Проблема гуманитарного образования
статья

Бобырь Александр

В статье исследуется связь педагогической реальности, возникшей с распространением цифровых технологий, с необходимыми для успешного обучения навыками чтения и письменной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 373.1

ПРОБЛЕМА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE PROBLEM OF HUMANITARIAN EDUCATION

Александр Александрович Бобырь,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Центр образования № 69»,

 г. Уфа, Республика Башкортостан

Аннотация. В статье исследуется связь педагогической реальности, возникшей с распространением цифровых технологий, с необходимыми для успешного обучения навыками чтения и письменной речи.

Abstract. The article examines the connection of the pedagogical reality that has arisen with the spread of digital technologies with the reading and writing skills necessary for successful learning.

Ключевые слова: Образование, книга, техника чтения и письма, грамотность, удовольствие, цифровые технологии, компьютерная зависимость.

Key words: Education, book, reading and writing techniques, literacy, pleasure, digital technologies, computer addiction.

В сфере межчеловеческой коммуникации чтение является видом речевой деятельности, обеспечивающим письменную форму общения.

Природа не придумала такие каналы коммуникации, как чтение и письмо. Это придумал сам человек, и навыки человеческой коммуникации изменили человека, казалось, навсегда и бесповоротно. Для осуществления реакций восприятия и ответа мозг человека претерпел существенные изменения. Он научился распознавать лингвистические символы, произошла самоорганизация отделов мозга с целью анализа лингвистических символов и ответной коммуникативной реакции.

Чтение и письменность – основа особенности, «человечности» человека. Все живые существа, обитающие на планете Земля, в той или иной мере обладают возможностями восприятия и анализа ситуации, принятия решения, реакции, взаимодействия (коммуникации) друг с другом, но информационный канал письменной и развитой устной речи (обмен упорядоченными лингвистическими символами)  – прерогатива человека.

В сфере образования от умения читать зависят успех ученика и его желание учиться и, что немаловажно, получение удовольствия от самого обучения, закрепление и развитие мозговых процессов, возникающих во время обучения.

Педагогическая действительность, однако, изменилась значительно и непредсказуемо. Сегодня всё большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Конечно, значение и роль информационных (цифровых) технологий несомненно велики, но всего должно быть в меру. Электронная культура негативно воздействует на процессы обучения детей и подростков: меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментным; происходит ухудшение грамотности школьников, письменная и устная речь упрощаются и огрубляются; ребёнок перестаёт получать удовольствие от самого процесса обучения.

Российская Книжная Палата (РКП) ведёт статистический учёт производства всей печатной продукции. Воспользуемся её сведениями, чтобы посмотреть, какие процессы происходят в «Галактике Гутенберга» в России.

Год

Количество единиц (названий)

Тираж

(тысяч экземпляров)

Денежное выражение рынка книгопечатания (млрд.рублей)

1940

32545

353505

1960

48940

990228

1970

50040

1005785

1980

49563

1393226,5

1990

47433

421496,4

2000

59543

471192,4

2010

121738

653843,7

2020

99857

351478,7

84,0

Книгоиздательская политика такова (здесь указаны книги, изданные наибольшими тиражами, но РКП не учитывает количество выкупленных экземпляров):

2008 год

2018 год

Автор

Тираж (тысяч экз.)

Автор

Тираж (тысяч экз.)

Донцова Д.

9764,7

Кинг С.

1103,0

Шилова Ю.

3748,0

Донцова Д.

776,0

Устинова Т.

3210,9

Маринина А.

500,0

Полякова Т.

2254,2

Брэдбери Р.

493,0

Акунин Б.

2118,0

Полякова Т.

476,0

Смена ценностных ориентаций в области источников информации привела к разрушению представления о роли чтения в развитии личности и культуры. Сформировался иной мир – мир цифровых устройств, влияющий и на мозг.

 Статистика показывает, что пример и навыки использования цифровых устройств, ориентированности в цифровых продуктах, в основном развлекательных, ребёнок получает и закрепляет вне школы, в семье.

Психологи и социологи разбирались: компьютерная зависимость у детей - это болезнь или социальная проблема? Итог исследований: это серьёзная (болезненная) психологическая зависимость, и иногда справиться с ней самостоятельно не способен даже зрелый человек. 

Психофизиологическая основа игровой компьютерной зависимости понятна: это получение удовольствия. Нахождение в виртуальном мире позволяет реализовать себя, восполнить до определённого уровня отсутствие реальных отношений и оценок своих умений и способностей. К сожалению, «законы» виртуального мира ребёнок начинает транслировать на реальный мир и свои коммуникации.

Каков он, виртуальный мир удовольствия и специфических моральных ценностей? Вот некоторая статистика по «игровому рынку» России за 2020 год:

Позиция

Единица выражения

Примечания

Процент постоянно играющего населения

85%

В США – 40%

Постоянно занятых геймингом (сетевые игры)

65 млн. человек

Выручка операторов связи = 40 млрд.рублей

Объём игрового рынка

163,4 млрд.рублей

Российский рейтинг популярности игр в 2020 году:

Место

Игра

Примечания

Cyberpunk 2077

Компьютерная игра в жанре action/RPG, разработанная и изданная польской студией CD Projekt. Действие игры происходит в 2077 году в Найт-Сити, вымышленном североамериканском городе из вселенной Cyberpunk. Игрок управляет настраиваемым протагонистом по имени Ви, который работает наёмником и владеет навыками взлома и боя

FIFA 21

Компьютерная игра из серии FIFA в жанре футбольного симулятора, разработанная компаниями EA Vancouver и EA Romania под издательством Electronic Arts. На ПК, PlayStation 4, Xbox One и Nintendo Switch

The Last Of Us. Part 2

Компьютерная игра в жанре приключенческого боевика с элементами survival horror и стелс-экшена от третьего лица, разработанная компанией Naughty Dog и изданная Sony Interactive Entertainment

Grand Theft Auto V

Компьютерная игра в жанре action-adventure с открытым миром, разработанная компанией Rockstar North и изданная компанией Rockstar Games

Minecraft

Компьютерная инди-игра в жанре песочницы, созданная шведским программистом Маркусом Перссоном и выпущенная его компанией Mojang AB

 

На основе методик Международного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS в 2020-2021 учебном году было проведено тестирование обучающихся 5 (40 человек), 8 (65 человек) и 9 (40 человек) классов. Итоги показали, что в 5-х классах 60% обучающихся не обладают достаточными навыками чтения, что вызывает ослабление когнитивной активности, непонимание читаемой информации, а в 8-9-х классах наблюдалось устойчивое непонимание слов, присутствующих в текстах параграфов учебников Всеобщей истории и Истории России. В то же время тестирование показало значительную по времени увлечённость играми, в том числе занятием геймингом во время школьных перемен и дома.

Существует ли в России правовое поле игрового рынка? Практически нет в части безопасности психики ребёнка.

Тема опасности компьютерных игр для детей и подростков поднималась в России ещё в 2012 году. В мае 2019 года Советом Федерации был подготовлен законопроект, предусматривающий ряд мер в соответствии с законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».  Согласно записке, прилагаемой к документу, проект федерального закона был создан в связи с повторяющимися случаями совершённых несовершеннолетними демонстративных акций насилия в образовательных учреждениях, в ходе которых погибли дети и взрослые. По данным Лиги безопасного интернета, подростки, совершившие нападения, увлекались видео-и компьютерными играми в жанре ЗD-шутеров («стрелялок»), в которых убийства максимально точно приближены к реальной действительности. Решения пока нет.

Сознавая такую реальность, представляешь перспективу, особенно если в процессе цифровизации могут возникнуть нежелательные эффекты.

Интеллектуалы Римского клуба Андерс Вийкман и Эрнст Вайцзеккер в юбилейном докладе клуба Come On! по поводу пути развития системы образования пишут, в частности, следующее: «Достижения в области Интернета и коммуникационных технологий, которые кардинально изменяют образование с помощью массовых открытых дистанционных курсов и виртуальной реальности, являются ценными и эффективными только в том случае, если они способствуют установлению связей между людьми». Остаётся только согласиться с таким прозорливым мнением.

Литература

  1. The Club Of Rome. Come On!

          https://www.clubofrome.org/publication/come-on-2017/

  1. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. 2020 г.
  2. Компьютерные и видеоигры (российский рынок).

          https://www.tadviser.ru/index.php/ 

  1. Российская Книжная Палата. Славное прошлое и надёжное будущее. Под общей редакцией К.М. Сухорукова. М., 2017 г.
  2. Седых И.А. Индустрия компьютерных игр. 2020 год. Национальный исследовательский университет, Высшая школа экономики. Центр развития. М., 2020 г.

                        © А.А. Бобырь, 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютеризация и проблемы гуманитарного образования

Применение компьютерных технологий в современном учебном заведении в условиях всеобщей компьютеризации является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса.Информационные технологии принадл...

Статья. Дунаев М.В. Информационное общество. Гуманитарное образование. Гражданская наука (Опыт поиска точек пересечения) (впервые опубликовано в сборнике научных трудов "Инновационные процессы в сфере сервиса: проблемы и перспективы" СПб, 2010 г.)

Аннотация: В статье проводятся параллели между зарождающимся феноменом гражданской наукой, особенностями развития образования в информационном обществе и инновационными технологиями. В статье рассматр...

Актуальные проблемы гуманитарного образования

Актуальные проблемы гуманитарного образования...

Современный проблемы гуманитарного образования

Интеграция учебных предметов гуманитарного цикла способствует формированию ключевых навыков и умений, выработке ценностей обучающихся, создает атмосферу сотрудничества, взаимодействия учителей-предмет...

Научно-методическая статья "Проблемы в изучении русского языка как составляющей гуманитарного образования"

В последнее время дискуссии на тему гуманитарного образования развернулись с новой силой, потому что снова подошли к вопросу о том, что происходит падение уровня образованности, культуры, потому что и...

Антропологический аспект гуманитарного образования в системе среднего профессионального образования в инновационном обществе

Антропологический аспект гуманитарного образования в системе среднего профессионального образования в инновационном обществе...