Программа курса "Мир искусства"
элективный курс по мхк (9 класс) на тему

Муханько Елена Олеговна

Интегрированный курс для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ (34 часа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса

«МИР ИСКУССТВА»

Для 9-х классов

общеобразовательных школ

34 часа

Составители:

Т..Морозова

А.В.Скобцова

Е.О.Муханько

Пояснительная записка

Учащиеся 9-х классов школ - это мальчики и девочки юношеского возраста, когда происходит активный процесс духовного созревания личности, начинают формироваться мировоззрение, убеждения и важнейшие жизненные принципы. Это также период , когда полученные от предшествующих поколений или добытые собственным жизненным опытом знания начинают выстраиваться в некую систему, которая становится базой , фундаментом выработки гражданской позиции личности.

Именно в этот период все накопленные с момента рождения ребенка жизненные, в первую очередь чувственные, впечатления начинают складываться в целостную картину. Изучение курса" Мир искусства" соберет все накопленное, пережитое, воспринятое в такое единство, которое в дальнейшем составит фундамент духовного богатства личности. Оно явится также основой ее стремления быть не только потребителем созданных предшествующими поколениями ценностей, но и создателем новых, обогатителем духовно-ценностного арсенала человечества.

Построение курса и раскрываемые в программе способы подачи материала, методика работы с учащимися отражают естественное движение человека от бессознательного к чувственности и рациональности, ибо в повседневной жизни личность более чем на 90 % живет чувственной жизнью и пользуется, руководствуется в первую очередь чувственной , а не рациональной информацией. Разум человека работает лишь при решении сложнейших проблем бытия. Однако во многих системах образования к 9 классу все программы, учебные планы освобождаются от каких-либо признаков чувственного знания и чувственной жизни молодого человека, от возможных способов получения знаний от старших поколений. Уже после 1-го класса нагрузка на умственные способности ребенка начинает непомерно возрастать, а игровые, чувственные способы воздействия резко сокращаются и к 9 классу, а может быть , и раньше, сходят на нет.

Нельзя упускать из виду несомненный факт вредного влияния на учащихся средств массовых коммуникаций, особенно киногтелевидения. С помощью современной теле- и аудио-видеотехники подрастающим поколениям поставляется, как правило, коммерчески выгодная, ходовая, массовая продукция, негативно действующая не столько на еще не устоявшиеся вкусы молодых людей, сколько на их чувства, стремления и желания.

Самое сложное для семьи, школы и всей системы образования и воспитания состоит в том, что между высоким и массовым искусством грани весьма расплывчаты, неопределенны, для эстетически неокрепшего человека невидимы и неразличимы.

Предлагаемая программа сочетает два подхода: исторический и тематический.Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла.

Также программа ориентирована на формирование не только теоретических знаний, требующих заучивания, запоминания, логического обоснования и понимания, но и чувственно закрепляемых представлений, образных картин и способностей восприятия и переживания эстетических сторон всех явлений жизни в их взаимосвязанности с живым и неживым миром.

Структура программы соответствует логике движения и развития жизни, психофизиологическим особенностям указанного возраста. Исходным началом построения программы является убеждение в том, что стремление к красоте- родовое качество человека, проявление и развитие которого определяется не только природными, но и в большей мере социальными условиями его материальной и духовной жизни.

Принципиальная задача курса состоит в том, чтобы при активном участии ребят в обсуждении всех вопросов показать, что у каждого из них есть возможность прикоснуться к жизни совершенной, гармоничной и прекрасной. И здесь важен рассказ о том, как и какими средствами можно это осуществить.

Методика каждого урока определяется его темой и характером вопросов, прелагаемых педагогом для обсуждения, а также конкретным опытом учащихся. Например, существует немало вариантов рассматривания проблем пейзажной живописи: в изостудии, в музее, выставочном зале или картинной галерее, на природе; широки возможности для ознакомления с архитектурой и ее эстетическим богатством: здания общественного , производственного или жилого назначения в их взаимосвязях с природой и обусловленности его.

Мы изначально не стремимся подчинить программу одной методике - слишком разнообразна и многостороння жизнь человека, чтобы ее эстетическое осмысление можно было бы уложить в одну схему. Разнообразием методик проведения уроков- бесед и семинаров- собеседований преследуется еще одна цель: именно на уроках искусства можно и нужно попытаться разговорить ребят, причем говорить не на молодежном сленге, а нормальным и даже литературным языком.

Эстетическое воспитание может выполнить задачи всех известных видов воспитания: трудового, экологического, нравственного, идеологического, художественного и т.д., поскольку его возможности из-за бесконечного разнообразия средств, способов и методов воздействия на человека неисчерпаемы.

Программа одногодичного курса " Мир искусства" рассчитана на 34 часа при нагрузке 1 час в неделю. Форма занятий как классная, так и внеклассная. Место проведения занятий, кроме класса определяется в зависимости от темы: Это может быть музей или выставочный зал, театр или кинотеатр, концертный зал или дискотека, улица, площадь, а также во время подготовки школьного или семейного праздника.

Программа разработана и экспериментального проверена в "СОШ № 7" г. Минеральные Воды Ставропольского края

Программа 9 класс

Раздел I. Введение. Искусство - высшая форма проявления эстетического

Этот раздел включает в себя темы:

  1. Общее определение культуры;
  2. Эстетика как наука;
  3. Формы эстетического сознания: чувство, восприятие, потребность, вкусы, оценки, идеалы, категории;
  4. Фундаментальные эстетические понятия: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое;
  5. Место в жизни общества искусства как высшей формы проявления эстетического;
  6. Искусство- важнейшая эстетическая категория характеризующая особую форму человеческой деятельности и ее продуктов, а также человеческогс сознания.

Всего 5 часов.

Шестым часов проводится семинар по разделу

                

Раздел II. Искусство-торжество гармонии, добра и красоты.

Тема 1: Жизнь человеческого духа в линии, цвете, свете, пластике, объёме, силуэте.

Этот раздел включает в себя следующие темы:

  1. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, художественное фото;

Жанры живописи;

  1. Декоративно-прикладное искусство, народные промыслы России.

-Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея.

  1. Региональный компонент : творчество Ставропольского художника (П.М.Гречишкин, А.Кулешов и другие по выбору учителя)

Всего 5 часов.

Тема 2: Жизнь человеческого духа в музыкальном звуке.

  1. Музыка как вид искусства;
  2. Разновидности музыки: опера, балет, оперетта, симфоническая музыка, эстрадная музыка, народная. Фольклор.
  3. М.И.Глинка-основоположник национальной симфонической музыки.
  4. Региональный компонент:

Творчество Ставропольского композитора (Эдуарда Горянца и других по выбору учителя).

Раздел III. Синтетические искусства

Этот раздел включает следующие темы:

Тема 1: Театр, или жизнь человеческого духа в сценическом действии, слове, жесте, мимике, пластике.

  1. Театр, связь театра с обрядовым искусством; Театр- искусство коллективное.
  2. Основное произведение театрального искусства- спектакль.
  3. Современный театр.
  4. Федор Волков отец русского театра".

Всего 6 часов.

Тема 2: Единство духа и тела в музыкальной пластике.

  1. Хореография - исторические корни;
  2. Виды и жанры хореографии;
  3. Лучшие хореографические коллективы современности Всего 4 часа.

Тема 3:Кинематографическая жизнь человеческого духа.

  1. Кино. Открытие братьев Люмьер (1898 г.)
  2. Немое кино;
  3. Возникновение звукового кино и дальнейшее его развитие ;
  4. Три основных вида кинематографии: художественная, документальная, мультипликационная;
  5. Жанры в кинематографе;
  6. Лучшие кинофильмы и их создатели.

Тема 4:Духовный потенциал телевизионного искусства

Телевидение- синтетический вид искусства.

  1. Из истории краевого TV;

В конце года " Мир искусства"

  1. обобщающее занятие.

Всего 3 часа.

Всего за год 34 часа ( 1 час в неделю).

Содержание знаний, умений и представлений учащихся.

В результате изучения курса " Мир искусства" учащиеся должны:

1.Знать:

  1. о культуре, её социальном значении ;
  2. об эстетике- особенно об искусстве- важнейшей эстетической категории человеческой деятельности и человеческого сознания;
  3. что человек есть природное и социальное существо, наделенное от природы стремлением к красоте;
  4. что человечество начало своё художественное развитие в глубокой древности с освоения звука, штриха, линии, цвета, с организации быта;
  5. что искусство- высшая форма проявления эстетического, т.к. искусство-это всегда творение человека;
  6. что каждый человек рождается с природными задатками на основе которых в процессе воспитания формируются способности к творчеству в любом способе жизнедеятельности.

2.Уметь:

-отличать высокохудожественное от низко художественного;

  1. пользоваться справочной и специальной литературой, художественными репродукциями и альбомами, аудио- и видеотехникой и т.п.;
  2. анализировать произведения искусства и высказывать хотя бы самые простые суждения о них.

Иметь представление:

  1. о пути движения человека к красоте через совершенство и гармонию в каждом его шаге, действии;
  2. о влиянии на художественное и эстетическое развитие людей их образа, уклада, стиля жизни и национального характера;
  3. о роли в человеческой жизни идеала, добра и красоты;
  4. о художественной и эстетической жизни человека и их месте в его духовном и материальном мире, т.е. созидательной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».

Конспект урока  изобразительное искусство  в 5-м классе по программе  «Изобразительное искусство и художественный труд»  под руководством Б.М. Неменского,  тема «Конструкция и...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Конспект урока изобразительное искусство  в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...

Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.

Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...

Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеево...