Программа курса "Мир искусства"
элективный курс по мхк (9 класс) на тему
Интегрированный курс для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ (34 часа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa.docx | 32.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса
«МИР ИСКУССТВА»
Для 9-х классов
общеобразовательных школ
34 часа
Составители:
Т..Морозова
А.В.Скобцова
Е.О.Муханько
Пояснительная записка
Учащиеся 9-х классов школ - это мальчики и девочки юношеского возраста, когда происходит активный процесс духовного созревания личности, начинают формироваться мировоззрение, убеждения и важнейшие жизненные принципы. Это также период , когда полученные от предшествующих поколений или добытые собственным жизненным опытом знания начинают выстраиваться в некую систему, которая становится базой , фундаментом выработки гражданской позиции личности.
Именно в этот период все накопленные с момента рождения ребенка жизненные, в первую очередь чувственные, впечатления начинают складываться в целостную картину. Изучение курса" Мир искусства" соберет все накопленное, пережитое, воспринятое в такое единство, которое в дальнейшем составит фундамент духовного богатства личности. Оно явится также основой ее стремления быть не только потребителем созданных предшествующими поколениями ценностей, но и создателем новых, обогатителем духовно-ценностного арсенала человечества.
Построение курса и раскрываемые в программе способы подачи материала, методика работы с учащимися отражают естественное движение человека от бессознательного к чувственности и рациональности, ибо в повседневной жизни личность более чем на 90 % живет чувственной жизнью и пользуется, руководствуется в первую очередь чувственной , а не рациональной информацией. Разум человека работает лишь при решении сложнейших проблем бытия. Однако во многих системах образования к 9 классу все программы, учебные планы освобождаются от каких-либо признаков чувственного знания и чувственной жизни молодого человека, от возможных способов получения знаний от старших поколений. Уже после 1-го класса нагрузка на умственные способности ребенка начинает непомерно возрастать, а игровые, чувственные способы воздействия резко сокращаются и к 9 классу, а может быть , и раньше, сходят на нет.
Нельзя упускать из виду несомненный факт вредного влияния на учащихся средств массовых коммуникаций, особенно киногтелевидения. С помощью современной теле- и аудио-видеотехники подрастающим поколениям поставляется, как правило, коммерчески выгодная, ходовая, массовая продукция, негативно действующая не столько на еще не устоявшиеся вкусы молодых людей, сколько на их чувства, стремления и желания.
Самое сложное для семьи, школы и всей системы образования и воспитания состоит в том, что между высоким и массовым искусством грани весьма расплывчаты, неопределенны, для эстетически неокрепшего человека невидимы и неразличимы.
Предлагаемая программа сочетает два подхода: исторический и тематический.Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла.
Также программа ориентирована на формирование не только теоретических знаний, требующих заучивания, запоминания, логического обоснования и понимания, но и чувственно закрепляемых представлений, образных картин и способностей восприятия и переживания эстетических сторон всех явлений жизни в их взаимосвязанности с живым и неживым миром.
Структура программы соответствует логике движения и развития жизни, психофизиологическим особенностям указанного возраста. Исходным началом построения программы является убеждение в том, что стремление к красоте- родовое качество человека, проявление и развитие которого определяется не только природными, но и в большей мере социальными условиями его материальной и духовной жизни.
Принципиальная задача курса состоит в том, чтобы при активном участии ребят в обсуждении всех вопросов показать, что у каждого из них есть возможность прикоснуться к жизни совершенной, гармоничной и прекрасной. И здесь важен рассказ о том, как и какими средствами можно это осуществить.
Методика каждого урока определяется его темой и характером вопросов, прелагаемых педагогом для обсуждения, а также конкретным опытом учащихся. Например, существует немало вариантов рассматривания проблем пейзажной живописи: в изостудии, в музее, выставочном зале или картинной галерее, на природе; широки возможности для ознакомления с архитектурой и ее эстетическим богатством: здания общественного , производственного или жилого назначения в их взаимосвязях с природой и обусловленности его.
Мы изначально не стремимся подчинить программу одной методике - слишком разнообразна и многостороння жизнь человека, чтобы ее эстетическое осмысление можно было бы уложить в одну схему. Разнообразием методик проведения уроков- бесед и семинаров- собеседований преследуется еще одна цель: именно на уроках искусства можно и нужно попытаться разговорить ребят, причем говорить не на молодежном сленге, а нормальным и даже литературным языком.
Эстетическое воспитание может выполнить задачи всех известных видов воспитания: трудового, экологического, нравственного, идеологического, художественного и т.д., поскольку его возможности из-за бесконечного разнообразия средств, способов и методов воздействия на человека неисчерпаемы.
Программа одногодичного курса " Мир искусства" рассчитана на 34 часа при нагрузке 1 час в неделю. Форма занятий как классная, так и внеклассная. Место проведения занятий, кроме класса определяется в зависимости от темы: Это может быть музей или выставочный зал, театр или кинотеатр, концертный зал или дискотека, улица, площадь, а также во время подготовки школьного или семейного праздника.
Программа разработана и экспериментального проверена в "СОШ № 7" г. Минеральные Воды Ставропольского края
Программа 9 класс
Раздел I. Введение. Искусство - высшая форма проявления эстетического
Этот раздел включает в себя темы:
- Общее определение культуры;
- Эстетика как наука;
- Формы эстетического сознания: чувство, восприятие, потребность, вкусы, оценки, идеалы, категории;
- Фундаментальные эстетические понятия: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое;
- Место в жизни общества искусства как высшей формы проявления эстетического;
- Искусство- важнейшая эстетическая категория характеризующая особую форму человеческой деятельности и ее продуктов, а также человеческогс сознания.
Всего 5 часов.
Шестым часов проводится семинар по разделу
Раздел II. Искусство-торжество гармонии, добра и красоты.
Тема 1: Жизнь человеческого духа в линии, цвете, свете, пластике, объёме, силуэте.
Этот раздел включает в себя следующие темы:
- Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, художественное фото;
Жанры живописи;
- Декоративно-прикладное искусство, народные промыслы России.
-Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея.
- Региональный компонент : творчество Ставропольского художника (П.М.Гречишкин, А.Кулешов и другие по выбору учителя)
Всего 5 часов.
Тема 2: Жизнь человеческого духа в музыкальном звуке.
- Музыка как вид искусства;
- Разновидности музыки: опера, балет, оперетта, симфоническая музыка, эстрадная музыка, народная. Фольклор.
- М.И.Глинка-основоположник национальной симфонической музыки.
- Региональный компонент:
Творчество Ставропольского композитора (Эдуарда Горянца и других по выбору учителя).
Раздел III. Синтетические искусства
Этот раздел включает следующие темы:
Тема 1: Театр, или жизнь человеческого духа в сценическом действии, слове, жесте, мимике, пластике.
- Театр, связь театра с обрядовым искусством; Театр- искусство коллективное.
- Основное произведение театрального искусства- спектакль.
- Современный театр.
- Федор Волков отец русского театра".
Всего 6 часов.
Тема 2: Единство духа и тела в музыкальной пластике.
- Хореография - исторические корни;
- Виды и жанры хореографии;
- Лучшие хореографические коллективы современности Всего 4 часа.
Тема 3:Кинематографическая жизнь человеческого духа.
- Кино. Открытие братьев Люмьер (1898 г.)
- Немое кино;
- Возникновение звукового кино и дальнейшее его развитие ;
- Три основных вида кинематографии: художественная, документальная, мультипликационная;
- Жанры в кинематографе;
- Лучшие кинофильмы и их создатели.
Тема 4:Духовный потенциал телевизионного искусства
Телевидение- синтетический вид искусства.
- Из истории краевого TV;
В конце года " Мир искусства"
- обобщающее занятие.
Всего 3 часа.
Всего за год 34 часа ( 1 час в неделю).
Содержание знаний, умений и представлений учащихся.
В результате изучения курса " Мир искусства" учащиеся должны:
- о культуре, её социальном значении ;
- об эстетике- особенно об искусстве- важнейшей эстетической категории человеческой деятельности и человеческого сознания;
- что человек есть природное и социальное существо, наделенное от природы стремлением к красоте;
- что человечество начало своё художественное развитие в глубокой древности с освоения звука, штриха, линии, цвета, с организации быта;
- что искусство- высшая форма проявления эстетического, т.к. искусство-это всегда творение человека;
- что каждый человек рождается с природными задатками на основе которых в процессе воспитания формируются способности к творчеству в любом способе жизнедеятельности.
-отличать высокохудожественное от низко художественного;
- пользоваться справочной и специальной литературой, художественными репродукциями и альбомами, аудио- и видеотехникой и т.п.;
- анализировать произведения искусства и высказывать хотя бы самые простые суждения о них.
- о пути движения человека к красоте через совершенство и гармонию в каждом его шаге, действии;
- о влиянии на художественное и эстетическое развитие людей их образа, уклада, стиля жизни и национального характера;
- о роли в человеческой жизни идеала, добра и красоты;
- о художественной и эстетической жизни человека и их месте в его духовном и материальном мире, т.е. созидательной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и...
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...
Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.
Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
Содержание адаптированной рабочей программы I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка - психолого-педагогическая характеристика класса...
Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеево...