"Музыкальные символы средневековья" (урок МХК в 10 классе)
методическая разработка по мхк (10 класс) по теме
Урок разработан с применением социоигровых технологий и технологии деятельностного метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_simvoly_srednevekovya.doc | 56.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальные символы средневековья.
Урок, разработанный с применением социоигровых технологий, технологии деятельностного метода.
Цель: Раскрыть образный и содержательный смысл музыки средних веков как отражения представлений человека об окружающем мире.
Задачи:
- Раскрыть особенности мировосприятия человека средневековья.
- Познакомить учащихся с григорианским хоралом – музыкальным символом средневековья.
3. Сформировать понимание музыки как храма в звуках.
4. Создать условия для творческого самовыражения учащихся.
План урока.
№ | Этапы урока | материал | задача | Вид деятельн. |
1 | Разминка «Волшебная палочка» Деление на группы | Названия архитектурных элементов средневековых храмов. | Повторить материал предыдущего урока, настроить учащихся на активную работу. Вспомнить архитектурные сооружения, о которых шла речь на прошлом уроке. | Игра Расчет «по названиям сооружений» |
2 | Активизация знаний. «Мир средневекового человека…» | Высказывание М.Бицилли, Иллюстрации. | Опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках, обратить внимание учащихся на особенности мировосприятия человека средневековья. | Работа в группах, отчет по результатам работы. |
3 | Освоение нового материала. «Символ эпохи» | Григорианские хорал, органумы. Романские и готические соборы. Справочные материалы. | Найти общее и различное в звучании хорала и органума; Выявить общее в архитектуре и музыке. | Работа в группах. |
4 | Закрепление материала «Живые скульптуры» | Григорианские хорал, органумы. Романские и готические соборы. | Найти пластическое воплощение хорала и органума. | Работа в группах. |
5 | Закрепление материала «Музыка – отзвук небес». | Музыка позднего средневековья Мотет «Тот, кто больше не молод» Гийома де Машо Высказывания о музыке и архитектуре, иллюстрации. | Раскрыть взгляд на музыку с точки зрения средневекового человека. | Работа в парах. Работа «по цепочке» |
6 | Итоги урока. «музыкальные символы средневековья» | Видеоряд. Музыка, звучавшая на уроке. | Осмыслить материал урока. | Работа в парах. Написание синквейна «музыка». |
Ход урока.
1. В начале урока мы вспоминаем, что находимся в средних веках. В качестве разминки предлагаю детям передавать «волшебную палочку» и называть архитектурные элементы средневековых храмов. Когда красноречие иссякает и возникают серьезные затруднения, предлагаю перейти на названия средневековых архитектурных сооружений. Далее предлагаю рассчитаться «по названиям», соблюдая правила расчета. Таким путем образуются 3-4 группы учащихся. Каждая группа находит себе место в классе, по возможности его оборудует.
2. Предлагаю учащимся внутри группы рассчитаться по номерам; вторые номера вызываю для получения задания.
Задание:
Прочитать высказывание, подобрать 5 иллюстраций, подтверждающих это высказывание.
«Мир средневекового человека был невелик, понятен и удобно обозреваем. Все в этом мире упорядочено, распределено по местам, всем и всему были указаны собственное дело и собственная честь. Нигде не было пустых мест и пробелов, но не было также ничего ненужного и лишнего; в этом мире не было неведомых областей, небо было изучено также хорошо, как и земля, и нигде нельзя было заблудиться. Приятно и легко было оглядывать этот мир и воспроизводить его в его целом – весь без остатка – во всех его проявлениях, со всеми его «Царствами», сокровищами и диковинами, отражать его в картинах мира и в энциклопедиях, высекать его в тысячах мелких фигурок, что жмутся к стенам соборов, выписывать его золотыми и яркими чистыми красками на фресках – средневековый космос был не только очень тесен, но и очень однообразен, несмотря на кажущуюся пестроту.
(П.М.Бицилли)
Иллюстрации:
- Карта мира XI в.
- Барельеф в Салернском соборе (Италия) XI в. Изображение вавилонской башни.
- Ноев ковчег. Миниатюра Псалтыри Людовика Святого.
- Рисунки с гравюр средневековых художников.
- Страшный суд. Тимпан собора Сен Лазар в Отене.
- Св. Иосиф. Скульптура главного портала собора в Реймсе.
- Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье.
- Собор в Реймсе.
- Собор Нотр-Дам в Париже.
- Бронзовые двери собора в Гильдесгейме.
После выполнения задания первым номерам предлагаю выбрать себе помощника и вместе с ним продемонстрировать результат работы группы, обосновать выбор иллюстраций. Очередность выступления определяется по жребию.
3. Учащиеся объединяются в новые группы: первые номера – с первыми, вторые – со вторыми и т.д. Новые группы определяют себе места в классе и рассчитываются по порядку. Третьи номера приглашаются за заданием.
Задание:
Прозвучит музыка. После прослушивания надо подобрать слова, которыми можно о ней рассказать, слова записать на листке.
Звучит музыка – два григорианских хорала.
На запись слов дается 1 минута. Далее слова записываются на доске следующим образом: последние номера каждой группы по очереди записывают по одному слову, далее – предпоследние и т.д. Повторяться слова не должны. Пауз тоже быть не должно. Подсказывать нельзя. Каждая группа может записывать слова мелом своего цвета.
Учитель поясняет, что прозвучали григорианские хоралы, дает информацию о них.
Четвертые номера приглашаются за заданием.
Задание:
Прозвучат два органума. Надо ответить на вопрос: Чем органумы отличаются от григорианских хоралов? Ответ сформулировать в виде предложения и записать на доске.
Звучит музыка – два органума.
На слайде – изображения романского и готического соборов.
Задание:
Найти общее в музыке и архитектуре.
(Учащиеся используют иллюстрации, обсуждают задание в группе – 1 минута.)
4. Приглашаются 1 номера за заданием. Они вытаскивают карточку, на которой написано либо «григорианский хорал», либо – «органум». Слушаем музыку еще раз (3 минуты).
Задание:
Создать пластический образ музыкального произведения. «Живые скульптуры».
Участники другой группы пытаются отгадать, какое это произведение.
5. Предлагаю учащимся встать в круг, не двигая парты, «связаться глазами» с партнером, образовать пары, найти себе место в классе.
На слайде – изображение собора в Реймсе.
Слушаем музыку: Мотет «Тот, кто больше не молод» Гийома де Машо (название произведения не объявлять!).
Задание:
Назвать произведение одним словом. Слово написать на доске.- 1 минута.
После выполнения задания объявляется название произведения, дается справка о мотетах.
Каждая группа, выполнившая задание, получает листок с частью высказывания.
«Ибо музыка – это отзвук небес, голос ангелов, веселье рая, чаяние эфира, церковный орган, пение птах, отдохновение всех печальных и отчаявшихся сердец».
Если учащихся больше, предлагается еще одно высказывание.
«Пламенеющая готика – это словно бесконечно длящийся заключительный органный аккорд…»
Высказывания могут быть написаны на бумаге разного цвета. Далее следует предложить учащимся «собрать» высказывание и прочитать его (каждая пара читает свой фрагмент «дуэтом», в целом – получается высказывание.)
6. В конце урока предлагаем учащимся написать синквейн на тему «Музыка» с точки зрения средневекового человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика восприятия музыкального произведения у учащихся 5-7 классов методом «Музыкальной живописи».
Меня заинтересовала психологическое и эмоциональное состояние ребенка, который приходит на урок музыки. Появилось желание отследить эти процессы в динамике, попытаться помочь ребенку восстановить гарм...
"Символ 2016 года - обезьяна", мастер - класс для педагогов
Мастер-класс Тема: «Символ 2016 года - обезьяна»Цель: Познакомить с приемами педагогической техники на занятии декоративно-прикладного творчества.Материалы: Ткань, клей, фурнитура....
Материалы к открытому уроку "Проект Коды символов. Занятие 1. Шифрование" (9 класс, учебник Угринович Н.Д.). Презентация, раздаточный материал (zip, 1 Мб)
Просто посмотреть коды символов и вывести их на экран? Давайте добавим немного тайны. Почему бы не зашифровать предложение с помощью шифра Цезаря или квадрата Полибия? На первом занятии мы говор...
УРОК ПО КУРСУ «Россия и мир» в 10 классе по теме: «Средневековая цивилизация Европы. Перевицкий край от древности к средневековью» ( Урок-проект с элементами соревнования)
Урок с использованием краеведческого материала...
Конспект урока по технологии "Торговые символы, этикетки и штрихкод" 8 класс
Конспект урока по технологии "Торговые символы, этикетки и штрихкод" 8 класс...
Проектно-исследовательская работа: «А. И. Фатьянов – музыкальный символ эпохи»
Паспорт проектной работы «А. И. Фатьянов – музыкальный символ эпохи»». Учебный предмет, в рамках которого проводилась работа по проекту: музыкаУчебные дисциплины, бл...
Проектно-исследовательская работа: «А. И. Фатьянов – музыкальный символ эпохи»
Паспорт проектной работы «А. И. Фатьянов – музыкальный символ эпохи»». Учебный предмет, в рамках которого проводилась работа по проекту: музыкаУчебные дисциплины, бл...