Открытый урок по МХК
материал по мхк на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Русская культура 13-15 век. Иконопись.
Цели: 1. Определить художественные особенности иконографии. Правила написания православной иконы.
2. Определить темы, идеи и образы икон А. Рублёва « Троица» и Ф. Грека
« Троица»
3. Воспитывать патриотические чувства, воспитание духовно- нравственной культуры детей.
Ход урока.
1.Вводно- мотивационная часть. ( Художественный фильм - « Иконы» - даётся психологический настрой на урок( свет в кабинете приглушён. 2-3 минуты)
2.Сообщение темы, целей урока. (тему и цели урока дети пытаются определить сами, учитель направляет и обобщает)
Учитель: Икона НА Руси. Что она значила? Как её писали? Как к ней относились? И что это за явление в русском искусстве. Ответить на эти вопросы мы постараемся вместе с вами.
3.Выступление детей.
Икона – (выступление ученика - «икона- история её появления особенности написания иконы»)
Учитель: А есть ли у вас дома иконы? Какие? Кто на них изображён? Что вы знаете об иконах. ( показ икон - иконы приносит учитель в класс - краткий анализ икон).
Учитель: Известно ли вам, что такое иконостас? (Это расположение в определённом порядке иконы), (в классе на учебной доске учитель заранее приготовил схематично расположение икон в иконостасе )
- Из скольких рядов он состоит? В настоящее время иконостас включает в себя 5 рядов (чинов)
1 ряд – Местный - иконы, особо почитаемые в данной местности
2 ряд – Праздничный - 12 основных праздников
3 ряд – Апостольский
4 ряд – Отеческий - отцы церкви
5ряд – Проотеческий - (Адам, Ева, Ной, Яков)
- Чтобы уметь понять иконы, прочитать её нужно знать символику изображений на иконах она особенная, чем в других произведениях искусства.
- Золото- символ Бога
- Чёрный - небытия
- Белый - цвет начала рождение нового
- Голубой - цвет вечности
- Красный- цвет любви, божественный огонь, очищение и здоровье
- Зелёный- цвет надежды, тайн, символ женского начала
- Сиреневый – царственность
- Чаша- символ жертвы Христа
- Дерево (дуб)- символ могущества, долговечности, славы.
4.Выступление детей (электронная презентация на компьютере- дети заранее готовят информацию об иконах)
Презентация - Абрамова Ира и Храмченкова Настя
Презентация - Васильева Валя
5.На интерактивной доске появляется икона, звучит музыка (церковный хор, на этом фоне ученик читает стихотворение АС Пушкина)
Художник- варвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые с летами
Спадает ветхой чешуёй;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.
Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
Первоначальных, чистых дней.
Учитель: Что мы знаем о произведении великого русского художника А. Рублёва « Троица»
(Анализ произведения - дети рассказывают о легенде – дети уже знакомы с произведением и автором иконы)
Учитель: Иконы писали многие художники. Одним из них был Феофан Грек. Он тоже написал икону» Троица» Видел он её по - своему.
(выступление детей - электронная презентация) Феофан Грек. Троица.
Среди фрагментов росписи храма на Ильине улице в Новгороде сохранилось изображение ветхозаветной Троицы. Этот образ во многом определяет для нас манеру и даже мироощущение Феофана Грека. Особенно рельефно своеобразие стиля Феофана видно в сравнении с Троицей Андрея Рублева, созданной спустя всего 20–30 лет. При всей условности этого сравнения (Троица Феофана — фреска, Троица Рублева — икона, одна написана византийским мастером, другая — русским, хотя, возможно, и бывавшим в Византии) оно дает нам возможность приблизиться к двум фигурам, определившим развитие древнерусского искусства.
Феофан Грек расписал Спасский собор летом 1378 г. Напомним, что он попал в Новгород не просто сложившимся, но и очень известным, много повидавшим мастером. Дату его рождения традиционно относят к первой половине XIV в. А значит, создание знаменитых мозаик и фресок монастыря Хора в Константинополе, Мистре и Салониках приходится на время его становления как художника. Перед тем как приехать в Новгород, Феофан некоторое время провел в Кафе (нынешней Феодосии), одной из самых крупных генуэзских колоний на северном побережье Черного моря. Там он расписал небольшую церковь и по неизвестным нам причинам оставил Кафу ради Новгорода. Произведений Феофана в центральной Византии не сохранилось, а фрески в Феодосии находятся в плачевном состоянии. Поэтому новгородские росписи можно считать единственным дошедшим до нас произведением монументальной живописи знаменитого мастера.
Ко времени приезда Феофана в Новгороде были уже хорошо знакомы с византийским искусством. Здесь Феофан Грек оказался в очень своеобразной художественной среде, где смешались высокоученое греческое искусство (например, некоторые росписи Софийского собора) и несколько наивная, но убедительная и страстная местная традиция (фрески церкви Спаса на Нередице).
О том, каков был цельный замысел ансамбля росписей самого Феофана, мы можем судить лишь по двум сохранившимся фрагментам — фрескам купола и Троицкого придела. Этот интересующий нас придел очень невелик, узок и располагается на втором этаже храма. Поэтому там поместились только две многофигурные композиции — ветхозаветная Троица и Богоматерь Знамения. А небольшие вытянутые простенки заняты фигурами столпников и праведников, которые обращены лицом к двум названным образам. Тем самым в интерпретации Феофана Троица приобретает оттенок видения, представшего перед подвижниками.
Икона Андрея Рублева была частью иконостаса. В науке существуют разные мнения о том, для какого храма она была создана и какое место в иконостасе занимала. Она могла находиться в алтаре, служить храмовой иконой местного ряда, а могла быть центральной иконой деисусного чина. Но как бы то ни было, образы пророков и праведников вряд ли непосредственно соседствовали с персонажами рублевской Троицы, тем самым в иконостасе Рублева этот сюжет не мог восприниматься в таком учительско-назидателльном контексте, как у Феофана.
Композиция образа в церкви Спаса на Ильине строится исходя из формы стенного проема. Троица занимает половину полукруглого участка стены, резко закругляющаяся линия левой части композиции определена аркой свода, а правая часть составлена из высящихся друг над другом тел, которые образуют дугу, зеркально повторяющую линию левой арки. В полукружье стены вписано полукружье живописной композиции, в итоге получается форма, напоминающая ячейку трифория в готическом храме, где одна большая арка делится на две малые. Но и далее, в самой живописной композиции, можно увидеть большую арку, охватывающую две малые. В меньшие арки вписываются фигуры левого и правого ангелов — над их нимбами оставлены полукруглые просветы.
Икона Рублева написана на прямоугольной доске, по пропорциям близкой к квадрату. Тем самым идея устойчивости присутствует в композиции изначально, благодаря формату. Головы ангелов образуют полукруг, казалось бы, напоминающий полукружье крыльев в образе Феофана. Существенная разница в том, как это полукружье завершается. В новгородской фреске мы практически не замечаем положения ног сидящих ангелов. Все наше внимание отдано размаху крыльев и фигуре Сары, образующим устои композиционной арки. В иконе Рублева золотистые крылья ангелов практически сливаются с фоном, и внимание зрителя концентрируется на положении рук, замыкающем, а не разводящем полукруг движения. Рублев подчеркивает смыкающуюся форму цветом, выделяя рукава ангелов лиловым и лазоревым. Продолжается это движение в положении ног, стопах, развернутых друг к другу, и, наконец, половинки круга практически соединяются подножиями.
6.Сопоставительный анализ произведений.
Троица Феофана Грека и Троица Рублева ( на интерактивной доске появляются репродукции двух икон- дети пытаются под руководством учителя сопоставить произведения- проанализировать - высказать свою точку зрения- своё мнение о произведении- учитель делает вывод)
Итог. Какие мысли возникают у вас при общении с иконами? Чему можем научиться мы? Зачем нужны иконы человеку?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...