Урок по МХК "Образы мавританской архитектуры"
методическая разработка по мхк (8 класс) по теме

Урок МХК "Образы мавританской архитектуры" в 8 классе посвящен особенностям мусульманской архитектуры Альгамбры. Полную версию с презентацией  см. http://ifolder.ru/26149729

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  

по МХК в 8 классе

по теме «Образы мавританской архитектуры»

Тема года:  «Культура Древнего мира, средневековья и Возрождения»

Тема раздела:  «Художественная культура стран Арабского халифата»

Цель: Задачи:

Образовательные: обеспечение усвоения знаний об особенностях  мусульманской архитектуры, ее характерных форм и идей.

Воспитательные: воспитание коммуникативных способностей, умения работать в группах различного состава, воспитание чувства товарищества, умения слышать оппонента.

Развивающие: развитие познавательного интереса через примеры, развитие навыков самостоятельной и групповой работы, развитие навыков работы с художественным текстом, развитие ассоциативного мышления.

Тип урока: урок расширения и углубления темы

Технологии: методы  критического мышления через чтение и письмо, мозгового штурма.

Оборудование: компьютер,  мультимедиапроектор, презентация, раздаточный материал с фрагментами поэзии Востока, отрывков из Корана,изображениями  архитектурных сооружений ,орнаментов, лист опорного конспекта и листы заданий по группам

Ход урока

№ п/п

время

Раздел урока

задача

содержание

материал

Деятельность учащихся

1

2 мин.

Организационный этап

Мобилизация деятельности

Приветствие. Распределение по командам. Сообщение темы урока.( презентация на экране)

Название темы на экране

(презентация, слайд1)

Эпиграф:

«Подайте тому, Господи, подайте,

Ибо нет доли более жестокой, чем быть слепым в Гранаде»

Из надписи на стенах крепости Альгамбра.

Учащиеся записывают темы урока

2.

5мин./7

Завязка

Введение в проблематику урока

Развитие ассоциативно-го мышления, умения фиксировать собственные ощущения

Слово учителя: Здесь в горах Сьерры-Невады 2 января 1492 года стоял Боандиль, последний мавританский правитель, которого изгнали из  южных андалузских гор королева Изабелла Кастильская и король Фердинанд Арагонский, и  в последний раз смотрел на Гранаду. Здесь прозвучал «последний вздох мавра», который, быть может  прослезился, понимая, что ему придется променять все это великолепие на засушливые пустыни Северной Африки. Возможно именно здесь, у Ворот  Правосудия, он должен был сдать ключи от Альгамбры католическим королям. Как прощальный жест на  замковом камне арки осталось изображение руки, пять пальцев которой обозначают 5 основных заповедей ислама- воздержание, паломничество, милостыню, омовение и войну с неверными. Здесь же присутствует и  парное изображение Давидова ключа, когда-то вознесенного  против христианского креста на знаменах мусульман-покорителей Испании : «Имеющий ключ Давидов, который отворяет- никто не затворит, затворяет- и никто не отворит» ( Отк., 3,7). По иному объясняют это законные отпрыски Альгамбры: воздвигший крепость мавританский король был великим чародеем и наложил на крепость магическое заклятие, благодаря которому она выстояла в ураганы иземлетрясения. Преданье гласит, что заклятие не утратит своей силы, пока рука с наружной арки не протянется под свод за ключом- и тогда все башни и стены рассыпются во прах, отверзнув мавританские сокровища, зарытые под основанием твердыни»

Перенесемся в Гранаду  и  постараемся определить в 1-2 словах свои ощущения, которые соответсвуют нашим пяти чувствам: зрению, слуху, обонянию, вкусу и осязанию, и зафиксируем их в конспекте.

Музыка. Ряд слайдов. 

Учитель: В порядке перечисленных 5 чувств  озвучим записанное Вами.

Ответы учащихся

3.

3 мин./10

Подготовка к основному этапу.

1 минута

Ознакомления с заданием, постановка проблемы

Учитель:Какие же выразительные средства мавританской архитектуры вызвали эти ощущения?Для решения этой проблемы мы в начале урока разбились на группы в зависимости от карточки   лотереи. Эти группы- «Архитектура», «Слово», «Декор». За 5 минут вы  должны ответить на предложенные Вам вопросы и сделать выводы, которые Вы запишете на листе конспекта. Будьте кратки при ответах- на них отводится 1 минута на каждую команду.

Раздаточ-ный материал

Ознакомление с пакетом заданий

4

10 мин./20

Основной этап

Развитие

Умения работы с художественным текстом, делать выводы,

умения работать в группе, слушать собеседника, оппонировать

Работа в группах «Архитектура», «Слово», «Декор».

Раздаточный материал с репродук-циями и фрагменты текстов Корана.

5

12 мин./32

Обобщение результа-тов поиска

Предварительное подведение итогов урока, синтез полученных знаний

Озвучивание выводов учащимися:

  1. Сад как образ мусульманского рая
  2. Слово как основа  образа мира и значение каллиграфии
  3. Орнамент как основа декора
  4. Идея: восхождение в рай

6.

8мин./40

Рефлек-сия

Итог урока 1

Формирование оценочных категорий, в Освоение ценностной ориентации

Каждая группа получила фрагменты поэтических произведений .  Подберите из них образный эпиграф к теме нашего урока, запишите его на листе конспекта, указав автора и годы его жизни.  Озвучим эти строки, не повторяясь, если кто-то выбрал одинаковые.

 Тексты поэтов Востока

3мин./43

Развязка

 Подготовка домашнего задания

Итак, мы покидаем Гранаду, как в 1826  году ее покидал  американский писатель Вашингтон Ирвинг, завоевавший  молодой американской литературе «право гражданства»в сознании многоопытного европейского читателя и написавший об Альгамбре удивительную книгу. Одна из легенд этой книги- Легенда об арабском звездочете- стала  основой для  пушкинской «Сказки о золотом петушке» . Действительно , как переплетается все в истории культур. Обратимся к книге  Ирвинга:

«Солнце склонилось к закату; дорога сворачивала в горы; я остановился и кинул последний взгляд на Гранаду. Холм, на котором я  стоял был северным  подобьем южного Холма Слез, где прозвучал «прощальный вздох мавра». Теперь я как нельзя лучше  понимал чувства , которые испытывал бедный Боандил, оставляя позади рай земной и видя перед собой кменистый и пыстынный  путь в изгнание.

Заходящее солнце , как обычно, озарило печальным сиянием багровые башни Альгамбры. Приглядевшись, я смутно различил окно и тот балкон на башне Комарес , где провел в мечтаниях столько дивных часов. Густые рощи и сады вокруг города были облиты закатным золотом; лиловатая вечерняя дымка застилала Вегу; во всем было прощальное, нежное и скорбное очарование.

-Пойду поскорее прочь,- подумал я- покуда солне не село. Хорошо бы так и запомнить всю эту красоту.

С такими мыслями я побрел в горы. Еще немного и Гранада, Вега и Альгамбра скрылись за поворотом; так прервался один из сладчайших жизненных снов, и читатель, может быть, скажет, что он был чересчур переполнен сноведеиями».

Слайд шоу

7.

2мин.

/45

Постановка домаш-него задания

Последействие-дополнитель-ное развитие ассоциативно-го мышления. Знакомство с современными произведениями искусства.

распространение ценностной ориентации

  Учитель:Попытайтесь дома найти те влияния, которую оказала на нашу отечественную культуру, в том числе и современную,  мусульманская и в частности мавританская культура.

-

 Индивидуальная работа дома.

Слово учителя: Здесь в горах Сьерры-Невады 2 января 1492 года стоял Боандиль, последний мавританский правитель, которого изгнали из  южных андалузских гор королева Изабелла Кастильская и король Фердинанд Арагонский, и  в последний раз смотрел на Гранаду. Здесь прозвучал «последний вздох мавра», который, быть может  прослезился, понимая, что ему придется променять все это великолепие на засушливые пустыни Северной Африки. Возможно именно здесь, у Ворот  Правосудия, он должен был сдать ключи от Альгамбры католическим королям. Как прощальный жест на  замковом камне арки осталось изображение руки, пять пальцев которой обозначают 5 основных заповедей ислама- воздержание, паломничество, милостыню, омовение и войну с неверными. Здесь же присутствует и  парное изображение Давидова ключа, когда-то вознесенного  против христианского креста на знаменах мусульман-покорителей Испании : «Имеющий ключ Давидов, который отворяет- никто не затворит, затворяет- и никто не отворит» ( Отк., 3,7). По иному объясняют это законные отпрыски Альгамбры: воздвигший крепость мавританский король был великим чародеем и наложил на крепость магическое заклятие, благодаря которому она выстояла в ураганы иземлетрясения. Преданье гласит, что заклятие не утратит своей силы, пока рука с наружной арки не протянется под свод за ключом- и тогда все башни и стены рассыпются во прах, отверзнув мавританские сокровища, зарытые под основанием твердыни»

Перенесемся в Гранаду  и  постараемся определить в 1-2 словах свои ощущения, которые соответсвуют нашим пяти чувствам: зрению, слуху, обонянию, вкусу и осязанию, и зафиксируем их в конспекте.

Музыка. Ряд слайдов. 

Учитель: В порядке перечисленных 5 чувств  озвучим записанное Вами.

Ответы учащихся

Учитель:Какие же выразительные средства мавританской архитектуры вызвали эти ощущения?Для решения этой проблемы мы в начале урока разбились на группы в зависимости от карточки   лотереи. Эти группы- «Архитектура», «Слово», «Декор». За 5 минут вы  должны ответить на предложенные Вам вопросы и сделать выводы, которые Вы запишете на листе конспекта. Будьте кратки при ответах- на них отводится 1 минута на каждую команду.

Работа в группах «Архитектура», «Слово», «Декор».

Озвучивание выводов учащимися:

  1. Сад как образ мусульманского рая
  2. Слово как основа  образа мира и значение каллиграфии
  3. Орнамент как основа декора
  4. Идея: восхождение в рай

Каждая группа получила фрагменты поэтических произведений .

 Подберите из них образный эпиграф к теме нашего урока, запишите его на листе конспекта, указав автора и годы его жизни.  Озвучим эти строки, не повторяясь, если кто-то выбрал одинаковые.

Учитель:Итак, мы покидаем Гранаду, как в 1826  году ее покидал  американский писатель Вашингтон Ирвинг, завоевавший  молодой американской литературе «право гражданства»в сознании многоопытного европейского читателя и написавший об Альгамбре удивительную книгу. Одна из легенд этой книги- Легенда об арабском звездочете- стала  основой для  пушкинской «Сказки о золотом петушке» . Действительно , как переплетается все в истории культур. Обратимся к книге  Ирвинга:

«Солнце склонилось к закату; дорога сворачивала в горы; я остановился и кинул последний взгляд на Гранаду. Холм, на котором я  стоял был северным  подобьем южного Холма Слез, где прозвучал «прощальный вздох мавра». Теперь я как нельзя лучше  понимал чувства , которые испытывал бедный Боандил, оставляя позади рай земной и видя перед собой кменистый и пыстынный  путь в изгнание.

Заходящее солнце , как обычно, озарило печальным сиянием багровые башни Альгамбры. Приглядевшись, я смутно различил окно и тот балкон на башне Комарес , где провел в мечтаниях столько дивных часов. Густые рощи и сады вокруг города были облиты закатным золотом; лиловатая вечерняя дымка застилала Вегу; во всем было прощальное, нежное и скорбное очарование.

-Пойду поскорее прочь,- подумал я- покуда солне не село. Хорошо бы так и запомнить всю эту красоту.

С такими мыслями я побрел в горы. Еще немного и Гранада, Вега и Альгамбра скрылись за поворотом; так прервался один из сладчайших жизненных снов, и читатель, может быть, скажет, что он был чересчур переполнен сноведеиями».

  Учитель:Попытайтесь дома найти те влияния, которую оказала на нашу отечественную культуру, в том числе и современную,  мусульманская и в частности мавританская культура.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Готический стиль в архитектуре"

 Полная разработка урока изобразительного искусства с применением групповой формы работы и мультимедийным сопровождением в виде презентации. Может быть использована на уроках на МХК. ...

Интегрированный урок музыки и ОПК "Архитектура - застывшая музыка"

Тема : Архитектура – застывшая музыка (И.Гёте) Цель: Познакомить с особенностями музыки, звучащей в православных  храмахЗадачи:·        формирование у учащ...

конспект урока МХК "Истоки русской архитектуры"

Конспект урока МХК по программе Даниловой Г.И....

Разработка урока ( с презентацией) "Стили архитектуры"

Методическая разработка урока по программе Л.Г.Емохоновой 10 классТема: Культура Древней Индии. Индуистский храм.Цель урока: познакомиться с культурой Древней Индии. Задачи:ü  Научитьс...