«Российское образование, литература и театр в XVII веке»
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Технологическая карта урока в 7 классе на тему: «Российское образование, литература и театр в XVII веке»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
урок истории
Преподаватель: Беляев О.Ю.
Класс: 7
Дата: ______________
Тема: «Российское образование, литература и театр в XVII веке»
Цель: познакомить учащихся с особенностями развития образования, литературы и театра в России 17 века, выяснить новшества, появившиеся в данный период в культурной сфере общества, закрепить умение пользоваться исторической информацией (понятия, даты событий) в практической деятельности
Используемые методы и приёмы: проблемно-поисковый метод, наглядно-иллюстративный, приём работы с историческим текстом, приём составления кластеров (рабочий лист), приём «Звуковое задание - Путаница»
Формы работы: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная
Планируемые результаты урока:
Предметные | Метапредметные | ||
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | |
Овладели навыками описания особенностей развития образования, литературы и театра в России 17 века Умеют давать краткую историческую характеристику новшествам в области культуры Знают даты ранее пройденных исторических событий, уметь соотносить их с хронологическими рамками 17 столетия. | Проявляют познавательную активность учащихся к изучению истории и историческим объектам (Славяно-греко-латинская Академия). Определяют и объясняют свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку | пользуются навыками самопроверки. Умеют самостоятельно с формулировать тему урока и поставить цель работы. Умеют работать с текстом учебника – проводить поиск необходимой информации и оформлять записи в виде коротких выводов в рабочий лист. | Умеют грамотно, чётко и полным ответом (с перефразировкой вопроса) отвечать на поставленные учителем вопросы. |
Оснащение урока: учебная презентация, учебник «История России» 7 класс, рабочие листы по количеству учеников в классе, бланки для контроля знаний
Сценарий урока:
Основные этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | ||
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Мотивация к учебной деятельности | Эмоционально настроить на урок учащихся. Проверить организационную готовность к уроку. Выяснить наличие отсутствующих. | Приветствие детей. Проверка готовности к уроку. Назначает дежурного регистратора оценок и результативности класса. | Приветствуют учителя. Сообщают об отсутствующих. |
2. Актуализация знаний. Формулирование темы урока и постановка цели. | Актуализация знаний по пройденной теме «Освоение Восточной Сибири в 17 веке». Отработка навыков самопроверки. Закрепление навыков самостоятельно сформулировать тему урока и поставить цель работы. | Задаёт тестовое задание на бланке. (Вторую часть задания проверяет учитель). Подводит итог самопроверке. Мотивирует детей на определение темы урока. Просит сформулировать цель (цели). | Решают первую часть задания и проверяют себя с опорой на слайд. По заявленным на экране слайдам определяют мини-темы разговора: - Образование - Литература - Театр Формулируют тему урока и цели урока в соответствии с выявленными мини-темами. |
3. Проблемное объяснение нового материала. | Создать условия для знакомства и описания детьми особенностей развития образования, литературы и театра в России 17 века; Отработать умение давать краткую историческую характеристику новшествам в области культуры; Закрепить умение работать с текстом учебника и оформлять записи в виде коротких выводов в рабочий лист. Создать условия для практической отработки умения грамотно, чётко и полным ответом (с перефразировкой вопроса) отвечать на поставленные учителем вопросы. Повторить даты ранее пройденных исторических событий, умение классифицировать их по хронологическим рамкам 17 столетия. Стимулировать познавательную активность учащихся к изучению истории через подготовку устных сообщений с содержанием интересных фактов об историческом событии на дополнительную оценку. | Фронтальная беседа. 1) Опровергните или подтвердите суждение: «Государству нужны грамотные люди» 2) Опровергните или подтвердите суждение: «Развитие России требовало грамотных и знающих людей» 3) Какие условия нужны современному человеку, чтобы овладеть грамотой? Уточняет, что образование в 17 веке в России было преимущественно домашним, но уже появились первые учебники и школы. Формулирует первое проблемное задание, выполняемое по подгруппам – «Характеристика образования» Организует контроль выполнения задания; демонстрирует иллюстрации по обсуждаемым вопросам; организует обмен информацией, запись данных в рабочий лист. Уточняет, что в 17 веке была заложена основа научных знаний. В 1678 г. была издана первая печатная история Русского государства с древнейших времён до 70-х годов XVII века – «Синопсис», ставшая популярной. Автор – архимандрит Иннокентий Гизель. По ней и в 18 веке изучали историю нашей страны! Сообщает, что желающие ученики могут подготовить сообщение о Славяно-греко-латинском училище с интересными фактами в качестве дополнительного домашнего задания к следующему уроку. Фронтальная беседа. -Почему так говорят? «Литература – зеркало, в котором отражается история»? Уточняет, что литературные сюжеты часто отражают исторические события, процессы, описывают известные исторические личности и т.п. Организует выполнение задания, «Путаница», проверяющего умение выделить из предложенных событий те, которые относятся к 17 веку. (ФИЗМИНУТКА) Список событий: 1. Венчание на царство Ивана Грозного - 1547 2. Соляной бунт - 1648 3. Взятие Казани и Астрахани – 1552, 1556 4. Восстание Степана Разина – 1670-1671 5. Поход Семёна Дежнёва – 1648 6. Опричнина - 1565-1572 Формулирует второе проблемное задание – «Характеристика литературы» Уточняет распространённые жанры литературы 17 века: - летописи - исторические сказания - повести (исторические, сатирические, биографические, автобиографические) - публицистический жанр (газета «Куранты») - поэзия (стихосложение) Фронтальная беседа. - Что такое «Театр»? Что означает это слово в переводе с греческого языка? - Что такое «Немецкая слобода»? Какую роль она играла в Российском государстве? - Как могут быть взаимосвязаны Театр и Немецкая слобода в истории Российского государства! Формулирует третье проблемное задание – Самостоятельно ответить на последний поставленный вопрос, оформить ответ в пустой части рабочего бланка (ДЗ.) Плюс задание № 5 на стр. 190 | Высказывают свою точку зрения по предложенным суждениям. По стр. 183-184 определяют аргументы в подтверждение второго суждения. Отвечают на поставленный вопрос, опираясь на свой жизненный опыт. Работают с текстом учебника. 1 подгруппа – Выясняют, существовали ли в России 17 века учебники? Какие? Кто авторы? Стр. 185 2 подгруппа – Выясняют, существовали ли в России 17 века учебные заведения? Какие? Чему учили? Стр. 186 Заносят информационные данные в рабочий лист. Отвечают на поставленный вопрос. Выполняют задание «Путаница», выделяют из предложенного списка события 17 века (Встают, если событие относится к 17 веку – хлопают, если не относится – топают, попутно вспоминают и называют даты событий). 1. Выписывают самые распространённые литературные жанры в России 17 века 2. Называют литературные произведения, которые отражали исторические события или процессы. Стр. 187-188 Отвечают на поставленные вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и на имеющиеся исторические знания. |
4. Закрепление. | Определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку | Фронтальная беседа. - Подводя итоги всем упомянутым сегодня фактам о развитии русской культуры в 17 веке, выскажите собственное мнение о том, какое событие на ваш взгляд было особенно значимым. Игра «Вопрос-ответ» с мячом - Какое событие вам кажется наиболее важным? Почему? - Кто из исторических личностей больше запомнился? - Как назывались первые учебники в России 17 в.? - Что бы вы ещё хотели узнать о культуре России 17 века? | Отвечают на поставленные вопросы. |
5. Итог урока. ДЗ. Рефлексия. Оценивание. | Организует подведение общего итога. Озвучиваются оценки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по теме: "Российское государство в XVII веке"
Проверочная работа по истории в 10 классе...
Кризис Российской государственности на рубеже XVI - XVII веков. Смутное время
Лекция по истории Смутного времени с включением извлечений из исторических источников...
Музыкальные сочинения российских царей XVI-XVII веков в видеозаписях.
Иван IV Грозный (1533-1584). Музыку и хоровое церковное пение он любил с детства. В Переславле-Залесском в соборе Никитского монастыря, построенного в 1564 году, до недавнего времени хранилась вм...
Основные сословия российского общества в XVII веке.
Характеристика основных сословий: состав, права и обязанности феодалов, крестьян, городского населения, духовенства, казачества....
История государства Российского в XVII века
В этой презентации кратко отражены основные события государства Российского в 17 веке....
Новые явления в экономике Российского государства в XVII веке
Практичсекое занятие по истории для 7 класса...
Просвещение, литература и театр в XVII веке 7 класс История
Просвещение, литература и театр в XVII веке 7 класс История...