Русский театр (18 - начало 19 века)
презентация к уроку по мхк (11 класс) на тему

Юсова Ирина Викторовна

Презентация о развитии русского театра

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon teatr_18-19.ppt2.34 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русские драматурги (18 – начало 20 века) Учитель русского языка и литературы МБОУ «Мстерская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района» Юсова Ирина Викторовна

Слайд 2

Становление русского театра С середины 18 начинается создание первого русского профессионального театра, возникновение классицистической трагедии на русской сцене. Завершается период становлением современной драматургии реализма.

Слайд 3

Александр Петрович Сумароков Основоположник русской классической драматургии, один из организаторов и первый директор русского профессионального публичного театра, созданного в 1756 году. Первая его трагедия «Хорев»,написанная на сюжет из истории Киевской Руси. Тема трагедии – долг перед Отечеством. Выбор сюжета, тема, звучные стихи определили огромный успех пьесы.

Слайд 4

Театр Сумарокова Наиболее известны его трагедии «Синав и Трувор», «Дмитрий – Самозванец». Помимо 9 трагедий, драматургом написаны 12 комедий, два оперных либретто, либретто балета Следуя принципам классицизма, строго соблюдал единство времени, места и действия. Для его пьес характерно разрешение конфликтов в прямых столкновениях различных точек зрения. Выходец из знатной, но обедневшей дворянской семьи, выражал идеологию просвещенного дворянства и был сторонником просвещенного абсолютизма: дворянин должен быть образцовым гражданином, а царь как первый дворянин – образцом для всего дворянства. Пьесы Сумарокова определили становление русского профессионального театра.

Слайд 5

Яков Борисович Княжнин Представитель русского классицизма. Первая его трагедия «Дидона» (1769) основана на классической теме борьбы долга и чувства. В трагедии «Владимир и Ярополк» показывает деспотизм как неизбежное следствие самодержавной власти. Создал ряд комических опер и трагедий, сатирическая направленность которых отражала передовые тенденции его времени. Таковы оперы «Несчастье от кареты», «Сбитенщик», «Скупой», «Притворная сумашедшая», «Траур, или Неутешная вдова» и др.

Слайд 6

Денис Иванович Фонвизин Первый драматургический опыт- перевод трагедии Вольтера «Альзира, или Американцы». Комедией «Бригадир», написанной в конце 60-х годов, сделал шаг вперед в развитии русского театра Обличает дикость нравов, тупоумие, жестокость провинциальных помещиков. В 1781 году создал свое лучшее произведение «Недоросль», вошедшее в сокровищницу русской драматургии. Соблюдая формальные правила классицизма, сделал первый шаг в создании русской реалистической драмы.

Слайд 7

Владислав Александрович Озеров Определил новый этап в истории русского театра. Его герои лишены схематизма, поступки и речи их более просты и естественны. Проявляя характерный для сентиментализма интерес к внутреннему миру героя, по-новому трактовал персонажи, приближаясь к романтизму. Самые известные трагедии «Фингал», «Дмитрий Донской», «Поликсена»

Слайд 8

Александр Сергеевич Грибоедов Один из основоположников реализма в русской драматургии. В содружестве с другими авторами написал комедии «Молодые супруги», «Притворная неверность», «Своя семья, или Замужняя невеста», «Студент», «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом», оставил наброски трагедий «Грузинская ночь», «Радамист и Зенобия», «1812год». Вершиной творчества стала гениальная комедия «Горе от ума», в которой дана «резкая картина нравов». В.Г.Белинский писал, что «Евгений Онегин» Пушкина и «Горе от ума» Грибоедова были школой, из которой вышли Лермонтов и Гоголь.

Слайд 9

Александр Сергеевич Пушкин Значение гениального поэта для развития русской драматургии столь же велико, как и для литературы. Отверг все догмы и каноны классицизма, создав первую русскую национальную трагедию «Борис Годунов», в которой дал верное изображение эпохи, мощные и яркие характеры, показал нерасторжимую связь «судьбы человеческой и судьбы народной». В своих «Маленьких трагедиях» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы») Пушкин исследует человеческие страсти.Раскрывая тему скупости, зависти, любви стремится к тому, чтобы «драма стала заведовать страстями и душою человеческой». Пушкиным написаны критические статьи о театре: «Мои замечания об русском театре», «Письмо к издателю «Московского вестника», варианты предисловия к «Борису Годунову».

Слайд 10

Николай Васильевич Гоголь Первый драматургический опыт – комедия «Владимир 3-й степени», не законченная писателем. После незаконченной драмы «Альфред» пишет «Женитьбу» (1835 год) «Ревизор» (1835 год) – высшее достижение драматургии Гоголя.Здесь автор поднимается до широкого социального обобщения, разоблачает государственный строй, дворянское и чиновничье общество. Постановка «Ревизора» на сцене стала событием общественного значения, вызвав восторженное одобрение передовых кругов и яростьреакционно настроенной привилегированной публики.

Слайд 11

Михаил Юрьевич Лермонтов «Испанцы»(1830 год) – первое драматургическое произведение Пьесы «Люди и страсти», «Странный человек», «Два брата». В них развращенному обществу противопоставлен романтический герой, наделенный сильными страстями и пламенной душой. Драма в стихах Маскарад» (1835-1836) стала лучшим драматургическим произведением Лермонтова и величайшим произведением русской романтической драматургии.

Слайд 12

Алексей Константинович Толстой В историю русского театра вошел как автор трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Характерна реалистическая глубина образов, гуманистическая направленность, выразительность и красочность языка. Написал также драму «Посадник» и драматическую поэму «Дон Жуан»

Слайд 13

Александр Васильевич Сухово - Кобылин Заподозренный в убийстве своей жены – француженки, был оправдан лишь в результате многолетнего судебного процесса. За эти годы столкнулся с бюрократизмом, взяточничеством, чиновничьим произволом, уничтожающими человеческое достоинство. С огромной силой обличения отразил это в трилогии «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина». Острота сюжета, мастерство драматургического построения, выразительность речи персонажей обеспечили произведениям долгую сценическую жизнь.

Слайд 14

Иван Сергеевич Тургенев В реалистических комедиях «Безденежье» (1845), «Холостяк» (1848), «Нахлебник» (1849) развивает гоголевское направление в драме. В «Нахлебнике» раскрывает тему «маленького человека», вынужденного отстаивать свое человеческое достоинство. «Завтрак у предводителя» рисует быт помещиков, осмеивая ограниченность, своекорыстие, невежество. «Месяц в деревне», «Где тонко, там и рвется» раскрывают характеры героев через их переживания. «Провинциалка», «Вечер в Сорренто» (1852 год) завершили театральную деятельность Тургенева.

Слайд 15

Александр Николаевич Островский Создал реалистическую драму нового типа. Социально – бытовая обрисовка персонажей, национальное своеобразие. Характеристика героев через особенности их речи – таковы главные черты пьес. Показав домостроевский купеческий быт («Не в свои сани не садись», «Бедность не порог»), чиновничества («Доходное место»), разночинную интеллигенцию(«Таланты и поклонники»), дворянство («Волки и овцы»), раскрывает социальные контрасты «темного царства» с огромной силой художественного обобщения. «Гроза», «Горячее сердце», «Лес», «Последняя жертва», «Без вины виноватые», «Бесприданница» и др. Образы, созданные писателем, представляют собой многообразные, самобытные человеческие характеры.

Слайд 16

Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин «Драматические сцены и монологи» (1856). Картины нравов, произвол провинциального чиновничества. Комедия «Смерть Пазухина» (1857). Обличает стяжательство, хищничество. Пьесы были запрещены. «Соглашение», «Погоня за счастьем», «Недовольные» критиковал «освободительную реформу» В пьесе «Тени» рисует мир бюрократических чиновников

Слайд 17

Лев Николаевич Толстой Сохранились незаконченные комедии ифрагменты пьес. Написанных им в начале литературной деятельности. «Зараженное семейство» (1864) –первая законченная комедия. «Первый винокур, или как черт краюшку заслужил» направлена против пьянства. Драма «Власть тьмы», комедия «Плоды просвещения» раскрывают пустоту. Бессмысленность и безделье дворянства, противопоставляя ему острый ум, сметку, жизнестойкость людей из народа. «Живой труп» - вершина драматургии. Критикует судебно – правовую систему, бюрократизм.

Слайд 18

Антон Павлович Чехов В 80 – 90 годы создает драматургические этюды и водевили: «О вреде курения табака», «Лебединая песня», «Медведь» и др. Крупнейшие произведения были созданы в 1895 – 1903 году. Это «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Три сестры». Особое значение приобретает подтекст. Творчество Чехова ознаменовало глубокий сдвиг в истории драматического театра и оказало огромное влияние на развитие драматургии 20 века.

Слайд 19

Алексей Максимович Горький Драматургия Горького представляет собой энциклопедию русской жизни «Мещане», «На дне» (1902), «Дачники»(1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары»(1906), «Последние»(1908), «Чудаки»(1910), «Дети» (1910), «Васса Железнова» (1910), «Фальшивая монета» (1913), «Зыковы» (1918), «Старик»(1915). «Егор Булычев», «Достигаев и другие» - пьесы, написанные после Октябрьской революции. Новаторские по теме, революционные по идейным мотивам и образам, пьесы Горького ознаменовали новый этап в развитии русской драматургии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Величие русской музыкальной культуры начала XX века.

Сценарий мероприятия, в рамках программы "Россия в мир. Мир в России. Русский мир." Величие русской музыкальной культуры начала XX века....

«Российское образование, литература и театр в XVII веке»

Технологическая карта урока в 7 классе на тему: «Российское образование,  литература и театр в XVII веке»...