Рим, Париж, Санкт-Петербург. От барокко до ампира.
методическая разработка по мхк (11 класс) по теме

Губарь Марина Дмитриевна

Повторительно-обобщабщий урок в 11 классе по МХК с формой контроля в виде электронного теста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МХК Обобщающий урок с формой контроля в виде электронного теста Школа №283 Кировского района Санкт-Петербурга Учитель: Губарь Марина Дмитриевна Рим, Париж, Санкт-Петербург. От барокко до ампира.

Слайд 2

Барокко Эпоха и художественный стиль Кругосветные плавания, новейшие открытия в астрономии, изобретение телескопа и микроскопа показали относительность, изменчивость и непостижимость пространства и времени, что привело к трагическому ощущению жизни как непрерывного движения, цель которого человеку неведома и нашло отражение в образах барокко. Франческо Борромини. Церковь Сан-Карло алле Куатро фонтане. Рим.

Слайд 3

Барокко Джакомо делла Порта. Церковь Иль Джезу. Рим. Итальянское барокко тяготело к фасадности, и фасады, особенно церковных зданий стали символом эпохи. Равновесие и гармонию Возрождения сменил живописный, иллюзорно-подвижный облик здания.

Слайд 4

Плафонная живопись барокко Церковь Иль Джезу. Рим. Иллюзорное стирание четкой границы между архитектурой, скульптурой и живописью способствует утрате представлений о реальной протяженности пространства в интерьерах.

Слайд 5

Мистические настроения Место ренессансной Гармонии заняло Противоречие. Возьми в свою святую длань Поводья, мой Господь, У нашего кормила стань Чтоб волны побороть. Прямее паруса поставь И в этот грозный час Нас на надёжный путь направь И якорь брось за нас Джордж Уитер (перевод О.Румера)

Слайд 6

Чародей барокко – Лоренцо Бернини Архитектор и скульптор Лоренцо Бернини создавал свои ансамбли в расчете на внешний «театральный» эффект. Площадь перед собором Св.Петра в Риме оформлена как продолжение храма. Площадь и храм соединены в неразрывное целое. Бернини сравнивал рукава колоннады с объятиями Церкви, готовой принять в свое лоно всех страждущих. Обелиски и фонтаны в барочном Риме стали наиболее активными элементами упорядочивания архитектурной среды. Площадь Св. Петра. Рим.

Слайд 7

Городской ансамбль Барокко было в первую очередь искусством ансамбля, общего впечатления. Его влечение к вибрирующим поверхностям и сложным криволинейным очертаниям требовало открытого неба и обширных пространств. Одним из важнейших слагаемых городских ансамблей стали фонтаны, ибо динамика водной стихии по своей сути отвечает духу барокко. Лоренцо Бернини. Площадь Навона.

Слайд 8

Русское барокко. Санкт-Петербург Все основные архитектурные ансамбли группировались вокруг Невы. Специфика русского барокко была обусловлена спецификой застройки Санкт-Петербурга, означавшей полный разрыв с традициями национального русского градостроительства. Главным «проспектом» и главной «площадью» новой столицы стала Нева

Слайд 9

Растреллиевское барокко Франческо Бартоломео Растрелли превратил Петербург из города-крепости и города-порта в город дворцов. Этот стиль соединил в себе ордерную строгость классицизма, динамику барокко, орнаментику рококо и мажорность полихромии. Зимний дворец. Санкт-Петербург.

Слайд 10

Зимний дворец Излюбленные сочетания цветов Растрелли – белого с золотом ордерных элементов и лазорево-синего – восходят к золоченой резьбе иконостасов древнерусских храмов с их насыщенной красочностью и жизнерадостностью. Зимний дворец. Парадная лестница.

Слайд 11

Екатерининский дворец Янтарная комната. Сквозная анфилада комнат от парадной лестницы в обе стороны позволяет видеть перспективу залов сквозь дверные проёмы с одного конца дворца до другого. Франческо Бартоломео Растрелли. Екатерининский дворец. Вид с северо-востока. Царское Село.

Слайд 12

Смольный монастырь Смольный монастырь по своему пышному великолепию не уступает дворцовым усадьбам и считается самым барочным произведением Франческо Бартоломео Растрелли. Ансамбль Смольного монастыря является творческой переработкой приемов русского зодчества допетровской поры и архитектуры европейских монастырских комплексов.

Слайд 13

Классицизм Идеалы государственности во Франции потребовали художественных форм, которые ассоциировались бы с величием правителей древних греков и римлян. Версаль. Любимая загородная резиденция короля Франции Людовика XIV .

Слайд 14

Большой королевский стиль Поскольку строгий рациональный классицизм казался недостаточно пышным для прославления Людовика XIV – «короля-солнца», архитекторы обратились к прихотливым изощренным формам итальянского барокко. В результате сложился «Большой королевский стиль», сочетавший строгость классических форм в архитектуре и садово-парковом искусстве с помпезностью барокко в украшении интерьеров. Центральная аллея и Большой канал. Версаль.

Слайд 15

Версаль Плоские водоёмы служат гигантскими зеркалами, дублирующими пространство. Обязательными элементами регулярного парка являются травяные газоны и цветники. В больших зеркалах галереи отражается парковый ансамбль, что вызывает иллюзию бесконечного пространства.

Слайд 16

Рококо Центром формирования нового стиля с его пристрастием к театрализации жизни и маскараду стали салоны аристократов, превративших жизнь в праздничную феерию. Вместо карниза, отделяющего плоскость стены от потолка, возник плавный, полукруглый переход, украшенный вызолоченным узором из гипса.

Слайд 17

Неоклассицизм образ «идеального города» в классицистических ансамблях Парижа … Просветительское движение во второй половине XVIII века обусловило появление новых социальных идей, новой морали и новой эстетики. Воплощением естественности, простоты и ясности стала классицистическая архитектура, вновь утвердившаяся во Франции. Жак Анж Габриель. Площадь Согласия. Париж.

Слайд 18

… и Санкт-Петербурга Пафос простоты и линейности ощутим в сооружениях Джакомо Кваренги. Будучи убежденным поклонником римской античности, он строил здания, отличающиеся симметрией, совершенными пропорциями и лаконизмом декора. Джакомо Кваренги. Академия наук. Ансамбль Стрелки Васильевского острова. Джакомо Кваренги. Конногвардейский манеж.

Слайд 19

Городские ансамбли Определяющее значение в первые десятилетия XIX века приобрело стремление подчинить отдельное сооружение художественно-образному единству ансамбля и города в целом. Карл Иванович Росси. Здания Сената и Синода. Адмиралтейство и «трезубец перспектив». Андреян Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство.

Слайд 20

Ампир Стиль ампир утвердился в России благодаря Карлу Ивановичу Росси. В его ансамблях была реализована, казалось бы, невозможная идея – превратить целый город в произведение искусства, в музей под открытым небом. Первым произведением русского ампира стала Дворцовая площадь со зданиями Главного штаба, министерств и Зимним дворцом. При украшении ампирных интерьеров превалировало сочетание желтого с белым. Большая Морская улица и арка Главного штаба. Корпуса министерств и Главного штаба, соединенные Триумфальной аркой.

Слайд 21

Михайловский дворец Величие ансамбля Михайловского дворца постигается не с фасада, а в движении. Дворец, сохранив архитектурную самостоятельность, включает в свою орбиту цепь улиц, площадей и водных артерий. Особая «державная» мифология, лежащая в основе архитектуры петербургского ампира и сложной имперской символики, выражается в бледно-желтом цвете стен и белом цвете архитектурного декора. Карл Иванович Росси. Михайловский дворец. Парадный фасад.

Слайд 22

Источники информации Мировая художественная культура. Л.Г.Емохонова, учебник для 11 класса(базовый уровень), М. Изд.центр «Академия», 2009. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school.edu.ru Коллекция изображений на http://yandex.ru



Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Рим, Париж, Санкт-Петербург. От барокко до ампира», 11 класс,

ГБОУ СОШ №283. Учитель: Губарь Марина Дмитриевна – МХК.

Тема: Рим, Париж, Санкт-Петербург. От барокко до ампира.

Класс: 11

Тип урока: обобщающий (повторение и контроль).

Цели: Расширение кругозора учащихся; повторение основных этапов становления, развития и смены художественных стилей в разные исторические периоды в различных европейских странах обобщение особенностей исторического стиля на примерах национальных шедевров, развитие образного мышления и формирование эмоциональной сферы личности.

Задачи: Повторение и обобщение ранее полученных знаний об архитектурных стилях Европы XVII - начала XIX вв. Выполнение электронного теста.

Методическое оснащение урока:

Электронная презентация, электронный тест.

Ход урока:

  1. Беседа с использованием слайдов презентации

Слайд 2

Кругосветные плавания, новейшие открытия в астрономии, изобретение телескопа и микроскопа показали относительность, изменчивость и непостижимость пространства и времени, что привело к трагическому ощущению жизни как непрерывного движения, цель которого человеку неведома и нашло отражение в образах барокко.

Слайд 3

Итальянское барокко тяготело к фасадности, и фасады, особенно церковных зданий стали символом эпохи.

Равновесие и гармонию Возрождения сменил живописный, иллюзорно-подвижный облик здания.

Слайд 4

Иллюзорное стирание четкой границы между архитектурой, скульптурой и  живописью способствует утрате представлений о реальной протяженности  пространства в интерьерах.

Слайд 5

Место ренессансной Гармонии заняло Противоречие. Католическая церковь решительно распространила власть на все сферы духовной и общественной жизни. Подобный духовный настрой нашел специфическое преломление в образах барокко. Барокко – (от итал. -  странный, причудливый) – стали именовать и эпоху, и художественный стиль, сложившийся, прежде всего в архитектуре Италии.

Слайд 6

Бернини сравнивал рукава колоннады с объятиями Церкви, готовой принять в свое лоно всех страждущих.

Обелиски и фонтаны в барочном Риме стали наиболее активными элементами упорядочивания архитектурной среды. Архитектор и скульптор Лоренцо Бернини создавал свои ансамбли в расчете на внешний «театральный» эффект. Площадь перед собором Св.Петра в Риме оформлена как продолжение храма. Площадь и храм соединены в неразрывное целое.

Слайд 7

Барокко было в первую очередь искусством ансамбля, общего впечатления. Его влечение к вибрирующим поверхностям и сложным криволинейным очертаниям требовало открытого неба и обширных пространств. Одним из важнейших слагаемых городских ансамблей стали фонтаны, ибо динамика водной стихии по своей сути отвечает духу барокко.

Слайд 8

Специфика русского барокко была обусловлена спецификой застройки Санкт-Петербурга, означавшей полный разрыв с традициями национального русского градостроительства. Главным «проспектом» и главной «площадью» новой столицы стала Нева.

Слайд 9

Франческо Бартоломео Растрелли превратил Петербург из города-крепости и города-порта в город дворцов. Ансамбли, созданные им, - Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт – Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе – относятся к уникальному стилю, который не имеет аналогов на Западе – растреллиевскому барокко. Этот стиль соединил в себе ордерную строгость классицизма, динамику барокко, орнаментику рококо и мажорность полихромии.

Слайд 10

Излюбленные сочетания цветов Растрелли – белого с золотом ордерных элементов и лазорево-синего – восходят к золоченой резьбе иконостасов древнерусских храмов с их насыщенной красочностью и жизнерадостностью.

Слайд 11

Сквозная анфилада комнат от парадной лестницы в обе стороны позволяет видеть перспективу залов сквозь дверные проёмы с одного конца дворца до другого. Зрительному разрушению монотонности чрезмерно длинного фасада способствуют пластическое чередование колонн, пилястр и рустовки, роскошное разнообразие наличников, и окон, богатая цветовая гамма, построенная на сочетании лазури стен, белизны архитектурных деталей и позолоты скульптур.

Слайд 12

Смольный монастырь по своему пышному великолепию не уступает дворцовым усадьбам и считается самым барочным произведением Франческо Бартоломео Растрелли. Ансамбль  Смольного монастыря является творческой переработкой приемов русского зодчества допетровской поры и архитектуры европейских монастырских комплексов.

Слайд 13

Идеалы государственности во Франции потребовали художественных форм, которые ассоциировались бы с величием правителей древних греков и римлян.

Слайд 14

Поскольку строгий рациональный классицизм казался недостаточно пышным для прославления Людовика XIV – «короля-солнца», архитекторы обратились к прихотливым изощренным формам итальянского барокко. В результате сложился «Большой королевский стиль», сочетавший строгость классических форм в архитектуре и садово-парковом искусстве с помпезностью барокко в украшении интерьеров.

Слайд 15

Плоские водоёмы служат гигантскими зеркалами, дублирующими пространство.

Обязательными элементами регулярного парка являются  травяные газоны и цветники. В больших зеркалах галереи отражается парковый ансамбль, что вызывает иллюзию бесконечного пространства.

История создания парка в Версале тесно связана с садовым бытом классицизма, для которого характерны пышные парады и увеселения под открытым небом с множеством гостей.

Слайд 16

Центром формирования нового стиля с его пристрастием к театрализации жизни и маскараду стали салоны аристократов, превративших жизнь в праздничную феерию. Вместо карниза, отделяющего плоскость стены от потолка, возник плавный, полукруглый переход, украшенный вызолоченным узором из гипса.

Слайд 17

Просветительское движение во второй половине XVIII века обусловило появление новых социальных идей, новой морали и новой эстетики.

Воплощением естественности, простоты и ясности стала классицистическая архитектура, вновь утвердившаяся во Франции.

Слайд 18

Пафос простоты и линейности ощутим в сооружениях Джакомо Кваренги. Будучи убежденным поклонником римской античности, он строил здания, отличающиеся симметрией, совершенными пропорциями и лаконизмом декора.

 

Слайд 19

Определяющее значение в первые десятилетия XIX века приобрело стремление подчинить отдельное сооружение художественно-образному единству ансамбля и города в целом.

Слайд 20

Стиль ампир утвердился в России благодаря Карлу Ивановичу Росси. В его ансамблях была реализована, казалось бы, невозможная идея – превратить целый город в произведение искусства, в музей под открытым небом. Первым произведением русского ампира стала Дворцовая площадь со зданиями Главного штаба, министерств и Зимним дворцом.

Не меняя жесткий регламент французского ампира – симметрию, коринфский ордер, линейный рельеф из элементов египетской и древнеримской орнаментики, Росси ввел в архитектурный декор элементы древнерусской военной символики и получил национальный вариант ампира.

Слайд 21

Величие ансамбля Михайловского дворца постигается не с фасада, а в движении. Дворец, сохранив архитектурную самостоятельность, включает в свою орбиту цепь улиц, площадей и водных артерий. Особая «державная» мифология, лежащая в основе архитектуры петербургского ампира и сложной имперской символики, выражается в бледно-желтом цвете стен и белом цвете архитектурного декора.

 



Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Представления древних людей о мире», 11 класс,

ГБОУ СОШ №283. Учитель: Губарь Марина Дмитриевна – МХК.

II. Прохождение электронного теста по пройденному материалу. 

Тест выполнен с помощью электронного процессора Excel и содержит 15 вопросов. Для каждого вопроса предусмотрено 3 варианта ответов

Сложность теста заключается в том, что на каждый из 15 вопросов предусмотрена возможность выбора нескольких вариантов ответа. Тест оценивается по пятибалльной системе.

Вариант 1

1

Барокко появилось вследствие…

А

утверждения образа замкнутого пространства с человеком в центре мироздания.

Б

чрезмерного роста мистических настроений, гиперболизации чувств, экзальтации.

В

новейших открытий в области науки и техники.

2

Русское барокко обусловлено…

А

развитием здания как трёхмерного  объёма согласно древнерусской традиции.

Б

акцентированием внимания на фасаде здания.

В

спецификой застройки Санкт-Петербурга.

3

Собор Смольного монастыря является …

А

самым барочным произведением Ф-Б Растрелли.

Б

творческой переработкой архитектуры древней Руси и европейских монастырей.

В

типичным образцом древнерусского зодчества.

4

Стиль рококо…

А

провозгласил критериями красоты живописность и орнаментальность.

Б

возник как декоративный стиль и распространил свое влияние на архитектуру.

В

сформировался в салонах аристократов, будуарах и спальнях, превратил повседневную жизнь в феерию.

5

Особенностью интерьеров рококо…

А

стало четкое, богато орнаментированное отделение плоскости стены от плоскости потолка.

Б

являлось использование больших живописных полотен на библейские сюжеты.

В

являлось большое количество зеркал на стенах и безделушек на каминных полках, столиках и подставках.

6

Представленный интерьер относится к стилю….

А

рококо

Б

барокко

В

ампир

7

Первым произведением русского ампира…

А

стал ансамбль Михайловского дворца.

Б

стал ансамбль Адмиралтейства.

В

стала Дворцовая площадь.

8

Неоклассицизм в архитектуре – это…

А

плавные орнаменты и завитки.

Б

прямые, четкие геометрические формы.

В

продолжение феодальной хаотичности городской застройки

9

Джакомо Кваренги…

А

являлся придворным архитектором Петра I.

Б

изысканно сочетал прямые и округлые линии эпохи перехода от рококо к неоклассицизму.

В

был убежденным поклонником римской античности.

10

История создания дворцово-паркового ансамбля Версаля связана с...

А

«садовым бытом» классицизма.

Б

символикой Аполлона и обращением к теме античности в планировке и декоре.

В

идеей прославления величия Рима.

11

На данном рисунке представлен садово-парковый ансамбль..

А

Екатерининского дворца

Б

Петергофа

В

Версаля

12

Площадь Согласия в Париже…

А

не имеет выхода к воде.

Б

создана архитектором Ж-А Габриелем.

В

выглядит огромной, благодаря широкой панораме парков и набережных

13

Стиль ампир…

А

в России возник раньше, чем во Франции.

Б

в России  не отличался по орнаментике от имперского стиля Франции по набору военных атрибутов.

В

был создан для императора Наполеона Бонапарта, воспроизводил архитектурные образы Древнего Рима.

14

Карл Иванович Росси….

А

изменил регламент Французского ампира – симметрию, коринфский ордер, военную орнаментику.

Б

решал градостроительные задачи в динамике, просчитывал восприятие здания в процессе движения.

В

создал формулу: «Каждый ансамбль – архитектурный пейзаж, каждый дом – функция имперской столицы»

15

Ансамбль Михайловского дворца включает в себя…

А

Стрелку Васильевского острова

Б

здания музыкального театра, музея этнографии, Екатерининский канал, Мойку и Неву.

В

здание Русского музея.

Вариант 2

1

Для барокко характерно…

А

спокойствие плоскостей, равновесие и гармония вертикалей и горизонталей.

Б

перетекание одного объёма в другой, искусство архитектурного ансамбля.

В

иллюзорность, подвижность, криволинейность, игра света и тени, динамика воды.

2

Растреллиевское барокко характеризуется…

А

пристрастием к изобилию, полихромией, праздничной торжественностью.

Б

монотонностью фасадов, монохромностью, строгостью, статичностью.

В

креповкой антаблемента, особым ритмом  колонн, причудливостью фронтонов.

3

«Большой королевский стиль» - это

А

строгость классических форм в архитектуре в сочетании с помпезностью барокко в интерьере

Б

прообраз садово-паркового ансамбля в Петродворце

В

пышность барокко в архитектуре  в сочетании со строгостью классических интерьеров

4

Стиль рококо…

А

провозгласил критериями красоты живописность и орнаментальность.

Б

возник как декоративный стиль и распространил свое влияние на архитектуру.

В

сформировался в салонах аристократов, будуарах и спальнях, превратил повседневную жизнь в феерию.

5

Особенностью интерьеров рококо…

А

стало четкое, богато орнаментированное отделение плоскости стены от плоскости потолка.

Б

являлось использование больших живописных полотен на библейские сюжеты.

В

являлось большое количество зеркал на стенах и безделушек на каминных полках, столиках и подставках.

6

Данное здание построено в стиле…

А

барокко

Б

классицизм

В

ампир

7

Манифестом классицизма можно назвать…

А

Здание Сената и Синода.

Б

Здание Главного штаба.

В

Здание Академии наук.

8

Неоклассицизм….

А

унаследовал феодальную хаотичность городской застройки.

Б

воплотил в жизнь многие мечты об «идеальном городе».

В

сады и парки вынес за пределы городской застройки.

9

Созданное Андреяном Захаровым здание…

А

не имеет скульптурного декора.

Б

является типичным образцом стиля барокко.

В

входит в ансамбли: трезубца перспектив, Дворцовой площади, Невы, Стрелки В.О. и Сенатской площади

10

Планировка парка в Версале…

А

отражает идеею величия «короля-солнца» и цикличность природы

Б

симметрична и регулярна, включает в себя большие плоскости прудов

В

живописна и  динамична

11

Представленный интерьер относится к стилю…

А

барокко

Б

рококо

В

ампир

12

Стиль ампир…

А

воспроизводил архитектурные образы Древней Греции

Б

был создан для императора Наполеона Бонапарта, воспроизводил архитектурные образы Древнего Рима.

В

утвердился в России после успехов Александра I в военных кампаниях и европейской политике.

13

Первым произведением русского ампира…

А

стал ансамбль Михайловского дворца.

Б

стал ансамбль Адмиралтейства.

В

стала Дворцовая площадь.

14

Ансамбль Дворцовой площади…

А

не связан с Невским проспектом.

Б

объединяет в себе здания барокко, классицизма и ампира

В

соединяется с ансамблем акватории перед Стрелкой Васильевского острова

15

В основе петербургского ампира…

А

лежали эстетические идеалы Ф.Б.Растрелли

Б

лежала «державная» мифологическая и имперская символика, выраженная сочетанием бледно–желтых стен и белым цветом элементов декора.

В

лежало мастерское сочетание архитектурных деталей со скульптурным и живописным убранством.

Источники информации

  1.   Мировая художественная культура.     Л.Г.Емохонова,    учебник для 11 класса(базовый уровень), М. Изд.центр «Академия», 2009.
  2.   Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов   www.school.edu.ru 
  3.   Коллекция изображений на http://yandex.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концерт музыки барокко в исполнении знаменитого контратенора Макса Эмануэля Ченчича на фестивале Earlymusic в Санкт-Петербурге 29.09.2013.

Лучше всего культуру эпохи барокко постигать через произведения этого времени. В Петербурге для этого есть уникальная возможность - особый фестиваль музыки (преимущественно барокко), который проходит ...

Григорианский хорал - основа культуры католического Запада. Теория и видеозаписи концерта знаменитого Григорианского хора Парижа в Санкт-Петербурге.

Григорианский хорал — литургическое пение Католической Церкви на латинском языке, одноголосное и без участия музыкальных. инструментов. Текстовую основу григорианского хорала составляют книги Свя...

"Париж - Санкт-Петербург"

"Париж - Санкт-Петербург"...

Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга «Многоликий архитектурный образ Петербурга. Барокко»

Материал  урока знакомит учащихся с художественным направлением XVII в. – барокко, используя информационно-коммуникативные технологии; помогает  выявить особенности и характерные признаки ба...

викторина Барокко Санкт-Петербурга

викторина по ссылке: https://learningapps.org/392653...

Стиль Барокко в архитектуре Санкт-Петербурга

Стиль барокко в архитектуре Санкт-Петербурга...

Презентация по теме: Музеи Парижа и Санкт-Петербурга

Презентация представляет страноведческий материал. Она знакомит с наиболее известными музеями Парижа и Санкт-Петербурга, дает краткий обзор основных музеев, а также предлагает классификацию музеев. Ма...