Урок МХК «Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды…»
методическая разработка по мхк (8 класс) по теме
Конспект урока и презентация по МХК в 8 классе. Тема урока «Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_mhk_v_8_klasse.docx | 24.74 КБ |
urok_mirovoy_hudozhestvennoy_kultury_v_8_klasse.pptx | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Работу выполнила : Натфуллина Зейнеп Алтушевна, учитель МХК и музыки Уральской СОШ, Кизильского района, Челябинской области.
Конспект-урок МХК в 8 классе
Тема урока: «Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды…»
Цель урока: раскрыть образный и содержательный смысл понятия «пейзажная живопись»
Задачи: Проанализировать полотна И.И.Шишкина и К.Хокусая, выделить своеобразие творчества каждого из них. Развитие способностей к анализу выразительных средств пейзажной живописи и композиционного построения картины.
Материально-техническое обеспечение урока: проектор, ПК.
Наглядность: портреты И.И.Шишкина, К.Хокусай, И. Штрауса и рисунок музыкального инструмента Цитры.
Музыка: И.Штраус «Сказки Венского леса», П.Чайковский «Благословляю вас, леса»
Учитель:
Алексей Константинович Толстой
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить,
О, если б мог в свои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!
В этих замечательных словах русского поэта выражено восторженное отношение человека к миру окружающей природы.
Большая часть людей любит путешествовать, открывать для себя все новые и новые горизонты. Я предлагаю вам совершить необычное путешествие в удивительный мир природы, в котором нашими опытными проводниками и экскурсоводами станут замечательные художники, поэты и композиторы.
Итак, мы отправляемся в лес! Скольких художников он вдохновил на создание прекрасных произведений искусства.
Мы познакомимся с творчеством русского художника И.И.Шишкина. Среди русских пейзажистов Шишкин бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика.
Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, - тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвою и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Самая местность под деревьями - камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и пр. - получала в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собою общее настроение, сообщала им характер картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов.
Русского художника Шишкина по праву называют певцом русского леса. Во всей мировой живописи вряд ли найдется другой художник, который бы так ясно и величаво, спокойно и строго показал в своих картинах сокровенную красоту необъятных лесных просторов. До Шишкина в живописи никогда так ярко не звучал мотив богатырской силы русского леса, его качеств, созвучных характеру русского человека.
Главная и любимая тема творчества Шишкина – поэтическое изображение леса, деревьев группами или поодиночке, в разные времена года.
Войдем вместе с художником в зеленое царство сказочного русского леса, прислушаемся к его таинственной тишине, вдохнем аромат хвои, пристальнее вглядимся и попробуем различить отдельные породы деревьев и цветов…
Листопад
Иван Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...
А теперь рассмотрим картины Шишкина Ивана Ивановича:
- «Утро в сосновом бору. Медведи»
- «Дубовая роща»
- «Дубы в старом Петергофе»
- «Золотая роща»
- «Корабельная роща»
- «Лес вечером»
- «Лесное кладбище»
- «Папоротники в лесу»
- «Сосновый бор»
- «Лесные дали»
Остановимся на этой картине («Лесные дали»).
- посмотрите внимательно и скажите, как бы вы ее назвали?
- какова главная мысль картины?
- расскажите об этой картине так, чтобы человек, который ее не знает, мог составить о ней представление?
- художник не изобразил солнца, но оно светит. Почему можно сделать такой вывод?
- нравится Вам картина или нет?
Эта картина называется «Лесные дали». Перед нашим взором разворачивается величественная панорама лесных массивов, показанных художником как бы с высоты птичьего полета. Справа, слегка наклоняясь, стоит одинокая сосна, рядом две каменные глыбы. Пробежав взглядом небольшую солнечную полянку, погружаемся в глухие дебри девственного бора. Где-то вдалеке, среди темной зелени голубеет лесное озеро или излучина реки. В Высоком небе плывут и тают легкие облака, отражаясь в зеркальной и сверкающей глади воды. Кажется, всю любовь к Отчизне выразил художник.
Несомненно, почти все поэты писали стихи о природе. Поэтический образ леса запечатлен в стихотворениях Ф.Тютчева, А.Фета, И.Никитина, и И.Бунина. Домашним заданием к уроку было прочитать стихотворения этих поэтов о лесе. Сейчас мы послушаем эти прекрасные стихи.
ОПРОС Д/З.
Не только художники и поэты воспевали красоту леса, композиторы также не остались в стороне.
- Кто может назвать музыкальные сочинения о лесе?
- Р.Шуман «Лесные сцены», А.Бородин «Песня темного леса», Ф.Лист «Шум леса». А мы сейчас послушаем отрывок из произведения И.Штрауса «Сказки венского леса» .
СЛУШАНИЕ вальса Штрауса «Сказки Венского леса»
Вальс «Сказки венского леса» написан в 1868 году Иоганом Штраусом-сыном. Среди концертно-бытовых произведений Иоганна Штрауса около трети занимают вальсы. В разработке этого жанра композитор многое взял от своих предшественников. Более того он вдохнул новое содержание в вальс, опоэтизировал его. «Сказки венского леса» являются одним из лучших произведений композитора. Это один из самых длинных вальсов и один из шести вальсов Штрауса, где звучит цитра. Цитра — струнный щипковый музыкальный инструмент, получивший наибольшее распространение в Австрии и Германии в XVIII веке. Имеет плоский деревянный корпус неправильной формы, поверх которого натянуто от 30 до 45 струн (в зависимости от размера инструмента). Цитра это сестра гитары, в музыке вальса отчётливо заметны фольклорные мотивы.
Региональный компонент: Самый грязный город планеты.
Карабаш — город в Челябинской области с населением 15 000 человек. Карабаш возник в 1822 году. В начале 20 века в Карабаше начали добывать медь. После нескольких десятилетий добычи медной руды и выплавки меди, город стал зоной чрезвычайной экологической ситуации. Изначально на комбинате, по переработке меди, не было очистных сооружений — во времена СССР об экологии никто не думал. За 100 лет комбинат успел выжечь и засыпать шлаком огромную территорию вокруг себя. За год работы комбинат выкидывает в атмосферу более 180 тонн газов, которые выпадают в виде кислотных дождей на прилегающую территорию. Гора, находящаяся на границе города, полностью потеряла лесной покров. Ее называют лысая гора. На Лысой горе нарисована надпись «Спаси и сохрани». Над надписью стоит железный крест из кусков швеллера. В последние годы осуществляется масштабная реконструкция медеплавильного завода, идёт строительство очистных сооружений. Экологическая ситуация в городе улучшилась, например, можно увидеть новые деревья растущие на склоне горы. Но в целом, нормальным положение дел назвать нельзя. Обратите внимание на плеши в лесных массивах. Березы выдержали кислотные дожди, но вся растительность под ними погибла. Выглядит ужасно. |
Теперь мы отправимся в Японию, в страну, в которой 75% территории составляют горы. Острые вершины, скалистые ущелья, стремительные прозрачные реки с водопадами, глубокие озера, горячие ключи и густые леса создают живописный и поэтичный японский пейзаж, воспетый во многих произведениях искусства. Живя среди богатой и разнообразной природы, любуясь с детства вулканами, бирюзовым морем с множеством небольших зеленых островков, человек научился улавливать красоту изменчивой природы.
Особенно любили японские поэты и художники изображать священную гору Фудзи. Кацусика Хокусай – великий японский художник. Вершиной его творчества стала серия картин «36 видов Фудзи». На протяжении 10 лет он работал над этим циклом картин, рассказывая не только о Фудзи, но и о природе и людях своей страны. Первые наброски к этой серии Хокусай начал делать в 1830 году, когда ему было около 70 лет. Он писал, что ничто из созданного им за предшествующие 70 лет не может сравниться с ними. Создавая эту серию, он словно приглашал зрителей путешествовать по тем местам, откуда лучше всего видна священная гора, представляя возможность полюбоваться ее привычным обликом в различные времена года, время суток, при различных состояниях природы.
Мы можем увидеть Фудзи в ясную, солнечную погоду в окружении облаков или сквозь сосновую рощу, закутанную в дымку утреннего тумана или затянутую грозовыми тучами. Три картины-шедевра вошли в золотой фонд не только японского, но и мирового искусства. Мы рассмотрим две из них:
- «Красная Фудзи» - изображенная на переднем плане, она величаво и торжественно предстает перед зрителем. Композиция картины удивительно проста. Художник сместил Фудзи к правой части, в то время как ее конус занимает большую часть пространства картины. Такое расположение создает иллюзию близости к зрителю. На наших глазах гора словно начинает расти, поднимается ввысь и достигает огромных размеров.
Коричнево-красный тон горы все более сгущается к вершине, а белый цвет нерастаявшего снега рельефно выделяется на этом фоне. Коричневый тон у подножия горы переходит в оранжевый, а затем в желтый, и наконец, в зеленый. Такая цветовая гамма создает радостное, праздничное ощущение от этого монументального явления природы.
- Фудзи у Канагава. Волна» - художнику удалось запечатлеть величественное мгновение, красоту вечного движения в природе. У подножия Фудзи разбушевалась морская стихия. Огромная волна, поднявшаяся стеной, угрожающе нависла над двумя маленькими рыбацкими суденышками. Волны поднимаются и исчезают в бесконечном пространстве…. Неподвижная, строгая, белоснежная вершина Фудзи противопоставлена этому непрекращающемуся движению воды. Да, действительно, в мире существует нечто незыблемое, прочное, над чем не властно время, что будет стоять вечно.
Лик природы изменчив и неповторим. Смена времен года, различные ее состояния запечатлены в поэзии, живописи, музыке.
Подведение итогов:
Д/З – познакомиться с каким либо произведением и поделиться впечатлениями об особенностях художественного воплощения этой темы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Благословляю вас, леса, Долины, нивы, горы, воды, Благословляю я свободу И голубые небеса! И посох мой благословляю, И эту бедную суму, И степь от краю и до краю, И солнца свет, и ночи тьму, И одинокую тропинку, По коей, нищий, я иду, И в поле каждую былинку, И в небе каждую звезду! О, если б мог всю жизнь смешать я, Всю душу вместе с вами слить, О, если б мог в свои объятья Я вас, враги, друзья и братья, И всю природу заключить! А.К.Толстой
ЛЕС !... Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.
Шишкин Иван Иванович – один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист, сын купца, родился 13 января в Елабуге в 1832 г., двенадцати лет от роду был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив курс этого заведения, он с 1857 г. продолжил свое образование в академии художеств.
Картины И.И.Шишкина «Лесные дали»
Иоганн Штраус-сын вальс «Сказки Венского леса» 1868 год
цитра
Самый грязный город в Челябинской области
Кацусика Хокусай «36 видов ФУДЗИ»
Автор: Учитель МХК и музыки Натфуллина Зейнеп Алтушевна, МОУ Уральская СОШ, п.Урал, Кизильского района 2013 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
Презентация к уроку литературы по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
«Горе от ума» — комедия в стихах А. С. Грибоедова — произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы.Комедия «Горе от ума» — сатира на аристократическое московское общество первой...
Урок-презентация по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
Презентация предназначена для работы на уроках литературы в 9-м классе при изучении творчества А. С. Грибоедова. Данный материал можно использовать и при изучении биографии писателя, и при изучении ко...
Конспект урока по географии «Рельеф материка: равнины, плоскогорья, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые и закономерности их размещения, их месторождение».
Класс: 7Тема: «Рельеф материка: равнины, плоскогорья, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые и закономерности их размещения, их месторожд...
Конспект урока по географии на тему "Рельеф суши. Горы."
Применение здоровьесберегающих технологий на уроке географии....
Урок экологии 7 класс. "Условия обитания животных в воде. Приспособления животных к жизни в воде".
Урок экологии 7 класс. "Условия обитания животных в воде. Приспособления животных к жизни в воде"....
ПРОЕКТ УРОКА «Активизация интереса обучающихся на уроке истории «Образование государства в долине Нила»
Разработка урока истории в 5 классе по ФГОС....