Рабочая программа по МХК 11 класс
методическая разработка по мхк (11 класс) по теме
Документы Министерства образования РФ, в которых рассматривается дальнейшая перспектива изучения МХК в школе, достаточно чётко определяет его место в Базисном учебном плане.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mhk_11klass.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Жердевская средняя общеобразовательная школа №2
Рассмотрено на МС Утверждена
и рекомендована приказом директора школы
к утверждению № от
протокол № Директор школы
от ______________ _________Т.В.Волкова
Рабочая программа
Учебного курса
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
11 класс
Учитель: Н.С.Иващенко
2011-2012 уч. год
Пояснительная записка
Мировая художественная культура (МХК) – предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. Появление новых программ, учебников и пособий по МХК, повышенный интерес преподавателей и учащихся школы, более чем заинтересованное обсуждение проблем его преподавания в средствах массовой информации – неоспоримое свидетельство того, что он прочно и надолго завоёвывает пространство в общей системе гуманитарного образования.
Образовательные цели и задачи курса:
-изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
- формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
- постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
Освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
- знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
- интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели задачи курса:
- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
- способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
- развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развитие способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно – практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору профессии.
Документы Министерства образования РФ, в которых рассматривается дальнейшая перспектива изучения МХК в школе, достаточно чётко определяет его место в Базисном учебном плане. В них особо подчёркивается, что приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры – это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в ряде профилей, в том числе в социально - гуманитарном и филологическом, а также в образовательных учреждениях универсального обучения.
Система изучения МХК на каждом из этапов и в каждом классе имеет свою специфику, обусловленную психолог – педагогическими задачами курса и возрастными особенностями восприятия произведений искусства. Приобщение школьников к миру искусства представляется как постепенный процесс от конкретно-чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры (5-8 классы) к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства (9 класс), к постижению целостной художественной картины мира и собственному творчеству (10-11 классы).
Настоящая рабочая программа составлена для учащихся 11 класса общеобразовательной школы.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 1 учебный час в неделю на обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне (35 часов в год).
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.
Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
Технологии обучения: использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ).
Перечень формируемых компетенций на базовом уровне.
В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства.
Перечень формируемых умений на базовом уровне.
Уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Перечень формируемых навыков на базовом уровне.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.
Виды и формы контроля: тесты, анкетирование, устный опрос, доклады, рефераты.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
владеть основными формами публичных выступлений;
понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Календарно- тематический план преподавания предмета
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: ОТ XVII в. ДО СОВРЕМЕННОСТИ
11 класс
№ п/п | № по теме | Тема | Содержание материала | Основные понятия | Практическая часть | Контроль ЗУН | Оборудование | Дом. задание |
1 2 | 1 2 | Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII веков | 1. Стили и художественные направления в искусстве. Человек и новая картина мира. Возникновение новых стилей и Возрождение | стиль, художественное направление | Лекция учителя. Работа с учебником стр. 7 - 13 | энциклопедии, иллюстрации | учить записи в тетради, сообщение | |
2. От «трагического гуманизма» Возрождения к барокко и классицизму. Эстетика и главные темы искусства барокко и классицизма. Рококо. Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей | классицизм, барокко, рококо, маньеризм | Лекция. Сообщения: «Барокко»; «Маньеризм»; «Рококо» | Ответы на вопрос: «Каковы характерные черты и художественные идеалы искусства 17 – 18 в.в.» | энциклопедии | учить конспект, сообщение по темам | |||
3 | 3 | Архитектура барокко | Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Лоренцо Бернини. Архитектурные творения Ф.Б. Растрелли в С.-Петербурге. «Дивное узорочье» московского барокко | барокко | Сообщения: «Архитектура барокко»; «Шедевры Л. Бернини, Ф. Растрелли». Работа с учебником | энциклопедии | записи в тетради, сообщение | |
4 | 4 | Изобразительное искусство барокко | Скульптура и живопись барокко, основная тематика и ее художественное воплощение. П. Рубенс – «король живописи». Судьба художника, этапы биографии. Мифологические и библейские сюжеты | миф, барокко | Лекция учителя. Сообщения: «П. Рубенс – король живописи»; «Ван Дейк» | проверочная работа «Архитектура барокко» | иллюстрации | учить записи в тетради, сообщение |
5 | 5 | Классицизм в архитектуре Западной Европы | Идея величия и могущества империи, нашедшая образное воплощение в архитектуре классицизма и ампира. Характерные черты архитектуры классицизма. Дворцовые ансамбли Парижа | классицизм | Сообщения: «Прогулка по Версалю»; «Регулярные французские парки» | Самостоятельная работа: «Характерные черты изобразительно искусства барокко». На примере одного произведения показать его принадлежность к этому стилю | репродукции, видеофильм | записи в тетради, сообщение, творческие отчеты об увиденном в фильме |
6 7 | 6 7 | Шедевры классицизма в архитектуре России | «Архитектурный театр» Москвы. Творчество Казакова. Проект здания Сената в Кремле. «Строгий стройный вид» Петербурга. Казанский собор Воронихина | классицизм | Сообщения: «Архитектурный театр» Москвы (Баженов, Казаков); «Дом Пашкова» дворцовый ансамбль в Царицыно | видеофильм, репродукции, альбом | записи в тетради, сообщения по темам | |
8 | 8 | Изобразительное искусство классицизма и рококо | От классицизма к академизму в живописи. Черты живописи Пуссена. Творчество Ж. Давида. Мастера «галантного жанра» (рококо) А. Ватто, Ф. Буше | классицизм, рококо | Сообщения: «Никола Пуссен – художник классицизма». Скульптура классицизма. Живопись Ватто | проверочная работа «Шедевры классицизма в архитектуре России» | репродукции | учить записи в тетради, сообщение |
9 | 9 | Реалистическая живопись Голландии | Многообразие жанров голландской живописи и ее знаменитые мастера. Творчество Рембрандта вершина реализма. Судьба художника | реализм | Лекция. Сообщения: «Рембрандт – блестящий мастер портретной живописи»; «Мифологические и библейские сюжеты и образцы» | репродукции картин | сочинение по картине Рембрандта, сообщения по темам | |
10 | 10 | Русский портрет XVIII века | Шедевры русских портретистов: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. Мастера скульптурного портрета Растрелли, Шубин | портрет | Сообщения: «Ф. Рокотов и его Шедевры»; «Д. Левицкий»; «В. Боровиковский»; «Скульптура Растрелли, Шубина» | заполнить таблицу стр. 89 | репродукции картин | составление таблицы стр. 89, сообщение |
11 | 11 | Музыкальная культура барокко | Создание оперных школ в Италии и их выдающиеся мастера. Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И.С. Баха. Русская музыка барокко | барокко, полифония | Сообщения: «И.С. Бах и Г.Ф. Гендель – музыканты барокко»; «Русская музыка барокко» | аудио запись | творческая работа: «Слушая музыку Баха», сообщения по темам | |
12 | 12 | Композиторы Венской классической школы | Музыка Венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма. Музыкальный мир Моцарта | классицизм, романтизм | Сообщения: «Музыкальный мир В. Моцарта»; «Л. ван Бетховен: путь от классицизма к романтизму» | запись музыкальных произведений | сочинение: Мое отношение к музыке Моцарта (Бетховена) | |
13 | 13 | Театральное искусство XVII – XVIII веков | Западноевропейский театр барокко, особенности, цели, задачи. Золотой век французского театра. Мольер – создатель классической комедии | классицизм, принцип триединства | Сочинение -миниатюра «Музыкальный мир Моцарта и Бетховена»; Сообщение: «Н. Буало – теоретик классицизма»; «Мольер - комедиограф»; Вольтер | сочинение | выставка книг | учить записи в тетради, сообщения по темам |
14 | 14 | Романтизм | Романтизм как художественный стиль конца 18 начала 19 в.в. «Путь к свободе через красоту». Эстетика романтизма. | романтизм | Лекция: «Путь к свободе через красоту: философия и эстетика романтизма. | тест | Учить конспект, сообщения | |
15 | 15 | Изобразительное искусство романтизма | Герой романтической эпохи в творчестве Ф. Гойи , Э. Делакруа, О. Кипренского, К. Брюллова. Пейзажная живопись | романтизм | Ф. Гойя; «Портреты Кипренского»; «К. Брюллов» | Репродукции, картины | Записи в тетрадях, групповое задание (газета) «Живопись романтизма» | |
16 | 16 | Реализм – художественный стиль эпохи | Правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Реализм и Романтизм, связь и отличие | Реализм, романтизм | Сравнительная характеристика реализма и романтизма | таблица | Выучить конспект, сообщение | |
17 | 17 | Изобразительное искусство реализма | Интерес к жизни человека простого сословия и бытовым картинам жизни в творчестве Г. Курбе, О. Домьё, художников – передвижников: Репина, Сурикова | реализм | Лекция; Сообщения: «Мастера исторической живописи Репин и Суриков» | Реализм и романтизм | репродукции | Записи в тетради, сообщение |
18 | 18 | «Живописцы счастья» художники импрессионизма | Художественные искания импрессионистов. Пейзажи – впечатления К. Моне. Жизнь и человек в произведениях Э. Дега, О. Ренуара | импрессионизм | Сообщения: Э. Дега, К. Моне, «Пейзажи впечатления, постимпрессионизм» | Репродукции картин | Учить записи в тетради, сообщение | |
19 | 19 | Многообразие стилей зарубежной музыки | Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Вагнера, Шуберта, Шопена. Музыка импрессионизма. Творчество Дебюсси и Равеля | Романтизм, импрессионизм | Сообщения: «Творчество Шуберта»; «Творчество Шопена»; Музыка импрессионизма | Самостоятельная работа: «Живопись импрессионизма» | аудиозаписи | Конспект выучить, сообщение по темам |
20 | 20 | Русская музыкальная культура | Русская музыка романтизма. М. И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки» | Сообщения: «М. Глинка»; «А. Бородин»; «М. Мусоргский»; «Н. Римский-Корсаков»; «П. Чайковский» | Заполнение таблицы стр.. 213 | Записи музыкальных произведений | Сообщения по темам, кроссворд, учить таблицу | |
21 | 21 | Пути развития западноевропейского театра | Порывы духа и страсти души в театре романтизма. В. Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. «Творчество правды и истины в реалистическом театре». Э. Золя | Реализм, символизм | Лекция, работа с учебником стр. 229 - 237 | Записи в тетради учить, сообщения | ||
22 | 22 | Русский драматический театр | Русский театр романтизма и его актеры (Мочалов и Каратыгин). Щепкин – выдающийся актер и реформатор. Театр Островского | реализм | Лекция. Сообщения учащихся | видеозапись | Записи в тетради, сообщение | |
23 | 23 | Искусство символизма | Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и аллегория. Творчество Врубеля и Борисова-Мусатова | Символизм, аллегория | Лекция: Художественные принципы символизма. Сообщения: М. Врубель, Борисов-Мусатов | репродукции | Выучить конспект, сообщение | |
24 | 24 | Триумф модернизма | Модерн – «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля | модернизм | Работа с учебником. Сообщение: Модерн в изобразительном искусстве | энциклопедия | Записи в тетради, сообщение | |
25 | 25 | Архитектура от модерна до конструктивизма | Идеи и принципы архитектуры начала 20 века. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры. Архитектурные достижения России. | Модерн, конструктивизм | Лекция. Работа с учебником стр. 282 – 292. Сообщение6 «Архитектурные достижения России» | энциклопедия | Учить конспект, сообщение | |
26 | 26 | Стили и направления зарубежного изобразительного искусства | Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. Фовизм Матисса, кубизм Пикассо, сюрреализм С. Дали | Стиль, направление | Сообщения: «Фовизм Матисса»; «Кубизм Пикассо»; «Сюрреализм С. Дали» | Самостоятельная работа: Основные идеи и принципы развития архитектуры начала 20 века | репродукции | Записи в тетради, сообщения, заполнить таблицу стр. 313 |
27 | 27 | Мастера русского авангарда | Абстракционизм Кандинского, супрематизм Малевича. Татлин – основоположник живописного конструктивизма | авангард | Лекция. Работа с таблицей, сообщения | Записи в тетради, сообщения | ||
28 | 28 | Зарубежная музыка 20 века | Музыкальный мир 20 века. Разнородность его стилей и направлений. Новые принципы организации музыки | Джаз | «Мастера музыкальной классики»; «Искусство джаза» | записи | Творческая работа: Слушая музыку 20 века | |
29 | 29 | Русская музыка 20 столетия | Традиции символизма и романтизма в творчестве Скрябина. Многообразие творческого наследия С. Рахманинова. Творчество Прокофьева, Шостаковича, Шнитке | Символизм, романтизм | Сообщения: Наследие Рахманинова; Композиторы советской эпохи | Записи музыкальных произведений | Записи в тетради, сообщение | |
30 | 30 | Зарубежный театр 20 века | Основные пути развития зарубежного театра. Интеллектуальный театр Б. Шоу. Театр абсурда. Эпический театр Брехта | Лекция. Работа с учебником стр. 357 – 365. | тест | энциклопедия | Записи в тетради, сообщение | |
31 | 31 | Русский театр 20 века | К. Станиславский и Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства. Театральный авангард Мейерхольда | авангард | Сообщения: Система Станиславского; Мастера современного отечественного театра | Учить записи в тетради, сообщения | ||
32 33 | 32 33 | Становление и расцвет мирового кинематографа | Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой Ч. Чаплин – выдающийся комик мирового экрана | «Ч. Чаплин – выдающийся комик мирового экрана» | Самостоятельная работа «Русский театр 20 века» | видеозаписи | Записи в тетради, сообщения | |
34 35 | 34 35 | Экскурсия в художественный музей | Защита творческих заданий (докладов, рефератов, отзывов, сочинений) по изученной теме курса |
Всего за год 34 часа
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Литература
Данилова Г.И.
Мировая художественная культура: от XVII века до современности.: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г.И.Данилова. – М.: Дрофа, 2009
Учебник написан в соответствии с новыми образовательными стандартами по истории мировой художественной культуры. В нем представлена широкая панорама развития мировой художественной культуры от 17 века до современности.
Материал учебников позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки, а главное – выработать представление о целостных художественных моделях мира.
Учебники хорошо иллюстрированы. В них много интересных вопросов и заданий, которые помогут обобщить и закрепить прочитанное. В приложении даны примерные планы анализа произведений искусства разных видов, перечень дополнительной литературы, а также советы, как написать сочинение эссе, реферат, доклад или сообщение, подготовиться к семинару или диспуту, сделать рецензию на театральный спектакль, кинофильм, оформить выставку и др.
Рекомендован к изданию Министерством образования РФ и включен в Федеральный перечень.
Список дополнительной литературы :
- «Мировая художественная культура» 11 класс. От XVII века до современности. Г.И. Данилова, Дрофа, Москва 2009.
- Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М., Просвещение, 1992.
- Каратавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. ТЦ. – Учитель, Воронеж, 2003.
- Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...