Стиль Барокко в архитектуре Санкт-Петербурга
презентация к уроку
Стиль барокко в архитектуре Санкт-Петербурга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
barokko_v_sankt-peterburge.ppt | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Меньшиковский дворец. Большой Екатерининский дворец Зимний дворец Дворец Монплезир Зимний дворец Анны Иоанновны Церковь иконы Знамения Богородицы в Дубровицах Летний дворец петра I Петропавловский собор Зимний дворец Анны Иоанновны Церковь Архангела Гавриила
Кунтскамера и академия наук Большой дворец и Большой каскад в Петергофе Палаты Кикина Никольский Морской собор Троицкий Александро-Невский монастырь Дворец Марли Павильон Эрмитаж Строгановский дворец в Санкт-Петербурге Новый Зимний дворец Петра I
Церковь Благовещения на Васильевском острове Церковь Владимирской иконы Богоматери Воскресенский девичий смольный монастырь Собор Андрея Первозванного Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге
Современники описывали дворец как построенный «в итальянской манере». Его фасады декорированы поэтажно расположенными пилястрами с резными каменными капителями, междуэтажными тягами и оконными наличниками простого рисунка.
Фасады украшены фигурами атлантов, львиными масками и другими скульптурными изображениями. С большой роскошью были украшены внутренние помещения дворца. С большой роскошью были украшены внутренние помещения дворца. Подлинной жемчужиной в убранстве дворцовых залов стала знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I прусским королем и собранная во дворце по приказу Елизаветы Петровны в 1755 году.
Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников (можно насчитать два десятка их видов), обильная лепнина, множество декоративных ваз и статуй на парапетах и фронтонах создают необычайное по пышности и великолепию декоративное убранство дворца. Яркая контрастная окраска стен и архитектурных украшений усиливает общее живописное впечатление. Ее первоначальна гамма была несколько иной по сравнению с современной — дворец был «снаружи раскрашен: стены песчаною краскою с самою тонкою прожелтью, а орнаменты белою известью».
Одноэтажное кирпичное здание имеет скромную отделку. Центральный объем перекрыт высокой уступчатой кровлей, к нему с двух сторон примыкают длинные галереи, завершающиеся небольшими павильонами. Со стороны моря перед дворцом устроена терраса с балюстрадой. Внутренние помещения дворца сохранили отделку петровского времени.
Зимний дворец Анны Иоанновны В линии застройки набережной дворец выделялся высотой — еще издалека была заметна его массивная кровля с переломом. Центральная часть невского фасада была акцентирована ризалитом на семь осей, за которым располагался огромный двухсветный Тронный зал площадью около 1000 квадратных метров. Фасад дворца со стороны Адмиралтейства имел два сильно выступающих боковых крыла и три ризалита в центре, создававших выразительную торжественную композицию. Парадные залы были сгруппированы в две анфилады, проходившие вдоль адмиралтейского и дворового фасадов. В южной части нового здания был построен придворный театр — первое в России театральное помещение европейского образца.
З дание поднято на высокий цоколь с широкими лестницами и открытой обходной галереей. Центральный четверик полностью скрыт примыкающими с четырех сторон полуцилиндрическими выступами алтаря и приделов. Над основным массивом здания возвышается восьмигранная башня-«столп», увенчанная ажурной короной. Фасады храма покрыты каменной резьбой и украшены скульптурой. По-новому решен интерьер церкви: обширное, цельное внутреннее пространство наполнено воздухом, стены обильно украшены скульптурой работы итальянских и швейцарских мастеров. В западном лепестке церкви сохранились двухъярусные деревянные золоченые хоры.
Изначально дворец с трех сторон был окружен водой, находясь на мысе между Невой, Фонтанкой и небольшой искусственной гаванью. Во второй половине XVIII века при возведении каменной набережной Невы берег был подсыпан и дворец оказался отодвинут от набережной. летний дворец петра 1 На протяжении своего существования дворец не претерпел значительных изменений. Внешний облик компактного, прямоугольного в плане здания со скромными фасадами типичен для петербургских построек петровского времени. Оконные наличники имеют простой рисунок, углы здания обработаны рустом. Единственное указание на высокий статус царского дворца — лепные барельефы между окнами первого и второго этажей. В ряде внутренних помещений сохранилась первоначальная отделка резными деревянными панелями и изразцами, живописные плафоны, лепнина, изразцовые печи.
Петропавловский собор Прямоугольный в плане собор представляет зальную базилику. Его западный фасад в своем нынешнем виде являет результат многочисленных переделок. Первоначально в нижних двух ярусах он воспроизводил структуру фасада знаменитой церкви Иль Джезу в Риме, хорошо известной Трезини, а колокольня несколько отступала от плоскости фасада. Верхняя пара волют колокольни отсутствовала, входной портик имел иную форму. Современный вид западный фасад приобрел во 2-й половине XVIII века: колокольня после перестройки слилась с ним в единую плоскость, декоративная отделка была значительно изменена и упрощена. Лучше сохранился восточный (алтарный) фасад .
Растрелли развернул главный фасад дворца в сторону Адмиралтейства. Торцевой фасад со стороны Невы примыкал к «Адмиральскому дому», продолжая сплошную застройку набережной. Южный торцевой фасад был обращен на Адмиралтейский луг, в сторону современной Дворцовой площади. С Адмиралтейского луга был устроен въезд во внутренний парадный двор, образованный с трех сторон новым дворцом, «Адмиральским домом» и служебными постройками.
В обработке стен церкви применен классический ордер. Входы в храм решены в виде портиков, поддерживаемых колоннами с прямыми и винтообразными каннелюрами. Малый ордер портиков сопоставляется с большим ордером первого яруса здания. Большое впечатление производят массивные волюты-контрфорсы на западном фасаде храма. Углы восьмериков обработаны сдвоенными пилястрами. Изначально храм был обильно украшен скульптурой, впоследствии частично удаленной. Фрагменты первоначального скульптурного убранства сохранились в интерьерах.
По четырем сторонам собора располагаются протяженные здания келий, а в угловых корпусах — четыре малых церкви. При въезде в монастырь должна была возвышаться грандиозная 6-ярусная 140-метровая колокольня.
Ступенчато поднимавшаяся башня в проекте Маттарнови была исполнена в экспрессивных барочных формах, основывавшихся на контрастном сопоставлении вогнутых и выпуклых поверхностей ярусов. Боковые корпуса имели более скромную отделку, служили своего рода «фоном» для башни. Дворец представлял собой весьма обширное сооружение, не уступавшее по площади Кунсткамере. Его главный фасад, обращенный к Неве, имел три ризалита. Центральный ризалит с высокими окнами был украшен пилястрами, углы боковых ризалитов обработаны рустом. Оконные наличники отличались разнообразием форм. К входным дверям с улицы поднимались три торжественных высоких лестницы.
В общую композицию дворца неразрывно входит Большой каскад, служащий словно бы основанием центральной части дворца. Каскад включает в свой состав Грот в центре, два ступенчатых каскада по бокам, большой ковш с фонтаном «Самсон, раздирающий пасть льва» и широкий канал, ведущий к Финскому заливу
Фасады палат декорированы лопатками, боковые ризалиты завершаются изогнутыми фронтонами (восстановлены реставраторами по аналогии с фасадом Меншиковского дворца). Любопытно, что внешняя конфигурация, внутренняя планировка и линейные размеры палат Кикина тождественны конфигурации, планировке и размерам центральной части Большого Петергофского дворца, начатого строительством в том же 1714 году. В основе обоих зданий может лежать один проект.
Отдельно стоящая четырехъярусная колокольня с высоким шпилем была начата строительством в 1756 году и завершена два года спустя. Композиция колокольни строится на сопоставлении вогнутых поверхностей нижних двух ярусов и круглых в плане объемов верхних ярусов. Совершенная по пропорциям и изяществу силуэта, эта колокольня стала признанным шедевром архитектуры русского барокко.
Архитектор спланировал монастырский комплекс в виде единого здания из нескольких соединяющихся между собой корпусов, расположенных по периметру огромного внутреннего двора. Парадный фасад монастыря Д. Трезини развернул к Неве. Монастырский собор во имя Св. Троицы с высокой колокольней должен был располагаться в центральной части невского корпуса, причем расположение парадного входа со стороны Невы потребовало необычной ориентации храма — алтарем на запад, а не на восток. Двухэтажные корпуса монастырских келий вдоль Невы располагались уступами, оживляя монотонную гладь протяженных фасадов. В северо-восточном углу здания Трезини запланировал небольшую церковь с высоким куполом.
Компактное прямоугольное в плане двухэтажное здание отличается скромным декоративным убранством. Углы и простенки обработаны горизонтальным рустом. Центральная ось акцентирована полукруглым фронтоном и балконом с фигурной металлической оградой. В интерьерах заслуживает внимания отделка Чинарового и Дубового кабинетов.
По четырем сторонам собора располагаются протяженные здания келий, а в угловых корпусах — четыре малых церкви. При въезде в монастырь должна была возвышаться грандиозная 6-ярусная 140-метровая колокольня.
Фасады дворца, обращенные на Невский проспект и Мойку, богато украшены. Окна разнообразных очертаний оформлены наличниками, сандриками и лепниной. Центры фасадов отмечены приставными колоннами и раскреповкой антаблемента. Между колоннами фасада, выходящего на Невский проспект, некогда стояли статуи, символизировавшие четыре части света (не сохранились). Из внутренней отделки времен Растрелли сохранился парадный двухсветный зал с лепниной и живописным плафоном «Триумф героя» работы Дж. Валериани. Большую ценность представляют залы дворца, перестроенные в 1790-х годах А. Н. Воронихиным
Санкт-Петербург Первый каменный Зимний дворец Петра I на Адмиралтейском острове был построен архитектором Д. Трезини в 1711 году взамен прежних деревянных хорόм. В 1716 году перед этим дворцом вплотную к набережной Невы было начато строительство нового дворца по проекту Г. И. Маттарнови. Возведенное им здание не отличалось роскошью и больше походило на дом богатого горожанина. Обращенный к Неве фасад имел всего восемь осей. Центральный ризалит с рустованным первым этажом был увенчан фронтоном. По сторонам ризалита находились два крыльца.
Строительство и отделка здания продолжались более 20 лет. Двухэтажная пятиглавая церковь резко выделяется на фоне современных ей петербургских храмов. Ее силуэт, группировка объемов, построение пятиглавия демонстрируют ориентацию на образцы московского зодчества XVII века. В завершенном виде церковь имела пять приделов в нижнем этаже (три в храме и два в трапезной) и два придела на втором этаже (в храме и на хорах). Их освящение состоялось в период с 1762 по 1772 годы. Первоначально церковь была окружена открытыми обходными галереями. Многоярусная колокольня с невысоким шпилем закончена строительством в 1780 году.
Храм имеет крестообразный план. Боковые фасады искажены невысокими пристройками, но в целом сохранили первоначальное оформление. Фасад западного двухэтажного притвора, возведенного в 1831 году (архитектор А. И. Мельников), выполнен в духе позднего классицизма, хотя и с использованием отдельных барочных элементов. Композиция пятиглавого завершения и, в особенности, форма куполов напоминают проект Преображенского собора
Храм представляет в плане триконх с пристроенной с запада прямоугольной трапезной и колокольней. Пятиглавие храма решено в «растреллиевском» духе: массивный купол на восьмигранном барабане в центре и четыре стройных двухъярусных башенки по углам здания. Два нижних яруса колокольни в упрощенном виде воспроизводят композицию колокольни Никольского Морского собора. Большую ценность представляет сохранившийся в интерьере храма иконостас XVIII-XIX веков.
Отдельно стоящая трехъярусная колокольня представляет собой редкое сочетание мотивов барочной архитектуры и древнерусского зодчества. Основная ее часть выполнена в европейском духе, но завершена архаичным каменным шатром с окнами-«слухами» и луковичной главкой. Отдельно стоящая трехъярусная колокольня представляет собой редкое сочетание мотивов барочной архитектуры и древнерусского зодчества. Основная ее часть выполнена в европейском духе, но завершена архаичным каменным шатром с окнами-«слухами» и луковичной главкой.
Спасибо за внимание! Учите историю Санкт-Петербурга!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Архитектура Санкт – Петербурга»
Данное пособие знакомит детей с шедеврами архитектуры, прививает любовь к родному городу. В дальнейшем дети воплощают свои впечатления в рисунках....
Драконы в архитектуре Санкт-Петербурга
В год Дракона сын получил задание: найти всех драконов в архитектуре Санкт-Петербурга. Работу выполняли с большим интересом. Может быть кому-нибудь пригодится.Т.к. размер документа очень большой, его ...
Драконы в архитектуре Санкт-Петербурга (части 1-3)
В год Дракона сын получил задание: найти всех драконов в архитектуре Санкт-Петербурга. Работу выполняли с большим интересом. Может быть кому-нибудь пригодится.Т.к. размер документа очень большой, его ...
Драконы в архитектуре Санкт-Петербурга (части 1-3)
В год Дракона сын получил задание: найти всех драконов в архитектуре Санкт-Петербурга. Работу выполняли с большим интересом. Может быть кому-нибудь пригодится.Т.к. размер документа очень большой, его ...
Драконы в архитектуре Санкт-Петербурга (части 4-5)
Окончание работы...
Презентация "Шар в архитектуре Санкт -Петербурга" к уроку по теме "Шар и сфера"
Презентация "Шар в архитектуре Санкт - Петербурга". Дополнительная презентация к уроку 6 класса по теме "Шар и сфера"...
Тест по МХК 11 класс 1 четверть "Стиль барокко в архитектуре и живописи"
Тест по МХК 11 класс 1 четверть "Стиль барокко в архитектуре и живописи".Вопросы и ответы....