«Российское образование, литература и театр в XVII веке»
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Беляев Олег Юрьевич

Технологическая карта урока в 7 классе на тему: «Российское образование,  литература и театр в XVII веке»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

урок     истории

Преподаватель: Беляев О.Ю.

Класс: 7

Дата: ______________

Тема: «Российское образование,  литература и театр в XVII веке»

Цель: познакомить учащихся с особенностями  развития образования, литературы и театра в России 17 века, выяснить новшества, появившиеся в данный период в культурной сфере общества, закрепить умение пользоваться исторической информацией (понятия, даты событий) в практической деятельности

Используемые методы и приёмы: проблемно-поисковый метод, наглядно-иллюстративный, приём  работы с историческим текстом, приём составления кластеров (рабочий лист), приём «Звуковое задание - Путаница»

Формы работы: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная

Планируемые результаты урока:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Овладели навыками   описания особенностей развития образования, литературы и театра в России 17 века

Умеют давать краткую историческую характеристику новшествам в области культуры

Знают даты ранее пройденных исторических событий, уметь  соотносить их с хронологическими рамками 17 столетия.

Проявляют познавательную активность учащихся  к изучению истории и историческим объектам (Славяно-греко-латинская Академия).

Определяют и объясняют свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку  

пользуются навыками   самопроверки.

Умеют самостоятельно с

формулировать тему урока и поставить цель работы.

Умеют  работать с текстом учебника – проводить поиск необходимой информации  и оформлять записи в виде коротких выводов в рабочий лист.

Умеют грамотно, чётко и полным ответом (с перефразировкой вопроса) отвечать на поставленные учителем вопросы.

Оснащение урока:  учебная презентация, учебник «История России» 7 класс, рабочие листы по количеству учеников в классе, бланки для контроля знаний

Сценарий урока:

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

Эмоционально настроить на урок учащихся. Проверить организационную готовность к уроку. Выяснить наличие отсутствующих.

Приветствие детей.

Проверка готовности к уроку.

Назначает дежурного регистратора оценок и результативности класса.

Приветствуют учителя.

Сообщают об отсутствующих.

2. Актуализация знаний. Формулирование темы урока и постановка цели.

Актуализация знаний по пройденной теме «Освоение Восточной Сибири в 17 веке».

Отработка навыков   самопроверки.

Закрепление навыков самостоятельно сформулировать тему урока и поставить цель работы.

Задаёт тестовое задание  на бланке. (Вторую часть задания проверяет учитель). Подводит итог самопроверке.

Мотивирует детей на определение темы урока. Просит сформулировать цель (цели).

Решают первую часть задания и проверяют себя с опорой на слайд.

По заявленным на экране слайдам определяют мини-темы разговора:

- Образование

- Литература

- Театр

Формулируют тему урока и  цели урока в соответствии с выявленными мини-темами.

3. Проблемное объяснение нового материала.

Создать условия для знакомства и  описания детьми особенностей развития образования, литературы и театра в России 17 века;

Отработать умение давать краткую историческую характеристику новшествам в области культуры;

Закрепить умение работать с текстом учебника и оформлять записи в виде коротких выводов в рабочий лист.

Создать условия для практической отработки умения грамотно, чётко и полным ответом (с перефразировкой вопроса) отвечать на поставленные учителем вопросы.

Повторить даты ранее пройденных исторических событий, умение классифицировать их по хронологическим рамкам 17 столетия.

Стимулировать познавательную активность учащихся  к изучению истории через подготовку устных сообщений с содержанием интересных фактов об историческом событии на дополнительную оценку.

Фронтальная беседа.

1) Опровергните или подтвердите суждение:

 «Государству нужны грамотные люди»

2) Опровергните или подтвердите суждение:

 «Развитие России требовало грамотных и знающих людей»

3) Какие условия нужны современному человеку, чтобы овладеть грамотой?

Уточняет, что образование в 17 веке в России было преимущественно домашним, но уже появились первые учебники и школы.

Формулирует первое проблемное задание, выполняемое по подгруппам – «Характеристика образования»

Организует контроль выполнения задания; демонстрирует иллюстрации по обсуждаемым вопросам; организует  обмен информацией, запись данных в рабочий лист.

Уточняет, что в 17 веке была заложена основа научных знаний.

В 1678 г. была издана первая печатная история Русского государства с древнейших времён до 70-х годов XVII века – «Синопсис», ставшая популярной. Автор – архимандрит Иннокентий Гизель.

По ней и в 18 веке изучали историю нашей страны!

Сообщает, что желающие ученики могут подготовить сообщение о Славяно-греко-латинском училище с интересными фактами в качестве дополнительного домашнего задания к следующему уроку.

Фронтальная беседа.

-Почему так говорят?

 «Литература – зеркало, в котором отражается история»?

Уточняет, что литературные сюжеты часто отражают исторические события, процессы, описывают известные исторические личности и т.п.

Организует выполнение задания, «Путаница», проверяющего умение выделить из предложенных событий те, которые относятся к 17 веку. (ФИЗМИНУТКА)

Список событий:

1. Венчание на царство Ивана Грозного - 1547

2. Соляной бунт - 1648

3. Взятие Казани и Астрахани – 1552, 1556

4. Восстание Степана Разина – 1670-1671  

5. Поход Семёна Дежнёва – 1648

6. Опричнина  - 1565-1572

Формулирует второе проблемное задание – «Характеристика литературы»

Уточняет распространённые жанры литературы 17 века:

- летописи

- исторические сказания

- повести (исторические, сатирические, биографические, автобиографические)

- публицистический жанр (газета «Куранты»)

- поэзия (стихосложение)

Фронтальная беседа.

- Что такое «Театр»?

Что означает это слово в переводе с греческого языка?

- Что такое «Немецкая слобода»?

Какую роль она играла в Российском государстве?

- Как могут быть взаимосвязаны Театр и Немецкая слобода в истории Российского государства!

Формулирует третье проблемное задание – Самостоятельно ответить на последний поставленный вопрос, оформить ответ в пустой части рабочего бланка (ДЗ.) Плюс задание № 5 на стр. 190

Высказывают свою точку зрения по предложенным суждениям.

По стр. 183-184 определяют аргументы в подтверждение второго суждения.

Отвечают на поставленный вопрос, опираясь на свой жизненный опыт.

Работают с текстом учебника.

1 подгруппа – Выясняют, существовали ли в России 17 века учебники? Какие? Кто авторы?

Стр. 185

2 подгруппа – Выясняют, существовали ли в России 17 века учебные заведения? Какие? Чему учили?

Стр. 186

Заносят информационные данные в рабочий лист.

Отвечают на поставленный вопрос.

Выполняют  задание «Путаница», выделяют  из предложенного списка события   17 века (Встают, если событие относится к 17 веку – хлопают, если не относится – топают, попутно вспоминают и называют даты событий).

1. Выписывают самые распространённые литературные жанры в России 17 века

2. Называют литературные произведения, которые отражали исторические события или процессы.

Стр. 187-188

Отвечают на поставленные вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и на имеющиеся исторические знания.

4. Закрепление.

Определять   и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку  

Фронтальная беседа.

- Подводя итоги всем упомянутым сегодня фактам о развитии русской культуры в 17 веке, выскажите собственное мнение о том, какое событие на ваш взгляд было особенно значимым.

Игра «Вопрос-ответ» с мячом

- Какое событие вам кажется наиболее важным? Почему?

- Кто из исторических личностей больше запомнился?

- Как назывались первые учебники в России 17 в.?

- Что бы вы ещё хотели узнать  о культуре России 17 века?

Отвечают на поставленные вопросы.

5. Итог урока. ДЗ. Рефлексия. Оценивание.

Организует подведение общего итога.

Озвучиваются оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме: "Российское государство в XVII веке"

Проверочная работа по истории в 10 классе...

Кризис Российской государственности на рубеже XVI - XVII веков. Смутное время

Лекция по истории Смутного времени с включением извлечений из исторических источников...

Музыкальные сочинения российских царей XVI-XVII веков в видеозаписях.

Иван IV Грозный (1533-1584). Музыку и хоровое церковное пение он любил с детства. В Переславле-Залесском в соборе Никитского монастыря, построенного в 1564 году, до недавнего времени хранилась вм...

Основные сословия российского общества в XVII веке.

Характеристика основных сословий: состав, права и обязанности феодалов, крестьян, городского населения, духовенства, казачества....

История государства Российского в XVII века

В этой презентации кратко отражены основные события государства Российского в 17 веке....

Новые явления в экономике Российского государства в XVII веке

Практичсекое занятие по истории для 7 класса...

Просвещение, литература и театр в XVII веке 7 класс История

Просвещение, литература и театр в XVII веке 7 класс История...