представлений о мире. | 03.09 | ||
2 | Урок 2 Славянские земледельческие обряды | 10.09 | ||
3 | Урок 3 Зарождение искусства. Художественный образ. | 17.09 | ||
4 | Урок 4 Месопотамский зиккурат – жилище бога | 24.09 | ||
5 | Урок 5 Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей | 01.10 | ||
6 | Урок 6 Магия. Декор гробниц. | 08.10 | ||
7 | Урок 7 Индуистский храм – мистический аналог тела жертвы и священной горы. | 15.10 | ||
8 | Урок 8 Буддийские культовые сооружения.- символ космоса и божественного присутствия | 22.10 | ||
9 | 9 Храмовая архитектура индейцев Месамерики | 29.10 | ||
2 учебная четверть - 7 учебных недель - 11 ноября – 27 декабря | ||||
10 | Урок 10 Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа. | 12.11 | ||
11 | Урок 11 Греческий храм – архитектурный образ союза людей и богов. | 19.11 | ||
12 | Урок 12 Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. | 26.11 | ||
13 | Урок 13 Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики. Куросы и коры. | 03.12 | ||
14 | Урок 14 Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. | 10.12 | ||
15 | Урок 15 Особенности римского градостроительства | 17.12 | ||
16 | Урок 16 Планировка римского дома. Фреска и мозаика – основные средства декора. | 24.12 | ||
3 учебная четверть - 10 учебных недель - 13 января – 21 марта | ||||
17 | Урок 17 Типы христианских храмов: ротонда и базилика | 14.01 | ||
18 | Урок 18 Византийский центрально-купольный храм как обиталище бога на земле | 21.01 | ||
19 | Урок 19 Топографическая и временная символика храма | 28.01 | ||
20 | Урок 20 Византийский стиль в мозаичном декоре. | 04.02 | ||
21 | Урок 21Византийский стиль в иконописи | 11.02 | ||
22 | Урок 22 Формирование московской школы иконописи. | 18.02 | ||
23 | Урок 23 Московская архитектурная школа. Раннемосковское зодчество. | 25.02 | ||
24 | Урок 24 Фресковые росписи на тему Величания Богородицы. | 04.03 | ||
25 | Урок 25 Дороманская культура. | 11.03 | ||
26 | Урок 26 Романская культура. Отображение жизни человека средних веков в архитектуре. | 18.03 | ||
4 учебная четверть - 9 учебных недель - 31 марта – 30 мая | ||||
27 | Урок 27 Готика. Готический храм – образ мира. | 01.04 | ||
28 | Урок 28 Основные этапы развития готического стиля. | 08.04 | ||
29 | Урок 29 Проторенессанс в Италии. Эстетика Арс нова в литературе. | 15.04 | ||
30 | Урок 30 Аллегорические циклы Арс нова. | 22.04 | ||
31 | Урок 31 Специфика Арс нова на Севере. | 29.04 | ||
32 | Урок 32 Взаимодействие инь и Ян – основа китайской культуры. | 06.05 | ||
33 | Урок 33 Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско | 13.05 | ||
34 | Урок 34 Образ рая в архитектуре мечетей. | 20.05 | ||
35 | Урок 35 Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов Альгамбра в Гранаде. | 27.05 | Просмотр кинофильма |
Формы и средства контроля
Тестирование, проведение контрольных работ, устных и письменных зачетов, написание сочинения (эссе), участие в конкурсах.
Раздел V. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Список литературы для учителя МХК
УМК по МХК для 10 класса: Программа;
- Учебник: Л.Г.Емохонова Мировая художественная культура (базовый уровень). Москва «Академия», 2008 г.
- СД-диск по МХК;
- Книга для учителя с поурочными планированиями и сценариями отдельных уроков
Список литературы для учащихся
Культура первобытного человека
Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. М., 1997, кн. 1, статьи 1-4.
Леви-Брюль К. Первобытное мышление. Л., 1930.
Ламберт Д. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель. Л., 1991.
Календарь в культуре народов мира. Сборник статей. М., 1993.
Цыбульский В.В. Календари и хронология стран мира. М., 1982.
Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство (в серии “Малая история искусств”). М., 1973.
Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985.
Авдеев А.Д. Происхождение театра. М.-Л., 1989.
Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. М., 1969, вып. 1, гл. 1.
Левин С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Л., 1873, гл.1.
Саккетти Л. Музыкальная хрестоматия с древнейших времен до XVII века включительно. Спб., 1900, гл. 1-3.
Древний Восток
Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. М., 1987.
Виноградова Н.А. и др. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. М., 1997.
Шуази О. История архитектуры в 2-х томах. М., 1935, т. 1.
Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. М., 1997, кн. 1, статьи 1-4.
Цыбульский В.В. Календари и хронология стран мира. М., 1982.
История Древнего Востока, под ред В.И. Кузищина. М., 1988.
Афанасьева В.К. и др. Искусство Древнего Востока (в серии “Малая история искусств”). М., 1976.
Всеобщая история архитектуры в 12-ти томах, т. 1. М., 1970.
Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. М., 1987, гл. 1-3.
Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1995, гл. 1-4.
Морэ А. Цари и боги Египта. М., 1998.
Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1994.
Целлар К. Архитектура страны фараонов: жилище живых, усопщих и богов. М., 1990.
Черняк В.З. Уроки старых мастеров. М., 1986.
Кинк Х.А. Древнеегипетский храм. М., 1979.
Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М., 1970.
Монтэ П. Египет Рамсесов. М., 1989.
Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1965.
Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. М.-Л., 1958.
Бойс М. Зороастрийцы: верования и обычаи. М., 1988.
История культуры Древней Индии. Тексты. Сост. А.А. Вигасин. М., 1990.
Сокровища искусств стран Азии и Африки. Сборник статей. М., 1975, вып. 1.
Левин С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Л., 1873, гл.1.
Саккетти Л. Музыкальная хрестоматия с древнейших времен до XVII века включительно. Спб., 1900, гл. 1-3.
Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. М., 1969, вып. 1, гл. 1.
Мировая художественная культура в ИНТЕРНЕТ
1.Коллекция «Мировая художественная культура»
http://artclassic/edu.ru
2.Музыкальная коллекция
3.Архитектура России
4. «Культура России»
5. Музеи России
6.Antiqua - энциклопедия древнегреческой и римской мифологии
7.Archi-tec.ru – история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура
8. ARHTYX.ru. Всеобщая история искусств.
9. Belcanto.Ru – в мире оперы.
10. Классическая музыка
11. Мировое искусство
12.Архитектура Москвы: материалы для занятий по москововедению
13. Виртуальная картинная галерея Александра Петрова.
http://petrov-gallery.narod.ru
14. Виртуальный каталог икон.
15. Виртуальный музей живописи
16. Виртуальный музей Лувр.
17. Государственный Русский музей.
18. Государственная Третьяковская галерея.
19. Государственный Эрмитаж.
http://www.hermitagemuseum.org
20. Древний мир. От первобытности до Рима. Электронное приложение к учебнику по МХК.
21. Замки Европы
22. Импрессионизм
23. История изобразительного искусства.
24. Московский Кремль:
виртуальная экскурсия.
25..Музеи Московского Кремля.
26.Народы и религии мира.
27. Репин Илья Ефимович.
28. Российская история в зеркале изобразительного искусства.
29. Современная мировая живопись.
30. Энциклопедия Санкт-Петербурга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...