Планирование уроков МХК 11 класс.
календарно-тематическое планирование (мировая художественная культура, 11 класс) по теме
В 11 классе в курсе МХК изучается искусство 20 века.
20 век-это век острых противоречий, глубоких социальных конфликтов и разочарований и вместе с тем надежд человечества. Он принес с собой глубокие изменения во всех сферах деятельности человека, в том числе искусстве. Бурно развивающееся искусство утрачивало свою стилевую цельность, его развитие становилось все более неравномерным, скачкообразным, творческое взаимодействие отдельных видов искусства нарушалось, возрастали индивидуалистические тенденции. Это обуславливает трудности в преподавании и восприятии искусства 20 века.
Планирование по предмету выполнено по федеральной программе Л.А.Рапацкой
Особенностью данного планирования является его совместимость с программами Ю.А.Солодовникова- Л.М.Предтеченской и иными, по которым ведется преподавание в общеобразовательных школах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_20_vek.docx | 41.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
по МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
для 11х классов.
Бибикова Инна Ивановна,
учитель МХК ГБОУ СОШНО №265 г. Москвы
Пояснительная записка
Данное планирование составлено на основе государственного образовательного стандарта в области изучения мировой художественной культуры для школ, в которых изучение предмета ведется на базовом уровне.
Главной целью работы автор программы полагает развитие навыков свободного восприятия и интерпретации художественных текстов в соединении с пониманием исторического, философского и нравственного значения как конкретного художественного произведения, так и эпохи ХХ века в целом.
Календарно-тематическое планирование разработано в соответствие с концепцией модернизации российского образования, с опорой на положения стандартов образования и правительственных документов к вопросам воспитания у граждан интереса к культурно-историческим традициям народов России и мирового культурного процесса.
Планирование по предмету выполнено по федеральной программе Л.А.Рапацкой
Данное планирование является одним из вариантов, предлагаемых к применению в общеобразовательных школах. Особенностью данного планирования является его совместимость с программами Ю.А.Солодовникова- Л.М.Предтеченской и иными, по которым ведется преподавание в общеобразовательных школах. Данное качество позволяет адекватно отвечать на требования итоговой аттестации,олимпиад, конкурсов.
Планирование рекомендуется для 11 класса общеобразовательных школ.
Количество часов на год – 30-34 часа, в неделю – 1 час
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Форма проведения занятия | Виды деятельности учащихся | Учебно-дидактическое обеспечение урока | Форма контроля | Виды и формы внеурочной работы |
1 | 1 | Введение.Основные течения в европейской культуре конца 19- начала 20 века | Урок-беседа | Диалог, просмотр слайдов, составление опорного конспекта | Открытия в науке и их влияние на мировоззрение. (Гегель. Гельмгольц.Дарвин. Менделеев. Фрейд. Ницше) Изменение роли и место религии. Проблема реальности мира. | Оценка ответов в ходе обсуждения | |
2 | 1 | Тема1.Импрессионизм. 1.1Истоки импрессионизма История импрессионизма. Творчество К.Моне | Урок-исследование | 1.Просмотр живописных полотен, скульптуры. 2.Анализ стихотворения О. Мандельштама «Импрессионизм» 3.Выявление особенностей импрессионизма 5.Выполнение работ в стиле импрессионистов | К. Моне «Поле маков», «Водяные лилии», «Впечатление. Восход солнца» «Сирень на солнце» Серия «Руанский собор» «Скалы в Бель-Иль» Работы художников -импрессионистов Роден «Вечная весна» «Мыслитель»музыка Дебюсси | Оценка в ходе обсуждения темы. Выполнение работ в стиле импрессионистов. | |
3 | 2 | 1.2«Следуя природе». Творчество художников-импрессионистов. | Урок- презентация | 1.Подготовка презентаций( инд.), сообщение учащихся 5-7 минут. 2. Анализ произведений художников-импрессионистов | Работы Дега, Писсаро, Ренуара, Сислея | Оценка д.з | Экскурсия в ГМИИ им. А.С.Пушкина |
4 | 1 | Тема 2. Мир реальности и мир «новой реальности 2.1Постимпрессионизм во французской живописи(П.Сезанн, В.Гог, П. Гоген) | Урок-исследование | Работа в группах. 1.Просмотр автопортретов художников . 2. Знакомство с биографией художников. 3. Знакомство с работами художников. 4. Выявление особенностей творческой манеры художников 5. Характерные черты стиля, Возврат лини и формы. Влияния постимпрессионистов | П.Сезанн«Автопортрет», «Гора св.Виктории», «Натюрморт м молочным кувшином», В.Гог «Автопортрет», «Едоки картофеля», «Красные виноградники», П.Гоген «Автопортрет», «Таитянские пасторали» | 1.Есть ли отличия в изображении экзотики у Гогена и романтиков? 2.Можно ли натюрморты П.Сезанна “расшифровать” по правилам классического натюрморта XVIII века? | |
5. | 1 | Тема3.Фовизм в изобразительном искусстве Франции. 3.1А.Матисс | Урок-исследование с элементами лекции | 1.Просмотр живописных полотен А.Матисса 2. Особенности творчества Матисса Выразительные средства живописи. Понятие декоративности | А.Матисс «Красная комната»,«Красные рыбы», «Танец» | Оценка в ходе обсуждения темы. | |
6. | 1 | Тема4. Кубизм как принципиально новое направление в живописи 4.1Основные черты кубизма. Творчество П.Пикассо | Урок-беседа с элементами презентации. | 1.Знакомство с биографией художника. 2.Работа в группах. Анализ художественных полотен разных периодов творчества художника. | П.Пикассо «Любительница абсента», «Мать с ребенком», «Девочка на шаре» «Воллар» | 1.Что могло побудить художника порвать с гуманистической направленностью и погрузиться в мир «чистого искусства»? 2.Почему Пикассо стал для современников воплощением понятия «художник 20 века» | Экскурсия в ГМИИ им. А.С.Пушкина |
7 | 1 | Тема 5Сюрреализм. 5.1Творчество С.Дали. | Урок-беседа с элементами презентации | 1. Просмотр фильма «Андалузский пес» и его обсуждение. 2.Зарождение сюрреализма 3. Знакомство с «Манифестом сюрреализма» А.Бретона Ответы на вопросы. 4.Просмотр работ С. Дали | фильмы«Андалузский пес», «Творчество С.Дали» А. Бретон«Манифестсюрреализма» Работы С. Дали (живописные полотна, театр-музей, ювелирные работы) | Оценка ответов в ходе обсуждения | |
8 | 2 | 5.2«Совмещение сна и реальности» | Урок-презентация | 1. Просмотр слайдов 2.Полипленум3.Составление опорного конспекта | Творчество Танги, Миро, Магритта | 1Может ли сюрреалистическая живопись быть прекрасной в классическом понимании ? 2.Что связывает сюрреалистов с древними художниками? | |
9 | 1 | Тема:6.Символизм. 6.1 Культ иррационального в символизме: живопись (Густав Моро, Микалоюс Чюрленис); литература (Морис Метерлинка, Оскар Уайльд | Урок - поиск | 1.Просмотр живописных полотен. 2.Чтение стихов. 3.Обсуждение темы 4. Составление опорного конспекта | Г. Моро: "Саломея (Видение)"; М.Чюрленис:"Rex"; М.Метерлинка: стихи; О.Уайльд: "Саломея". | 1.Чем отличается художественная манера символистов? 2.Какими были их представления о мире и человеке? | |
10 | 2 | 6.2 Мастера живописи русского символизма: Михаил Александрович Врубель, Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов, художники "Голубой розы". | Урок-поиск | 1.Просмотр живописных полотен. 2.Нахождение и описание символов в произведениях данных художников. | М. А. Врубель: "Демон» (Сидящий), "Сирень", "Портрет С.И.Мамонтова"; В.Э.Борисов-Мусатов: "Дама в голубом", "Водоем"; художники "Голубой розы": С.Ю.Судейкин "Балет", Н.Н.Сапунов "Пионы". | 1. Какое воплощение символизм нашел в творчестве российских мастеров? 2. Какие образы-символы особенно характерны для творческой манеры художника? | Посещение Третьяковкой галереи |
11 | 3 | 6.3Музыка и символизм. Творчество А.Скрябина | Урок-мастерская | 1.Прослушивание фрагмента симфонической поэмы «Прометей» 2. Запись ассоциаций 3.Чтение литературных текстов 4.Просмотррепродукций картин Врубеля, В. Кандинского, художников классицизма, барокко. 5.Соотнесение ассоциаций музыка-слово и музыка-живопись и составление коллажа. | Скрябин симфоническая поэма «Прометей», Гете «Прометей» фрагмент Байрон «Прометей» фрагмент Репродукции картин Врубеля, Чюрлениса, В. Кандинского, художников классицизма, барокко. | Синквейн на тему: «Прометей» Найти примеры современных произведений созвучных идее Прометея. | |
12 | 1 | Тема7 Модерн 7.1"Мир искусства" (Л.С.Бакст, А.Н.Бенуа, С.П. Дягилев Е.Е.Лансере, А.Я.Головин, К.А.Сомов, М.В. Добужинский, И.Е. Репин, В.М. Васнецов и А.М. Васнецов,В.Д. Поленов, В.А. Серов, М.В. Нестеров, И.И. Левитан, К.А. Коровин и др.). | Урок-панорама | 1.Просмотр живописных полотен. 2.Описание фигур и описание фона (каким образом фон может помочь понять характер персонажа) | Л.С.Бакст: "Ливень"; А.Н.Бенуа, Е.Е.Лансере : "Петербург начала ХVIII века"; А.Я.Головин, К.А.Сомов: "Арлекин и дама", М.В. Добужинский "Гримасы города"; А.М. Васнецов: "Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи"; В.Д. Поленов, В.А. Серов: портреты К.А. Коровина, И.И.Левитана, М.Н.Ермоловой, А.М.Горького; М.В. Нестеров: "Великий постриг"; И.И. Левитан, К.А. Коровин: "Портрет артиста Ф.И. Шаляпина"и др.). | Подготовка сообщений презентаций(выбор учащегося) | Посещение Третьяковской галереи |
13 | 2 | 7.2 «Мир искусства» | Урок-презентация | Выступления учащихся, диалог, комментарии учителя. | По выбору учащихся. | 1.Подумайте, какой бы фрагмент нашего города (здание, площадь, улица, дворик и т.д.) мог выбрать А. Бенуа, чтобы показать совершенство форм? 2. К каким бы культурам, эпохам обратились художники “Мира искусства” сейчас, в XXI веке? | |
14 | 3 | 7.3Философско-мировоззренческие взгляды, отразившиеся в живописи Николая Константиновича Рериха | Урок-мастер-ская | 1.Просмотр живописных полотен. 2.Создание палитры цветов по произведениям Н.К. Рериха | Н.К.Рерих: "Небесный бой", "Никола", "Тангла. Песнь о Шамбале", "Сокровища снегов", "Эверест. Джомолунгма", "Гималаи. Розовые горы.", "Идолы", "Пантелеймон-целитель» | 1.Написать эссе на тему "Какие мысли и чувства навевают работы Н.К.Рериха? 2.Придумать свои названия к пейзажам Рериха. | |
15-17 | 1-3 | Тема8.Развитие русского изобразительного искусства 8.1-8.3Разнообразие жанров в русской живописи: христианская живопись, реализм, маринизм, портрет, пейзаж, батальный жанр, исторический жанр, мифологическая живопись | Урок-панорама | 1.Просмотр живописных полотен. 2.Полипленум 3.Представление презентаций 4.Заполнение опорного конспекта | Н.Н.Ге: “Тайная вечеря”, “Голгофа”;В.М. Максимов: “Приход колдуна на сельскую свадьбу”;Н.А.Ярошенко:“Кочегар”,“Курсистка”, “Студент”; В.Е. Маковский: “В приемной доктора”,“Любители соловьев”, "На бульваре"; В.В.Верещагин (серии, посвященные Туркестану и Индии); А.И. Куинджи: “Березовая роща”, “Ночь на Днепре”; В.Д.Поленов: "Московский дворик"; И.И.Левитан: “Золотая осень”, “Весна — большая вода”; Айвазовский "Девятый вал”, “Черное море”; И.Е.Репин “Не ждали”, “Запорожцы пишутписьмо турецкому султану"," Иван Грозный и сын его Иван 26 ноября 1581 года”,"Бурлаки на Волге”; В.И. Суриков: “Утро стрелецкой казни”, “Меншиков в Березове”; В.Борисов-Мусатов: "Мелодия без слов","Гармония"; К.Коровин: "Парижские огни"; М.Нестеров: "Осенний пейзаж", "Юность преподобного Сергия". | 1.Кого бы из “старых мастеров” вы бы назвали главным учителем Н.Н. Ге? Почему? 2.Попробуйте сформулировать те национальные черты, которые получили воплощение на полотнах И. Репина “Бурлаки на Волге” и “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”. 3. Как решают вопрос о роли личности в истории И. Репин и В. Суриков? Какое из решений ближе сегодня вам? Почему? | Экскурсия в Третьяковскую галерею. |
18 | 4 | 8.4Русский авангард в живописи. В.Кандинский. К.Малевич. | Урок-беседа | 1.Знакомство с «Манифестом супрематизма» 2.Выявление особенностей нового искусства. 3. Отбор художественных полотен, являющихся произведениями | Произведения Малевича и Кандинского. | 1.Подумайте, является ли абстракция “изобретением” XX столетия? Если нет, то какие еще вы можете назвать примеры абстрактных композиций прошлых эпох? 2. Есть ли, по-вашему, что-либо общее у “черной дыры” в космосе и “Черного квадрата” К. Малевича? | |
19 | 1 | Тема 9. Архитектура 9.1Модерн в архитектуре. Ф. Шехтель — выдающийся мастер московского модерна | Урок-беседа | 1. Знакомство с сразновидностями модерна. 2.Знакомство с работами Ф.Шехтеля. 3.Выявление принципиальных особенностей проектов Ф.Шехтеля | Ф. Шехтель Особняк З.Г.Морозовой, особняк на Садовой, особняк Рябушинского, здание Ярославского вокзала и др. | Сравните пластическое оформление особняка Рябушинского и росписи Кносского дворца. Как вы думаете, могли бы древние жители Крита воспринять особняк Рябушинского как “свою среду обитания”? | |
20 | 2 | 9.2Конструктивизм в архитектуре Ле Корбюзье, советская архитектура | 1.Знакомство с проектами Ле Корбюзье. 2Выявлениепринципов функциональной архитектуры Ле Корбюзье | Работы Ле Корбюзье | 1.Вспомните, в каких еще культурах принципиально отсутствует тектонический образ сооружения? Можно ли назвать такую архитектуру конструктивистской? 2. Какими чертами, по-вашему, должна обладать цивилизация, чтобы полностью воплотить принцип “органической архитектуры”? | ||
21 | 1 | Тема 10 Театральная культура и киноискусство20 века. 10.1К.С. Станиславский и его система | Урок-беседа | 1.Прослушивание материала, 2.Просмотр слайдов, 3.Составление опорного конспекта | Развитие режиссерского театра. Сцены из спектакля «Три сестры» | Как вы думаете, можно ли использовать актерскую технику воображения для создания событий в реальном мире? | |
22 | 2 | 10.2Театр В. Мейерхольда, Е. Вахтангова и А. Таирова | Урок-беседа | 1.Знакомство с «режиссерским», «актерским», «синтетическим» театром. 2. Самостоятельная работа с раздаточным материалом. 3.Ответы на вопросы., 3.Просмотр слайдов | Фотографии сцен из спектаклей. | Разыграть мезансцену по правилам «актерского», «режиссерского» театра ( по группам) | Посещение драматического театра. |
23 | 3 | 10.3Искусство кинематографа | Урок-беседа | 1.Просмотр слайдов 2. Самостоятельная работа с раздаточным материалом. 3.Ответы на вопросы. | Эволюция кино Братья Люмьер Великое немое кино Монтажное кино. | Представьте известный вам фильм в виде архитектурного сооружения. Нарисуйте или опишите его. | |
24 | 1 | Тема 11 Социалистический реализм и искусство. 11.1 «Мы наш, мы новый мир построим» | Урок-исследование | 1.Просмотр живописных полотен. 2.Поиск образов и символов, отражающих идею строительства нового мира. | Юон «Новая планета» Петров-Водкин « Смерть комиссара» А.Дейнека «Оборона Петрограда», «Текстильщицы» и др. | Как новый творческий метод реализовался в различных видах искусства(живопись, скульптура, кино,театр)? Подготовка сообщений по выбору учащихся. | |
25 | 2 | 11.2. «Мы наш, мы новый мир построим» | Урок-панорама | 1Диалог, 2 Просмотр презентаций | Эйзенштейн « Броненосец Потемкин»,театр Мейерхольда, В Мухина «Рабочий и колхозница»И. Шадр « Булыжник –оружие пролетариата» Работы К,Богаевского,В.Рождественского,Г.Ряжского,ТГуревича,А..Пластов, Ю.Пименов и др. | В чем заключалась трагедия деятелей искусства ? | |
26 | 3 | 11.3Творчество, посвященное молодости. Исаак Осипович Дунаевский | Урок-исследование | 1.Прослушивание произведений И. О. Дунаевского. 2.Знакомство с биографией композитора. 3. Просмотр фрагментов из кинофильмов. 4. Выявление музыкальных средств, раскрывающие художественные образы. 6.Иллюстрирование произведений И. О. Дунаевского. | И. О. Дунаевский « Марш энтузиастов», увертюра из кинофильма «Дети капитана Гранта», «Легко на сердце от песни веселой», «Ну-ка, солнце, ярче брызни», фрагменты из «Веселые ребята», «Светлый путь» | 1.Объяснить парадокс:страна превратилась в лагерь, а песни были пронизаны оптимизмом и верой. 2. Поразмышляйте над словами И. О. Дунаевского: «Жизнь рождает искусство, а искусство двигает жизнь вперед, чтобы опять от жизни рождаться…»- и выскажите свое мнение | |
27 | 4 | Социалистический реализм. Художественная культура ВОВ 11.4Плакаты ВОВ | Урок-мастерская | 1. Знакомство с плакатами ВОВ. 2. Выявление художественного языка. 3.Создание плаката. | Песня муз. Александрова, сл. Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная!» Кукрыниксы «Беспощадно разгромим и уничтожим врага», И. Тоидзе «Родина-мать зовет», В. Корецкий «Воин Красной армии, спаси!» и др. плакаты. | Какие плакаты могли бы появиться в наше время. | |
28 | 5 | Социалистический реализм. 11.5«Чтобы помнили» | Урок-панорама |
| А. Пластов «Фашист пролетел», А.Дейнека «Оборона Севастополя», Б.Угарков «Ленинградка»В. Пахомов «На Неву за водой» и др. О. Бергольц,Г.Макогоненко статья «Ленинградская симфония» Д.Шостакович Седьмая симфония Е. Вучетич памятник «Воину-освободителю» | 1 Почему изобразительное искусство стало ведущим среди других видов искусства в годы ВОВ? | Посещение музея ВОВ |
29 | 6 | Социалистический реализм. 11.6Герой ВОВ в литературе. | 1.Знакомство с отрывками из произведений. 2.Определение характеристики героев произведений и их роли на войне. | Отрывки из произведений. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке», Войнович « Приключение солдата Ивана Чонкина»,Б. Васильев «А зори здесь тихие», Кондратьев «Сашка» | Оценка ответов в ходе обсуждения | ||
30 | 1 | Тема 12.Послевоенное искусство. 12.1Поп-арт | Урок-беседа |
| Произведения арт-бизнеса Э. Уорхал, Рой Лихтенштейн, Том Вессельман | Представители поп-арта в России. | |
31 | 2 | 12.2 Библейские образы в музыке и живописи.Рок-опера Э.Л. Уэббера «Иисус Христос-Суперзвезда» | Урок-исследование | 1.Прослушивание фрагментов из рок-оперы 2. Знакомство с отрывками из Евангелия. 3. Сравнение библейских образов, представленных в Рок-опере и в Евангелие. 4. Эссе « Почему рок-опера Э.Л. Уэббера «Иисус Христос-Суперзвезда» всегда остается любимой в репертуаре театров?» | В. Пукирев «Неравный брак» Леонардо да Винчи « Тайная вечеря» Тициан « Мария Магдалина», Отрывки из Евангелия от Матфее Фрагменты из оперы Э.Л. Уэббера «Иисус Христос-Суперзвезда». | Ответить на вопрос «Что дал союз оперы и рока современному искусству?» | Прослушивание рок-оперы в театре. |
32 | 3 | 12.3Музыкальное искусство в нотах и без нот. | Урок -беседа | 1.Диалог, просмотр слайдов 2.Прослушивание музыкальных произведений 3. Составление опорного конспекта. | Барток. Пуленк. Хиндемит. Альбенис. Сарасате. Алеаторика. Сериальная музыка. Мессиан. Электронная музыка. | Оценка ответов в ходе обсуждения | |
33-34 | 1-2 | Тема 13. Диалог художника и читателя, слушателя, зрителя. Обобщение курса. | Диалог художника и читателя, слушателя, зрителя. | Обмен впечатлениями. Представление презентаций и творческих работ учащихся Эссе « Мой 20 век». | Увлечения молодежи и проблема духовности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование уроков 4 класс
Тематическое планирование уроков4 классIчетвертьНомер урокаТема урокаДата проведенияПримечания4-14-24-3 Легкая атлетика – 15 часов1. ...
календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе под редакцией Власенкова А.И. а в 10 классе под редакцией Власенкова А.И.
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе под редакцией Власенкова А.И., рассчитанное на 68 час....
Тематическое планирование уроков 6 класс
Разработано тематическое планирование по биологии 6 класс к учебнику В.В. Пасечник....
Тематическое планирование уроков 5 класс
план уроков по биологии для 5 класса средней школы по учебнику, программе: Природа. В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. Дрофа. М.- 2000; Программа: В.М. Пакулова. Дрофа. М.-2000...
планирование уроков 5 класс
планировение по урокам Древнего мира 5 класс...
Календарно-тематическое планирование уроков. 7 класс. Русский язык
Календарно-тематическое планирование составлено на основе Примерной программы по русскому языку под редакцией М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского....
Календарно-тематическое планирование уроков 1 класс УМК "Планета знаний"
Календарно-тематическое планирование уроков 1 класс УМК "Планета знаний" (Литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир, технология, ИЗО, музыка)...