Интегрированный урок по МХК, истории Отечества и краеведению на тему "Кадеты — наследники георгиевской славы!"
план-конспект урока по мхк (7 класс) по теме
Интегрированный урок по МХК, истории России и краеведению для 7 класса. Урок создан по программе Г.И. Даниловой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kadety_-_nasledniki_georgievskoi_slavy.docx | 105.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по МХК, истории Отечества и краеведению на тему
"Кадеты — наследники георгиевской славы!"
Авторы: Чурикова Ирина Валентиновна, учитель МХК
Шарова Наталья Владиславовна, учитель истории, обществознания, экономики, заместитель директора по НМР
Не может сердце жить покоем,
Не даром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал.- Молись!
Блок А.А.
К 240-летию учреждения ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия.
Цель урока: Охарактеризовать образ Святого Георгия Победоносца в различных видах искусства и доказать, что он значим для формирования у кадетов компетентностного подхода в патриотическом воспитании.
Основные положения урока:
- проведение опроса среди учащихся и родителей 7-8 классов, анализ,
- характеристика образа Святого Георгия в произведениях искусства и в трудах других авторов,
- исследование краеведческого аспекта проблемы.
Актуальность урока: исторический образ Святого Георгия Победоносца - защитника Отечества, остаётся вдохновляющей силой для русского искусства любого времени. Кроме того, Георгий Победоносец был и остаётся духовной поддержкой и примером для современной молодежи
Форма урока: комбинированный.
Оборудование урока:
- компьютер,
- мультимедиапроектор,
- экран,
- презентация Power Point,
- стенд детских рисунков “Святой Великомученик и Победоносец Георгий”,
- выставка книг “Наследники георгиевской славы!”,
- выставка рефератов “Легенды о Святом Георгии”
План урока:
- Вступительное слово учителей. Анализ опережающего домашнего задания.
- Легенда о Георгии Победоносце.
- Образ Святого Георгия в искусстве.
- Орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия.
- Георгиевские кавалеры Тамбовского края.
- Подведение итогов.
Ход урока
1. Вступительное слово учителей. Анализ опережающего домашнего задания.
Защита Отечества всегда считалась высшей обязанностью и священным долгом человека. Во все времена для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет, и не будет ничего, дороже Отчизны. Проведен опрос среди учеников 7-8 кадетских и общеобразовательных классов МОУ ОШИ г. Уварово “Что вы знаете о Георгии Победоносце?”
- По итогам опроса получили следующие результаты:
- Георгий Победоносец -
- святой великомученик,
- великий римский военачальник,
- изображен на гербе России и Москвы,
- ему посвящен военный орден.
В итоге, нам стало ясно, по каким направлениям рассматривать личность и судьбу образа Святого Георгия. Но для начала стоит отметить тот факт, что по православным традициям, только наличие больших заслуг перед Отечеством могло быть основанием для причисления человека к лику святых. Это было наивысшим признанием его подвигов (когда значимость Отечества превыше всего, а духовное начало стояло выше материального) и имело большое моральное значение.
2. Легенда о Георгии Победоносце.
Сообщение учащегося 1.
Георгий родом из Кападонии (современная Турция) вырос в верующей христианской семье. Он был еще ребенком, когда его отец принял мученическую смерть за Христа.
Поступив на службу в римское войско, Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклетианом (284 – 305 гг.) и принят в его стражу в качестве военачальника. Император – язычник в последние годы своего правления особенно усилил гонения на христиан. На совете сената он предоставил всем полную свободу расправы над христианами. Георгий, узнав о таком решении императора, раздал нищим свое имущество, отпустил на волю рабов и явился в сенат. Он открыто выступил против императора, призвал всех к вере во Христа. За это Георгий был подвергнут жесточайшим истязаниям.
Разгневанный император отправил некогда любимого воина в темницу и повелел забить его ноги в колодки, а грудь придавить тяжелым камнем. Но на следующий день непокорный Георгий не раскаялся и остался тверд духом. Он сказал императору: “Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобой”. Изощренные страшные пытки ждали его впереди. Его привязывали к колесу с подставленными под него досками с железными остриями, вонзающимися в тело при вращении.
Его бросали в ров и засыпали негашеной известью, обували в железные сапоги с раскаленными гвоздями и с побоями гнали по улицам, травили зельем, а он самым чудесным способом исцелялся и представал перед императором целым и невредимым. Мужественно и спокойно принял он казнь, сложив свою голову под меч палача 24 апреля (6 мая) 303 г. С тех пор этот день отмечается, как день Святого Великомученика Георгия. Первоначально он считался покровителем земледелия и скотоводства, позднее феодалы в Европе создали культ Георгия — святого патрона рыцарства.
3. Образ Святого Георгия в искусстве.
Культ Святого Георгия быстро распространился по Земле, в его честь возводились храмы, ваялись скульптуры, писались книги, картины и иконы.
Рафаэль Санти. “Святой Георгий” (около 1504; перо, следы черного мела и проколов по контуру). Галерея Уффици, Флоренция.
Новгородская иконописная школа. Святой Георгий в житии, 15 в. Икона написана на алом фоне, так в древнем Новгороде изображался “свет вечности” яркими, звучными красками. По композиции икона крайне проста, рисунок четкий несколько жестковатый.
Великий Новгород. Георгиевский собор Юрьева монастыря относится к числу выдающихся памятников русской архитектуры доордынского периода. В 1119 году его начал возводить зодчий Петр. Это первый русский зодчий, имя которого известно.
Георгий вместе с Дмитрием Солунским, Феодором Стратилатом, Феодором Тироном и др. считается одним из “воинства небесного”. Он является также и покровителем воинов на Западе и Востоке.
(Прослушивание аудиозаписи) Тропарь великомученику Георгию Победоносцу, глас 4:
Яко пленных свободитель и нищих защититель, немощствующих врач, православных поборниче, Победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога спасися душам нашим.
Каноническое изображение Георгия, согласно легенде, — всадник, поражающий змия.
Сообщение учащегося 2. Легенда о драконе. Очень распространенная легенда повествует о победе Георгия над чудовищным змеем – драконом, пожирающего молодых девушек. Георгий укрощает дракона силой божественного слова и приводит его в город, после чего горожане и правитель, пораженные силой веры, принимают крещение.
Святой воин изображен на иконе “Чудо Георгия о Змие” (XV., ТГТ, Москва). В центре иконы парит всадник на белом коне. Легок его конь, выразительна и гибка фигура воина в золотой кольчуге и красиво развевающемся алом плаще. Георгий немного развернулся назад, он смотрит почти в упор на извивающееся чудовище. Он решительно вонзает копье в пасть змея.… Как огненное пламя, реет алое знамя за его спиной.
Сообщение учащегося 3. В русских духовных “стихах о Егории Храбром” Георгий изображается крестителем Руси, побеждающем на богатырском поединке язычника “царища Демьянища”. В русской народной традиции Георгий выступает также покровителем домашнего скота. Как змееборец он отвращает змей и от людей. Существуют славянские народные варианты его имени Юрий, Юра, Юрай.
Изумительная по красоте икона “Святого Георгия” (XII в.) хранится в Успенском соборе Московского Кремля. Это одно из ранних изображений Святого. Он одет в таинственно мерцающую золотом кольчугу. В правой руке он сжимает копье, левой опирается на рукоять меча. Через плечо перекинут красный плащ – символ мученической смерти. Перед нами юноша с красивым лицом. Прекрасны его огромные глаза, исполненные сосредоточенности, плотно сжаты губы, кудрявые волосы пышной шапкой окружают его благородный лик.
Сообщение учащегося 4. Легенда о Георгии была особенно популярна на Западе в эпоху крестовых походов. Он считался образцовым рыцарем, победителем язычников, заступником Прекрасных Дам.
Ярким примером служит статуя Донателло “Святой Георгий” (1415-1417). Одно из ранних произведений Донателло (ок. 1386-1466), Статуя предназначалась для украшения фасада флорентийского здания Ор-Сан-Микеле. Образ святого воина стал символическим воплощением надежды на защиту Флоренции от врагов. Храбрый и мужественный воин в рыцарских доспехах пристально всматривается вдаль. Он полон скрытой энергии и силы, как будто следит за приближающимся врагом, оценивая его силу. Руки спокойно лежат на щите, а напряженный взгляд бросает вызов всем, кто осмелится ступить шаг на эту землю.
4. Орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия.
В царствование Ивана IV на груди двуглавого орла появился щиток с изображением “ездеца”.
Герб Российской Федерации.
Герб г. Москвы. Утвержден 20 декабря 1781.
Сообщение учащегося 5. В России о Святом Георгии узнали с принятием христианства. Он был и остается ангелом, покровителем государственности, русской воинской мощи. Имя Святого Георгия носил основатель Москвы Юрий (Георгий) Долгорукий. В России Георгий Победоносец изображается на монетах, на Государственном гербе.
Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия торжественно утвержден Екатериной II 26 ноября 1769 г. Орден Святого Георгия предназначался “единственно” для воинских чинов и давался преимущественно за боевые заслуги. Орденом награждались только офицеры, но чин и знатность происхождения здесь не имели значения.
Орден имел четыре класса (степени), причем первый раз мог вручаться только орден IV степени, следующий — III степени и так далее. Девизом ордена стали слова — “За службу и храбрость”. Орденская георгиевская лента всех степеней имела чередующиеся полосы: две оранжевые (желтые) и три черные.
Знак IV степени ордена представлял собой золотой крест с расширяющимися ветвями, покрытыми белой эмалью. В центральном круглом медальоне креста на розовом (с 1830-х гг. в красном) фоне был изображен Святой Георгий, поражающий змия. С 1855 г. эта практика была прекращена. Крест IV степени носился в петлице. Крест III степени выглядел точно так же, как крест IV степени, но носился на шее. Крест II степени был несколько большего размера и носился на шее. К нему полагалась орденская звезда, которую носили на груди. Четырехугольная звезда (первоначально шитая, впоследствии из драгоценных металлов) в центральном медальоне имела вензель Святого Георгия, окруженный девизом на синем эмалевом фоне и увенчанный императорской короной.
Крест I степени был такой же величины, как и крест II степени, но носился на георгиевской ленте через плечо, а орденская звезда в этом случае должна была носиться на груди. О том, насколько почетна была награда, говорит тот факт, что за всю историю существования этого ордена знак I-го класса получили лишь 25 человек.
За все время существования ордена полными кавалерами всех четырех его степеней стали: М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, А. В. Суворов вопреки строгим правилам получил в 1771 г. сразу III степень, а в дальнейшем — II и I степени.
Сообщение учащегося 6: 13 февраля 1807 г. для поощрения храбрости и мужества солдат и унтер-офицеров был учрежден знак отличия Военного ордена Святого Георгия – Георгиевский крест. С 1856 г. знак был разделен на четыре степени. 1-я и 2-я степени чеканились из золота, а 3-я и 4-я — из серебра. Награждение производилось с низшей, 4-й степени. Знаки 1-й и 3-й степеней носились на ленте с бантом. Знак отличия Военного ордена можно было получить только за конкретный подвиг “на поле сражения, при обороне крепости и на водах”. Лица, награжденные солдатским Георгием, получали ряд льгот: их освобождали от телесных наказаний, исключали из солдатского сословия, им повышали жалование.
Георгиевский крест 1-й степени.
Георгиевский крест 3-й степени
Георгиевский крест 4-й степени.
С 1913 г. был утвержден новый статут. Знак отличия получил название “Георгиевский крест”. Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война способствовала значительному увеличению количества награжденных Георгиевскими крестами. К началу 1917 г. крест I степени получили почти 30 тыс. человек, а четвертой степени – более миллиона. Все награды царской России прекратили свое существование после Октябрьской революции. Орден Св. Георгия был упразднен 10(23) ноября 1917 г.
5. Кавалеры ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия Тамбовского края.
Сообщение учащегося 7: УШАКОВ Федор Федорович (1745-1817), российский флотоводец, адмирал (1799), один из создателей Черноморского флота и с 1790 г. его командующий. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении, у Тендры (1790) и Калиакрии (1791). В сражении у Тендры турки потеряли свыше 2 тыс. человек, русские – не многим более 20 человек. Ушаков получил за Тендру редкую награду – орден Св. Георгия Победоносца II степени. Успешно провел Средиземноморский поход русского флота во время войны против Франции 1798-1800. Уйдя в отставку в 1810 г., адмирал поселился в деревне Алексеевка Темниковского уезда Тамбовской губернии.
Канонизирован Русской православной церковью в июле 2001 г.
Сообщение учащегося 8: ВОРОНЦОВ-ДАШКОВ Илларион Иванович (1837-1916), граф, российский государственный деятель, генерал от кавалерии (1880), генерал-адъютант (1875). В 1858 г. на Кавказе он попадает в специальный чеченский отряд, за штурм крепости Ура-Тубе он получает орден Св. Георгия IV степени. В возрасте 28 лет – полковник, в 29 – генерал-майор, а в 30 лет назначается командиром ЕИВ лейб-гвардии гусарского полка. В 1881-97 гг. министр императорского двора и уделов, один из организаторов “Священной дружины”. В 1905-15 гг. наместник на Кавказе. В 1914-15 гг. главнокомандующий Кавказским фронтом. В 1915 г. за свою многолетнюю деятельность на Кавказе он получил орден Св. Георгия III степени. Похоронен в родовом имении Новотемниково Тамбовской губернии.
Сообщение учащегося 9: СКОБЕЛЕВ Михаил Дмитриевич (1843-82), российский военачальник, генерал от инфантерии (1881). Имел земельные наделы в Тамбовской губернии. Участвовал в Хивинском походе 1873 г. В сентябре 1873 г. в чине подполковника он был награжден орденом Св. Георгия Победоносца IV степени за рекогносцировку при Ихимды-Кудук. Герой русско-турецкой войны 1877-78 гг., успешно командовал отрядом под Плевной, затем сыграл решающую роль в сражении при Шипке — Шейново. За сражение при Балыкчи 12 ноября 1978 г. получил орден Св. Георгия III степени. Участвовал в Ахалтекинской экспедиции 1880-81 гг. 14 января 1881 г. в чине генерала от инфантерии за покорение Ахал-Теке удостоен ордена Св. Георгия II степени.
Сообщение учащегося 10: Архивные документы свидетельствуют о мужестве, героизме и доблести тамбовчан в годы Первой мировой войны.
Особо отличился пулеметчик Павел Моисеевич РЫЖОВ. В 1904 г. он был призван в армию. Закончив действительную службу, остался на сверхурочную. В годы Первой мировой войны он – подпрапорщик 71 пехотного Белевского полка.
За бой при оттеснении противника за реку Сан он был награжден Георгиевской медалью IV степени, за преследование противника до реки Вислоки – Георгиевской медалью III степени. В бою 20 мая 1915 г. под Силиным огнем противника он установил пулемет на близкую дистанцию и содействовал успешной атаке на окопы неприятеля, за что удостоен Георгиевской медали II степени. 20 июля, будучи ранен в кисть левой руки, после перевязки возвратился в строй с полным вооружением, награжден Георгиевской медалью I степени.
24 сентября 1914 г. он получил Георгиевский крест IV степени, а за выдающийся подвиг, храбрость и самоотверженность в боях против неприятеля во время переправы через Вислу и Сан 14 октября того же года награжден Георгиевским крестом III степени. В бою 19 и 20 октября 1914 г. под сильным ружейно-пулеметным огнем своим пулеметом он выбил противника из окопов, за что получил Георгиевский крест II степени. В декабре 1914 г. в боях, командуя взводом пулеметчиков, вытеснил неприятеля из окопов и был награжден Георгиевским крестом I степени.
Сообщение учащегося 11: Уроженец с. Егоровка Пичаевского района Федор Дмитриевич РОМАШОВ, будучи разведчиком 5-й батареи 1-й Гренадерской артиллерийской бригады 1 декабря 1914 г. за отличия, проявленные им в период боев с 21 октября по 1 декабря, был награжден Георгиевским крестом IV степени. Он своими действиями поддержал связь командующего бригадой с батареями, при этом неоднократно посылался с важными приказами в сильно обстреливаемые артиллерийским и ружейным огнем наблюдательные пункты командиров дивизионов и батарей. При выполнении этих приказов выказывал выдающиеся мужество и храбрость.
В бою 7 июля 1915 г., находясь разведчиком на передовом наблюдательном пункте у пехотных окопов под огнем противника, когда телефонная связь была перебита, своевременной доставкой приказов на батарею способствовал отбитию атак противника, за что был пожалован Георгиевским крестом III степени.
В арьергардном бою 11 августа 1916 г. у д. Габриль, вызвавшись добровольцем и находясь передовым артиллерийским наблюдателем на линии пехотных окопов под сильным огнем противника, своими наблюдениями содействовал успешности и действенности огня наших батарей и способствовал отбитию огня противника на фронте двух полков. За это был награжден Медалью IV степени.
Многие наши земляки получили Георгиевские награды посмертно.
6. Подведение итогов.
Рефлексия. Выставление оценок, комментарии учителей.
Теперь давайте подведем итог уроку и выясним, чему вы научились. Закончите мою фразу: “Сегодня на уроке я узнал, что ……”
Написать синквейн.
Синквейн состоит из 5 строф и выражает ваше отношение к чему-либо.
1 строка – личность или предмет, о котором вы будете говорить, выраженное одним существительным.
2 строка – описание 2 прилагательными.
3 строка – описание действия 3 глаголами.
4 строка – фраза, показывающая отношение к теме – чувство.
5 строка – синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Например:
Георгий
Святой, Храбрый
Победил, Освятил, Наградил
Станет для нас примером!
Победоносец.
Кто хочет, может зачитать свои синквейны, остальных просим сдать их.
Домашнее задание:
Для подведения итогов и формирования личностной позиции, отношение к теме предлагается написать эссе на одну из предложенных тем.
Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок – из мельчайших песчинок
Россия – из россиян. (Крючков В.)
Патриотизм — это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились. (Шоу Д.Б.)
Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. (Радищев А.Н.)
Несчастна страна, у которой нет героев. Несчастна страна, которая нуждается в героях. (Брехт Б.)
Использованные источники и литература:
- Большая Советская энциклопедия. М., 1970-1977. Электронная версия. Научное издательство “Большая Российская энциклопедия”. 2003.
- Большой энциклопедический словарь. – 2 изд., М., 2000.
- Георгиевские кавалеры Тамбовского края. Тамбов, 2004.
- Емахонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- 3-е изд., испр. – М., 1999.
- Здравствуй, книга. Вып. 2. М., 1983.
- Малый энциклопедический словарь: в 4 т. Т. 2 / Репринтное воспроизведение издания Брокгауза – Ефрона. М., 1997.
- Мировая художественная культура. 7-9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учебн. Заведений / Г.И.Данилова – М., 2006.
- Мурашев Г.А. Титулы, чины, награды. СПб., 2003.
- 100 великих наград. М., 2002.
- Тамбовская энциклопедия. Тамбов, 2004.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия: Награды. М., 1998.
- http://www.target-multimedia.ru/
- http://vip.km.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 10 классе «Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».
Целью урока является обучение содержательно-языковому анализу текста, формирование у учащихся понятия значимости роли личности в историческом процессе, систематизация материала об исторических личност...
Интегрированный урок (Технология +Физика +История) в 9 классе по теме «Копчение со вкусом физики и запахом истории»
Интегрированный урок (Технология +Физика +История) в 9 классе по теме «Копчение со вкусом физики и запахом истории» Щукина Е.Ф., учите...
Разработка интегрированного урока ОБЖ и история, 10класс. Тема: «Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества».
Интегрированный урок-лекция способствует созданию у школьников правильного представления о Российской армии и роли в формировании государственности России, приобрет...
Разработка интегрированного урока математики и истории в 5 классе по теме: «История родного края и десятичные дроби»
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: "Действия с десятичными дробями"; познакомить учашихся с историей родногокрая; показать связь истории и математики....
Интегрированный урок математики и истории в 5 классе "История родного края и десятичные дроби"
Изучение истории нашей страны, ее далекого прошлого обогащает нас знаниями о том, какой путь прошли наша страна и ее народ, помогает лучше осмыслить настоящее и заглянуть в будущее. Однако наши знан...
Интегрированный урок-проект по истории и историческому краеведению в 8 классе. Тема «Отечественная война 1812 года».
Одной из главных задач исторического образования в настоящее время является воспитание у учащихся патриотизма, уважения к героическому прошлому нашего Отечества. Исследование Отечественной войны 181...
Интегрированный урок ОБЖ и информатики по теме: Изучение ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России"
Интегрированный урок ОБЖ+информатика в 10 классе...