Человек в зеркале искусства.
презентация к уроку (мировая художественная культура, 8 класс) на тему

Гаврилова Наталья Александровна

Презентация к уроку Искусство в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_v_zerkale_iskusstva.rar1.69 МБ
Файл chelovek_v_zerkale.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Искусство» в 8-м классе преподавателя высшей квалификационной категории МОУ Георгиевской гимназии Гавриловой Н.А.

Использование информационно-коммуникативных технологий.

 Тема: «Человек в зеркале искусства: жанр портрета»

Цели урока:  наблюдать жизненные явления, научить сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства, как живописи, так и музыки.

Помочь установить ассоциативные  связи между разными видами искусств                            

Задачи урока:  знакомство с жанром портрета (портрет в живописи, скульптуре, автопортрет). Проследить за развитием жанра. Познакомить с шедеврами зарубежных художников. 

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка домашнего задания.

II. Формирование новых знаний.                                                                                                      «Каждый из нас чрезвычайно редко бывает похож на себя. В редкие только мгновенья человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль. Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль, хотя бы в тот момент, в который он списывает, и не было её вовсе в лице.»  Ф.М.Достоевский.

Слово « портрет» произошло от  французского portrait, что означает изображение определённого человека или группы людей. Жанр возник в глубокой древности, причём в начале это были скульптурные портреты, затем портреты стали появляться в живописи и графике.

 

Религиозные представления в Древнем Египте, связанные с культом мёртвых, определили стремление к передачи портретного сходства в изображении человека: душа умершего должна найти своё вместилище. (Смотрим фаюмские портреты, посмертную маску Тутанхомона.) Взгляните на скульптурный портрет Нефертити. (Слайд с портретом). В начале 20 века была найдена эта скульптура, а сделана она была в 14 веке до нашей эры.

Нефертити была царицей Древнего Египта, скульптура имеет портретное сходство. Плавность линий профиля, изящество гибкой шеи. Многие столетия Нефертити была эталоном женской красоты.                            

В Древней Греции придерживались уже обобщённых образов, художники считали красивым образ, в котором гармонично сливалось духовное и физическое совершенство человека. Примером этого может служить знаменитый «Дискобол» Мирона (слайд)

Мирон жил и творил в 5 веке до нашей эры. Посмотрите, как мастерски  ему удалось передать ощущение движения, физическое совершенство своего героя, не заостряя внимания зрителей на особенностях лица. А вот скульптура ваятеля Праксителя «Афродита Книдская» (слайд). Особой теплотой и нежностью веет от статуи Афродиты, богини любви и красоты, изваянной в 4 в. До н.э.

 

Римский портрет связан с культом предков, со стремлением сохранить их облик для потомков. Эти портреты отличают индивидуальные характеристики человека: величие, сдержанность (потрет Юлия Цезаря) или жестокость и деспотизм (портрет Каракаллы).

В Средние века художники стремились передать божественный дух на картинах, которые ограничивались строгими религиозными рамками, но всё чаще они наполняются человеческими чувствами, ошеломляя  и потрясая своих зрителей…(слайд)

Эта тема получает развитие и в эпоху Возрождения. Вспомните знаменитую  «Сикстинскую мадонну» Рафаэля Санти. Глядя на неё Ганс Христиан Андерсен сказал: «Такого неземного,  детского лица нет ни у одной женщины…» Искусство эпохи Возрождения  возвеличивает образ человека, порой не просто пытаясь передать его образ, но и сделать его идеальным .Примером этому может служить «Автопортрет» Альбрехта Дюрера (автопортретом называется портрет, где художник нарисовал сам себя) Смотрим на Автопортрет А.Дюрера.  Уникальный мастер, гений эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи олицетворяет идеального человека своего времени.   

В конце 16 в. Возникает новый тип портрета, в котором передаётся необычная внутренняя сосредоточенность человека, погружённость в собственный мир. Это мы можем видеть на картинах испанского художника Эль Греко.(слайд) Резкие контрасты освещения, оригинальный колорит, бледные лица, огромные бездонные глаза.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Безусловно, вершиной портретного искусства считают картины великого голландского художника  Рембрандта. Его называли поэтом страдания и сострадания. Художник с особой любовью относится к «униженным и оскорблённым».                                                   Картины Рембрандта называют картинами-биографиями, достаточно взглянуть на картины Рембрандта «Портрет старухи», «Портрет старика в красном». Мы  ничего не знаем о них, но что вы можете рассказать об этих людях, глядя на эти портреты?

( далее учащиеся делятся своими мыслями…)  

На рубеже 17 и 18 веков на портретах мы видим другую породу людей - придворно-аристократических (слайд с картинами Франсуа Буше).  На первый план выходит стиль рококо с его утонченными, задумчиво-томными, мечтательными образами.                   

                                                                                                                                          

Удивительный портрет –памятник оставил нам француз Этьен Морис Фальконе(18век) - это Памятник Петру Первому в Петербурге. Вопросы классу:

Почему мы восхищаемся этим скульптурным портретом?

Каким мы видим здесь Петра Первого?

Что означает поднятая вверх рука Петра Первого?

19 век, период романтизма, портрет воспринимается как изображение внутреннего «я» человека, наделённого свободой воли. (слайд портрет Ф.Шопена кисти французского художника Эжена Делакруа) Перед нами настоящий психологический портрет, передающий страстность, пылкость натуры композитора, его внутреннюю суть. Напряжённость, драматичность достигается колоритом картины, контрастными светотенями, быстрыми, интенсивными мазками, столкновением тёплых и холодных тонов.

                                                                                                                                                                                          Звучит Этюд ми мажор для фортепьяно Ф.Шопена. 

Итог урока. Рефлексия. Что нового узнали на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек в зеркале искусства 1 половины 20 века

Интегрированный урок по истории, МХК и литературе с элементами многоканальности и мастерской, проведённый в рамках элективного курса "Искусство как зеркало самопознания". Моя дипломная работа, защищён...

Человек в зеркале искусства: жанр портрета 8 класс

Презентация к уроку  "Человек в зеркале искусства: жанр портрета"  8 класс...

Презентация по искусству для 8 класса "Человек в зеркале искусства"

Данная презентация поможет при изучении новой темы "Человек в зеркале искусства- жанр портрет"...

Урок «Искусство» в 8-м классе преподавателя высшей квалификационной категории МКОУ СОШ с.Пасегово Астраханцевой Татьяны Евграфовны Использование информационно-коммуникативных технологий. Тема: «Человек в зеркале искусства: жанр портрета»

Урок искусство в 8 классе ведется 1 раз в неделю. Проверить д.з. и дать новый материал  так, чтобы он запомнился моя задача. Использую на уроке цветные таблицы - ментальные карты. Именно они позв...

Маршрутный лист по разделу "Человек в зеркале искусства"

Маршрутный лист для изучения раздела курса Искусство 8 класс в технологии SKRAM. Схема поурочного оценивания...

Конспект урока "Человек в зеркале искусства. Жанр портрета" 8 класс

Конспект урока "Человек в зеркале искусства. Жанр портрета" 8 класс...

Методическая разработка урока музыки «Человек в зеркале искусства»

Данная методическая разработка дает возможность сформировать у учащихся представление о многогранности художественного восприятия образа человека в искусстве. Использованная технология многоканальной ...


 

Комментарии

Гаврилова Наталья Александровна

Тема этого урока-знакомство с жанром портрета, его развитием. На уроке прослеживается развитие портретного искусства с древних времён и до наших дней. При просмотре последнего слайда - портрета Ф.Шопена, звучит его музыка.