Урок МХК 10 класс по программе Г..И. Даниловой "Художественная культура Киевской Руси"
методическая разработка по мхк (10 класс) на тему
Урок МХК в 10 классе по теме "Художественная культура Киевской Руси". На уроке учащиеся познакомятся с историей развития художественной культуры средневековой Руси. Архитектурой Киевской Руси и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 43.75 КБ |
Предварительный просмотр:
10 класс. Мировая художественная культура. Дата проведения: 25 декабря 2012 года
ТЕМА: «Художественная культура Киевской Руси»
Цель урока: раскрыть особенности становления художественной культуры Киевской Руси на древнерусских памятниках - соборе Святой Софии в Киеве и соборе Святой Софии в Великом Новгороде.
Задачи урока: обозначить важнейшие черты древнерусского искусства, показать теснейшую связь с языческой культурой, традициями византийской культуры, ярко вошедшей в средневековую Русь, уловить основные черты древнерусского зодчества, познакомиться с искусством иконописи 11-12 вв., формировать умение учащихся ярко и образно воспринимать и оценивать произведения искусства, отбирать интересный материал из разных источников.
ЭПИГРАФ УРОКА
Храня историю, той…Киевской Руси,
Мы собираем веры истинной… обломки,
Уже одиннадцатый век… нам крест нести
Дай, Бог, помогут…православные потомки…
ХОД УРОКА
(Звучит музыкальный фрагмент из «Фрески Софии Киевской» В. Кикты)
Учитель: Под 1037 годом летописец записал «Заложи Ярослав город великий, у него же златые врата: заложи же церковь святая София…». Действительно, Ярослав соорудил новые каменные главные городские ворота и назвал их Золотыми. Над Золотыми воротами Ярослав построил церковь Благовещения. Построил главный городской собор Святой Софии, который украсил золотом, серебром, иконами. Скажите, какой город отстраивал князь? (КИЕВ). Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ) СЛАЙД 1
Но прежде чем мы начнём своё увлекательное путешествие по Киевской Руси, давайте обозначим важнейшие черты древнерусского искусства. СЛАЙД 2
1. Отсутствие авторства. (Анонимность, даже в тех случаях, когда автор ставил своё имя в рукописи или на стене храма, он не стремился выражать собственное «Я»)
2. Каноничность. (Искусство выражалось в традиционно повторяемых сюжетах, образах, средствах художественного обобщения. В каждом из искусств был свой набор канонических правил.)
3. Символичность. (Самая яркая черта особого художественного языка древнерусского искусства. С помощью символов (знаков) мастера раскрывали образы небесной духовной действительности, что сокрыта от взора живущих на земле людей).
На протяжении нескольких уроков мы будем с вами говорить о художественной культуре Средневековой Руси. Период её существования охватывает свыше восьми столетий. Отсчёт её начинается с середины 9 века и заканчивается на рубеже 17-18 вв. Своими корнями русская культура уходит в далёкие времена язычества. От древних славян она унаследовала первоосновы языка, богатую мифологию, искусство резать из дерева всякие причудливые фигурки и предметы быта, рубить избы и ставить терема.
В становление и развитие древнерусского искусства огромную роль сыграло принятие христианства из Византии в 988 г. Крещёная Русь вместе с религией унаследовала богатые художественные традиции: каменное зодчество, тип крестово-купольного храма, мозаичные и фресковые композиции в пространствах архитектурных сооружений, строгие правила иконографии (канон), дивные песнопения, которые сравнивают с ангельским пением. Первыми учителями русских были греки. Но это не значит, что древнерусская культура слепо подражала византийской, она привнесла нечто своё, искони русское. Например, зодчие привнесли в заморский стиль черты национальной архитектуры, берущей начало из деревянного зодчества Руси, для которого характерна величавая простота и нарядная декоративность церквей.
Наивысшего расцвета Древнерусское государство с центром в Киеве достигло при правлении Ярослава Мудрого (978-1054гг.). Развернулось широкомасштабное строительство, особенно в Киеве. Самым известным сооружением, которого стал собор Святой Софии (1037). СЛАЙД 3
В вашем классе работали две проблемные группы, которые постараются ярко представить материал о соборе Святой Софии в Киеве и Новгороде. А также мы все вместе попробуем создать «Живую газету», материал которой, позволит узнать интересные интригующие факты по изучаемой теме. Просьба по ходу нашего урока заполнить сравнительные карточки - характеристики двух великолепных соборов (учащимся раздаются карточки)
Первая проблемная группа выступает с сообщением о соборе Святой Софии в Киеве
СЛАЙД 4
1.Огромный пятинефный крестово-купольный храм с 5 алтарными апсидами и 13 главами, с трёх сторон охваченный широкими галереями, по углам с западной стороны возвышаются две лестничные башни, ведущие на хоры. Общая площадь собора – около 1300 м2., высота до вершины главного купола 28,6 м, общая длина - 41,7 м, ширина – 54, 6м. Стены были нарядно выложены из плинфы (плоского красного кирпича) в технике с утопленным рядом с вкраплением необработанного камня. Кладка скреплялась цемянкой – раствором извести, песка и толчёного кирпича. В соборе проходили богослужение, звучали проповеди, возводили на престол князей. Освещение храма осуществлялось за счёт прорезанных длинных щелевидных окон в барабанах тринадцати куполов. В дальнейшем собор подвергся основательной перестройке.
2. Особую художественную ценность представляет мозаика Софии Киевской. Она восхищают своим великолепием. Мозаика занимает 260 м2. Согласно канону, в центральном куполе СЛАЙД 5 мозаика Христос Пантократор (Вседержитель), а вокруг него – фигуры четырёх архангелов. В настоящее время одна из них мозаичная, а три других, на месте утраченных, написаны художником М.А. Врубелем масляными красками.
В центральной апсиде находится мозаичное изображение Богоматери Оранты (Молящейся) с широко вознесёнными руками. Богоматерь облачена в праздничные сине-золотистые одежды, её жест рук воспринимается не только как образ моления, но и олицетворение заступничества крещённого народа, защиты града и державы. В народе Богоматерь Оранту называли Нерушимой стеной и верили, что до тех пор, пока будет цела Оранта, будет стоять Киев – «матерь городов русских». Также в храме можно увидеть мозаичную работу «Благовещение. Мария», «Благовещение. Архангел Гавриил»
3. Фрески Софии Киевской удивляют совершенством техники исполнения. СЛАЙД 6 Величественно и торжественно взирают со сводов стен, куполов, лестничных переходов образы апостолов, архангелов, евангелистов и святых воинов. По площади фрески занимают 3000м2. Очень интересная среди них групповой портрет семьи князя Ярослава Мудрого, размещённая на трёх стенах западной части центрального нефа. Раньше на ней был изображён великий князь с женой, сыновьями и дочерями, передающими модель Софийского собора Иисусу Христу, восседающему в центре на троне. В настоящее время только сохранилось изображение княжеских дочерей смиренно ступающих со свечами в руках. На стенах Святой Софии можно наблюдать фрески «Сошествие в ад», «Архангел», «Встреча праведной Елисаветы с Пресвятой Богородицей». Так же в соборе есть и фрески со сценами повседневной жизни князей: шумные пиры, танцы, охота, поединки, травля медведя, цирковые представления с участием скоморохов, акробатов, ряженых. СЛАЙД 7 Фреска «Скоморохи».
4. Монументальность, лаконизм, величавость, общность характера изображения наблюдается в ранних иконах 11-12 вв. Создавшие их мастера были выходцами из Византии, у которых русские мастера перенимали опыт. СЛАЙД 8 Иконы 12 века «Спас Нерукотворный» и «Ангел Златые Власы» выполнены в традициях Киевской Руси. У них уже менее прослеживается аскетическая суровость, сдержанность, которая была присуща византийским иконам.
СЛАЙД 9
Учитель:
Предлагаю вам приступить к оформлению «Живой газеты» интересными фактами о Софии Киевской (учащиеся зачитывают свои находки и прикрепляют их к газете) СЛАЙД 10
Великий Новгород был вторым по значению городов Киевской Руси, резиденция наследников великокняжеского престола. Новгородское искусство с момента своего рождения гармонировало со строгим и торжественным обликом русского Севера и отличалось яркой самобытностью. Характерные черты новгородского зодчества составили смешанная кладка из местного камня и плинфы, одно- и пятиглавие луковичной и шлемовидной формы куполов, декоративное украшение барабанов, великолепие и пышность интерьеров.
Вторая проблемная группа выступает с сообщением о соборе Святой Софии в Новгороде.
СЛАЙД 11
1. Софийский собор в Новгороде строили, как известно, в 1045-50 годах. На постройку Софийского собора пошло не менее 10 тысяч кубометров камня и кирпича. При этом основной массив стен сложен из камней местного происхождения. Кирпич использовался для перекрытия сводов. СЛАЙД 12 Высота Софии от уровня пола до креста на центральном куполе – 36,7 м., ширина – 39,3 м, длина 34, 5 м. Пятинефный крестово-купольное храм с пятью шлемовидными ассиметрично расположенными куполами, тесно сгруппированными в центре. Неровные поверхности стен, прорезанные окнами в виде узких щелей без обрамления, воспринимались как сплошная, непроницаемая каменная масса. Стены храма в 12 веке были побелённые, что придавало зданию целостность, массивность, прочность. Внешний облик собора отличался простотой, строгостью и асимметрией форм.
2.Фресковой живописи в Софии Новгородской сохранилось очень мало. СЛАЙД 13 Над западным входом в собор находится фреска площадью 70 м2, выполненная в 1528 году. Изображены на стене красками – беседа Авраама с тремя ангелами, пониже София, Премудрость Божия, и Нерукотворный образ Спаса, а по сторонам два архангела. Первоначальная живопись уцелела лишь в центральной части. В 1890 –е годы фреску реставрировали. СЛАЙД 14 В центральном куполе храма находилась уникальная фреска «Христос Пантократор». Она была уничтожена в 1941 году (историческая сводка из «Живой газеты»).
3. Иконопись. СЛАЙД 15 Икона Святых апостолов Петра и Павла из собора Святой Софии поражала своими размерами 236 х 150см. и нарядным серебряным окладом. Апостолы, запечатлены в полный рост, с присущими им атрибутами (Павел с книгой, Пётр – с ключами от рая, свитком и посохом – символом власти).
(Учащиеся продолжают заполнять колонки «Живой газеты» с увлекательным материалом) СЛАЙД 16
Учитель: Прослушав очень ёмкую информацию о соборах Святой Софии в Киеве и Новгороде, прошу вас приготовить для сравнительного анализа карточки-характеристики двух памятников древнерусского искусства. Что общего в их характеристике? Чем они существенно отличаются друг от друга?
(Учащиеся делают выводы согласно заполненным карточкам) ПРИЛОЖЕНИЕ №1
В финале нашего урока хочется спросить у вас у каждого что нового вы узнали сегодня, какая информация вас заинтриговала, хотелось бы вам побывать в Киеве и Новгороде что бы увидеть эти святыни и т.д.
(В финале урока снова звучат фрагменты из «Фрески Софии Киевской» В. Кикты . Учащиеся читают стихотворение «Киевская Русь» Жанна Косинова)
|
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Карточка – характеристика
соборов Святой Софии в Киеве и Новгороде
Характеристика | Святая София Киевская | Святая София Новгородская |
Культурно-историческая эпоха. Век. | Художественная культура средневековой Руси. 11-12 век | Художественная культура средневековой Руси. 11-12 век |
Местонахождение архитектурного объекта | Киевская Русь. Киев | Киевская Русь. Новгород |
Принадлежность к виду архитектуры (объёмные сооружения, ландшафтная, градостроительство) | Объёмные сооружения | Объёмные сооружения |
Тип храма | пятинефный крестово-купольный храм с 5 алтарными апсидами | Пятинефный крестово-купольное храм |
Количество и форма куполов | 13 глав, луковичной формы | Пятиглавый, шлемовидной формы |
Высота собора | Высота до вершины главного купола 28,6 м | Высота Софии от уровня пола до креста на центральном куполе – 36,7 м., |
Длина собора | общая длина - 41,7 м | длина 34, 5 м |
Ширина собора | ширина – 54м | ширина – 39,3 м |
Художественные средства и приёмы создания архитектурного образа (симметрия, пропорции, светотень, цветовая моделировка, материал, который лёг в основу и т.д.) | Масштабное, грандиозное сооружение Стены нарядно выложены из плинфы в технике с утопленным рядом с вкраплением необработанного камня. Кладка скреплялась цемянкой – раствором извести, песка и толчёного кирпича. Освещение храма осуществлялось за счёт прорезанных длинных щелевидных окон в барабанах тринадцати куполов. Наблюдается асимметрия в расположении глав. В дальнейшем собор подвергся основательной перестройке. | Внешний облик собора отличался простотой, строгостью и асимметрией форм. Основной массив стен сложен из камней местного происхождения. Кирпич использовался для перекрытия сводов. Ассиметрично расположенные купола, тесно сгруппированные в центре. Неровные поверхности стен, прорезанные окнами в виде узких щелей без обрамления Храм воспринимается как сплошная, непроницаемая каменная масса. Стены храма в 12 веке были побелённые, что придавало зданию целостность, массивность, прочность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культура Киевской Руси - урок истории в 6 классе
Урок-изучение нового о высоких достижениях единого древнерусского государства в разных областях культуры...
Интегрированный урок по истории и математике в 6 классе Тема «Культура Киевской Руси. Пропорции в математике и в жизни»
Урок направлен на установление межпредметной связи с темой "Культура Древней Руси" курса истории и темой "Отношения и пропорции" курса метематики 6 класса, а также на у...
Урок на тему "Культура Киевской Руси"
Нетрадиционный урок с использованием межпредметных связй (учитель истории и МХК)...
Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»
Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»...
Урок истории по теме "Культура Киевской Руси"
Первый урок из двух по теме "Культура Киевской Руси". Содержит презентацию и карточки для домашнего задания....
Урок "Культура Киевской Руси" презентация к уроку
Презентация к уроку "Культура Киевской Руси", конспект где-то рядом должен быть...
Презентация к уроку истории "Культура Киевской Руси"
Предлагаю презентацию "Зодчество" к уроку "Культура Киевской Руси"...