Древний Рим. Легенды, личности, сюжеты.
олимпиадные задания по мхк (9 класс) по теме

Абрамова Наталья Ивановна

В презентации рассказывается о некоторых извесьных сюжетах из истории Древнего Рима, нанедших воплощение в произведениях искусства более поздних периодов в истории мировой художественной культуры. Материал построен в виде вопросов  и иллюстративно-содержательной информации, помогающей найти ответы на вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon drevnii_rim._legendy_lichnosti_syuzhety.ppt718.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древний Рим имена, легенды, личности Всероссийская олимпиада школьников

Слайд 2

Известно, что на рубеже XVIII - XIX веков в России образцом для подражания было античное искусство (главным образом, римское), переосмысленное в национальном историческом плане. Пример тому, скульптура В. Демут-Малиновского «Русский Сцевола», посвящённая войне с Наполеоном. Назовите два другие российские художественные произведения, где за основу взяты античные предания.

Слайд 3

Демут-Малиновский Василий Иванович Русский Сцевола 1813 Бронза. 268 х 131 х 92 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Слайд 4

Скульптор изобразил подвиг неизвестного крестьянина, по преданию попавшего в плен к французам во время войны 1812 года. Герой отличался богатырским телосложением и потому его решили взять на службу во французскую армию, а в знак того, что он принадлежит императору Наполеону, на руку поставили клеймо с инициалом «N». Крестьянин не желая служить врагам Отечества, отсек себе руку топором. Такое мужество вызвало уважение даже у противника, и его отпустили на свободу. Поступок этого русского крестьянина скульптор сравнивает с подвигом древнеримского Гая Муция Сцеволы, который в 508 году до нашей эры пожертвовал своей рукой во имя спасения родины. В соответствии с нормами классицизма, автор облагораживает облик героя: черты лица его правильны, выражение спокойно, тело сложено гармонично. Лишь крестик на шее говорит о том, что перед нами не античный воин, а русский герой.

Слайд 5

«Исправник требовал, помнится, двести рублей. Староста собрал мир; мир больше ста не давал. Исправник не уступал. Мужики рассердились, заперли его с двумя писарями в волостном правлении и, в свою очередь, грозили их сжечь. Исправник не поверил угрозе. Мужики обложили избу соломой и как ультиматум подали исправнику на шесте в окно сторублевую ассигнацию. Героический исправник требовал еще сто. Тогда мужики зажгли с четырех сторон солому, и все три Муция Сцеволы земской полиции сгорели» (А. Герцен, «Былое и думы»).

Слайд 6

Гай Муций Сцевола прославился тем, что, согласно легенде, пыталcя убить Ларса Порсену, царя этрусского города Клузия, который осадил Рим в 509 до н.э. Сцевола пробрался в шатер Порсены, но по ошибке убил царского писца, который был одет дороже и красивее царя. Сцеволу схватили, и тогда он объявил Порсене, что он лишь один из 300 римских юношей, поклявшихся ценою своей жизни убить Порсену. Когда герою стали угрожать пыткой и смертью, если он откажется раскрыть все детали этого замысла, Сцевола протянул правую руку в разведенный на алтаре огонь и держал её там, пока она не обуглилась. Отвага римлянина так поразила Порсену, что его отпустили, и Порсена заключил с Римом мир. За потерю правой руки Муция прозвали «Сцевола» (лат. scaevola - «левша»).

Слайд 8

Жак Луи Давид Клятва Горациев

Слайд 9

Федор Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация» Холст, масло. 350 х 526 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Слайд 10

Картину «Смерть Камиллы, сестры Горация» Ф. А. Бруни написал в Риме. Художник выставил свое произведение на Капитолийском холме для всеобщего обозрения, и оно прославило двадцатилетнего автора. Знатоки находили много изящного в композиции и рисунке картины. Сюжет картины почерпнут из древнеримской истории. Во времена, относящиеся к далеким преданиям, Рим воевал с городом Альба-Лонга. Три брата римлянина, среди которых был и Гораций, вступили в единоборство с тремя братьями Куриациями из враждебного города. Гораций одержал трудную победу и с триумфом вернулся в Рим, где застал свою сестру Камиллу, оплакивающую Куриация, которого она любила. В порыве патриотического гнева Гораций убил свою сестру. Этот момент финальной развязки и запечатлел Бруни на своем полотне.

Слайд 11

Козловский Памятник А. В. Суворову на Марсовом поле Среди балтийских солнечных просторов, Пред широко распахнутой Невой, Как бог войны, встал бронзовый Суворов Виденьем русской славы боевой. В. Рождественский

Слайд 12

Памятник российскому полководцу А. В. Суворову был торжественно открыт 5 мая 1801 года, в первую годовщину смерти Суворова, на Марсовом поле. Генералиссимус представлен в образе древнеримского бога войны Марса. Самого Суворова, признанного гения боевых действий, нередко называли "богом войны" за его стремительность, непреклонность и быстроту. Автором памятника выступил скульптор М. Козловский, а пьедестал был изготовлен по проекту архитектора А. Воронихина. Мастер Ф. Гордеев создал барельеф на пьедестале, на котором в аллегорической форме изображены Слава и Мир, которые осеняют щит с надписью: "Князь Италийский, граф Суворов Рымникский, 1801 г.". Эти титулы напоминают о самых громких победах Суворова: на реке Рымник в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов, а также в Италии, где полководец нанес поражение французской армии. Монумент прославленному воину, который известен тем, что за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, был задуман еще при жизни Суворова: в 1799 год император Павел I приказал изваять триумфальный монумент, подобный тем, что ставили победоносным полководцам Древнего Рима. В 1801 году памятник был открыт на Марсовом поле, а в 1818 - перенесен на Суворовскую площадь, где он находится в настоящее время.

Слайд 13

Марсово поле (Рим) Так называлась часть города Рима, на левом берегу реки Тибр, первоначально предназначенная для военных и гимнастических упражнений. Со времени изгнания Тарквиниев здесь происходили военные и гражданские собрания. Как место военных упражнений, поле посвящено было Марсу, который имел, в его центре, свой алтарь. Этот центр поля остался и впоследствии свободным, под именем собственно Campus, тогда как остальные части поля были застроены. Макет-реконструкция Марсового поля по состоянию на 300 год н. э.

Слайд 14

Марсово поле (Париж) В 1751 году Людовик XV принял решение о создании Военной школы для мальчиков из обедневших аристократических семей. Открытая обширная территория перед зданием новой школы была названа Марсовым полем в честь бога войны Марса и использовалась как военный плац и для парадов. В 1783 году физики Шарль и братья Робер проводили на Марсовом поле первые опыты по аэростатике. В 1784 году Бланшар впервые совершил управляемый полет на воздушном шаре. С 1867 года здесь стали регулярно проводиться всемирные выставки. Вид на Марсово поле с верхнего этажа Эйфелевой башни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения «ДРЕВНЯЯ РУСЬ. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ»

Урок повторения «ДРЕВНЯЯ РУСЬ. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ». Урок - решения познавательных задач для 10-х классов...

Мифы и легенды Древней Греции.5 класс

Для того,чтобы урок прошёл успешно, необходимо дать предварительное задание учащимся: прочитать  мифы о богах и 12 подвигов Геракла,  выписать имя бога и указать сферу его покровительс...

Древняя легенда о благодарности детей

Легенда заставляет задуматься о воспитании детей....

Внеклассное мероприятие: Интеллектуальная игра по истории Древнего Мира «Мифы и легенды Древней Греции»

Цель мероприятия: в игровой форме, интересно и ненавязчиво проконтролировать качество усвоения учащимися учебного материала, закрепить и обобщить знания по теме и пополнить их, активизировать речевую ...

Сюжеты о героях коми легенд

Материал содержит истории о героях коми народных легенд...

Легенды и мифы Древней Греции. Геродот «Легенда об Арионе».

Дистанционное обучение с использованием ЭР. Разработка урока литературы в 6 классе. Легенды и мифы Древней Греции. Геродот "Легенда об Арионе"...